Андрей фёдорович дерябин. Дерябин андрей федорович А ф дерябин


2012. Перебродье — взгляд российского учёного

ДЕРЯБИН Николай Иванович, окончил Московский авиационный институт в 1972 г., Московский инженерно-физический институт — в 1982 г., Факультет журналистики УМЛ (с отличием) при МГК КПСС—в 1987 г., Школу международного бизнеса МГИМО — в 1991 г. Кандидат технических наук. Ученое звание — доцент по специальности «Вооружение и военная техника». С 1972 работал на оборонных предприятиях СССР и РФ, где участвовал в разработках авиационной и ракетно-космической техники. В 1978 году удостоен звания Лауреата премии Ленинского комсомола за участие в создании и сдаче на вооружение противолодочного комплекса со сверхскоростной подводной ракетой «Шквал», не имеющего аналогов в мире до настоящего времени. В 1982-1984 г.г. участвовал в сдаче на вооружение самолета Су-27. Затем разрабатывал программу развития военной авиации СССР. Участвовал в приемке многоразового космического корабля «Буран» (возглавлял комиссию по эргономике кабины). С 1990 по 1997 годы — Генеральный директор Центра «Конверсия», в активе которого организация первого в истории России участия отечественной авиационной техники в выставке «Авиация Африки 92» (ЮАР, Йоханнесбург, 1992 г.). Дерябин Н.И.—известный специалист по стратегическому управлению и информационным технологиям. Вопросами стратегического управления он занимается более 30 лет. Его работы в этой области знают в федеральных органах власти РФ, в институтах Российской академии наук и многих оборонных организациях. Кроме того, они используются в учебных процессах подготовки специалистов в Пермском государственном техническом университете и в Московском авиационном институте. С 2004 года Н. И. Дерябин — Президент Фонда поддержки информационных технологий в авиационной и ракетно-космической промышленности. Профессор Московского авиационного института (государственного технического университета). Действительный член Экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект», координируемого Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Автор и соавтор более 150 научных работ, включая изобретения и монографии. Его книги по стратегическому управлению и квантовой психологии известны не только в России и СНГ, но и в Европе, Израиле и Америке.

14 июля 2012 года в газете была опубликована статья, посвященная 200-летию войны с Наполеоном. Интересно, что, находясь еще в чине простого офицера, будущий император Франции хотел служить российскому престолу и написал соответствующее прошение. Но получил отказ. А если бы оно было принято? Ход истории, возможно, мог быть иным. Наверное, некоторым читателям хотелось бы увидеть продолжение об этих или иных исторических событиях. Но я по профессии совсем не историк и мой интерес к прошлому Перебродья был вызван тем, что волею судьбы мы с женой оказались в этом замечательном селении. И хотя для определенной общности людей прошлое (история) определяет настоящее, мне кажется, гораздо важнее для каждого человека его будущее. Заметьте, что в молодости люди почти всегда живут будущим, а в старости все больше и больше начинают жить прошлым. И это неправильно. Потому что человек постоянно должен быть нацелен вперёд. Только такой стратегический подход к процессу бытия позволяет людям оставаться молодыми в течение всей жизни. Но есть пороки, которые мешают человеку жить будущим. Например, пьянство. Оно практически лишает человека будущего — он не может выйти за пределы настоящего, так как каждый день озабочен одной и той же пагубной потребностью. Поэтому найти среди таких людей долгожителя почти невозможно. Кстати, к аналогичным порокам в последнее время православная церковь относит и чрезмерное богатство человека. Мы же обратимся к ситуации, когда настоящее определяется будущим.

Наука утверждает, что в число наиболее актуальных для современных людей вопросов входят:

— В чем смысл жизни человека?

— Как быть счастливым?

— Что такое любовь?

— Есть ли Бог?

— Можно ли быть всю жизнь здоровым и стать долгожителем?

На все эти вопросы есть ответы.

Великий физик Альберт Эйнштейн сказал: «Стремиться надо не к тому, чтобы добиваться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Именно смысл жизни человека является его персональной миссией. Причем у каждого человека своя миссия и никто другой не имеет точно такой же. У всех они разные. Миссия — это то, ради чего человек появился на Земле, то, что он должен сделать в своей жизни, и сколько времени ему для этого отводится. Естественно, для всех живых существ на планете Земля очень важна окружающая среда, в которой они будут находиться. Рыба обитает в воде, птица — в воздухе, человек, лошадь, собака или кошка — на земле. В чистой воде, например, выживают все рыбы, а в грязной многие погибают. А человек, в отличие от рыб, птиц и животных, живет не только физической, но еще и духовной жизнью, которая, по мнению современных психологов, у него должна быть доминирующей. И важнейшим фактором здесь является гармония, которую в простейшем варианте можно определить словами известного французского мыслителя Вольтера: «Мало — плохо, но и много — тоже плохо». Иными словами, всего должно быть в меру.

Если говорить о духовном росте человека, то гармония с флорой и фауной имеет решающее значение, потому что созерцание окружающей природы—необходимое условие этого процесса и является ежедневной обязательной процедурой. Полагаю, Вы слышали о легендарном горном районе Тибет, который издревле считается идеальным местом для духовного совершенствования и творческого долголетия человека. Удивительные красоты Тибета отражены на картинах Станислава Рериха. Многие люди мечтают побывать там и приобщиться к жизни, пропагандируемой местными духовными наставниками в соответствующих школах, которых там немалое количество. Я тоже относил себя к таким людям. Но, оказывается, что совсем необязательно ехать так далеко. Такое место на Земле, похоже, совсем не единственное.

Согласно библейским преданиям Бог является небожителем. Если это действительно так, то любимым местом его пребывания, скорее всего, является Миорский район в Беларуси, где и находится Перебродье. Потому что такого сказочного, постоянно меняющегося неба я больше нигде не видел. Хотя объездил немало стран на Земле. Здесь уникальная флора и фауна, удивительно плодородная земля, чистейшая вода в озерах и реках. Немало прекрасных любительских фотографий с великолепными пейзажами можно увидеть в интернете. Но системного подхода к фантастическим картинам утреннего, дневного, вечернего и ночного неба обнаружить, к сожалению, не удалось. Большинство местных жителей этого просто не замечают, ссылаясь на занятость. А жаль. Ведь для этого надо совсем немного времени. Просто, наверное, у людей нет понимания значимости данной процедуры и самого процесса, так успешно реализуемого в Тибете. Возможно, сказывается и отсутствие специальных школ, пропагандирующих соответствующие знания. Кстати, простейшая рекомендация: чаще смотрите в небо — это поможет сохранить хорошее зрение долгие годы.

За два месяца мне удалось сделать полторы — две сотни фотографий небесного царства Миорщины. Большинство фотографий божественной обители, недоступной человеку в каком-либо другом месте, сняты практически из одной точки на географической карте — д. Перебродье. Внимательный зритель легко смог бы это увидеть — на многих из них одни и те же деревья, дома и другие земные ориентиры. Но облака не стоят на месте, и смена чудесных картин идет постоянно. И каждое мгновение уникально. Пока не знаю, где их разместить, но мне кажется, это следовало бы сделать на сайте какой-либо официальной организации Миорского района. Неплохо, если бы на этом сайте могли разместить свои фотографии все желающие, очарованные увиденным здесь. А еще лучше — среди них провести конкурс на самые удачные фотографии. Надо, чтобы местные уникальные красоты могли видеть не только жители Беларуси, но и люди всей планеты Земля. А в последующем, наверное, имеет смысл на основе этого сайта издать красочный буклет о Миорщине, который станет визитной карточкой района в процессе развития международного туризма Республики Беларусь.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно охватить все обозначенные выше актуальные вопросы. Но любознательный читатель может найти ответы на них в серии книг автора по квантовой психологии, изданных в период 2006-2011 г.г. («Стратегия управления во Вселенной», «Квантовая психология или философия жизни в XXI веке» — издательство Московского Авиационного Института, «Квантовая психология или как стать Богом», «Квантовый скачок. Эволюция сознания человека» — издательство «Амрита-Русь»).

Здесь приведу только притчу о счастье.

«Шёл однажды по полю человек. Смотрит — яма, а в ней Счастье сидит. “Скажи, чего тебе хочется — всё исполню!” — говорит оно. “Денег хочу много!” — отвечает тот. Тотчас появился рядом с ним огромный мешок золотых монет, и мужик, взвалив его на плечи, поспешил восвояси без оглядки.

Идёт второй мужик. Счастье ему: “Чего хочешь? Любое желание исполню!” — Жену хочу, красавицу писаную!” Глядь, а рядом уже девица неземной красоты. И побежал за ней мужик сломя голову.

Третий мужик идёт по полю. Счастье снова: ”Чего тебе желается?” А тот в ответ: ”А что ты хочешь?” — “Да мне бы из ямы выбраться”. Бросил мужик в яму длинную слегу и пошёл своей дорогой. А Счастье выбралось из ямы и следом побежало…»

Иначе говоря, истинное счастье людей совсем не в деньгах, власти и сладострастных утехах, а в особой жизненной стратегии по выполнению персональной миссии человека на Земле, определяющей смысл и срок его существования.

Н. ДЕРЯБИН.

Перебродье — Москва.

От редакции

Если вопросы, поднятые в статье, вызовут интерес наших читателей, автор готов продолжить их обсуждение. В свою очередь районная газета готова публиковать ваши снимки, запечатлевшие самые прекрасные уголочки Миорщины. Шлите!

Предлагаем всем жителям района, и особенно школьникам принять участие в создании виртуального альбома «Красоты Миорщины» на страницах «районки».



Д ерябин Алексей Никитович – командир звена 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского Краснознаменного полка (277-я штурмовая авиационная Красносельская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 17 ноября 1915 года в селе Атемар ныне Лямбирского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Русский. Окончил школу ФЗУ и аэроклуб в городе Саранск. Работал в аэроклубе мотористом, а с 1 марта 1938 года – летчиком-инструктором. Призван в армию в 1939 году. Служил в батальоне аэродромного обслуживания авиационной воинской части. В начале Великой Отечественной войны был направлен в военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне – Оренбург), которую окончил в 1942 году, служил там же лётчиком-инструктором. После освоения в запасном авиационном полку штурмовика Ил-2 был отправлен на фронт.

В действующей армии – с июля 1943 года. Сражался в 15-м гвардейском полку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах.

На Ленинградском фронте участвовал в следующих операциях:

Мгинская (Синявинская) наступательная операция (22 июля – 22 августа 1943 года);
Красносельско-Ропшинская наступательная операция (14 – 30 января 1944 года) – часть Ленинградско-Новгородской стратегической операции (окончательное снятие блокады Ленинграда);
Выборгская наступательная операция (10 – 20 июня 1944 года) –часть Выборгско-Петрозаводской стратегической операции, в том числе освобождение города Выборг;
Нарвская наступательная операция (24 – 30 июля 1944 года), в том числе освобождение города Нарва (Эстония);
Таллинская наступательная операция (17 – 26 сентября 1944 года), часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение столицы Эстонии города Таллин;
Моонзундская десантная операция (с 27 сентября по 1 ноября 1944 года) – часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение эстонских островов Муху – 1 октября, Даго (Хийумаа) – 3 октября, Эзель (Сааремаа) – частично.

На 3-м Белорусском фронте участвовал в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (с 13 января по 6 апреля 1945 года), в том числе в Инстербургско-Кенигсбергской наступательной операции (13 – 27 января 1945 года).

К 12 ноября 1944 года произвел 111 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, в которых лично уничтожил и повредил 39 автомашин, 8 танков, 11 железнодорожных вагонов, 2 склада с боеприпасами 1 самолет на аэродроме, 5 зданий, 1 тягач, 11 артиллерийских орудий, 3 минометных батареи, 5 дзотов, 13 повозок, 3 пулеметных точки, 2 батареи зенитной артиллерии, 2 батареи малокалиберной зенитной артиллерии, истребил до 500 солдат и офицеров противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Дерябину Алексею Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 183 боевых вылета.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. С 1960 года капитан А.Н.Дерябин – в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). До 1982 года работал на машиностроительном заводе.

Именем А.Н.Дерябина названа улица в селе Атемар.

Награжден орденом Ленина (19.04.1945), 3 орденами Красного Знамени (19.08.1944; 29.11.1944; 22.02.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.10.1944; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (19.04.1945), 2 орденами Красной Звезды (8.03.1944; …), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Гвардии лейтенант Дерябин Алексей Никитович – участник Великой отечественной войны советского народа против немецких захватчиков с 1.08.1943 года в составе 15 гвардейского штурмового авиационного Невского Краснознаменного полка.
За период своей боевой работы с 1.08.1943 года по 12.11.1944 года произвел 111 успешных боевых вылетов на самолете «Ильюшин-2», эффективность которых подтверждена штабами 13 воздушной армии, 1 воздушной армии, 277-й штурмовой авиационной дивизии, фотоснимками и летчиками других экипажей в группе.
В результате смелых штурмовок лично уничтожил и повредил: автомашин – 39, танков – 8, железнодорожных вагонов – 11, складов с боеприпасами – 2, самолетов на аэродроме противника Ималан-ярви – 1, построек – 5, тягачей – 1, артиллерийских орудий – 11, минометных батарей – 3, дзотов – 5, повозок – 13, пулеметных точек – 3, батарей зенитной артиллерии – 2, батарей малокалиберной зенитной артиллерии – 6, истребил до 500 солдат и офицеров противника.

Кроме того, в группе с другими летчиками уничтожил и повредил: автомашин – 138, танков – 22, артбатарей – 24, паровозов – 2, железнодорожных вагонов – 34, складов с боеприпасами – 8, дзотов – 7, построек – 22, тягачей – 2, самоходных орудий – 2, самолетов на аэродроме Ималан-ярви – 10 уничтожено и 5 повреждено, минбатарей – 11, батарей зенитной артиллерии – 6, малокалиберной зенитной артиллерии – 9, пулеметных точек – 7, истреблено до 1100 солдат и офицеров противника.

Неоднократно выполняя боевые задания в сложных метеоусловиях, при противодействии всех средств противовоздушной обороны противника, тов. Дерябин смело и уверенно шел на цель и, только добившись ее поражения, возвращался на свой аэродром.

Нижеприведенные примеры являются лишь отдельными эпизодами яркой боевой деятельности тов. Дерябина.

3.09.1943 года тов. Дерябин в составе группы совершал вылет на штурмовку войск и железнодорожных эшелонов на станции Гатчина. При подходе к цели зенитная и малокалиберная зенитная артиллерия противника вели сильный заградительный огонь. Умело маневрируя против огня зенитной артиллерии противника, точно вышел на цель. В результате успешной штурмовки бомбами, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем уничтожено 8 железнодорожных вагонов, разрушен участок железнодорожного полотна, взорван склад с боеприпасами и подавлен огонь батареи зенитной артиллерии.

15.01.1944 года тов. Дерябин произвел вылет на штурмовку войск и техники противника в районе Александровка. Боевое задание приходилось выполнять в сложных метеоусловиях, при сильном заградительном огне зенитной артиллерии противника. Несмотря на это, тов. Дерябин точно вышел на цель, с небольшой высоты бомбами и с бреющего полета – пушечно-пулеметным огнем атаковал стреляющие минометные батареи противника. В результате атаки лично уничтожил и повредил минометных батарей – 2, автомашин – 4, до взвода пехоты противника.

2.07.1944 года выполнял боевое задание в составе 17 самолетов Ил-2 по штурмовке самолетов противника на аэродроме Ималан-ярви. При подходе к аэродрому зенитная и малокалиберная зенитная артиллерия противника открыли сильный заградительный огонь. Над целью группа была атакована двумя Ме-109 и четырьмя ФВ-190. Несмотря ни на какие препятствия, с высоты 700 м до бреющего полета атаковал находившиеся на аэродроме самолеты противника. В результате смелой штурмовки было уничтожено 10 и повреждено 5 самолетов. взорвано 3 склада боеприпасов, подавлен огонь двух батарей малокалиберной зенитной артиллерии и одной батареи зенитной артиллерии. При выходе из атаки группой был сбит 1 самолет противника ФВ-190.

3.08.1944 года во время выполнения боевого задания в группе из 6 Ил-2 при штурмовке живой силы и техники противника в районе Перьятсе, при сложных метеоусловиях, а также сильном огне зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника тов. Дерябин произвел 3 захода на артбатареи противника. Уничтожил 3 орудия, взорвал склад с боеприпасами, подавил огонь артбатареи, уничтожил до 30 солдат и офицеров противника.

17.09.1944 года при нанесении штурмового удара 6 Илами по автотранспорту и танкам противника в районе Магдалена тов. Дерябин произвел 4 захода по скоплению автотранспорта и обозу противника. Уничтожил 5 автомашин и 15 повозок с упряжью и военными грузами.

Особенно отличился гвардии лейтенант Дерябин в дни наступления наших войск на Восточную Пруссию. Производя в день по 3 – 4 боевых вылета, он отлично штурмовал живую силу и огневые точки противника, обеспечивая успех наступления наших пехотинцев.

16.10.1944 года в первый день наступления вылетел в группе из 7 самолетов Ил-2 на штурмовку противника в район м. Шаки. Несмотря на сильный огонь зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника, произвел по цели 3 захода. Уничтожено 8 автомашин, 1 танк, 1 бронемашина, подавлен огонь 2 артиллерийских и 2 минометных батарей, 1 батареи малокалиберной зенитной артиллерии, подожжено 5 зданий, превращенных противником в оборонительные сооружения, истреблено до 50 солдат и офицеров.

20.10.1944 года выполнял боевое задание в группе из 7 самолетов Ил-2 по штурмовке танков противника на северо-восточной окраине Шталлуппенен.Несмотря на сильный огонь зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, тов. Дерябин произвел 3 захода по скоплению танков. В результате штурмовки уничтожено: танков – 2, автомашин – 4, подавлен огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Самолет тов. Дерябина был сильно подбит зенитной артиллерией противника – почти полностью отбиты рули высоты, пробито левое колесо шасси, до 100 осколочных пробоин в фюзеляже. Тов. Дерябин, благодаря отличной технике пилотирования, мужеству и хладнокровию, привел самолет на свой аэродром и отлично произвел посадку, чем спас жизнь экипажа и материальную часть.

За образцовое выполнение 111 боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм, гвардии лейтенант Дерябин Алексей Никитович достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 15 гвардейского штурмового авиационного Невского Краснознаменного полка гвардии подполковник Фефелов

Из очерка Г. Шарпило «Крепче металла» (За чистое небо. – Л.: Лениздат, 1978)

Из запасного авиационного полка на новеньких «илах» одна группа молодых летчиков-штурмовиков была направлена на Курскую дугу. Другая группа, и в ее составе Алексей Дерябин, направлялась на Ленинградский фронт.
Встречать их вышли все авиаторы во главе с командиром - гвардии подполковником Свитенко.
С восторгом смотрели новички на бывалых воинов. Многие летчики - Григорий Мыльников, Владимир Алексенко, Евгений Кунгурцев и другие, несмотря на молодость, успели побывать не в одном жарком воздушном бою. Грудь их украшали боевые награды. Ими гордились, им подражали, у них учились мастерству.
Особенно большим авторитетом пользовался командир части Николай Иванович Свитенко. До этого он воевал в истребительном авиаполку. Мужеством и отвагой заслужил там высокое звание Героя Советского Союза. После назначения в новый для него полк быстро освоил боевую технику и тактику штурмовика. И теперь, когда на штурмовку вылетали всем полком, он, как и подобало командиру, шел впереди, давал сигнал: «Делай, как я!»
Тяжелый и опасный труд воздушного бойца у молодых летчиков начался с первого дня пребывания в части.
В те дни Ленинградский фронт готовился к Синявинской операции. Штурмовая и бомбардировочная авиация вела работу по уничтожению вражеских аэродромов, складов боеприпасов, позиций артиллерии и в том числе дальнобойной, обстреливавшей Ленинград.
Ежедневно группами в четыре - шесть самолетов вылетали на штурмовку целей. Обычно такие группы возглавляли командиры эскадрилий Мыльников, Алексенко, Кунгурцев, Павлюченко и другие опытные летчики, побывавшие во многих жестоких схватках.
Алексея Дерябина определили на машину с номером «14» в эскадрилью, которой командовал гвардии капитан Павлюченко. Кавалер двух орденов боевого Красного Знамени, смелый, волевой офицер и в то же время мягкий, душевный человек, Федор Митрофанович располагал к себе каждого, кому довелось с ним служить. Кажется, не было такой свободной минуты, когда бы его не окружали сослуживцы.
Надо же случиться такому совпадению, что в эскадрилье Федора Павлюченко, человека рослого, широкоплечего, как говорится, косая сажень в плечах, почти все летчики, в том числе и Алексей, были невысокого роста. Полковые остряки прозвали их «павлючатами».
В конце июля «павлючата» вылетели на штурмовку фашистской дальнобойной артиллерия в районе поселка Володарский. Группу вел комэск Павлюченко. Заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Петр Кизинков приказал Алексею Дерябину - это был первый вылет молодого летчика - идти за ним, действовать, как он.
Над целью «илы» были встречены сплошной стеной зенитного огня. Преодолевая чувство смертельной опасности, Алексей старался в точности повторять действия Кизинкова. Пристально всматривался туда, где должна находиться цель, и, ничего не разглядев, вслепую сбросил бомбы, расстрелял эрэсы, вел огонь из пушки.
Так продолжалось некоторое время еще в нескольких вылетах. И вдруг как-то неожиданно все встало на свое место. Алексей стал ясно различать цели, выбирать наиболее выгодную точку сбрасывания бомб, начало крутого пикирования.
Однажды, выслушав после очередного боевого вылета обстоятельный доклад Алексея о том, что он видел и как действовал, комэск сказал:
- Становитесь, Дерябин, настоящим воздушным бойцом. - И приказал: - Установите фотоаппарат. Будете производить съемку результатов штурмовки.
Теперь, вылетая на задание, Алексей не забывал включать дублер, приводивший в действие установленный в левой гондоле шасси фотоаппарат.
Когда после возвращения на аэродром рассматривали снимки, на них были отчетливо видны разбитые танки, горящие эшелоны, искореженные паровозы и вагоны. Снимки свидетельствовали о высоком боевом мастерстве штурмовиков эскадрильи гвардии капитана Павлюченко, помогали анализировать каждый вылет, учитывать ошибки, уточнять расположение целей и всей системы вражеской обороны.
15 сентября сорок третьего года полк в течение четырех часов штурмовал вражескую боевую технику и живую силу в районе Синявина.
В этот день Алексей Дерябин впервые не вернулся с задания. Во время штурмовки вражеской обороны у его «ила» зенитным огнем была отбита часть левой плоскости. Алексей пытался удержать самолет в горизонтальном положении, дотянуть до аэродрома. Но из этого ничего не получилось, и он вынужден был совершить посадку на ровной площадке у Ладожского озера. Там находились огневые позиции артиллеристов. Снижаясь, Алексей увидел вышедшего из землянки солдата, который и не подозревал, что мог неожиданно попасть под колеса приземлявшегося самолета.
- Чертушка, сейчас сшибу! - только и успел крикнуть Алексей. Он крепко нажал на штурвал, резко отвернул в сторону. Машина накренилась, перекувырнулась и метров с десяти грохнулась «а землю.
Прибежавшие к месту аварии солдаты извлекли из-под обломков самолета летчика и стрелка-радиста. У гвардии старшего сержанта Николая Соколова оказался перелом ноги. Его отправили в медсанбат. Лейтенант Дерябин отделался сильным ушибом. «Контузия легкого», - сказал главный врач медсанбата.
Алексей связался с полком. Вечером за потерпевшим аварию экипажем пришла автомашина. А через неделю Дерябин снова вылетел на штурмовку. Только на этот раз с ним вместо Николая Соколова летел Константин Пелевин.
В январе сорок четвертого, когда Ленинградский и Волховский фронты вели бои по снятию блокады города на Неве, его сбили во второй раз.
Они возвращались после штурмовки. И где-то над Колтушами их атаковали «мессершмитты».
Советские летчики приняли бой. Самолет Дерябина стали преследовать двое фашистов. Пулеметными очередями они пробили масляную и водяную системы. Пришлось выйти из боя.
Он сумел посадить самолет на полотно железной дороги у станции Обухово. И летчик, и стрелок были целы и невредимы.
Ненависть к врагу, любовь к Родине, вера в замечательные качества отечественной техники вселяли уверенность, закаляли волю советских летчиков.
В марте сорок четвертого летчики вылетели на штурмовку эшелона на крупном железнодорожном узле.
Пробив облака, вышли точно на цель. Стремительно надвигалась земля, опутанная паутинками железнодорожных линий. На одной из них, словно гигантская змея, извивался эшелон, уходивший в западном направлении.
Небо вдруг зарябило от взрывов. Зенитный огонь был настолько плотным, что даже видавшему виды Алексею стало на какой-то миг жутковато.
Усилием воли он подавил страх, еще крепче сжал ручку управления.
- Держись! - крикнул он стрелку-радисту. - Пошли!
Он еще резче направил самолет вниз. Стена огня осталась где-то позади.
Дерябин поймал в прицел медленно ползущую по рельсам змею и нажал на гашетку. С крыльев сорвались реактивные снаряды, огненными иглами вонзились в эшелон.
При выходе из пикирования в самолет попал снаряд. Изрешетило фюзеляж, отбило часть хвоста. Но летчик еще раз зашел на штурмовку и обрушил оставшийся бомбовый запас и пушечный удар по другому эшелону, стоявшему невдалеке от станции. Только когда осколки разорвавшегося снаряда попали в двигатель и всю кабину и его самого залило маслом, летчик вышел из боя. Но дотянуть до аэродрома не смог. Пришлось Алексею Дерябину садиться на болото, которое, приняв на себя изрешеченный штурмовик, смягчило удар.
В октябре 1944 года гвардейскую дивизию, в которую входил 15-й штурмовой авиаполк, перебросили на 3-й Белорусский фронт, осуществлявший операцию по разгрому фашистских войск в Восточной Пруссии, этой цитадели германского империализма.
20 октября полк получил задание уничтожить скопление фашистских танков на окраине Шталлупеннена. Танки имели сильное противовоздушное прикрытие. И все же советские штурмовики сумели прорваться сквозь огонь и обрушить мощный удар по наземному врагу.
Алексей Дерябин уничтожил несколько танков. И снова - в какой уж раз! - у «ила» оказались выведенными из строя рули высоты, пробитым колесо шасси, продырявленным фюзеляж.
Возвращались, можно сказать, на честном слове, а тут еще надо было садиться на незнакомый аэродром - задача выполнялась с перебазированием.
- Как думаете, командир, дотянем? - тревожится Пелевин. Алексею и самому тревожно.
Сколько раз приходилось идти на вынужденную. Как сложится в этот раз - неизвестно. На больших оборотах машина держится. Убираешь газ, - опускает нос. Попробуй тут сядь. Хотя бы до переднего края дотянуть. А там, на своей земле, и помирать легче.
А почему, собственно, помирать? Почему помирать?! Всем смертям назло - дотянем!
- Дотянем, Костя! - крикнул Дерябин. - Дотянем, дружище! Ты только смотри внимательнее - не проскочить бы.
Вот и аэродром. Алексей обеими руками сжал ручку управления, стал осторожно снижаться. Находившиеся на летном поле сразу заметили, что с самолетом что-то неладно. Когда он остановился у края летного поля, все бросились к нему. Всеобщее изумление прорвалось громкими возгласами:
- Вот это - да!
- Как же ты садился?
- Ты, браток, у нас, видно, крепче металла! - говорили боевые друзья, осматривая изрешеченный штурмовик.
- Придется вам, товарищ Дерябин, дать другую машину, - сказал командир.
- Не надо, товарищ подполковник. Прошу оставить на «четырнадцатом». Я ведь со дня прибытия в полк летаю на нем. Седьмой раз возвращаемся в таком виде, и каждый раз возвращаемся в строй.
- Ну, что ж, давайте заштопаем еще раз.
Чем ближе было к завершению войны, тем яростнее сопротивлялся враг. Тем сокрушительнее становились удары советских войск, в том числе и авиации. Вылет следовал за вылетом. Удар за ударом.
Так они и били врага, не давая ему передышки, изо дня в день самоотверженно выполняя свой солдатский долг перед Родиной.
19 апреля 1945 года - памятная дата для воинов 15-го гвардейского Невского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова штурмового полка. Многим летчикам в этот день было присвоено звание Героя Советского Союза. В числе их были капитан В. А. Алексенко, старшие лейтенанты А. Н. Прохоров, С. И. Потапов, лейтенант А. Н. Дерябин, младший лейтенант В. Г. Аверьянов. Старший лейтенант Е. М. Кунгурцев в этот день был награжден второй Золотой Звездой Героя.
24 июня 1945 года летчики 15-го гвардейского штурмового авиационного полка - Герои Советского Союза в составе сводного полка 3-го Белорусского фронта торжественно прошли на параде Победы по Красной площади мимо мавзолея Ленина.
Вместе со всеми в строю фронтовиков шагал Алексей Дерябин.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)


Андрей Фёдорович Дерябин - руководитель Департамента горных и соляных дел и , один из крупнейших специалистов горнозаводского дела в России своего времени.

Биография

Ранние годы

Андрей Фёдорович родился в семье диакона в селе Дерябинское Верхотурского уезда Гороблагодатского округа Пермской губернии . После окончания учебы в Тобольской духовной семинарии , он поступил в , которое закончил через три года и в качестве шихтмейстера был определен на службу при Нерчинских горных заводах. Оттуда по рекомендации управителя он был направлен за границу для ознакомления с опытом горного дела Германии, Франции и Англии .

Работа в горной коллегии

Труды

  • «Историческое описание горных дел в России с самых отдаленнейших времен до нынешних». 1801 год.

Семья

Жена Наталья Никитична была дочерью князя Никиты Урусова , правителя Ярославского наместничества . Сын - Фёдор (1813-1865) .

Напишите отзыв о статье "Дерябин, Андрей Фёдорович"

Примечания

Источники

  • Перечень русских горных деятелей. (Из бумаг покойного горного инженера С. Н. Кулибина). - ГЖ, 1900, т.3, кн.8.;
  • Русский биографический словарь;
  • Мелуа А. И. Геологи и горные инженеры России: Энциклопедия / Под ред. Академика Н. П. Лаверова. М.; СПб.: Издательство «Гуманистика», 2000.;
  • Заблоцкий Е. М. Деятели горной службы дореволюционной России. Краткий биографический словарь. СПб.: «Гуманистика», 2004.;
  • Шумилов Е. Ф. Андрей Фёдорович Дерябин. - Ижевск, 2000.

Отрывок, характеризующий Дерябин, Андрей Фёдорович

– Да на чужой стороне живучи… – выделывали они плясовую солдатскую песню. Как бы вторя им, но в другом роде веселья, перебивались в вышине металлические звуки трезвона. И, еще в другом роде веселья, обливали вершину противоположного откоса жаркие лучи солнца. Но под откосом, у телеги с ранеными, подле запыхавшейся лошаденки, у которой стоял Пьер, было сыро, пасмурно и грустно.
Солдат с распухшей щекой сердито глядел на песельников кавалеристов.
– Ох, щегольки! – проговорил он укоризненно.
– Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, – сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру. – Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одью слово – Москва. Один конец сделать хотят. – Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.
Дорога расчистилась, и Пьер сошел под гору и поехал дальше.
Пьер ехал, оглядываясь по обе стороны дороги, отыскивая знакомые лица и везде встречая только незнакомые военные лица разных родов войск, одинаково с удивлением смотревшие на его белую шляпу и зеленый фрак.
Проехав версты четыре, он встретил первого знакомого и радостно обратился к нему. Знакомый этот был один из начальствующих докторов в армии. Он в бричке ехал навстречу Пьеру, сидя рядом с молодым доктором, и, узнав Пьера, остановил своего казака, сидевшего на козлах вместо кучера.
– Граф! Ваше сиятельство, вы как тут? – спросил доктор.
– Да вот хотелось посмотреть…
– Да, да, будет что посмотреть…
Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении.
Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
– Что же вам бог знает где находиться во время сражения, в безызвестности, – сказал он, переглянувшись с своим молодым товарищем, – а светлейший все таки знает вас и примет милостиво. Так, батюшка, и сделайте, – сказал доктор.
Доктор казался усталым и спешащим.
– Так вы думаете… А я еще хотел спросить вас, где же самая позиция? – сказал Пьер.
– Позиция? – сказал доктор. – Уж это не по моей части. Проедете Татаринову, там что то много копают. Там на курган войдете: оттуда видно, – сказал доктор.
– И видно оттуда?.. Ежели бы вы…
Но доктор перебил его и подвинулся к бричке.
– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай.
Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.

Русский инженер, специалист горнозаводского дела, обер-берггауптман (1810), директор Департамента горных и соляных дел (1811-1817).

Андрей Федорович Дерябин родился в 1770 году в селе Дерябинском Верхотурского уезда Горноблагодатского округа Пермской губернии (ныне село ) в семье дьякона.

Начальное образование он получил в отцовском доме, позднее учился в Тобольской семинарии. По ее окончании отправился в , где, после неудачной попытки поступить в Медико-хирургическую академию, в 1787 году поступил в Высшее горное училище (впоследствии Горный кадетский корпус, Горный институт).

По окончании учебного заведения в 1790 году с чином шихтмейстера А. Ф. Дерябин работал на Нерчинских горных заводах. По рекомендации начальника Нерчинских заводов он вскоре был командирован за границу для ознакомления с опытом горнодобывающих предприятий Англии, Франции и германских государств. За годы пребывания за рубежом А. Ф. Дерябин основательно ознакомился с геологией Западной Европы и собрал богатую коллекцию минералов, которую в 1801 году подарил минералогическому кабинету Горного корпуса.

В 1798 году А. Ф. Дерябин вернулся в и был назначен членом Берг-коллегии, в 1799 году был произведен в обер-бергмейстеры, а в 1800 году в чине берггауптмана стал управляющим экспедицией и конторой разделения золота от серебра. В это время он завоевал себе репутацию высокообразованного техника и умелого администратора, часто исполнял различные поручения императора , в особенности по оружейному делу, и принимал деятельное участие в работе временных комитетов и комиссий по Министерству финансов, Военному, Морскому и другим ведомствам.

В 1801 году А. Ф. Дерябин был назначен главным начальником Гороблагодатских и Пермских заводов, а затем управляющим Дедюхинскими соляными промыслами. За короткое время ему удалось значительно повысить производительность вверенных ему предприятий. При нем были открыты новые рудники, найдены новые месторождения железных руд и построен Верхнебарангинский чугуноплавильный завод.

В 1804 году А. Ф. Дерябин был вызван в , где стал членом комитета по реформе горной промышленности. Его предложения легли в основу нового «Горного положения», утвержденного императором в 1806 году.

С окончанием реформ А. Ф. Дерябин получил высокий и ответственный пост начальника Гороблагодатских, Камских и Богословских железных и медных рудников и заводов. Благодаря его участию была проведена серьезная модернизация горных заводов, существенно увеличившая их производительность.

В 1805 году А. Ф. Дерябиным был подготовлен первый проект создания оружейного завода на базе старого железоделательного предприятия, существовавшего в поселке Вятской губернии. В феврале 1807 года окончательный проект предприятия был утвержден и летом того же года было положено начало многолетнему строительству. Одновременно со строительством оружейного завода начался выпуск первых ижевских ружей, небольшое количество которых поступило на вооружение русской армии к 1812 году. А. Ф. Дерябин совместно с архитектором С. E. Дудиным разработал генеральный план города на Иже, черты которого просматриваются и в облике современного .

В 1810 году А. Ф. Дерябин был возвращен в , где принял участие в законодательной работе. В 1811 году, с преобразованием Горного департамента в Департамент горных и соляных дел, он стал первым директором обновленного ведомства. Круг порученных А. Ф. Дерябину дел был чрезвычайно широк - от собственно горных проблем до чеканки звонкой монеты и добычи соли. Ему же был подчинен и Горный кадетский корпус, ранее находившийся в ведомстве Берг-коллегии.

При непосредственном участии А. Ф. Дерябина был усовершенствован метод обучения в корпусе, было введено преподавание новых предметов, увеличено число учащихся, а также суммы, ассигновавшиеся на их содержание. В 1814 году по его проекту в Сибирь была послана геогностическая экспедиция для исследования и описания гор и поисков полезных ископаемых. Собранные ей коллекции минералов значительно обогатили кабинет Горного корпуса.

В 1817 году А. Ф. Дерябин был уволен со службы «…по слабости здоровья». Действительная причина его отставки до конца не ясна. На момент отставки он имел высший чин горного ведомства - обер-берггауптмана (4 класс по Табели о рангах). За годы службы он награждался орденами Святой Анны 2-й (1804) и 1-й (1812) степеней.

В последующие годы А. Ф. Дерябин служил управляющим заводов в имениях графа Н. П. Румянцева на Гомельщине (ныне в Белоруссии).

А. Ф. Дерябин скончался 26 июля (7 августа) 1820 года. Он был похоронен Толгском монастыре в Ярославской губернии. 11 июня 2002 года его прах был перевезен в

C именем Андрея Дерябина связана вся история Ижевска, он по праву считается великим оружейником и основателем третьего, самого крупного российского оружейного завода, являлся начальником Ижевского оружейного и сталеделательного заводов в 1807-1809 гг.

Андрей Дерябин родился 13 октября 1770 года в семье диакона в селе Дерябинское Верхотурского уезда Гороблагодатского округа Пермской губернии. После окончания учебы в Тобольской духовной семинарии, он поступил в Петербургское высшее горное училище, которое закончил через три года и в качестве шихтмейстера был определен на службу при Нерчинских горных заводах. Оттуда по рекомендации управителя он был направлен за границу для ознакомления с опытом горного дела Германии, Франции и Англии. Дерябин прекрасно знал немецкий, французский, английский языки, что помогло ему досконально ознакомиться с технологией различных производств.

В 1798 году его назначают членом Горной коллегии — высшего государственного учреждения России, ведавшего горной промышленностью, обер-бергмейстер (1799). Прекрасный знаток отечественного и зарубежного металлургического и инструментального производства, Дерябин считался крупнейшим специалистом горнозаводского дела во всей стране. В 1800 году — управляющий Экспедицией и Конторой разделения золота от серебра, берггауптман (генеральский чин 6 класса, соответствовал званию полковника). Осенью 1800 года ему поручено главное управление Колыванскими и Нерчинскими заводами. А в 1801 году он стал главным начальником Гороблагодатских, Пермских и Камских горных начальств, управляющим Дедюхинскими соляными промыслами. В короткий срок Андрею Фёдоровичу удалось значительно улучшить их деятельность. Были открыты новые рудники, найдены месторождения руд, на заводы приглашены знающие техники и мастера, сооружены и перестроены фабрики, усовершенствованы машины. С 1802 года — оберберггауптман. В 1804 году Дерябин подал правительству обстоятельную записку, в которой предлагал провести целый ряд преобразований в управлении горной промышленностью, и ему было поручено заняться составлением «Проекта Горного положения».

В 1804 году образован комитет по реформе Горного ведомства. Для участия в работе комитета Андрей Фёдорович был вызван в Петербург. Первой задачей комитета — было ознакомиться с развитием горного дела в России и с историей горного законодательства. Эта задача и была возложена на Дерябина, который после продолжительной работы представил на рассмотрение комитета «Историческое описание горных дел в России с самых отдаленнейших времен до нынешних».

Комитет всецело присоединился к мнениям, выраженным в исторической записке Дерябина, «Проект Горного Положения», принадлежащий перу Дерябина, был утвержден 13 июля 1806 года. Новые порядки предполагалось ввести в виде опыта сначала на 5 лет, затем снова их пересмотреть и тогда уже утвердить окончательно, но пересмотра не последовало, проект оставался в действии до издания первого Свода Законов и вошел в него в виде особого устава. С окончанием реформ Дерябин получил пост начальника Гороблагодатских, Камских и Богословских железных и медных рудников и заводов.

Принято считать, что вторым рождением Ижевска стала закладка оружейного завода. В преддверии наполеоновских войн, Дерябин начинает разрабатывать обоснование строительства нового оружейного завода и подыскивать подходящее место. К 1805 году он подготовил первый проект оружейного завода на базе существующего в поселке Ижевский завода старого железоделательного предприятия.

Указом от 20 февраля 1807 года император Александр I повелел: «Поручить оберберггауптману Дерябину строить новый оружейный завод на реке Каме, для выделки от 59 до 70 тысяч холодного и огнестрельного оружия».

Летом того же года было положено начало строительству. В 1807 году Андрей Дерябин становится основателем Ижевского оружейного завода (ныне Концерна «Калашников»). В 1808 году завод был передан в Военное ведомство.


Одновременно со строительством оружейного завода начался выпуск первых ижевских ружей. Ижевские мастеровые поставляли русской армии фузеи, мортиры, шашки и палаши, которые поступили на вооружение русской армии к 1812 году, к началу военной кампании против Наполеона. С той самой поры Ижевск является самой крупной кузницей стрелкового оружия для обороны страны.

Начальником Ижевского завода Андрей Дерябин был в период с 1807 по 1809 годы. Это стало временем становления завода, блестящим посылом к его развитию. Именно Дерябин заложил основу того, чем гордилось и гордится по сей день предприятие.

Для укомплектования завода квалифицированными кадрами Дерябин пригласил на предприятие 134 иностранных мастера с семьями. Это были немецкие, шведские и датские оружейники. Понимал он и сложности воспитания из подневольных работников искусных мастеровых: писал о необходимости показаний и руководств, дабы сформировалась «привычка к машинам». Дерябин стал основоположником отечественного инструментального производства.

В 1810 году он был вызван в Петербург и участвовал в образовании Департамента горных и соляных дел и Горного кадетского корпуса.

В 1810 году Дерябин назначен директором Горного департамента и, одновременно, директором Горного кадетского корпуса, в которое к тому времени было преобразовано горное училище. Круг его новых дел был чрезвычайно широк - собственно от горных проблем до чеканки звонкой монеты и добычи соли.

В 1816 году по слабости здоровья получил увольнение от службы и до самой смерти находился при управлении фабричных заведений в Гомеле, принадлежавших Государственному канцлеру Н.П. Румянцеву.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: