Кратчайшее сообщение о разрушении индий. Бартоломео де Лас Касас – защитник индейцев

Завоевание Индий (так испанцы называли Южную и Центральную Америку) изображается реакционными испанскими историками как великая цивилизаторская миссия. Однако дошедшие до нас свидетельства участников и очевидцев завоевания решительно опровергают эту легенду. Особое место среди таких свидетельств занимает книга Бартоломе де Лас Касаса (1474–1566) «История Индий».

Основываясь на виденном и пережитом, писатель-гуманист Лас Касас показывает, что завоевание Индий представляло собой серию захватнических войн, сопровождавшихся массовым истреблением коренного населения - индейцев и хищническим разграблением природных богатств Латинской Америки. Проникнутая искренним сочувствием к индейцам, книга Лас Касаса содержит также обстоятельную характеристику их быта, нравов и культуры.

Книга Лас Касаса очень велика по объему, и опубликовать ее полностью не представляется возможным. В связи с этим составители отобрали для настоящего издания только те книги и главы «Истории Индий», в которых автор излагает события, непосредственно связанные с завоеванием Центральной и Южной Америки.

Именно поэтому опущена вся первая книга, посвященная предыстории и истории завоевания Нового Света. Хотя эта книга представляет большой интерес, поскольку ее автор является одним из наиболее информированных историков открытия Америки, но в отличие от последующих книг повествование в первой основывается не на личных наблюдениях, а на литературных источниках и архивных материалах. К тому же история открытия Америки представляет собой самостоятельную проблему, и читатели, интересующиеся этим вопросом, имеют возможность познакомиться с фрагментами первой книги «Истории Индий» в специальном издании (Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы. Изд. 4-е. М., 1961, стр. 304–341, 397–425).

Во второй и третьей книгах опущены те главы, в которых содержатся данные о пребывании Лас Касаса при испанском дворе, обширные исторические экскурсы и т. д.

Перевод «Истории Индий», осуществляемый в таком объеме впервые, выполнили: Д. П. Прицкер (книга II); А. М. Косс (книга III, главы 3–25, 109–167); З. И. Плавскин (книга III, главы 26–67); Р. А. Заубер (книга III, главы 68–108).

Примечания подготовили З. И. Плавскин и Д. П. Прицкер. Указатели - З. И. Плавскин.

В. Л. Афанасьев

Бартоломе де Лас Касас и его время

Рубежи больших исторических эпох всегда бывают периодами необычайно ускоренного, интенсивного развития общества, - периодами, когда все сферы человеческого бытия и сознания подвергаются грандиозной ломке, когда бурные революционные сдвиги, широко развертываясь в пространстве, оказываются максимально сжатыми во времени, когда все противоречия действительности достигают невиданной остроты и силы, преломляясь в судьбах классов и государств, целых народов и отдельных лиц. Лишь изредка такие рубежи эпох совпадают с рубежами столетий. Так было на грани XV и XVI веков, в течение нескольких десятилетий, оказавшихся переломными между средневековьем и новым временем.

Капиталистический способ производства, рождавшийся в тесных рамках уходящего строя, вызвал к жизни два класса - буржуазию и пролетариат, антагонистов еще более непримиримых, чем классы старого общества - феодалы и крестьянство. При этом прежние антагонизмы не были вытеснены новыми, а надолго остались рядом с ними, необычайно усложнив социальный облик европейского общества.

Новый эксплуататорский класс нес с собой многогранную и яркую культуру. Были созданы великие общечеловеческие ценности, наука и практика семимильными шагами двинулись вперед; казалось, что перед всем населением планеты открываются невиданные горизонты.

Но утонченная культура Возрождения сосуществовала с крепостной кабалой, полурабством и самым настоящим рабством десятков миллионов людей, а многие грандиозные предприятия того времени, раздвигавшие границы человеческого познания, нередко осуществлялись самыми варварскими методами и сопровождались кровавыми истребительными войнами.

Противоречие это особенно ярко проявилось в той важнейшей и неотъемлемой (а в ряде отношений - и определяющей) стороне многогранной действительности эпохи Возрождения, которая носит название Великих географических открытий. Эпитет «Великие» вполне ими заслужен: в результате этого удивительного по своей смелости, быстроте и размаху коллективного подвига мир «сразу сделался почти в десять раз больше. И вместе со старинными барьерами, ограничивавшими человека рамками его родины, пали также и тысячелетние рамки традиционного средневекового способа мышления» . Но этот выросший на глазах одного поколения мир оказался миром невиданного по своим масштабам разбоя, порабощения и истребления целых народов. Наряду с героикой заря нового времени вобрала в себя зловещие краски старых и новых форм насилия.

Трагедия эпохи состояла в том, что одновременно с познанием вселенной и соединением разобщенных ветвей человечества - величайшим торжеством разума, сильнейшим толчком к новому подъему науки - на арену истории вышел отвратительный спутник зарождавшегося капиталистического строя - колониализм.

«…Это был тот „неведомый бог“, который взошел на алтарь наряду со старыми божествами Европы и в один прекрасный день одним махом всех их выбросил вон. Колониальная система провозгласила наживу последней и единственной целью человечества» , ее появление означало, что «капиталистическое производство… вступило в стадию подготовки к мировому господству» .

Зачинателями великих морских экспедиций, которые столь быстро привели к революционному перевороту в экономике Европы и в воззрениях европейцев на облик планеты, оказались Испания и Португалия, чья роль в мировой истории была до той поры сравнительно скромна. Случилось так, что именно эти страны, народы которых только что проявили удивительное, достойное преклонения упорство и мужество в долгой борьбе с чужеземными - арабскими - завоевателями, выступили теперь застрельщиками колониального разбоя.

И вот Испания, та страна, которая начала познание Западного полушария и одновременно снискала себе позорнейшую славу родоначальницы наиболее бесчеловечных форм колониализма, дала (среди целой плеяды довольно ординарных хронистов) едва ли не самого своеобразного историка своего времени. Он оказался одним из немногих летописцев той эпохи, которые донесли до нас суровую и неприкрашенную правду о чудовищной действительности первых десятилетий колониальной экспансии. В эпоху невиданного разгула самых низменных страстей он сумел подняться над предрассудками своего класса и по-своему, в своеобразной, обусловленной особенностями его эпохи и мировоззрения форме, возвысить голос в защиту первых жертв колониализма, в защиту угнетенных и обездоленных.

Этим историком был Бартоломе де Лас Касас. Он родился за пять лет до объединения Кастилии и Арагона - события, которое сразу выдвинуло Испанию в ряды европейских держав первого ранга, а умер девяносто два года спустя, когда уже была создана испанская колониальная империя и обнаружились первые признаки ее будущего краха.

Бартоломе де Лас Касас (1474–1566).

Гравюра Хосе Лопеса Энкиданоса.

Шаблон:Карточка/Викитека }}{{#if:| }}{{#if:|{{#invoke:Navbar|navbar}} }} {{#if:||{{#switch:Шаблон:Wikidata |=Шаблон:Нет изображения |Replace this image male.svg=Шаблон:Нет изображения |Replace this image female.svg=Шаблон:Нет изображения |#default=}}}}

Бартоломе́ де лас Ка́сас (исп. Bartolomé de las Casas , В ряде источников указывается дата 1474 год, Шаблон:МестоРождения - 17 июля , Шаблон:МестоСмерти) - испанский священник -доминиканец , первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света . Известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.

Биография

Лас Касас, разделявший гуманистические убеждения Франсиско де Виториа , прославился благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах , он описывает весьма подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества.

В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias ), опубликованной в 1552 году , приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Антильских островах , в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев.{{#if:

| Все параметры шаблона {{cite web }} должны иметь имя. || Необходимо задать параметр title= в шаблоне {{cite web }} . {{#if: ||{{#if:||}}}}}}{{#if: http://www.wdl.org/ru/item/515/ || Необходимо задать параметр url= в шаблоне {{cite web }} . {{#if: ||{{#if:||}}}}}}{{#if: http://www.webcitation.org/6Jde6PeWY2013-09-15 | {{#if: {{#if: http://www.webcitation.org/6Jde6PeWY%7C {{#if: 2013-09-15 |1}} }} || Если в шаблоне {{cite web }} задаётся параметр archiveurl= , должен задаваться и параметр archivedate= , и наоборот. {{#if: ||{{#if:||}}}}}}}}{{#if: |

| {{#if: | [[{{{authorlink}}}|{{#if: | {{{last}}}{{#if: | , {{{first}}} }} | {{#if: |{{{author}}}|{{#invoke:String|replace|source={{{author}}}|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}}}} }}]] | {{#if: | {{{last}}}{{#if: | , {{{first}}} }} | {{#if: |{{{author}}}|{{#invoke:String|replace|source={{{author}}}|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}}}} }} }}

| {{#if: | ; {{#invoke:String|replace|source={{{coauthors}}}|pattern=^(.-)%.?$|replace=%1.|plain=false}}}} | | {{#if: Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II | Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II {{#if:| }} }} | {{#if: http://www.wdl.org/ru/item/515/ | {{#if: Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II | Зерцало жестокой и ужасной испанской тирании в Нидерландах, творимой тираном, герцогом Альбой, и другими военачальниками короля Филиппа II {{#if: | }} }} }}

| {{#ifexist: Шаблон:ref-{{{language}}} | {{ref-{{{language}}} }} | ({{{language}}}) }}

| ({{{format}}}) | . {{{work}}}

| {{{pages}}}

| [{{{archiveurl}}} Архивировано из первоисточника {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{archivedate}}} }} | {{{archivedate}}} }}.]

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdate}}} }} | {{{accessdate}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| . {{#if: | {{{location}}}: }} {{{publisher}}} | - {{{description}}}.

| - «{{{quote}}}»{{#if: 2013-09-152013-08-27 | }}

}}{{#if: 2013-08-27

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | 2013-08-27 }} | 2013-08-27{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

Труды

  • Лас Касас Б. де. Кратчайшее сообщение о разрушении Индий.
  • Лас Касас Б. де. История Индий. М.: Наука, 1968. (Серия: Литературные памятники).
  • Лас Касас Б. де. Мемориал Совету по делам Индий // Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв. (документы и материалы). - М., 1980.
  • Лас Касас Б. де. К истории завоевания Америки. - М., 1966.
  • Bartolomé de Las Casas, Short Account of the Destruction of the Indies (Paperback). Translated by Nigel Griffin. Penguin Classics; 1st ed edition (September 8, 1999) ISBN 0-14-044562-5
  • Bartolomé de Las Casas, The Devastation of the Indies, a Brief Account . Translated by Herma Briffault. Johns Hopkins University Press, Baltimore, 1974. ISBN 0-8018-4430-4
  • David Orique, O.P. Thesis:
  • Bartolomé de Las Casas: Apologetic History
  • Бартоломе Лас Касас "Избранные произведения (на испанском)

Память

  • Именем монаха назван один из муниципалитетов (исп. Fray Bartolomé de las Casas ) в департаменте Альта-Верапас (Гватемала).
  • В 1993 году мексиканский кинорежиссёр Серхио Ольхович снял фильм «Брат Бартоломе де ла Касас» (исп. Fray Bartolomé de las Casas ).

См. также

Примечания

Неизвестный тег расширения «references»

Литература

{{#if: | {{#if: Шаблон:Wikidata-link | {{#if:||}} {{#if: | {{#if:||}} {{#if: Лас Касас, Бартоломе де | {{#if:||}}

- (Las Casas) (1474 1566), испанский гуманист, историк, публицист. Епископ. В 1502 50 жил в странах Центральной, Южной Америки и Мексике. Его труды ценный источник по истории открытия Америки и захвата её Испанией. * * * ЛАС КАСАС Бартоломе ЛАС… … Энциклопедический словарь

Лас Касас Бартоломе де - (Las Casas, Bartolomede) (1474 1566), исп. священник миссионер, «апостол Индий». Был членом доминиканского ордена и выступал против притеснения и эксплуатации индейцев в исп. колониях в Америке. В 1502 г. обосновался на Эспаньо ле (о. Гаити) и… … Всемирная история

Лас Касас (Las Casas) Бартоломе де (1474, Севилья, ≈ 31.7.1566, Мадрид), испанский гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский университет. С 1502 как миссионер жил на Гаити, Кубе, в Венесуэле, Гватемале, в 1544≈50 епископ в Мексике. В… …

ЛАС КАСАС (Las Casas) Бартоломе (1474 1566) испанский гуманист, историк, публицист. Епископ. В 1502 50 жил в странах Центр., Юж. Америки и Мексике. Его труды ценный источник по истории открытия Америки и захвата ее Испанией … Большой Энциклопедический словарь

- (Las Casas, Bartolom de) (1474 1566), испанский историк, родился в Севилье в 1474. Завершив занятия правом и теологией в университете Саламанки, в 1502 отправился на Санто Доминго. Под воздействием проповедей доминиканских монахов стал… … Энциклопедия Кольера

Лас Касас Бартоломе де - Б. де Лас Касас. Лас Касас Бартоломе де (Las Casas) (1474 1566), испанский гуманист, публицист и историк. Родился в Севилье в семье обедневшего испанского торговца. Окончил Саламанкский университет. С 1502 миссионер на острове Эспаньола (Гаити).… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

ЛАС КАСАС Бартоломе де - (1474 1566) исп. историк, гуманист и церк. деятель. Участвовал в завоеваниях исп. феодалов в Америке, был епископом в Мексике. Вернувшись в Испанию, в своих трудах обличал колонизаторов, отвергал навязывание церковью религии силой. Попытка Л. К.… … Атеистический словарь

Лас Касас, Бартоломе де Бартоломе де Лас Касас Бартоломе де Лас Касас (исп. Bartolomé de Las Casas), (1484 17 июля 1566) испанский священник, доминиканец … Википедия

- (Las Casas) Бартоломе де (1474, Севилья, 31.7.1566, Мадрид), испанский гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский университет. С 1502 как миссионер жил на Гаити, Кубе, в Венесуэле, Гватемале, в 1544 50 епископ в Мексике. В 1551… … Большая советская энциклопедия

- (Las Casas), Бартоломе де (1474 31.VII.1566) исп. гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский ун т. С 1502 плантатор на о. Гаити. В 1511 14 капеллан отрядов Веласкеса на Кубе, в 1519 21 миссионер в Венесуэле, в 1530 х гг. в Гватемале. В… … Советская историческая энциклопедия

испанский священник, доминиканец, первый постоянный епископ Чьяпаса

Достижения

Лас Касас стал известен благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах, он описывает подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи?но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brev?sima relaci?n de la destrucci?n de las Indias), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Антильских островах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. В одной из своих последних книг, написанной перед самой смертью, De thesauris in Peru, он страстно отстаивает права коренных жителей Перу против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой. Книга также ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение Атахуальпы (правителя инков), а также на ценности, найденные и взятые в местах захоронений коренного населения.

Представленный королю Испании Филиппу II , Лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый Свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению Лас Касаса, обязанность испанцев - не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, Лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки, хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Лас Касас также написал монументальный труд «История Индий» (исп. Historia de las Indias) и был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба. Он сыграл значительную роль, во время своих неоднократных поездок в Испанию, во временной отмене правил «энкомьенда» (исп. encomienda), которые установили фактический рабский труд в испанской Америке. Лас Касас вернулся в Испанию и со временем смог поднять большой диспут 1550 года в Вальядолиде между Лас Касасом и сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведа (Juan Gin?s de Sep?lveda). Хотя возобладала система энкомьенда, защищаемая пользующимися её плодами колонизаторскими классами Испании, труды Лас Касаса были переведены и переизданы по всей Европе. Его опубликованные отчёты являются центральными документами в «Чёрной книге» («Black Legend») зверств испанских колонизаторов. Они оказали существенное влияние на взгляды Монтеня на Новый свет.

Биография

Лас Касас родился в Севилье , возможно в 1484 году, хотя традиционно указывается 1474 год. Со своим отцом Франсиско эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи?но) на Кубе в 1512 году. 30 ноября 1511 г он услышал проповедь доминиканца, обвинявшего конкистадоров в негуманном отношении к коренным жителям. Этот день стал поворотным в жизни Бартоломе - он начинает борьбу за права индейцев. Предпринятой им в 1520-1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден.

По некоторым сведениям, Лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть семьи евреев, обращенных в христианство. Умер в Мадриде в 1566 году.

В 2000 году Католическая церковь начала процесс по его беатификации.

Бартоломе Лас Касас упоминается в рассказе Борхеса «Жестокий освободитель Лазарус Морель» из сборника «Всемирная история низости».

Испанский гуманист, религиозный деятель, миссионер и публицист, автор многочисленных трудов о несправедливости применения насилия по отношению к коренным жителям Америки. Вошел в историю как «защитник индейцев ».

Родился в городе Севилья в семье торговца. Отец Л.К. участвовал во второй экспедиции Христофора Колумба в 1493 г. Л.К. получил юридическое образование в Саламанкском университете и затем принял духовное звание.

В 1502 г. Л.К.вместе с отцом прибыл на о-в Эспаньола (совр. остров Гаити) в составе экспедиции Николаса де Овандо, где получил энкомьенду. В 1506 принял сан священника.

В 1511 г. отплыл на Кубу в качестве капеллана Панфило де Нарваэса участника завоевательного похода с целью покорения острова.

Жесткости испанцев по отношению к индейцам Эспаньолы и Кубы, свидетелем которых стал Л.К., заставили его полностью пересмотреть свои взгляды. В 1514 г. Л.К. публично отказался от энкомьенды и нажитого им состояния и в следующем году вернулся в Испанию.

В Испании Л.К. представил регенту кардиналу Сиснеросу «Памятную записку о притеснениях», в которой отстаивал ненасильственные методы колонизации Америки и обращения индейцев в христианство .

После этого, в том же 1516 г. Л.К. был назначен «Защитником всех индейцев Индий». В обязанности Л.К. входило информирование властей о любых притеснениях, совершенных по отношению к индейцам, сопротивление его действиям каралось штрафом.

Вернувшись в американские владения Испании Л.К. предпринял ряд неудачных попыток осуществления своего проекта мирной колонизации сначала на территории современной Венесуэлы (1520-е гг), а затем на территории Гватемалы.

В 1523 Л.К. вступил в монашеский орден доминиканцев.

В 1526 г. Л.К. начал работу над своим основным трудом «Всеобщая история Индий», в которой подчеркивал природное равенство индейцев и испанцев, резко осудил зверства конкистадоров и поставил под сомнение законность насильственного присоединения американских территорий к Испании.

В 1540-1542 гг. Л.К. участвовал в создании «Новых законов о хорошем обращении с индейцами», существенно ограничивавших права владельцев энкомьенд.

В 1542 г. Л.К. представил Карлу V свое самое известное сочинение «Кратчайшее сообщение о разграблении Индий», вызвавшее бурную полемику среди его современников.

В 1543 г. Л.К. был назначен епископом провинции Чьяпас (современный штат Чьяпас на юге Мексики), но из-за постоянных конфликтов с испанскими поселенцами был вынужден вернуться в Испанию.

В 1550 г. состоялся получивший большую известность публичный диспут между Л.К. и известным гуманистом и теологом Хинесом де Сепульведой о легитимности испанского завоевания Центральной и Южной Америки. Сепульведа утверждал, что завоевание было вполне легитимно, в силу того, что индейцы являются рабами по природе с врожденными наклонностями к антропофагии и гомосексуализму ("противоестественным" грехам с точки зрения тогдашнего права). Л.К. защищал свой тезис о природном равенстве индейцев с испанцами и незаконности любого насилия против них.

Умер в доминиканском монастыре Аточа (Мадрид). С 2000 года начался процесс канонизации Л.К.

Сочинения :

История Индий. Л.,1968

Brevísima relación de la destrucción de las Indias, Madrid, 2001. 156 с.

Иллюстрация:

Портрет Бартоломе де Лас Касаса кисти испанского художника Франсиско Торрихоса. Библиотека Института Колумба в г. Севилья.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: