Что значит заискивать перед людьми. Подлизы на работе, или опасные проявления заискивания

типология состояний выживания Вирджинии Сатир

Я начинаю описание первой«манеры поведения» или невротического «состояния выживания».

Вирджиния Сатир описывает каждый тип по следующим параметрам, внимание (!) :

  1. Общая характеристика его слов (одним словом) + его типичные выражения
  2. Примерное метафорическое описание излюбленной позы, в которой неосознанно всегда пребывает его тело
  3. Его внутренние ощущения и подлинные мысли о самом себе
  4. Его внешнее поведение на людях
  5. То, как воспринимают его окружающие люди
  6. Та реакция, которую он ожидает получить от людей
  7. Его безусловно ценный ресурс, плюс его состояния

Ещё раз прошу Вашего внимания.

В седьмом пункте психологи расходятся, да и сама Сатир не говорила ничего конкретно, так что её можно интерпретировать широко.

Так, некоторые специалисты полагают, что каждый невротический тип приспособления к жизни действительно имеет СВОЙ ЦЕННЫЙ РЕСУРС, без иронии.

Ведь если бы у данной роли не было вообще никакого полезного ресурса, то эта роль стала бы абсолютно проигрышной. Никуда не годной.

Другие же психологи (занимающие более жёсткую позицию) называют каждое такое положительное качество из пункта 7 всего лишь ПАРОДИЕЙ НА ЦЕННОЕ КАЧЕСТВО...

Мы занимаем промежуточную позицию и предлагаем делать то же самое и Вам. Хотя бы на первых порах. Когда будете знакомиться с каждым типом.

Воспринимайте «Достоинство невротика» и как подлинное достоинство и как пародию на него. Этот «срединный путь» будет ближе всего к истине, на наш взгляд.

Заискивающий перед миром - миротворец

Вот первый способ коммуникации с миром, первое невротическое состояние выживания

Общая характеристика его слов (одним словом) + типичные выражения заискивающего миротворца

Согласие

Ты - прекрасна, спору нет (И без всяких последующих «но» и «Царевен»)

Всё, что ты хочешь, думаешь и говоришь - это правильно.

Ничего страшного ты не совершил.

Я и только я сделаю тебя счастливым.

(предлагаю воспринимать эти слова тоже как своего родапародию, и тогда Вам многое станет понятно. Например то, почему этот тип называется - невротическим.)

Примерное метафорическое описание излюбленной позы, в которой неосознанно всегда пребывает его тело

Тело заискивающего миротворца как бы говорит: «Я - беспомощно!»

У этого человека постоянно болят глаза, шея и голова - он крепко держит выражение лица «заискивающего». Для этого он пытается всегда смотреть «снизу - вверх» и натужно улыбаться.

Часто, поговорив с кем-то, этот человек начинает в итоге хрипеть, голос садится - от ненормального напряжения связок, удержания себя от слов правды.

Его внутренние ощущения и подлинные мысли о самом себе

Я - ничтожество. Без вас (без тебя) я никто.

Его внешнее поведение на людях

Со всеми соглашается, как в притче «И ты права». (Напоминаю - всё поведение невротика - это пародия на настоящие, подлинные чувства).

Постоянно ждёт одобрения в свой адрес.

Благодарен просто за то, что к нему обращаются в разговоре.

То, как воспринимают его окружающие люди

Он вызывает у них сильное чувство вины, они воспринимают его как «немой укор» своей силе, здоровью, богатству, счастью.

Та реакция, которую он ожидает получить от людей

Постоянная поддержка в его делах, жалость

Его безусловно ценный ресурс, плюс его состояния

Эмпатичность как природный дар. Заискивающий миротворец чувствует боль другого как свою, он толерантен, он умеет заботиться, он развил в себе чуткость.

(В худшем случае это будет ПАРОДИЕЙ на все вышеперечисленные добродетели)

Из заискивающих миротворцев (когда они перестанут быть невротиками) впоследствии получаются хорошие психотерапевты и представители других помогающих профессий.

Это так называемые «добрые психологи». (Есть и «злые»)

Следующее состояние выживания читайте в следующей статье на нашем сайте.

Энциклопедия пороков [Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры] Пролеев Сергей В

Заискивание

Заискивание

Как подумаешь, сколько есть слов, выражающих согбенность одного человека перед другим, грустно становится. Какое богатство оттенков: угодливость, льстивость, подхалимство, услужливость, раболепие, подобострастие, пресмыкательство, заискивание! Не много ли для одного, в сущности, положения фигуры? Есть случаи, когда богатые отечественные традиции не радуют.

Когда я вижу заискивающего человека, передо мною будто является призрак некогда случившегося с ним несчастья. Трудно, поверить, что это качество, в крайних проявлениях своих имеющее вид пресмыкательства, возникает в ходе естественного развития личности. Оно - верный знак какой-то душевной травмы, излома, насилия. Кого однажды не сломила чья-то грубая воля, или собственный страх, или малодушный расчет - кто, одним словом, не потерпел ущерба своему достоинству от других или себя самого, - в том едва ли заискивание возьмет верх.

Заискивающий неустанно ищет чьего-то расположения. Мало кто отдает столько внимания и усердия установлению добрых отношений. Его не оставляет опаска, что им могут быть недовольны, что недовольство рождает недоброжелательство, недоброжелательство опасно, опасность неотвратима, а заключенная в других угроза способна напрочь разрушить его существование. В силу этой логической цепочки, всякий раз безотчетно возникающей в заискивающей душе, она любое недовольство окружающих воспринимает как предвестие грядущей беды. И, естественно, ищет как ее предупредить, стараясь всем внушить доброе к себе отношение.

Невдомек заискивающему, что поощряет его так себя вести не логика, а недержание эмоций. Маленький камешек, брошенный с вершины горы, способен увлечь за собой множество иных, так что к подножию скатится уже целая лавина. Это происходит, если склон крут и камни некрепко держатся в почве. Так и в душе заискивающего малейшее беспокойство, простой знак неприятия или просто равнодушия со стороны окружающих вызывает целую лавину тревоги и смятения. Что доказывает: заискивающей натуре трагически недостает выдержки, самообладания и спокойной уверенности в себе - качеств, предупреждающих смятение страстей и хаос чувств.

В том, кто заискивает, нет ничего дурного. Он вредит главным образом, самому себе. Кто перед всем отступает, в конце концов исчезает вовсе. Кто пытается достичь благополучия, тщательно избегая любой неприятности и уклоняясь малейшей угрозы конфликта, обрекает себя на вечную неудачу. Успех и счастье не найдут того, кто не проявил себя. А ведь заискивающий только тем и занят, чтобы себя не заявить и не стать препятствием на пути других. Желая со всеми быть в ладу, он просто избрал неверную стратегию. Стремясь ко всеобщему уважению, утратил себя. Ему постоянно изменяет чувство меры (как впрочем, и остальные чувства).

Каждый из нас время от времени ищет чьего-то расположения, трудится над установлением добрых отношений, старается достичь компромисса и согласия. Но только заискивающая натура видит в этом главное средство достижения любых целей; только она теряет в этих действиях свое достоинство. Заискивающему вовсе не нужно отказываться от качеств своей души. Единственное, что требуется - выдержать характер. Вы так хорошо умеете чувствовать других, постарайтесь же почувствовать себя. Личность начинается с открытия того, что каждый принадлежит самому себе. Если Вы в своем праве, не думайте об одобрении или неудовольствии других. Ведь это так естественно, что не хотеть этого нельзя.

Ничего так не желает заискивающий, как освободиться от тягостного и закрепощающего присутствия других в его сознании. Желает и боится. Поверьте, он сам утомлен своим подобострастием. Все чаще его одолевают раздражение и злость, тем более тягостные, что их требуется скрывать. Он начинает тихо ненавидеть тех, перед кем заискивает; а может, ненавидел их изначально, видя в них воплощения своей несвободы. Воистину, прожившие жизнь в непрестанном заискивании кончают либо черной меланхолией, либо - если случайность подарит им власть над кем-нибудь - крайним самодурством и садизмом. Этих грустных проявлений легко избежать. Укротите свои подобострастные рефлексы чувством собственного достоинства, не лебезите и не трепещите, пусть взгляд Ваш будет ясен, а воля внятной. Тогда на облагороженной почве заискивания поднимутся ростки предупредительности и обходительности, внимательности и чуткости, заботливости и самоотверженности - целое соцветие столь ценимых людьми качеств. Любуясь ими, мы редко догадываемся о почве, которая их породила.

Это очень частый среди женщин баг. Смотреть снизу, задавать вопросы тоном ученицы, восхищаться, давать понять, что ты - менее компетентная, неопытная, начинающая.

Это совсем не баг, когда идет речь о конкретной узкой области, где вы - не специалист, и о конкретном человеке, которого вы считаете авторитетом и который готов вас учить. В этом случае это нормальная позиция. Не на равных же вам с ним говорить?

Багом это становится тогда, когда начинает проецироваться на другие области жизни и на всех людей, даже тех, кого вы не считаете опытней и компетентней себя, не согласны с их взглядами и не готовы видеть в них наставников. Но вы используете те же речевые обороты и такие поведенческие паттерны, что они ощущает себя сверху, а вы соответственно - снизу. То есть вы оказываетесь в нижней позиции по отношению к тем, кого выше себя не считаете.

Если баг Ученица пышным цветом цветет, люди разговаривают снизу абсолютно со всеми, словно каждый - по умолчанию их - наставник. Они настолько привыкают общаться из нижней роли, что любое другое обращение и поведение начинает казаться им собственной грубостью, собственным хамством и чрезмерной дерзостью. Ну как можно не поблагодарить пять раз за совет, пусть даже сомнительный и совсем не нужный? Как можно выразить свое мнение и не добавить тут же, что мнение наверняка ошибочное, глупое и хочется узнать, как на самом деле нужно думать?

Большинство людей такие ученицы раздражают. В первый момент - ощущение, что человек слишком вежливый и предупредительный, а потом нарастает раздражение. Зачем он лебезит, зачем самоуничижается, почему задает вопросы, на которые и сам наверняка знает ответы, зачем старается подчеркнуть свою ничтожность по сравнению с тобой? Что с ним? У него плохой период в жизни и он чувствует неуверенность в себе, нуждается в поддержке? И многие вынуждены разубеждать такого непрошеного ученика и нахваливать, ставить ему пятерки или четверки в табель.

Но Ученик не так прост. Хоть он и уничижался так, будто перед ним - Великий Учитель, сам он скорее всего весьма невысокого мнения о том, кто ставит ему четверку. Какая еще четверка? Ты сам-то знаешь хоть что-нибудь, тупой препод? А на практике пробовал теорию воплощать?

В этом и состоит основной конфликт. Баг Ученица заставляет человека перед другими унижаться, но за свое унижение других презирать. Если бы Ученица и правда думала, что другие умней ее, она бы относилась с уважением к людям и не лебезила, а она себя считает на том же уровне, но боится это показать почему-то и прячет под натужной ролью ученицы. Почему боится?

Ученица боится во-первых, конфликта (вдруг унизят, уж лучше самой унизиться сразу), во-вторых, боится чего-то полезного не узнать. Все почти Ученицы говорят, что любят учиться. Ресурс учебы они рассматривают как источник пользы и удовольствия. Все ресурсы таковы, и этот тоже, но у Учениц акцент на этом. У них часто бывает даже аддикция к этому ресурсу, они все время посещают тренинги, семинары, заказывают учебники и пособия. Им кажется, что еще немного узнать и они решат свои проблемы. Люди с аддикцией тревожны из-за фрустрации других ресурсов, вокруг много опасностей, а любимый ресурс - островок надежды. Ученицы много учатся, очень мало реализуют (и усваивают поэтому мало). И баг в этом тоже участвует. Это такая жадность по отношению к знаниям, хочется получить их как можно больше. Поэтому каждый встречный рассматривается как потенциальный источник корма. Надо только позу покорности принять и получить.

Это напоминает иерархию в стаях крупных обезьян. Малышей не трогают, подростки должны проявлять почтение к старшим, принимая позу покорности, чтобы их не трогали и кормили, пока они растут и набираются сил, а взрослый самец может остаться в положении слабого, все время принимая позу покорности не только перед вожаками, но и перед другими, а может начать отстаивать свои права. Роль слабого кажется выгодной, никто не трогает и кормят, но если в этой роли взрослый самец, его начинают двигать от кормушки, он получает корм в последнюю очередь. Это как бы брак такой эволюционный. Вырос и не смог стать сильным, ну хорошо, тебя не тронут, коли ты убогий, но и кормить будут мало, пользы стае от тебя никакой. С человеческой точки зрения это выглядит жестоким. Надо кормить всех и трусливых, и ленивых. Да, если речь идет о еде. Физическое выживание надо обеспечивать всем. Но социальные бонусы, такие как слава, успех, все равно будут распределяться между теми, кто готов быть смелым и сильным, а не принимать позу покорности. Эволюция эту часть не уступит. Материально можно обеспечить лентяя извне, обеспечить ему восхищение и реальное уважение людей нельзя.

Вот Ученицы бессознательно настроены на то, чтобы только получать от других, а расплачиваются они тем, что принимают позу покорности. Дать они то ли не могут, то ли не хотят, то ли не видят в себе таких сил. Но придется все это собирать по сусекам, иначе вас будут не только опекать, но и наставлять и даже пинать сверху.

Как выйти из этой роли?

Прежде всего необходимо убрать претензии к "учителям", то есть ко всем, к кому Ученица направляет свой взор. Если вы послушаете или почитаете Учениц, вы увидите, что они недовольны не тем, что они все время говорят снизу, а тем, что с ними говорят сверху недостаточно достойные, те, кто хуже них.

Здесь хочу отдельно обратиться ко всем, кто встречает в своей жизни Ученицу. Если некто начинает активно лебезить перед вами и превозносить, не приближайте к себе этого человека. Держите его подальше. Вблизи он станет самым главным вашим врагом скорее всего. Вблизи он будет ненавидеть вас за то, что вы в верхней роли, куда он вас сам и определил. Он найдет в вас много недостатков и сделает вывод, что вы самозванец (хотя вы не вызывались, он сам вас назначил своим царем), что вы глупы и некомпетентны. Ученицу нельзя приближать, она должна оставаться подальше, лучше на самых задних рядах аудитории (но и там она иногда будет малевать на вас шаржи и пускать по классу). Приближать можно лишь того, кто имеет самоуважение и не пресмыкается. Люди без самоуважения вблизи опасны.

Так вот, главное, что должна сделать Ученица, это перестать ожидать от других какой-то миссии. Вы не раз слышали наверное, как люди критикуют звезд, за речь, за внешний вид, а когда спросишь, разве они сами лучше, отвечают: "ну я простой человек, а она-то звезда!" Вот эта вот ученическая привычка - увидеть в ком-то большую звезду, а потом требовать чтобы он был многократно лучше тебя и заметив, что в чем-то он такой же или похуже, начать его хаять. Это идеализация и обесценивание, если идеал не соответствует выдуманному образцу. Отсюда и к родителям претензии. Он родитель, значит сверху, а значит должен быть сильным, мудрым, добрым, недостатков ему иметь нельзя. Но он не влезал наверх, ваш родитель, он просто вас родил и растил как мог.

Чтобы перестать пресмыкаться перед знаменитостями и другими авторитетными фигурами (и презирать их), нужно прежде всего убрать претензии на их грандиозность. Они не грандиозны, они просто люди, которые в какой-то области чего-то добились, благодаря каким-то качествам. Не всегда уму и таланту, иногда воле, упрямству и трудолюбию или коммуникативным навыкам. Иногда и везенье свою роль сыграло (до природы везенья доберемся когда-нибудь). Но в любом случае это - просто люди и не они не могут и не обязаны быть совершенными. Не удивительно, что в чем-то вы лучше них, так и должно быть.

Как только Ученица согласится видеть в других таких же как она, она перестанет и лебезить, и беситься, и начнет относиться со спокойным вниманием, с избирательным вниманием. Вот от сюда и до сюда у человека этого есть чему учиться, а дальше вы понимаете все лучше или по-своему и надо оставаться при своем. Не стоит превращать учителя музыки в учителя жизни. Он музыку знает лучше, а жизнь вашу знает не лучше вас. То есть понимание очень узкой специализации ученичества любого помогает избавиться от бага Ученица.

Когда у вас не будет завышенных претензий к учителям, когда вы увидите, что они обычные люди и не должны быть во всем идеальными, вы и себя сможете увидеть таким же. Вы должны говорить с другими на равных, вы такой же. А кое-кого вы можете даже учить чему-то, если от них поступят такие запросы. Не идеализируйте учителей и себя сможете увидеть в роли учителя.

Видели Учениц? Сами в себе такие черты не замечали? А в близких? Как справляетесь?

Мы все заявляем о своей нелюбви к подлизам. Так почему же тогда мы окружаем себя ими? Если никто не одобряет лакейства, почему же оно так часто проявляется?

Я просмотрел более 100 специально разработанных профилей руководителей для крупнейших корпораций и сам помог написать более 50. Такой документ обычно содержит мотивационные формулировки, описывающие именно те лидерские качества, которые нужны компании - «выражает точное видение», «помогает работникам раскрыть свой потенциал», «стремится увидеть ценность различных точек зрения» или «избегает оказывать покровительство».

Единственная формулировка, которой я никогда не встречал, - «усердно заискивает перед исполнительным руководством». Между тем, несмотря на то, что почти каждая компания заявляет о том, что ей нужны люди, «способные бросить вызов», «достаточно уверенные в себе, чтобы выражать свое мнение» и «говорить то, что думают», всегда найдутся те, кому нужны подлизы!

Не только компании, но и лично многие руководители заявляют о своем неприятии такого комического подобострастия. Почти все лидеры, которых я встречал, утверждали, что они никогда не стали бы поддерживать подобных проявлений в своем коллективе. У меня нет сомнений, что они говорили искренне. Большинство из нас испытывают раздражение, если не отвращение, при виде лизоблюдства. Возникает вопрос: если все руководители не одобряют лакейства, почему же оно так часто проявляется? Вот самый прямолинейный ответ на этот вопрос: бессознательно мы все имеем склонность к созданию такой среды, где люди учатся раздавать друг другу необоснованные похвалы. Мы легко видим соринку в чужом глазу, только никогда не можем различить бревна в собственном.

Теперь вы, возможно, думаете: «Да, похоже, Голдсмит прав. Удивительно, как руководство посылает едва уловимые сигналы, стимулирующие подчиненных оставить при себе свою критику и очень громко озвучить похвалу начальству. Удивительно, как они сами этого не замечают. Конечно, Голдсмит говорит не обо мне. Я никогда так не веду себя в своей компании». Может быть, вы и правы. Но как вы можете быть уверенны, что тут не кроется противоречие?

Я использую простой, но точный тест, чтобы показать своим клиентам, как мы бессознательно поддерживаем заискивание. Я задаю группе руководителей такой вопрос: «У кого из вас есть любимая собака?» Широкие улыбки осеняют лица руководителей, когда они поднимают руки. Следующий вопрос: «Кто из домашних наиболее часто оказывается объектом вашей спонтанной ласки? Три варианта: а) жена или муж, б) дети, в) собака». В 80% случаев победителем оказывается собака!

После чего я спрашиваю, неужели они любят собаку больше других членов семьи? Ответ всегда эмоционально отрицательный. «Так почему же собака получает ваше безусловное признание?» - спрашиваю я. Ответы всегда звучат одинаково. «Собака всегда рада меня видеть», «собака никогда не спорит со мной», «собака любит меня, независимо от того, как я себя веду». Другими словами, собака - подлиза.

Я сам ничем не лучше. У меня две собаки. Я все время в разъездах, и собаки совершенно сходят с ума от счастья, когда я возвращаюсь домой. Я въезжаю в ворота, и первое, что мне хочется сделать, это открыть дверь, побежать к своим собачкам и закричать: «Папочка вернулся!» Они всегда прыгают от счастья и машут своими маленькими хвостиками. Я обнимаю и ласкаю их. Однажды моя дочь Келли вернулась домой из колледжа. Наблюдая мою обычную сцену нежности с собаками, она посмотрела на меня с презрением, прижала руки к груди, словно маленькие лапки, и залаяла: «Гав! Гав!»

Это очень наглядный пример.

Если мы не будем осторожными, то будем обращаться с людьми на работе как с нашими собачками, поощряя тех, кто выказывает нам бездумное, безусловное восхищение. Что мы получим взамен? Опасные проявления заискивания.

С этим можно и нужно бороться. Начнем с того, что признаем: все мы имеем склонность испытывать симпатию к тем, кто испытывает симпатию к нам, даже если не имеем в виду ничего плохого. Нужно ранжировать подчиненных по трем критериям:

  • Во-первых, насколько хорошо они к вам относятся? (Я знаю, что нельзя быть уверенным в их отношении к вам. Важно, как вы думаете, насколько хорошо они к вам относятся).
  • Во-вторых, каков их вклад в результаты деятельности компании, в развитие отношений с клиентами?
  • В-третьих, насколько сильно вы демонстрируете признание их заслуг и личную симпатию?

Во многих случаях, если мы будем достаточно честны с собой, оказывается, что степень признания связана с тем, насколько хорошо они ко мне относятся, чем с реальными результатами их работы. В этом случае мы стимулируем поведение, которое презираем в других. Бессознательно мы купаемся в недостойных похвалах, что делает нас недостойными руководителями.

MarshallGoldsmitHlibrary.com

Перевод: неизвестно



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: