Михаил Веллер: «Любая власть всегда нуждается в правде. Михаил Веллер: «Человека моих лет принуждают к некоему детсадовскому извинению Веллер где выступает

Михаил Веллер, писатель, философ, журналист со своим особым "веллеровским" взглядом на мир и людей этого мира, – в эфире Радио Свобода.

Ведущий – Леонид Велехов.

​Полная видеоверсия программы

Леонид Велехов: Гость у меня совершенно замечательный – писатель Михаил Веллер, с которым мы обсудим множество важных и животрепещущих вопросов. Ну что, 8 ноября откупорили шампанского бутылку? Ездили по Москве с американским флагом?

Михаил Веллер: Нет, я этого не делал. Все эти эмоции, живя в России, не будучи гражданином Америки, мне не совсем понятны. Но в общем и целом я испытал чувство широкого, глубокого и стойкого удовлетворения.

Леонид Велехов: Я знаю, что вы были убежденный трампист и в своих передачах на "Эхо Москвы" эту тему всегда поднимали именно в этом свете.

Михаил Веллер: Я бы не назвал себя трампистом. Я для себя давно сформулировал, что порядочный человек всегда должен быть на одной стороне – на стороне правды и справедливости. На другой стороне в этот раз, если говорить о кандидате от демократов, не было ни правды, ни справедливости. И что интересно, эти бедные американские дети 16–22-летние, которые абсолютно не понимают, что их разыгрывают втемную, не понимают, что им вчеканили в мозги, не понимают, как это произошло, они вообще ничего не понимают. Они уже второе поколение тех, которые ничего не понимают.

Леонид Велехов: Все-таки не только эти дети, как вы их назвали, но ведь встала на дыбы вся американская элита творческая, Голливуд, Де Ниро, Шер, много мы можем называть имен…

Михаил Веллер: Мне особенно понравилось вставание на дыбы Барбары Стрейзанд, которая также относится к числу тех, которые сказали, что если выиграет Трамп, то они из страны уедут. Куда она с ее иудейской религией, еврейским происхождением поедет? В исламские страны, во Францию, где синагоги охраняются полицией, в Швецию, где женщин насилуют мусульмане на улице? Куда она поедет? То есть глупость людская огромна. Видите ли, это все началось в великом и судьбоносном 1968 году, когда борьба за справедливость и равенство, истинная борьба за справедливость и равенство, против дискриминации расовой, против дискриминации национальной, против дискриминации гендерной, началась, а в начале 70-х добилась окончательного успеха. И накат этого движения был столь огромен, что еще через 25 лет перешел меру, и эта борьба пришла к абсурду как к результату. Я на самом деле всю жизнь занимаюсь философией. Господь Бог, создавая Россию, не имел в виду создать ее для философии, поэтому в России философии никогда не было, теософскую эссеистику начала ХХ века называть философией – это несерьезно. Поэтому все то, что сделала философия, понимается узким кругом людей, и в основном не в России, так оно складывается. Так вот, любое явление, любой процесс по мере развития исчерпывает себя, количество переходит в качество, переходит меру, и начинается дегенерация этого явления. Это относится в том числе к эволюции демократического государства. Это то, что Платон и Аристотель, основатели научной политологии, знали на уровне азов устройства мира. У нас везде и все политологи, и все студенты философских факультетов читают Платона и Аристотеля, но ничего не понимают. Потому что в результате, когда сначала появилась одна из главных книг западной интеллигенции начала ХХ века "Открытое общество и его враги" Карла Поппера – это книга серьезная, базовая, культовая, веховая, сводится она к тому, если вытягивать шприцем суть, что никаких объективных законов истории не существует, никак народ и вся масса людская на историю не влияет, все дело в великих выдающихся личностях. То есть он вернулся к теории героев, никакого объективизма, никакого Сен-Симона, никакого Фурье, помилуйте, никакого Спенсера.

Но в результате ничего впереди ничем, никак, ни на сколько не предопределено, и все будет так, как сделаешь ты, он, я, все мы. Поэтому мы можем всех переделать, мы можем всего добиться, просто надо хорошо работать – это позволяет плевать на любые прогнозы, любые предостережения. И когда в результате немолодой уже человек, солиднейший финансист Тило Саррацин издает свою книгу "Германия. Самоликвидация", его заставляют уйти в отставку, его объявляют нацистом, его объявляют неофашистом. Притом что книгу не запретили, в ней нет ничего, кроме правды, и ни одного призыва ни к чему плохому. Есть статистика и экстраполяция, из которой ясно, что через полвека не будет христианской протестантской белой Германии, она будет мусульманская, исламская и абсолютно другая. Об этом писать нельзя. Помимо Карла Поппера, второй, еще более серьезный мыслитель, это американец Джон Роуз с его "Теорией справедливости", 1971 год. В течение двух веков господствовала теория справедливости, разработанная рядом людей независимо друг от друга, но в первую очередь знаменитым Иеремией Бентамом еще в XVIII веке, эта теория удивительным образом в точности совпадает со справедливостью в этологии, как ее показал гениальный Конрад Лоренс, нобелевский лауреат, который получил премию именно за создание этологии, науки о социальном поведении животных. Полезно и справедливо то, что дает максимальное благо для максимального количества членов социума, и одновременно дает максимальное благо всему социуму. Вот это по теории утилитаризма – основа справедливости, основа морали, которая господствует в этом социуме. Ничего подобного, сказал Роуз. Он отказался от какого бы то ни было духа индивидуализма, казалось, типичного для Америки, он отказался от какого бы то ни было риска, она заявил следующее: каждый, кто куда-нибудь суется, он же прежде всего думает о том, чтобы обеспечить себе некий минимальный уровень, ему не надо много, главное – обеспечить минимальный уровень. Что есть полное вранье. Теперь он говорит: давайте исключим зависть. А как ты ее исключишь? То есть он полностью исключает человеческую психологию, он убирает весь объективный уровень и оставляет только уровень моральный, и все это сводится к основному его положению, его пониманию справедливости: люди, которые работают и зарабатывают, должны содержать тех, кто не работает и не зарабатывает. В семье вот этот работает, а этот больной, этот может быть немножко ленивый, но он же родной, ты же его не выкинешь на улицу, и поэтому всех их надо содержать. То есть это тот самый коммунизм с доведением до абсурда, это огромная радость для дармоедов всех мастей. Это флаг в руки всем иждивенцам, которые лет через двадцать усвоили это до мозга костей и стали выходить на улицы с требованием – дайте. Вот то, что мы не работаем – плевать, дело не в том, что я ленивый, тебя Господь создал работящим, а меня создал ленивым, но я же не виноват, что Господь создал меня ленивым, поэтому корми меня. И люди, которые относят себя к западной интеллигенции, гуманитарной, продвинутой, имеют промытые мозги с рождения, с детского сада, со школы, особенно с университетов, считают именно так: нет никаких объективных законов, будет то, что сделаешь ты и все мы. И второе: справедливость – это содержать всех, кто не может себя содержать. И каждый, кто замахивается на это, получает кучу ярлыков, похожих, прошу прощения, на кучки фекалий: "фашист", "расист", "националист", "сексист", "ксенофоб", "гомофоб"… Это перешло на уровень убеждений. Они ничего не понимают.

Леонид Велехов: Я вас понял. Вот что значит – позови философа в эфир. Задашь ему один короткий вопрос, получишь 10-минутный ответ.

Михаил Веллер: Зато я вам в течение этих минут изложил всю основную базу.

Леонид Велехов: Вы считаете, что Трамп станет таким спасением, панацеей от этого абсурда, от этого вырождения демократической идеи, о котором вы говорили?

Михаил Веллер: Вы знаете, я знаю две лучших речи американских политиков. Одну знают все – это речь Линкольна. А вторая – это речь губернатора Вилли Старка, написанная тем, кто его придумал, Робертом Пенн Уорреном. Так вот сам по себе Трамп абсолютно никто. Трамп – это персонификация воли, нужд, желаний и чаяний практически всей работящей белой Америки.

Леонид Велехов: Но Америка не только белая и не может быть только белой.

Михаил Веллер: Когда-то была. Если вы убираете, чисто условно, весь электорат Клинтон, вы убираете политические, экономические, финансовые элиты, вы убираете университетскую интеллигенцию, вы убираете национальные меньшинства, расовые меньшинства, сексуальные меньшинства, то белая Америка остается. Она когда-то такой и была. Это тот костяк, который породит все остальное. Теперь вы из той же Америки берете и убираете весь электорат Трампа, вам остаются расовые, национальные и прочие меньшинства, финансовые, политические, промышленные элиты и вся университетская интеллигенция вместе со СМИ. Работать кто будет? Потому что эти меньшинства сами не могут создать ничего, они могут вписаться в готовую систему. Человек – существо с колоссальным адаптационным ресурсом. Приезжает человек с IQ 70 откуда-нибудь из дебрей Африки, и так или иначе он вписывается в современную цивилизацию, он грамотен, усваивает законы поведения и так далее. Но, оставь их одних, они никогда не сделают цивилизацию. Потому что, когда американцы создали государство Либерия, которое поддержали финансово, и тех, кого сейчас называют афроамериканцами, привезли на землю, которую купили, дав им орудия, деньги, продовольствие и так далее, первым делом они обратили в рабство местное население. Ни фига не получилось такого же американского штата. Они могут вписаться в цивилизацию, но не могут ее создать. Посмотрите на Южно-Африканскую Республику. Это то, чего так называемая прогрессивная западная интеллигенция не понимает абсолютно. Эти люди живут под самогипнозом лжи, которую в течение 50 лет сами себе и конструировали. Чего не понимают.

Леонид Велехов: Трамп обещал быть президентом всех американцев. Как вы думаете, он кривит душой, подыгрывает общественному мнению или действительно он будет таким?

Михаил Веллер: Разумеется, любой лидер государства хотел бы быть отцом народа, отцом нации, отцом государства, вне всякого сомнения. Никто не хотел бы делить народ на чистых и нечистых, вот этих я буду пасти, а этих я вырежу. Мы сейчас не будем проводить аналогии с Третьим Рейхом, допустим, или с Сирией, там были совсем другие истории.

Леонид Велехов: Будем надеяться, что так и будет. У нас на проводе Марина из Москвы, наша слушательница, она хотела бы задать вопрос.

Слушательница: Здравствуйте. Мы с человеческой точки зрения посмотрели на Трампа и его биографию. Человеку 70 лет, они никогда не занимался ни общественной, ни политической деятельностью. Бизнесмен, он тоже от отца в основном капитал взял. И вдруг он пошел в президенты. Очень сильно кажется, что там есть кукловод, и кукловод, наверное, нанял его на одноразовую работу, судя по его возрасту. Как вы думаете, кто может быть кукловодом у Трампа?

Михаил Веллер: Дорогая Марина, спасибо за вопрос. Постарайтесь запомнить то, что я вам сейчас скажу: если вы чего-то не понимаете, это не значит еще, что от вас что-то скрывают и вам в чем-то лгут. Что касается того, что он не занимался политикой, и слава богу, потому что он жил реальной жизнью, бизнесмен знает, что почем, политик живет в своем замкнутом кругу. Что касается опыта, какой опыт был у Наполеона, который окончил артиллерийскую школу, кроме войны ничего не знал.

Леонид Велехов: Возраст был несколько другой.

Михаил Веллер: Возраст у него был, в которым ты сейчас в президенты нигде не пройдешь. В 30 лет он стал первым консулом. Тем не менее Наполеон – это человек, который изменил всю Европу. Возьмите, пожалуйста, людей без политического прошлого – первое советское правительство. Что и как оно сделало, где наломало дров – это законный и отдельный вопрос. Но они вдребезги переиграли все бывшее Временное правительство, всю русскую интеллигенцию, людей образованных и умных, весь белый генералитет, всех политиков, которые были в русской империи и которые со всем своим опытом в возрасте от 35 до 75 лет ничего не могли сделать. Если говорить о таком опыте, как у Клинтон, за такой опыт сидят в тюрьме. Так что здесь, что касается кукловодов, это вам расскажут конспирологические теории. Когда-то за бутылкой мне сосед рассказывал в коммуналке в Ленинграде, что в Польше они не сами бунтуют, их кто-то мутит. Как это у Бабеля: "Тетя Маня, оставьте ваших глупостей, выпивайте, закусывайте и не портите мне праздник".

Леонид Велехов: Я бы хотел вопрос Марины повернуть другой стороной: у вас нет ощущения, что он вел свою предвыборную кампанию не как бизнесмен, не как политик, а как шоумен прежде всего, и на этом он, собственно говоря, и выиграл? Сейчас у вас есть уверенность в том, что он превратится в политика и попытается реализовать свои идеи?

Михаил Веллер: Уверенность есть только у Господа Бога. Когда мы говорим о шоумене, то уже давно политика во многом это искусство шоу, искусство это шоу и даже наука сегодня во многом это шоу, потому что нужно уметь себя подать, продать и раскрутить. Что касается того, выполнит ли он все обещания. Я думаю, что ни один человек, прошедший в лидеры государства, был не в состоянии выполнить все свои обещания, потому что обещать легче, чем делать. Но речь о том, что с Трампом есть перспектива, возможность есть спасти цивилизацию, не больше и не меньше. С Клинтон о такой возможности не было бы даже речи.

Леонид Велехов: Давайте абстрагируемся от Клинтон, Клинтон уже проиграла, мы говорим о Трампе. Вас не смущает, что в своих симпатиях к Трампу вы, всегда независимый человек, совпали с Кремлем?

Михаил Веллер: Вы знаете, когда в своих симпатиях к тому, чтобы люди не курили или в своих симпатиях к тому, что семья должна быть крепкой, или в своих симпатиях к тому, что каждый нормальный человек должен быть патриотом и полагать, что все-таки сначала твое отечество и твой народ, а уж потом твое личное счастье и твоя личная жизнь, вот когда в этих моментах я совпадаю пусть даже с Гитлером и идеологией Третьего Рейха, меня это не смущает нисколько, потому что я к нему, а он ко мне, Третий Рейх, не имеет никакого отношения. Да, в Кремле почему-то решили, что Трамп будет лучше. Эта кампания трампофилии в Кремле, я так понимаю, преследовала две цели. Цель первая: а вдруг в самом деле с ним будет лучше и тогда, как по мановению волшебной палочки, у нас улучшатся отношения в мире, с Америкой, нас будут больше любить, с нас снимут санкции. И вообще в Кремле решили, что чуть ли не главная цель Трампа – улучшить отношения с Россией. Об этом прекрасно написали когда-то Ильф и Петров в известном романе "Золотой теленок": что бы ни происходило в Европе, главное, что Черноморск будет вольным городом. Вот то же самое, что бы ни было, главное, что России будет лучше. Второе: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не беременело, простите ради бога студенческую присказку. Пусть лучше люди интересуются Трампом и кем там еще, чем телохранителями, которые делаются губернаторами, прокурорами, которые крышуют бандитов, и так далее. Не надо об этом думать, вот вам Трамп, обсуждайте его до посинения. Прилетят "зеленые человечки" с Марса – вот будет еще тема для разговоров. Что касается трамповского прожектерства, вы знаете, я сам одно время работая в газетах, знаю, что такое сидеть на первой полосе к празднику и писать сплошные призывы так, что тебя начинает тошнить физически, не видел такой грязной кампании. То есть Трамп построит стену. Законопроект о стене протолкнул и утвердил Джордж Буш-младший в 2005 году, и тогда же из трех тысяч километров границы с Мексикой одна тысяча километров была уже построена. И тогда же тут же мгновенно на 61% уменьшилось количество нелегальных мигрантов из Мексики, как не было Буша, как не было стены – все это только Трамп.

Леонид Велехов: Имеем звоночек из Ленинградской области, кого-то из ваших либо почитателей, либо оппонентов.

Слушатель: Здравствуйте. Михаил Иосифович, как вы думаете, получится ли у нынешней власти в России наладить диалог с Дональдом Трампом при всех тех особенностях, которые она демонстрирует на международной арене?

Михаил Веллер: Видите ли, для того, чтобы что-то понять, не надо обращать внимание на мелочи и не нужно придавать первостепенное значение словам, а нужно смотреть на суть. Из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Из-за того, что Крым стал российским, а шахтеры и трактористы на Донбассе стали обороняться от укрожидобендеровских фашистов. А тут вдобавок еще "Боинг" сбили. Конечно, его сбил истребитель МИГ размером в три километра, ракета летела с украинской стороны, он заранее был набит трупами законсервированными. Мы это все проходили. Вот поэтому ухудшились отношения с Европой, поэтому ухудшились отношения с Америкой, именно поэтому, больше не почему. В чем сейчас состоит задача российской политики: Крым, безусловно, наш, Донбасс – это наши люди, "Боинг" мы не сбивали, отменяйте к чертовой матери ваши санкции и устраивайте с нами хорошие отношения.

Леонид Велехов: И еще платите нам издержки за наши антисанкции.

Михаил Веллер: То есть, получается, мы будем делать то, что делали и делаем, но вы не должны быть против. Недавно какая-то дурочка написала, что американский президент должен признать, что Украина, Белоруссия, Прибалтика – это российская зона интересов. Каким местом она думает, я не знаю. Так что это не от Америки зависит, хочу дружу, хочу не дружу, есть определенные конкретные дела. Что касается бомбардировок в Алеппо, да, конечно, это гуманитарная катастрофа. А уж какая катастрофа была, когда бомбили Грозный – это ни в сказке сказать, ни пером описать. А уж какая была катастрофа, когда сначала бомбили союзники Кельн, а потом Гамбург, а потом все подряд, в щебенку были размолоты немецкие города. Сейчас бы всех объявили военными преступниками. Дела делаются, к нашему величайшему сожалению, только таким образом, и никаким иным. Так что если Трамп действительно откажется от роли мирового жандарма, я сейчас не помню, кто из 44 американских президентов сказал, что в конце концов Господь Бог не делегировал Америке роль мирового жандарма... Но пока что Европа недовольна другим. Чем же недовольна Европа? Во-первых, тем, что Трамп говорит: ребята, валовой продукт Евросоюза чуть-чуть побольше, чем валовой продукт Соединенных Штатов. А кстати, еще Турция есть в НАТО. Почему же Америка должна платить 72% бюджета НАТО и вдобавок там наша техника, наши строители, наши военнослужащие. Вы не хотите хотя бы платить справедливую долю, а если не хотите, не пошли бы вы подальше.

Леонид Велехов: Илья Ефимович из Москвы, дадим ему слово.

Слушатель: Хотел бы Михаила Иосифовича поблагодарить за его чрезвычайно умные и тонкие мысли, и задать такой вопрос. Михаил Иосифович, то, что произошел Брекзит, потом победа Трампа, на ваш взгляд, это тренд и продолжится ли он? Ведь в декабре будут выборы в Австрии, где прогнозируют победу ультраправого Ноберта Хофера, в марте выборы в Голландии, где считают, что очень велики шансы Герта Вилдерса, выступающего против исламизации Европы, в мае Франция, в сентябре госпожа Меркель поборется за свое кресло. На ваш взгляд, Европа готова отвергнуть тезисы философов франкфуртской школы или еще время не пришло?

Леонид Велехов: Образованный человек.

Михаил Веллер: В высшей степени. Спасибо за вопрос. Что касается этих ценностей и тезисов: когда человеку что-то говорят много раз, а сам он не проверяет, то это переходит на уровень веры, на уровень убеждения. И когда ему говорят – это не так, а он не может возразить, он приходит в огромное раздражение. Вот эти демонстрации, молодежные демонстрации против того, что Трамп президент: какую нетерпимость в американском народе разожгли американские СМИ, которые на словах призывают к терпимости, а на деле люто нетерпимы ко всем.

Леонид Велехов: Все-таки эта нетерпимость была в ответ на ту нетерпимость, которую высказывал Трамп в своих предвыборных речах.

Михаил Веллер: Теперь переходим к ответу на вопрос. Если взять всех тех, которые называются правые и ультраправые, когда лепится только два ярлыка – фашисты и неофашисты, то я утверждаю, я читал все эти программы, там нет ничего ни фашистского, ни неофашистского. Правые программы, в частности, Австрии, Германии, Франции, сводятся к тому, что свои граждане имеют естественные преимущества перед негражданами, когда речь идет о конкуренции за рабочие места, социальное вспомоществование и государственные страховки. Когда люди из другой страны приезжают в Австрию, Германию или Францию, то от этих людей требуется, чтобы они разделяли ценности культурные и ментальные этой страны. Второе: чтобы они были готовы и хотели стать гражданами, членами общества этой страны. Третье: чтобы они не вступали ни в какие идеологические, религиозные и прочие конфликты с законами, порядками этой страны. Четвертое: чтобы они знали язык, чтобы они знали основы культуры. Богу они могут молиться как угодно. Если они все это делают, милости просим, пожалуйте к нам, мы вам рады и мы поможем вам влиться в наш народ. Если вы этого не хотите, будьте любезны, уезжайте обратно, вы нам не нужны, мы вас не хотим. Нам не нужны дармоеды на нашей земле, которые после этого нам же будут плевать в лицо. Вот эта программа называется ультраправой. Я опять же не помню, кто это сказал из американских президентов уже второй половины ХХ века: коммунист – это человек, который читает Маркса и Энгельса, а антикоммунист – это человек, который понял Маркса и Энгельса. Дело в том, что подавляющее большинство народов Европы в гробу видало всю эту полную лажу, которую им натягивают на голову. Почему ничего не понимают студенты в 20 лет? В 20 лет люди не понимают, у них энергия настолько превалирует над рациональным аппаратом. Я помню себя в 20 лет, я не относился к числу глупых, я был студентом Ленинградского университета при конкурсе на мое отделение 13 человек на место.

Леонид Велехов : Те 20 лет были совсем другие, чем 20 лет нынешнего поколения.

Михаил Веллер: Глупее мы не были.

Леонид Велехов: Наоборот, были более зрелые в этом возрасте.

Михаил Веллер: Если бы я мог в 20 лет завербоваться в иностранный легион и отправиться воевать все равно куда и за что, я бы это безусловно сделал.

Леонид Велехов: Не сомневаюсь.

Михаил Веллер: У меня был четкий набор понятий, что хорошо и надо, что плохо и нельзя. Я начал сомневаться в 21 год, когда за все свои комсомольские подвиги получил последний строгий выговор с предупреждением. Притом что я и мои друзья правы были абсолютно, но это никого не волновало. В 30 лет я сказал: ребята, как жаль, что я не могу отсюда свалить, потому что, во-первых, я не могу уезжать побежденным, во-вторых, я не могу бросить родителей, они с их закваской никогда никуда не поедут. Так вот, 20-летние не понимают, с них нет спроса, а люди, которые постарше, они уже что-то понимают. Они не имеют возможности высказать другую точку зрения, потому что, начиная с 1968 года, вот эти левацкие социалистические и ультрасоциалистические идеи захватили практически все университетские кафедры. Если устроить честные референдумы, то все эти правительства полетят к чертовой матери. Но демократии в Европе уже давно нет, потому что если ты не согласен, у тебя не будет практически права голоса, у тебя не будет трибуны, у тебя не будет возможности выступить в СМИ и так далее, и вся масса государственной элиты и СМИ навалится на тебя. Америку создавали мудрые ребята. Мы часто забываем, что в 1776 году они приняли свою конституцию, и только 13 лет спустя третье сословие под Парижем собралось в зале для игры в мяч, только 20 лет спустя пошла большая французская революция, а уже был третий президент в Америке. Так вот они свою структуру демократическую продумали лучше. И сейчас вот это оболванивание масс не прошло. Несмотря на весь поток СМИ, несмотря на все усилия, заметьте, такие люди, как Брюс Уиллис, Клинт Иствуд, тот же Чак Норрис, тот же Стивен Сигал, в этом хоре не участвовали.

Леонид Велехов: Это все завзятые республиканцы, прежде всего Клинт Иствуд, которого я обожаю, но не за взгляды его политические. Как говорится в том анекдоте, мы его любим за другое. Мы дадим слово заждавшемуся Александру, а потом с Трампа уже сойдем и переберемся в наши палестины.

Слушатель: Добрый вечер. Вопрос к Михаилу Иосифовичу. Михаил Иосифович, прошу ответить без иронии, отрицательно или положительно, но постараться без иронии: как вы считаете, не является ли Путин, Ельцин, Горбачев, так же как и Трамп, и Клинтон, марионетками, ставленниками мировой закулисы, которые выполняют определенную роль, играют определенный спектакль, изображают противостояние якобы между собой по разным вопросам, но тем самым выполняют общую линию партии тех людей, которые на самом деле управляют миром?

Леонид Велехов: Насчет закулисы уже сегодня звучало, так что давайте, отдувайтесь снова за закулису.

Михаил Веллер: Эта конспирологическая теория пошла с XIX века в большой ход. Демонизировали масонов, которые были организацией совершенно невинной, она и сейчас существует. Дело в том, что, разумеется, нет и не было никогда никакой мировой закулисы. Но сегодня отчасти роль этой закулисы выполняет формально не объединенный, так сказать, совет транснациональных корпораций. Если мы возьмем первую сотню транснациональных мегакомпаний, крупнейших банков и тому подобное, те, которые сегодня имеют глобальное значение, контролируют денежные потоки по всему миру, смотрят, куда двинуть капитал, где распределить заказы на производство, вот эта первая сотня, строго говоря, и является мировой закулисой. У этой мировой закулисы нет национальных интересов, у нее есть собственные интересы. Эти люди знают друг друга, они покупают замки, дворцы, виллы в одних и тех же местах, они держат яхты в одних и тех же бухтах, и так далее. И наша финансово-промышленная элита, которая отчасти является административной, стремится влиться в круг родных коллег, тоже туда войти. Но то, что они кого-то конкретно ставят – нет, они не ставят. При том, что Клинтоны оба во многом работали на это неформальное глобалистское финансово-промышленное правительство. Потому что это свои деньги и своя реальная власть.

Леонид Велехов: Но Трамп-то что, с помойки пришел? Миллиардер, крупнейший бизнесмен.

Михаил Веллер: Он их всех в гробу видал. Он получил по нынешним временам сравнительно небольшие деньги от своего отца, он их приумножил в сотни раз, ему уже 70 лет, он женат третьим браком на красавице, у него дети и внуки. Он уже может задуматься о Боге.

Леонид Велехов: А в Белом доме все-таки надо задуматься о Боге или о стране?

Михаил Веллер: Он хорошо пожил и всего добился. О Боге – это значит о правде, о справедливости и о людях. Я в этом смысле употребил это выражение. Так что здесь ему это не надо, он как-нибудь сам.

Леонид Велехов: Хорошо, по Трампу, по выборам, по всему прилегающему к этому кругу вопросов, по-моему, исчерпывающе вы высказались. Мне бы хотелось все-таки перебраться в наши палестины. Потому что в те же самые дни здесь в России отмечалась 99-я годовщина Октябрьской революции. Как вы ее отмечали, с какими мыслями?

Михаил Веллер: Вы знаете, последние лет 15 я не отмечаю никаких праздников, кроме Рождества, Нового года и чисто семейных дат, еще дни рождения, дни свадеб своих друзей.

Леонид Велехов: "Отмечал" я сказал, конечно, в фигуральном смысле.

Михаил Веллер: Все эти непонятные какие-то дни, этот день подписания Ельциным декларации о независимости России от остальной империи, этот бредовый день изгнания поляков из Чайна-тауна Москвы и прочая белиберда, я это, простите великодушно, не могу понять всерьез. Это все высосано из пальца, непонятно зачем. И то, что при Ельцине пытались делать 7 ноября днем национального примирения и единения, а это почему-то не получилось, жаль.

Леонид Велехов: А вы считаете, правильная была идея?

Михаил Веллер: Да, я считаю, это была абсолютно правильная идея. Я не знаю, почему она не прошла. Понятно, что нынешнему правительству нужно дистанцироваться от абсолютно всех революций, потому что нынешнее правительство проповедует ту нехитрую идею, что нет власти иной, нежели от Бога, что подчинение властям – это священный долг каждого гражданина, что неповиновение властям – это тяжелейший грех, и так далее. Так вот, я твердо помню, что из президентов это сказал, Кеннеди: тот, кто делает невозможными мирные преобразования, делает неизбежными насильственные. Очень бы не хотелось никаких насильственных преобразований, но здесь уже работает логика истории, что бы ни говорил Карл Поппер.

Леонид Велехов: Еще одно близко к этим дням расположенное событие – это открытие памятника Владимиру. Я не столько о нем хочу спросить вас, сколько об этой тенденции впадания в архаику – памятник Владимиру, памятник Ивану Грозному. Что это означает? Может быть то, что сам Путин стареет?

Михаил Веллер: Это памятник вертикали власти, это сакрализация вертикали власти. Это напоминание о том, что вертикаль власти является на Руси, в России, традиционной, священной, правильной, необходимой, хорошей. Вот и все. А уже личные качества никого не волнуют. Кто-то недавно сказал, по-моему, министр культуры, если не ошибаюсь, что нам не хватает мифов в нашей истории. Мифов у нас грузовиком не вывезешь.

Леонид Велехов: Истории нет, одни мифы. Опять заговорили о досрочных выборах. Вы слыхали, наверное, эту историю, которая сегодня произошла в "Московском комсомольце" с интервью одного политолога, Соловья, там речь о том, что и выборы досрочные возможны, и, мало того, возможно, что на этих выборах выступит не Путин, а незаменимый Медведев Дмитрий Анатольевич.

Михаил Веллер: Вы знаете, нас уже так научили, вернув к советским временам, искать смысл в неких подвижках и делать далеко идущие выводы...

Леонид Велехов: По тому, как стоят на Мавзолее, в каком порядке.

Михаил Веллер: Это хотя бы верная примета – как встали в похоронной комиссии, так все и понятно. Я думаю, что у нас возможно все. Могут быть выборы и досрочные, потому что если экономическая ситуация, а вслед за ней и политическая, через два года будет хуже, чем через один, то выборы нужно проводить, пока ситуация не хуже, а немножко лучше, чем завтра. Это совершенно естественно, это мысль простая. Могут провести? Могут. А могут дотянуть до 2018 года? Тоже могут. А что будет? Хрен его знает. Но факт тот, что возможность досрочных выборов есть. А сколько мы уже видали досрочных выборов. Все это говорит о том, что верхняя часть народа, которая пытается что-то соображать, что-то анализировать, она понимает, что власть не сильно уверена в прочности своего положения. Так для этого не надо быть Сократом, это действительно понятно, действительно ясно.

Леонид Велехов: Александр, сейчас дадим ему слово.

Слушатель: Очень хочется сказать слова признательности вашему гостю, потому что я слежу за его выступлениями достаточно давно по радио. Он оказался чуть ли не единственным из тех людей, которые говорят о политике в глобальном масштабе, кто предсказал победу Трампа. Вы знаете, я тоже знал, что Трамп победит, но не был настолько уверен, насколько был уверен ваш гость. Причем это в тот момент, когда абсолютно все политологи, люди, которые занимаются политикой, говорили, что Трамп проиграет. Вопрос следующего порядка: как думает ваш гость, что будет в отношениях между США и Россией, как только Трамп официально вступит в должность?

Михаил Веллер: Я думаю, что в ближайшие месяцы, скажем, первые сто дней после инаугурации, Трамп будет тянуть резину. То, что Министерство иностранных дел ФРГ обратилось с призывом определиться по России, а какое их собачье дело? Германия независимое государство, США независимое государство, когда определится, тогда определится, когда нужен будет ваш совет, мы вас спросим, и так далее. Потому что есть гораздо более важные, гораздо более срочные задачи. Потому что основное, из-за чего Трамп выиграл, – вернуть производство в Америку, вернуть рабочие места, которые ушли, в Америку.

Леонид Велехов: А вы считаете, что это реальный план?

Михаил Веллер: Вы знаете, я говорил с тремя независимыми экспертами личным образом, не официально, а за чашкой чая или еще чего, и все сказали, что да, конечно, если говорить о его планах протекционистской политики, то все технические детали сейчас предсказать невозможно, детали нужно считать, но в принципе, разумеется, протекционистская политика всегда работала и будет работать. Любой человек должен думать сначала о благе своего народа и своей страны, а уже потом бежать помогать голодающим Африки, которые всегда голодали, потому что не хотели работать. Какого, собственно, лешего? Когда средний класс действительно жить стал хуже за последние 8-12 лет, нужно думать о том, чтобы американцы стали жить лучше. Какого черта производится что-то в Китае, невесть где, а потом беспошлинно ввозится сюда?

Леонид Велехов: Вы ушли от ответа на вопрос о перспективе российско-американских отношений.

Михаил Веллер: Я думаю, что, первое – Трамп не будет придавать большое значение Украине, да и Сирию он в гробу видал, что она есть, что ее нет, разобрать ее на несколько частей, оставить вот это алавитам с Асадом, вот это суннитам, вот это курдам, пусть у них будет наконец хоть клочок собственного государства, вырезать ИГИЛ окончательно, и пускай так живут. Зачем Россия залезла в Сирию? Именно для того, чтобы с ней разговаривали. Так или иначе будет решен сирийский вопрос, иначе мы там застрянем до тех пор, пока не начнется что-то типа революции 1905 года после маленькой победоносной японской войны. Так что, я думаю, этот вопрос будет спускаться на тормозах. Но если дело дойдет до кризисов, то этот парень будет абсолютно неуступчив. Если Клинтон продажна, то он непродажный. Когда говорят, что политика будет непредсказуемой – правильно. Для предсказуемой политики не нужен президент, достаточно клерков. Если вы возьмете предсказуемую политику Европы, посмотрите на Олланда, на Меркель, на кого-то еще – это не президенты, не премьеры, это бухгалтеры, это клерки, которые исполняют функции клерков, они очень мало чего решают.

Леонид Велехов: У меня тут такой вопрос: нет ли опасности, что такая изоляционистская позиция Трампа развяжет руки российским ястребам, в частности, в отношении Украины и не только?

Михаил Веллер: Во-первых, она не изоляционистская. Преследовать сначала свои интересы, а уж потом заботиться о других, не есть изоляционизм. Изоляционизм – это когда государство дистанцируется и говорит: да подите вы все, а мы будем жить сами. Классический изоляционизм – это Поднебесная или Япония в течение многих веков. Что касается России, то горе здесь в другом, в том, что в результате этих действий Россия не укрепляется. Потому что если раньше приобретение новых территорий с народами служило увеличению могущества государства, то сейчас этого нет.

Эффективность работы, новые технологии, интеллектуальные ценности, передовое производство – если у тебя этого нет, то твои территории и народы никого не интересуют, ты с них даже налоги не сможешь собирать. С Украины замучаешься собирать налоги, они сами все украдут, у них это классно получается.

Леонид Велехов: Да, к сожалению, увы, действительно. Я бы хотел вас спросить об отставке Саакашвили, вы разделяете его пафос антикоррупционный и верите ли в его искренность?

Михаил Веллер: Я верю в его искренность, потому что он давным-давно мог свалить в Америку вместе с женой-иностранкой, найти себе там работу, уж как-нибудь, побывав президентом, проведя реформы, и во многом очень успешные реформы, он бы нашел себе работенку, писал бы какие-нибудь книжки, преподавал в университете, читал лекции, не пропал бы. Он полез туда, на Украину, действительно надеясь что-то сделать. Есть у него завод, есть у него пионерская закваска.

Леонид Велехов: Не кажется ли вам, что это и есть настоящий политик, Саакашвили? Можно какие-то его огрехи, изъяны критиковать, но это действительно человек с настоящими политическими амбициями, который пришел во власть не карманы набивать...

Михаил Веллер: Он хотел сделать лучше, у него не получилось. Он думал, что не будут воровать, он всем скажет, объяснит, ведь Украина, которая веками мечтала о независимости, ее наконец получила. Ведь они же все украинцы, они патриоты, они же не будут разворовывать дотла собственную родину. Будут. Нехорошо критиковать Украину, которая попала в такой скверный переплет не без помощи своего совершенно скверного братского российского соседа. Но, к сожалению, в такой ситуации такое воровство безмерное, когда на Майдан выходили одни, а воруют другие, – это как-то внушает самые печальные мысли. Мне жалко Саакашвили, мне жалко обворовываемых украинцев. Я не знаю, что там будет дальше.

Леонид Велехов: Как вы думаете, чем дело закончится, не идет ли оно к новому Майдану?

Михаил Веллер: Понятия не имею, чем это дело может кончиться. Но вы знаете, меня во время перестройки, когда стали показывать диссидентов, поразил какой-то по телевизору показанный круглый стол, где был приехавший из Франции Максимов. Что они там говорили на круглом столе, я уже не помню, а Максимову досталось заключение, и Максимов сказал фразу, она во мне навсегда отпечаталась: что бы ни делал человек в России, а все равно его жалко. Жалко людей, понимаете, и на Украине тоже их жалко.

Леонид Велехов: Людей жалко. Наша перспектива, российская?

Михаил Веллер: Безграничная: от развала на мелкие дребезги до подъема в сияющие дали. У нас с диапазоном перспектив всегда было все очень хорошо. Я боюсь, что в течение ближайших лет будет, как это прекрасно сыграл Андрей Панин, когда он успокаивает всех, говоря: не волнуйтесь, все будет очень хорошо. А если все-таки не получится? Ну тогда все будет очень плохо.

Леонид Велехов: Что вероятнее, тем не менее.

Михаил Веллер: Так что, я боюсь, что вероятнее в последующие годы будет становиться хуже. Еще опять же этот Трамп со своими планами подъема нефтяной промышленности, сланцевой нефти, газа. Большое спасибо. Как по Высоцкому: говорили, что Сэм Брук – это наш гвинейский друг, а он обошел меня на круг! Как хочется оптимизма, пришел бы кто-нибудь, поддал бы оптимизма. Оптимизм тот, что мировое движение за права простых, честных, нормальных работящих людей вот этими выборами получило сильнейший толчок, надежда появилась, что эта ложь бесконечная, развал, обворовывание все-таки, может быть, кончится. А мы все-таки принадлежим к этому миру, авось вывезет кривая.

Леонид Велехов: Ну что сказать, Михаил Иосифович, вы, как всегда, оригинальны, вы, как всегда, неповторимы, вы, как всегда, со своим мнением. Это было очень интересно слушать даже в тех моментах и пассажах, в которых я не был с вами согласен, но все равно слушал с огромным интересом. Я уверен, что это дало пищу для размышлений нашим зрителям и слушателям. Спасибо.

Сейчас Михаил Веллер является знаменитым участником теледебатов. Порой он даже не в состоянии сдерживать свои эмоции. Но все-таки он в первую очередь считается модным и знаковым писателем. Его произведения выходят колоссальными тиражами. При этом он пишет серьезные книги. В юности он испытывал страстную жажду приключений. Собственно, таким он на самом деле и остался... Биография М. И. Веллера будет поведана читателю в статье.

Предок писателя служил Фридриху Великому

Биография Михаила Веллера (кто по национальности - обсудим позже) началась в конце весны 1948-го в г. Каменец-Подольском, что в Западной Украине. Он рос в еврейском семействе медиков. Изначально отец писателя жил в Петербурге и знал, что один из его предков сражался под знаменами Фридриха Великого. После школы отец поступил в военно-медицинскую академию и, получив диплом, стал военным врачом. В результате, ему приходилось переезжать с места на место и менять гарнизоны.

Мама будущего прозаика родилась в Западной Украине, где ее семейство обитало в те времена. Ее дед был также врачом. Мать пошла по стопам своего дедушки, и она окончила медицинский институт, что в Черновцах.

Такие факты предоставляет биография Веллера Михаила. Национальность этого человека провоцирует множество споров. Многие уверены, что он еврей. Но кто более детально изучал биографию Веллера Михаила, национальность ему приписывает совсем другую - русский. Однозначно ответить на этот вопрос довольно сложно.

Первый стихотворный опыт

Маленькому Мише было всего лишь два года, когда отец был переведен в Забайкальский край. Конечно же, семья уехала вместе за ним. По большому счету, Михаил сменил не одну школу из-за службы папы. Он кочевал с родителями по гарнизонам Сибири и Дальнего Востока.

Он рос нормальным советским мальчиком. Первым произведением, который он самостоятельно прочел, был гайдаровский «Мальчиш-Кибальчиш». Затем пришел черед Жюля Верна и Герберта Уэллса. А чуть позже он начал зачитываться и книгами Джека Лондона.

Когда Миша учился в пятом классе, он понял, что хочет писать. На зимних каникулах учитель литературы задал задание - сочинить стихотворение о зиме. По воспоминаниям Веллера, он написал крайне плохой стихотворный опус. Но, как выяснилось, творения одноклассников оказались еще хуже. Как итог, работа юного Миши была признана лучшей. По его словам, это событие вдохновило его на новые творческие опыты.

В старших классах семейство Веллеров перебралось в Могилев, что в Белоруссии. Именно тогда он осознанно понял, что очень хочет творить.

Он окончил школу с золотой медалью в 1964 и поступил на филфак университета в Ленинграде.

В стенах университета

Приехав в Ленинград, молодой Веллер начал жить в семье дедушки. Он был биологом и заведовал кафедрой одного из институтов.

В университете Михаил сразу включился в студенческую жизнь. Веллер обладал незаурядными способностями и выдающимися организаторскими качествами. Во всяком случае, он стал не только комсоргом, но и секретарём бюро комсомола всего вуза.

Правда, в стенах университета он довольно недолго смог проучиться. По его словам, его интересовала жизнь во всех ее проявлениях. Как итог, студент Веллер забросил учебу и отправился в погоню за приключениями.

Жажда приключений

Жизнь никогда не была скучной и однообразной. В 1969-м он поспорил, что доберется «зайцем» до Камчатки. Разумеется, без гроша в кармане. Он пересек всю страну и, таким образом, пари было выиграно.

На следующий год он решил официально оформить академический отпуск. Сделав это, он отправился в Среднюю Азию, где бродяжничал там до осени.

После этого молодой путешественник перебрался в Калининград. Именно здесь ему удалось окончить экстерном курсы матросов. В результате, он отправился в первый морской рейс на рыболовецком судне.

Будущий писатель вдоволь помотался по Советскому Союзу и набрался новых впечатлений. Поэтому в 1971-м он восстановился на филологическом факультете. Кстати, в эти времена его рассказ поместили в университетской стенгазете.

Одновременно он трудился и старшим пионервожатым в одной из питерских школ.

Вскоре Веллер успешно смог защитить свою дипломную работу и, став профессиональным филологом, отправился за новыми приключениями.

Поиски себя

После вуза Веллеру пришлось пойти в армию. Правда, он отслужил всего лишь шесть месяцев. Потом его комиссовали.

На «гражданке» он начал работать в одной из сельских школ. Он преподавал ученикам литературу и русский язык. Кроме того, он был воспитателем В деревне он трудился один год, после чего решил уволиться.

В целом, за всю его жизнь он сменил порядка 30 профессий. Так, он был рабочим-бетонщиком в северной столице. В летнюю пору он приезжал на Терский берег Белого моря и Кольский полуостров, где работал в качестве и землекопа. В Монголии он перегонял скот. Кстати, по его воспоминаниям, это был лучший период в его жизни.

Начало карьеры писателя

Когда Веллер вернулся в Ленинград, он был намерен полностью переключиться на литературную деятельность. Как говорилось выше, свой первый рассказ он опубликовал в вузовской стенной газете. И с этих пор карандаш и блокнот стали его неизменными спутниками.

Однако его ранние произведения отклонялись всеми редакциями.

В это же время Веллер участвовал в семинаре молодых питерских фантастов. Руководил ими блистательный Михаил написал рассказ, который назывался «Кнопка». И этот опус получил первую премию на данном конкурсе.

К сожалению, ленинградские издательства совершенно не обращали внимания на эту победу молодого писателя и продолжили его игнорировать. По сути, он был лишен средств к существованию. И нужда побудила его снова заняться иными видами деятельности. Так, он обрабатывал военные мемуары при одном из издательств. Также он начал писать рецензии для известного журнала «Нева».

В 1978-м Веллеру удавалось размещать свои короткие юмористические рассказы на полосах газет Ленинграда. Но такое положение его совершенно не устраивало…

В Таллине

Веллер решил бросить все - он покинул город, друзей, любимую женщину, семью. По сути, он жил в нищете, и кроме писания, ничем не занимался. Он оказался в Таллине. Причина такого решения была только одна - он хотел выпустить свою книгу.

В 1979-м он трудоустроился в одно из республиканских изданий. Через год он покинул ряды газетчиков с целью вступить в «профсоюзную группу» при Союзе писателей Эстонии. Именно тогда у него появились публикации в таких журналах, как «Таллин», «Урал» и «Литературная Армения». А в 1981-м он написал рассказ под названием «Линия отсчета». В этом произведении ему удалось впервые оформить основы своей философии. Впрочем, к этому мы вернемся немного позже.

Первый успех

В 1983-м началась творческая биография писателя Михаила Веллера. Книга «Хочу быть дворником» была его первой из многочисленной коллекции, имеющейся на сегодняшний день. Это был сборник рассказов. Издание стало популярным. Права на эту книгу были даже проданы западному издательству. В результате, через год сборник Веллера был переведен на несколько языков. Кроме того, ряд отдельных рассказов писателя были изданы в таких странах, как Франция, Польша, Болгария, Италия и Голландия.

К этому времени Б. Стругацкий и Б. Окуджава дали ему свои рекомендации, чтобы он смог вступить в Союз писателей Советского Союза. Несмотря на лестные оценки творчества Веллера, он был не принят в организацию. Он стал членом Союза через пять лет. Непосредственным поводом стал выход в тираж второй книги писателя. Она называлась «Все о жизни».

После этого карьера прозаика Веллера с завидной активностью начала набирать обороты.

Триумф

Через два года вышло произведение «Рандеву со знаменитостью». А по произведению «А вот те шиш» была даже снята художественная кинокартина. В этот период он основал и первый в Советском Союзе еврейский культурный журнал «Иерихон». Разумеется, он стал главным редактором.

Спустя два года появилась книга новелл. Она называлась «Легенды Невского проспекта». Книга и поныне пользуется небывалым спросом.

В середине 90-х появилось и новое произведение. Речь идет о романе «Самовар». Через пару лет писатель предпринял поездку по Соединенным Штатам. Он выступал перед читателями Нью-Йорка, Бостона, Кливленда и Чикаго.

А в 1998-м вышла большая работа «Все о жизни». Именно там Веллер рассуждал о своей теории «энергоэволюционизма».

Философская теория Веллера

По большому счету, философские взгляды писателя излагались в ряде его произведений. Но только со временем он смог обобщить свои постулаты в единую теорию, которую он назвал «энергоэволюционизмом».

Он опирался на работы многих философов. Но в первую очередь на труды А. Шопенгауэра, В. Оствальда и Л. Уайта.

Далеко не все приняли этот поворот в творческой эволюции Веллера. Один из известных философов критиковал его за дилетантизм в области философии. Он характеризовал его теорию как «смесь банальностей». Другие полагали, что это произведение, по сути, является кладезем оригинальных мыслей и антологией житейской мудрости.

Тем не менее, в разные годы Веллер с успехом читал лекции, излагая основы своего энергоэволюционизма. Так, студенты с удовольствием внимали ему в МГУ, МГИМО и в университете Иерусалима.

А в греческой столице он вообще выступил с соответствующим докладом. Это происходило на Международном философском форуме. Именно тогда его труд был награжден престижной медалью.

Политик

С 2011-го писатель Михаил Веллер, творчество которого полюбилось многим, серьезно начал интересоваться политикой. Так, в свое время он призывал голосовать за Коммунистическую партию. Он был уверен, что КПРФ - единственное в стране объединение, которое независимо от олигархов. Заметим, неоднократно ему пришлось отстаивать свою точку зрения. Они принимал участие в ряде теледебатов и политических ток-шоу. Правда, порой из-за эмоциональности прозаика и философа эти съемки заканчивались скандалами. Так, в начале весны 2017-го в эфире канала ТВЦ он был возмущен обвинениями во лжи в его адрес. Тогда он запустил стаканом в ведущего. Подобный инцидент произошел через месяц. В этот день Веллер находился в радиостанции «Эхо Москвы». Он объяснил свое поведение. По его словам, ведущая вела себя крайне непрофессионально и перебивала его постоянно.

Эпоха нового тысячелетия

В 2000-х Веллер расстался с Таллином и переехал в российскую столицу.

Зимой 2008-го эстонские власти наградили его орденом Белой звезды.

Немногим позднее на прилавках книжных магазинов появились новые книги. Это были «Легенды Арбата» и «Любовь и страсть».

В целом, Веллер написал почти 50 литературных произведений. Часть из них были переведены на многие языки мира.

По словам автора, его основной заработок - литература. Его продолжают переиздавать, и на авторские отчисления он живет. Он считает, что совсем необязательно много писать. Но написанное должно быть на отличном уровне.

Что касается личной жизни, биография Веллера Михаила не пестрит многочисленными фактами. Писатель не любит распространяться на эту тему. Известно, что он женился в 1986-м. Его избранницей стала выпускница журфака МГУ Анна Агриомати. Через год у молодоженов появилась на свет дочь Валя…

Михаил Иосифович Веллер – популярный писатель, философ, общественный деятель. Активный участник теледебатов, в которых не всегда может сдерживать свои эмоции.

Детство и юношеские годы

Михаил родился в небольшом старинном городке Каменец-Подольский на западе Украины, в семье потомственных медиков-евреев. Его отец был военным врачом, поэтому вынужден был часто переезжать с места на место, меняя гарнизоны. В детстве Михаилу пришлось сменить не одно учебное заведение, кочуя с родителями по военным городкам Дальнего Востока и Сибири.


Это не помешало талантливому мальчику окончить школу с золотой медалью и поступить на филологический факультет Ленинградского университета. Но, несмотря на незаурядные способности и выдающиеся организаторские качества (был комсоргом курса, секретарем бюро университета), Михаил недолго проучился в престижном вузе. Его настолько интересовала жизнь во всех ее многогранных проявлениях, что вскоре он забросил учебу и отправился путешествовать.


Сначала юноша на спор, без гроша в кармане, добрался «зайцем» от Ленинграда до Камчатки, а еще через год, оформив академический отпуск, уехал в Среднюю Азию. После этого Веллер переехал в Калининград, где, окончив экстерном курсы матросов, ушел в море на рыболовецком судне.


Вдоволь помотавшись по стране и набравшись впечатлений, в 1971 году Михаил восстановился в университете и через год успешно защитил диплом. После окончания вуза юноша отслужил два года в армии и по возвращении был распределен учителем русского языка в сельскую школу, где тоже задержался всего на год.

«Поединок»: Веллер VS Хакамада

За свою жизнь Веллер, по его собственному признанию, сменил около тридцати самых разнообразных видов деятельности: валил лес в Коми, работал охотником-заготовителем в Арктике, перегонял скот в Монголии, трудился учителем, пионервожатым и воспитателем детского сада, овладел многими строительными специальностями.

Карьера писателя

К концу 1976 года Михаил окончательно понял, что хочет посвятить свою дальнейшую жизнь литературной работе. Свой первый рассказ он написал еще во время учебы в университете, и с тех пор блокнот и карандаш стали его неизменными спутниками в поездках по стране.

Свою литературную деятельность он попытался начать в Ленинграде, но его работы не нашли понимания и были отклонены всеми редакциями. Веллеру пришлось ограничиться публикацией небольших юмористических рассказов и написанием рецензий для журнала «Нева».


Но начинающего литератора не устраивало такое положение вещей, и через два года, бросив все, он уехал в Таллинн и занялся исключительно написанием книг. В 1983 году вышел его первый сборник рассказов «Хочу быть дворником», который был издан в нескольких западноевропейских странах, включая Францию и Италию.

С этого момента писательская карьера Веллера стала активно набирать обороты, и сейчас он является автором более пятидесяти литературных произведений, переведенных на многие языки мира. В послужном списке писателя немало философских работ, посвященных месту и роли человека в масштабах Вселенной. Подробно о его взглядах на мироздание можно почитать в книге «Смысл жизни», на страницах которой он изложил свою теорию «Энергоэволюционизма».

Отрывки из книги Веллера «Все о жизни»

К 2017 году в его библиографии значились 10 романов: противоречивые «Приключения майора Звягина», «Самовар», «Все о жизни», «Кассандра», «Всеобщая теория всего», «Перпендикуляр и другие; 13 повестей (6 из них были изданы отдельным сборником «Жестокий»), и несколько десятков рассказов, изданных в 18-ти сборниках.

Политические взгляды

С 2011 года Михаил серьезно интересуется политической ситуацией в стране, призывая своих единомышленников голосовать за КПРФ, которую считает единственной партией в России, независимой от олигархов. Свою точку зрения Веллер часто отстаивает в различных теледебатах и политических ток-шоу, некоторые из которых из-за чрезмерной эмоциональности писателя заканчиваются скандалами и потасовками. Михаил Веллер вышел из себя в эфире «Эха Москвы»

Похожий инцидент произошел месяц спустя в эфире радиопередачи «Особое мнение» («Эхо Москвы»). Михаил Веллер накричал на ведущую Ольгу Бычкову, порвал микрофон, бросил кружку с водой и покинул студию, а позже сообщил, что разрывает длившееся с 1993 года сотрудничество с радиостанцией. Свое поведение он объяснил тем, что ведущая вела себя непрофессионально и постоянно его перебивала.

Юлия Шигарева, «АиФ»: Странное название, Михаил Иосифович, у вашей новой книги - «Веритофобия». Страх правды. Нас ведь с детства учат, как это важно - говорить правду. А вы - про страх!

Михаил Веллер : Совершенно понятно, для чего в жизни надо врать: чтобы облегчить себе жизнь, понравиться начальству, не вызвать громы на свою голову.

А зачем говорить и знать правду? Всякая ли правда помогает человеку жить или вовсе наоборот? Вот это вопрос вопросов! Если летучая мышь, вылетая охотиться, наденет на уши плеер, то будет стукаться о стены и столбы и не поймает ни одной мошки. То есть человеку нужно ясно отдавать себе отчёт в том, где пропасть, а где мост, где его ждёт удача, а где неудача, как поступать надо для собственного хотя бы блага, а как - ни в коем случае нельзя.

В то же время люди живут не то чтобы в мире лжи, но в мире прокладок, сделанных из лжи. Они желают друг другу здоровья, вместо того чтобы честно пожелать: «Чтоб ты наконец сдох!» Бывает, уступают место в автобусе. И не оттаскивают другого за волосы из очереди. Потому что иначе вместо жизни будет сплошная анархия, где рулить начнут бандиты - самые здоровые и жестокие. А так жить нельзя!

Поэтому: любые нормы общежития - это ложь, направленная на то, чтобы высказать друг другу добрые отношения. Я отношусь к тебе неплохо и верю, что и ты относишься ко мне неплохо и мы можем жить на одной лестничной клетке и работать в одной бригаде. А то ведь иначе я тебя зарежу, а ты меня отравишь.

- И где она, граница между необходимой ложью и необходимой правдой?

Эту задачу каждому приходится решать ежедневно. Потому что когда правители всех времён и народов компостировали мозги своим подданным, то они думали меньше всего о благе подданных, а больше - как сохранить свою власть, приумножить богатства, оставить место наследникам, а заодно и завоевать соседей. Если не в военном смысле, то хотя бы в экономическом и культурном. И в результате во все эпохи простые люди умирали по приказам правителей за интересы, им непонятные. Им внушали, что в соседней стране живут враги, которые неправильно верят в бога и вообще неправильные люди, которые только и мечтают, как уничтожить нашу страну, по-этому мы должны напасть на них первыми. Вот в этом случае категорически желательно отличать правду от неправды и не попадаться на удочку пропаганды.

- А сами-то правители умеют отличить правду от придуманной ими же лжи?

Если бы... Побаиваются - но хотят. Любая власть всегда нуждается в правде. Ей нужно иметь обратную связь с окружающим миром, чтобы знать, каких угроз можно ожидать. Ведь придворные-то только и нашёптывают, что кругом всё прекрасно и от любви к вам, ваше величество, все просто лопаются. Поэтому и существовала должность королевского шута. Шут забавлял публику, мог что-то спеть или рассказать - он часто был образованным человеком. Но одновременно шут был единственным, кому разрешалось вслух говорить правду господину, и ему за это ничего не было. Он же шут, он шутит! И от него власть, которая могла быть лживой насквозь, всё-таки узнавала правду. И цену правде власть всегда знала.

Если у тебя слабые мозги, если ты нуждаешься в том, чтобы тебя научили, как жить, и объяснили, что такое хорошо и что такое плохо, то, шагая в строю, тебе останется только надеяться, что отцы-командиры тебя не продадут.

Найти путь из тупика

Согласна - да, не хочется попадаться на удочку пропаганды. Но так ли полезно для народа знать всю правду о своей стране? В Советском Союзе мы жили с чётким ощущением, что наша страна самая сильная, самая справедливая, что мы строим самое правильное общество в мире и все должны нам завидовать и подражать. А в 90-е годы все кому не лень принялись открывать нам глаза, что хуже нашей страны на свете нет, что жить здесь - стыд и позор. В итоге выросли поколения, которые говорят не «наша страна», а «эта страна», не «Россия», а «Рашка». И жизнь наша от этого явно не наладилась.

Поколения, формирующие образ страны по параду физкультурников на Красной площади, которые идут все в белом и поют «Широка страна моя родная», видят один Советский Союз. А для тех, кого пускали на распыл в лагерях Колымы, сущест-вовал совсем другой Советский Союз. Поверите ли вы полностью в одно либо в другое, вы всё равно в чём-то ошибётесь. Те, кто постарше, помнят, каким страшным ударом для советского народа стало лето 1941 года. Когда все в недоумении спрашивали друг у друга: а где же непобедимая армия? Где наши танки и самолёты? Почему мы отступаем? А потому, что на самом деле всё обстояло совсем не так, как людей учили. И когда одни смотрели фильм «Кубанские казаки» о счастливой жизни колхозников, а вторые мечтали только о том, как бы из этих рабовладельческих колхозных поселений сбежать, кончилось всё это уничтожением советского сельского хозяйства. Как только ты начинаешь верить в ложь и цитируешь строки «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман», помни: обман тебя не возвышает, он тебя приведёт или в зэки, или в охранники, или в нищие, или в тупые рабы. Потому что думать надобно всегда самому.

И вот поэтому, когда те самые люди, которые говорили, что религия - это опиум для народа, дружными рядами в начале 90-х пошли в церкви с теми же выражениями на лицах, с какими сидели в президиумах на партсобраниях, стало ясно, что вряд ли это всё кончится только добром. Когда значительная часть советской интеллигенции уверовала, что в результате шоковой терапии Гайдара и Чубайса всё будет прекрасно, они уже голодали, страна разваливалась, а они всё ещё верили, что всё будет прекрасно... Мы все сегодня знаем, чем это на самом деле закончилось.

Вот поэтому на веру нельзя принимать ничего. Если у тебя слабые мозги, если ты нуждаешься в том, чтобы тебя научили, как жить, и объяснили, что такое хорошо и что такое плохо, то, шагая в строю, тебе останется только надеяться, что отцы-командиры тебя не продадут. А если ты имеешь многократный опыт продаж себя, то тебе приходится думать самому, что из этого выйдет. Когда масса народа начинает верить пропаганде, то никогда это не кончается добром.

Но вся современная система образования построена на том, чтобы не думать, а угадать нужный вариант ответа. А вы про умение извлекать уроки из набитых шишек рассуждаете.

К сожалению, российская система среднего образования решила взять за образец западную систему, которая пришла в тупик гораздо раньше нас. Там гораздо раньше было принято решение о всеобщем уравнивании - умных и глупых, способных и неспособных, здоровых и больных. Для этого необходимо было сделать всю учебную программу как можно проще и доступнее.

Так что ты можешь вызубрить все правильные ответы на вопросы в экзаменах и при этом быть дурак дураком. Сейчас, в эпоху почти 100%-ной доступности любой информации, мыслительные способности стремительно утрачиваются. Человек может узнать всё, но не в состоянии ничего осмыслить. Вероятно, таковы законы развития - чтобы человечество не стало чересчур уж гениальным.

Ну, гениальными, может, нам всем и необязательно становиться. Но кто-то в состоянии научить нас, как того кроху у Маяковского, что такое хорошо, а что такое плохо?

Это равносильно вопросу «Как научиться быть умным?». Могу лишь повторить: ничего не принимай на веру, всё старайся осмыслить сам. Старайся всё подвергнуть сомнению, сам себе доказать. А если что-то не доказывается, то, вероятнее всего, это неправда. Это не гарантия того, что ты научишься отличать чёрное от белого. Но если ты не будешь даже пытаться думать самостоятельно, то место барана в загоне тебе обеспечено.

Россия страна православная, христианская. Стоп, братья мои любезные, окоротите победную оступь, витязи славные!

Давайте по гамбургскому счету, по-взрослому, без обид...

1. Вы случайно Иисуса в русские не записали?

Дело было в Израиле. А там жили евреи. И Дева Мария Пресвятая была еврейка. И Иисус, Сын Божий, по матери, его родившей, был еврей. Или этого кто-то не знал? Иоанн Креститель, совершивший первое крещение святое, был еврей. И все четыре автора Евангелий были евреи. И все двенадцать апостолов. Про царя Соломона премудрого и отца его Давида псалмопевца говорить вообще не приходится.

Евреи распяли Христа? А сняли его с креста, и оплакали, и понесли по миру его учение, и отдали за то жизнь - одиннадцать апостолов из двенадцати - кто? китайцы? Тоже евреи, понимаешь.

У римлян была своя религия, а о русских тогда не слыхивали. Строго говоря, глубоко верующий иудей Иисус провел великую реформацию закосневшего к тому времени и расколотого иудаизма. Предельно упростил обряд и открыл реформированную форму религии для всех желающих и стремящихся душой.

2. Исконные боги восточных славян - Перун, Ярило, Даждьбог - были отменены и запрещены после крещения Руси по решению Киевского первопрестольного князя. Как языческие. Так что Святые Иконы Божьей Матери изображают сами знаете кого и какой национальности. Законы психологии человеческой таковы, что если факт нельзя отменить, то виновного в самом факте "чего-то нежелательного" хочется бить сильно.

3. Алфавит - от древнегреческого Альфа, Бета, - первые две буквы греческого алфавита.

А они, в свою очередь, от древнееврейских Алеф, Бейт - что означает: Дом на иврите. Видите ли, когда евреи писали первые книги Библии, греки были еще неграмотны. Создателями всей Средиземноморской культуры они стали несколько позднее. А буквенное письмо взяли у евреев. Такая штука.

Получает первоклассник Алфавит - а это сионистская диверсия: Да? А на Русь заразу эту принесли, как известно, Кирилл и Мефодий. Так что, прочитав очередное правдивое и страстное сочинение Благодарного русского патриота о мировом еврейском гадстве, пошлите проклятия тем, чьей письменностью вы пользуетесь и которой написана вся великая русская литература.

4.Еврейская культура - это хранить дух и завет Бога, Единого, Всевышнего и Сурового.

Крут и нетерпим еврейский Бог, и не прощает Он слабости и отступления детям своим избранным. СДЕЛАЙ ИЛИ СДОХНИ. Эту формулу отчеканили в лучшие времена владыки мира - англичане. Вот вся суть еврейской культуры вкладывается в тот же девиз от начала.

Кто был в Израиле - видел выжженную солнцем пустыню: родину народа. Вот за нее полторы тысячи лет евреи дрались со всеми, кто был там и кто приходил пока их не вышибли оттуда римляне, первые бойцы мира... И шли десятилетия, и вспыхивали восстания, и отказалась сдаться осажденная Масада, и в последний штурм защитники крепости перебили мечами друг друга и себя, чтобы умереть свободными людьми на последнем клочке своей свободной земли. И последними словами командира крепости были: "В огне и крови Иудея погибла, в огне и крови Иудея возродится!". Так и произошло. Можете учиться, господа патриоты. Но куда вам!

5. Если на вашей свадьбе звучал марш Мендельсона - ну так вы женились под музыку еврея.

Если 9 Мая вы слушаете Этот День Победы порохом пропах!.. - ну так автор, Давид Тухманов, не ариец. Весь этот еврейский джаз с Гленом Миллером, Бени Гудменом и Леонидом Утесовым мы похерим, и Темная ночь без Бернеса обойдется. Но Катюшу! - которую пела страна, и немцы, и союзники, и весь мир! -жидовина Матвей Блантер придумал. Была еще одна катюша. Та самая, легендарная, помните все кинохроники, гвардейский реактивный миномет, ее сделали: Шварц, Слопимер, Гантмахер, Левин, Шор - вот такой конструкторский коллективчик делал!
А истребители МиГ - угадайте с двух раз, Микоян и Гуревич - кто армянин, а кто еврей. Про ракеты и атомные бомбы мы не будем.

6. Кто такой был Трепер? Великий разведчик Второй Мировой Войны.

Кто такой был Маневич? Этьен, Земля, до востребования? Великий разведчик Второй Мировой Войны. А Янкель Черняк, прообраз Штирлица? В декабре 1994 г Начальник Генштаба и начальник ГРУ у постели находящегося в коме Янкеля вручили его жене Золотую Звезду Героя России. Легендарный разведчик так и не узнал об этой своей первой и единственной награде. Кто такой был Арнольд Дейч? Великий разведчик, Кембриджская пятерка - это его вербовка. Я еще могу понять, что евреи - Нострадамус и Керк Дуглас. Но каким образом венгерский еврей Дитмар Розенталь столько лет был в СССР главным специалистом по русскому
правописанию?!

7. Однажды еврейский ребенок узнает, что он еврей.

Это значит, что от дразнений и мордобоя справедливого спасения нет. Он - не русский. Справедливость существует не для него. А чтобы как-то компенсировать свое непоправимое несчастье - надо делать что-то сверх того, чего ожидают от всех. У еврея с раннего детства больше оснований для задумчивости. Больше препятствий. И формируется мировоззрение: Если хочешь чего-то добиться - ты должен думать, как обойти запреты, как найти решение. Ты должен работать упорно, сколько угодно, пока не добьешься. Ты должен делать больше других, чтобы тебе позволили - может быть! - стать вровень. А жаловаться некому. Так устроен мир. Если жизнь не превращает еврея в лакея она превращает его в гладиатора.

Лакеев много, очень много. Рабство порождает рабов. Но гладиаторы - на виду, бросаются в глаза. Вот так и формируются слагаемые успеха: упрямство, упорство, старательность, вдумчивость, терпение, изобретательность, хитрость и ум. Плюс врожденный темперамент южного народа, любовь к знаниям: как-никак тысячи лет подряд евреи были поголовно грамотным и читающим народом Книги.

Кто из народов ещё в мировой истории?

8. ....Жизнь - неплохой офицер-воспитатель, и забитых евреев много.

Вам она представляет десятого. Когда вы завидуете его успехам - не забудьте позавидовать унижениям, побоям и упорству.

9. Хитрость - сила слабых.

Когда и прямая сила, и закон и симпатии окружающих - не на твоей стороне, ну таки уже приходится думать, как тихой сапой добиться своего. Так развивается комбинаторный ум, поливариантное мышление.

ЧЕМ В МЕНЕЕ ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ТЫ ПОСТАВЛЕН ИЗНАЧАЛЬНО - ТЕМ БОЛЬШЕГО ТЫ ДОБЬЕШЬСЯ В КОНЦЕ, РАЗВИВ УМ И ВОЛЮ ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ...

Этот народ надо бить, гонять,ограничивать, унижать, - т.е. ставить в условия постоянного решения задачи по выживанию и самосохранению.

Таким образом, среди других народов рассеянное еврейство оказывается в положении человека среди животных - о нет! я не ставлю евреев выше других! и никакой народ не ставлю ниже евреев! я говорю это лишь в том смысле, что... ГОНЯЯ ЕВРЕЯ - ТЫ ТОЛЬКО ТРЕНИРУЕШЬ ЕГО. Гонения сделали евреев живучими и умными.

10. Евреи завладевают СМИ. Кино, телевидение, журналистика, эстрада. Это наблюдение сделано еще в ХIХ веке.

Дорогие мои. Вот унижаемый ребенок. Его лупят, причем несколько на одного, драки нечестные - не стычка, а просто избить. Он долго переживает каждую такую несправедливость и унижение. И при этом - в одиночестве - произносит внутренние монологи и диалоги! Он тренирует свой вербальный аппарат, свое воображение - да как! со страстью! на адреналине! переживая недавнее! в нежном возрасте созревания, когда гормоны начинают бить фонтаном! А утешение спокойное, развлечение одинокое (прежних времен) - книжку почитать, с капитаном Бладом забыться.

Вот так - так! - вырастают люди, любящие и умеющие говорить,представлять, вешать народу информацию чаном лапши на уши. Он к этому, занятию всей жизнью тренирован и направлен - заточен на это.

Мечтательный мальчик, робкий и слабый, в воображении повелевает толпами и произносит речи. Месяц произносит, пять лет произносит! И вот из этой школы внутренней самовыучки вылупляются телеведущие и киномагнаты. Если человек хочет, а его унижают, - он мечтает. А если он мечтает - то у некоторых это получается в жизни.

11. В те времена, когда бремя белых было цивилизацией мира дикарей, и Старой Англией правила Старая Вдова Виктория, сын мелкого колониального чиновника и первый поэт мира Редьярд Киплинг написал: "И гордость Других оцените, - Свою до конца оценив!"

12. БИТЬ ЖИДОВ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СПАСАТЬ РОССИЮ.

Враг - единственное оправдание их несостоятельности. Оцените степень шизофрении: ничего, что исламские террористы убивают русских - зато евреев они тоже убивают, а вот это хорошо! Уже дома в Москве взорваны, уже арабские добровольцы среди трупов чеченских боевиков идентифицированы - а наши патриоты все шлют приветы и поддержки арабским террористам, которые любезны нам, раз жидов мочат.

13. Десятилетиями крошечный Израиль противостоит исламскому окружению превосходящему его в сотни раз (!) по численности и территории. Откровенно декларируя целью уничтожение Израиля - на карте стереть, людей вырезать, кровью все смыть в море! - исламское окружение проиграло все развязанные войны. Первая война началась с нападения всех пяти арабских государств, окружающих Израиль, в день провозглашения его как государства в ООН. Последняя на сегодняшний день - в 1982 г. в Ливане, когда евреи сбили 96 сирийских (?) МиГов, не потеряв ни одного своего "Фантома".

А в 1973, после детальной советской авиаразведки, Египет и Сирия одновременно напали на Израиль многократно превосходящими силами и через несколько дней ООН категорически запретила евреям входить в Каир, а СССР заявил, что если они приблизятся к Дамаску - мы высаживаем десант и открываем военные действия на стороне Сирии.

А мы десять лет не можем разобраться с крошечной Чечней, где погибло 120 000 мирного населения, из которых - масса русских в первую кoмпанию. Может, пригласить на Кавказ бригаду Гoлани из Израиля, которая в 73-ем сожгла сирийские бронетанковые силы в количестве тысячи единиц и погнала сирийскую армию?

14. Крошечный Израиль, стоящий в выжженной пустыне, принял в считанные годы 3 000 000 человек - удвоил собственное население

С очередями и трудностями - но все, бывшие нищие советские граждане, получили деньги на первые полгода и на обзаведение (до 10 000 долларов), какое-то жилье, курсы языка, какие-то работы. Ни один! - не остался без крыши, без денег - сразу! - без вещей на первое время, без медицинской
помощи, без школ для детей.

Упирались, мыли лестницы в подъездах и школах, помогали друг другу, но все оклемались и встали на ноги. А мы бросили за границами разваленной державы двадцать пять миллионов своих! Бросили, как собак! И вопим, что русская нация вымирает! Россия - огромная, с ее землей, с ее ресурсами, с ее нехваткой рабсилы не может принять русских из-за границ на родину?!

Чувства своего народа нет! А значит - нет и народа. И заметьте - никто в Россию не хочет. И русские не едут. Они-то знают, что к чему. Бардак, нищета, воровство, бандитизм. заедят, замордуют, замучат. Но вперед! - громить жидов, за то, что русским на русских насрать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: