Новый русский бомбардировщик. Раскрыты технические подробности о двигателе для пак да

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), призванный заменить дальний Ту-22М3 и стратегические Ту-160 и Ту-95МС, стал жертвой ведомственных амбиций и закулисной борьбы . Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации.

Первым о планах создания новейшего бомбардировщика сообщил в 2008-м генерал-полковник Александр Зелин, тогда главнокомандующий Военно-воздушными силами России. Правда, он не уточнил, какое конструкторское бюро возглавит проект. В следующем году руководство КБ Туполева на авиасалоне «МАКС» заявило о заключении контракта с Минобороны на научно-исследовательскую работу по проекту, получившему название ПАК ДА. В начале прошлого года стало известно, что новый самолет будет дозвуковым «летающим крылом», примерно как американский бомбардировщик В-2 «Спирит».

Безотцовщина

В феврале нынешнего года директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский рассказал, что военное ведомство, наконец, подписало контракт с КБ Туполева на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации. По словам директора, финансирование проекта было начато еще в 2013-м и бомбардировщик включен в Госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы.

Но в самом конструкторском бюро газете «Военно-промышленный курьер» пояснили, что деньги поступили только в конце прошлого года. Из-за задержек финансирования разработчики не смогли весной 2013-го заказать научно-производственному предприятию «Звезда» проектирование катапультных кресел, средств спасения и снаряжения для экипажа.

Сотрудникам бюро не совсем понятна ситуация с самим «Туполевым», так как, по некоторым данным, КБ подлежит скорому переформированию: ближе к лету оно покинет Москву и переедет в Татарстан. Там на базе Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова сейчас разворачивается основа нового объединенного конструкторского бюро – инженерно-технологический центр, куда вольется туполевское КБ. В связи с административными перетрясками судьба стратегического бомбардировщика, на который ВВС возлагают большие надежды, теперь теряется в тумане.

Много споров у специалистов вызвало решение создавать не сверхзвуковую, а дозвуковую машину по схеме «летающее крыло» . Проектировщики объясняли это такими соображениями. Поскольку ПАК ДА должен заменить не только стратегические Ту-160 и Ту-95, но и дальние Ту-22М3, то есть практически всю ударную воздушную мощь России, новому комплексу требуется хотя бы минимально соответствовать летным характеристикам, в том числе и Ту-22.

«У дозвукового самолета легче обеспечить большую дальность полета и время патрулирования. Не секрет, что Ту-95 держится в воздухе гораздо дольше, чем сверхзвуковой Ту-160. Парк самолетов-заправщиков ВВС недостаточно большой, а заморских баз у России нет. Поэтому во главу угла выходит не скорость, а дальность полета и масса перевозимых авиационных средств поражения », – сказал независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров.

Он отметил, что сейчас дальность полета крылатых ракет авиационного базирования доходит до трех – пяти тысяч километров и у стратегических бомбардировщиков больше нет необходимости прорывать эшелонированное ПВО противника, чтобы поразить цели. В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили.

«Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны КБ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным », – рассказал еженедельнику «ВПК» инженер-авиастроитель, участник работ.

По его словам, в 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева.

«В итоге защита состоялась в 2012-м, а еще через год был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ. Но почему-то не с КБ Туполева, получившим положительное заключение по аванпроекту, а с ОАК », – сообщил инженер-авиастроитель. Сейчас КБ, только начавшее готовить эскизный проект ПАК ДА, оказалось фактически отодвинутым от работ.

«В конце прошлого года на перспективный авиационный комплекс выделили порядка девяти миллиардов рублей, но до КБ дошел только один миллиард. Остальные деньги остались в ОАК. В январе нынешнего на совещании руководство ОАК объявило о создании в структуре корпорации нового департамента во главе с первым заместителем гендиректора «Туполева» Сергеем Богатиковым, который и будет вести все работы. Руководство ОАК решило привлечь к проектированию ПАК ДА специалистов-авиастроителей из корпорации «Иркут». «Туполев» будет выполнять только вспомогательные работы, передав всю документацию в новый департамент », – поделился с «ВПК» на условиях анонимности представитель КБ, знакомый с ситуацией.

Также собеседник издания пояснил, что вся кооперация по новой машине будет организована только в рамках предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, с минимальным привлечением сторонних соисполнителей.

«Конечно, решение забрать разработку ПАК ДА у «Туполева» и отдать кооперативу ОАК – «Иркут» беспрецедентно для авиастроительной отрасли. Но руководство ОАК понять можно. Сейчас «иркутяне» ведут работы по самолету Як-242 (он же МС-21), который должен летать на «черном» крыле », – проинформировал «ВПК» высокопоставленный представитель авиационной отрасли. «Черное» – это принятое у авиастроителей сленговое название крыла, построенного из композитных углепластиковых элементов, для получения которых могут быть использованы специальные волокна из каменноугольных песков.

«Полностью композитных крыльев пока ни у нас, ни у иностранных авиастроителей нет. В местах максимальной нагруженности все равно используются дюралевые конструкции », – заметил собеседник газеты. По его словам, первый Як-242 все же будет с крылом из обычных сплавов. С композитным перспективный пассажирский авиалайнер, по планам авиастроителей, поднимется в воздух не раньше 2018 года.

«В выбранной конструкции ПАК ДА необходимо применить «черное» крыло. Поэтому «Иркуту» будет легко одновременно вести работы по двум машинам, проводя необходимые исследования и нарабатывая опыт », – добавил он. С этим решением не согласны в Конструкторском бюро Туполева. С 50-х годов фирма была ведущим разработчиком и создателем тяжелых и стратегических бомбардировщиков. Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.

«В КБ сложился уникальный коллектив «прочнистов», «аэродинамиков» и других специалистов, имеющих опыт проектирования тяжелых бомбардировщиков. Ничего подобного в других КБ нет. Научить специалистов создавать авиационный комплекс за пару лет не получится. Если КБ Туполева понадобится не менее 8–10 лет, то другим КБ – вдвое больше, если вообще получится », – высказал свое мнение инженер-авиастроитель.

По словам собеседника, десятилетний провал в финансировании работ может негативно сказаться на состоянии дальней авиации. Важно успеть восполнить парк до списания стремительно стареющих машин. Поэтому сейчас нужна не технически прорывная машина, а простой и легкий в производстве летательный аппарат.

«В отличие от композитных материалов алюминиевые сплавы хорошо отработаны и изучены. К примеру, в сотовых панелях зачастую образуется конденсат, который при замерзании приводит к разрушению конструкции. Поэтому для дешевого и легкого в производстве бомбардировщика выбор материалов с сохранением преимущественного использования в конструкции алюминиевых сплавов, очевидно, будет более оправданным », – отметил высокопоставленный источник в авиационной отрасли.

Отцы-командиры

Но на этом беды конструкторского бюро не заканчиваются. По словам нескольких собеседников, знакомых с ситуацией, 26 марта должно пройти собрание акционеров ОАО «Туполев», где будет принято решение о слиянии с Казанским авиационным производственным объединением имени С.П. Горбунова в единую научно-техническую структуру. Предполагается, что создаваемый с прошлого года в КАПО инженерно-технологический центр станет сердцем новой организации, а специалисты КБ, покинув комплекс зданий, находящихся на московской набережной имени академика Туполева, переедут в Казань.

«Даже если мы останемся на месте, с нами будут заключать новые трудовые договоры. Многие мои коллеги, да и, признаться, я сам опасаемся, что останемся без работы », – говорит «Военно-промышленному курьеру» сотрудник КБ. Пока руководство компании не огласило официальных планов по реорганизации «Туполева». Авиационные эксперты считают объединение «Туполева» и КАПО правильным и своевременным шагом.

«По линейке Ту-204 и Ту-214 «Туполев» так и не создал серийный самолет, нравящийся авиакомпаниям. Последний проект, который мог быть реализован c «нуля», – Ту-334, но и он так и не был выведен в «серию », – рассказал независимый авиационный эксперт Сергей Стариков. По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214, часто сталкивалась с проблемами в их эксплуатации.

«У «Ред Вингс» при вводе в эксплуатацию лайнеров данного типа возникало множество претензий к качеству самолетов. К сожалению, они решались с трудом. Казанский завод не имел права вносить изменения в конструкторскую документацию. Приходилось все доработки согласовывать с «Туполевым», после чего передавать в КАПО. Малейший вопрос превращался в длительный процесс согласования, а каждый день простойки самолетов приносил авиакомпании убытки », – пояснил Стариков.

По мнению эксперта, такая ситуация сложилась из-за разрыва связей между конструкторским бюро и заводом. «К примеру, компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Суперджет» с такими проблемами не сталкиваются, так как оперативно исправляют выявленные авиакомпаниями и пользователями недостатки », – подытожил Стариков.

За последние пять лет это уже не первое слияние авиапредприятий и конструкторских бюро в единый авиационно-технический комплекс. В 2010 году ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» было объединено с ОАО «Таганрогская авиация» (бывший Таганрогский авиационный завод им. Г.М. Димитрова). Процессу помогло то, что оба предприятия находятся в одном городе.

«Советский опыт авиастроения показывает, что одно конструкторское бюро может работать с несколькими авиазаводами. И на заводе могут одновременно строиться самолеты разных фирм. В той же Казани в 60–80-е годы в одном цехе строились сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М всех модификаций, а рядом собирались пассажирские дальнемагистральные Ил-62. «Ильюшин» работал и с казанским авиазаводом, и с ташкентским, где собирали транспортные Ил-76 », – напомнили «ВПК» на одном из предприятий.

Можно долго спорить, кто виноват в ситуации, сложившейся с разработкой перспективного авиационного комплекса дальней авиации. У Объединенной авиастроительной корпорации есть свои доводы и резоны, и они кажутся на первый взгляд обоснованными и логичными. С другой стороны, уникальное конструкторское бюро – единственный разработчик стратегических и дальних бомбардировщиков – осталось без своего «ребенка» и фактически выдавлено из проекта. Ждет «Туполева» и болезненная процедура объединения.

Даже при самом мягком варианте развития событий новый научно-технический комплекс, объединивший Конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова, не сразу сможет включиться в работу. Остается только надеяться, что ведомственные игры и борьба за финансирование не сорвут важнейшую для безопасности России программу ПАК ДА.

После принятия в России на вооружение новейшего истребителя пятого поколения Су-57, резко возрос интерес к авиации и к новым перспективным разработкам в этой сфере. А в ней происходят очень интересные события. Вслед за Су-57 (ПАК ФА) начата разработка новейшего перехватчика пятого поколения, наследника , который носит рабочее название ПАК ДП.

Так же ведутся работы над перспективным транспортным самолётом ПАК ТА, будущим наследником Русланов и Ил-76. Это более или менее далёкое будущее, но ещё до окончания работы над истребителем пятого поколения, была начата работа над самолётом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Предыстория

В 20-м веке, в годы Холодной войны, авиация СССР была как минимум второй в мире, а по некоторым видам техники, так и первой. В СССР постоянно разрабатывались и строились самые современный самолёты, которые ни в чём не уступали аналогам из США и стран Запада.

Однако, в 1991 году СССР развалился, в бывших республиках Союза началась натуральная разруха. И естественно ни какие новые образцы боевой техники, и в том числе авиационной, не разрабатывались. Казалось бы, этим должны были воспользоваться США и сделать отрыв от России, которая стала правопреемником СССР, недосягаемым.

Но этого не произошло, США почивали на лаврах и за время своего безоговорочного доминирования разработали всего два образца самолётов – Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II. Оба эти самолёта, истребители пятого поколения, и как не трудно догадаться, представители лёгкой авиационной техники. Да и сами по себе сырые, чрезмерно дорогие и недоработанные.

Ни чего нового в области бомбардировочной авиационной техники, и уж тем более в области стратегической авиации в США, разработано не было.

В начале 21-го века, в России сложились относительно благоприятные экономические условия, которые позволили начать разработку новых самолетов. Россия несколько сократила отставание от США, разработав и наладив мелкосерийный выпуск самолёта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который известен как истребитель пятого поколения Су-57.

После того как работы по новому истребителю закончились, в России началась разработка нового стратегического бомбардировщика, который получил название ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока информация об этой машине, естественно засекречена, но кое-что в сеть просачивается, и эту информацию попробуем обобщить.

Сегодня на вооружении России стоит два стратегических бомбардировщика – Ту-95 «Медведь» (с 1955 года) и (с 1984 года). Первая из двух машин дозвуковая и, не смотря на многочисленные модернизации, которые она прошла, откровенно устаревшая, ведь возраст конструкции уже 63 года. Ту-160 машина сверхзвуковая и намного более молодая. Но всё равно, 34 года, это солидный возраст.

Правда в США ситуация со стратегической авиацией не лучше, но это лирическое отступление. В общем, думается ни у кого не вызывает сомнения что необходимость разработки нового стратега не просто назрела, а перезрела.

Концепция бомбардировщика будущего

Перед началом работ в аналитических кругах развернулась яростная дискуссия о концепции будущего самолёта и о том, каким будет техническое задание на разработку.

Поначалу думали, что будущая новинка будет гиперзвуковой, но от этой идеи довольно быстро отказались.

Прежде всего по причине того что создание работоспособного гиперзвукового двигателя затормозилась на неопределённый срок. Работы, конечно в этом направлении ведутся, причём не только в России, но они достаточно далеки от окончания, и ставить разработку самолёта в зависимость от того когда эти работы будут закончены не совсем разумно.

Поэтому будущий стратегический бомбардировщик будет дозвуковым. Основной принцип, который заложен в будущей новинке,это экономичность и низкая стоимость эксплуатации. При этом и стоимость самого самолёта должна быть если не дешевле, то в пределах стоимости упомянутого выше Ту-160.


По своим характеристикам будущий стратег должен заменить все стоящие на вооружении Российских ВКС машины. По характеристикам своего бомбового отсека он должен быть способен нести и применять все стоящие на вооружении и разрабатываемые авиабомбы и ракеты. Второй важной характеристикой, которой должен обладать бомбардировщик нового поколения является малозаметность. И это условие является вполне выполнимым. Например, упомянутый выше Су-57, имеет в своей конструкции элементы технологии Стелс.

Слухи и факты о бомбардировщике ПАК ДА

Известно, что разрабатывать новый самолёт будет конструкторское бюро Туполева. Кроме этого известно, что наработки по будущему стратегу в КБ существуют ещё с 20-го века. В конструкторском бюро, будущему бомберу, присвоено название «Изделие 80».

В декабре 2017 года, бывший командующий Российских ВКС, Виктор Бондарев заявил, что научно-исследовательские работы по этой теме уже завершены, и конструкторское бюро готовит документацию для сборки первого опытного образца.

В начале этого года, в интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер правительства России, Дмитрий Рогозин, на вопрос касающийся ПАК ДА, сказал, что ракетоносец будет строиться по схеме «летающее крыло», до этого не применявшейся ни в авиации России, ни в авиации СССР.

Чуть ранее в сети появилась информация, что в Туполевском КБ создана модель будущего стратега в масштабе 1:10 и параллельно с этим появилось странное фото летательного аппарата, представленного как прототип. Точно неизвестно, модель какого летательного аппарата присутствует на этом фото.

Многие её связывают именно с ПАК ДА. Вряд ли это утверждение может соответствовать истине, смущают два двигателя в выносных гондолах, которые едва ли могут быть на стратегическом бомбардировщике будущего. Кроме этого, в сети появилась некая 3D модель, которая, скорее всего несколько ближе к истинному внешнему виду. Параллельно с этими моделями в сети появился некий чертёж.

Главным элементом техники любого самолёта, кроме планера, о котором речь шла выше, является его силовая установка. Двигатель для будущего ракетоносца находится в стадии разработки, и разработать его должна Самарская компания «Кузнецов». Правда, сделать она это должна не с нуля, а на основе уже хорошо отработанного мотора НК-32.

Данный силовой агрегат является двухконтурным турбореактивным трёхвальным двигателем с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Этот двигатель сегодня устанавливается на ракетоносец Ту-160. Будущий силовой агрегат получит название НК-32-02 и должен иметь тягу в 23 тоны. Соответственно 2 двигателя, которые планируется устанавливать на будущий бомбардировщик должны развивать тягу 46 тонн. Кстати базовый мотор НК-32 развивает тягу всего в 14 тонн. Правда, на Ту-160 их установлено 4 штуки.

Из других технических особенностей, которые известны, стоит отметить, что максимальная взлетная масса будущего бомбардировщика, по данным французского издания «Air&Cosmos», должна составлять 145 тонн.

Кстати, упомянутый выше Ту-160 весит почти вдвое больше – 275 тонн. Правда, на сайте «Стелс машины» максимальный взлетный вес ПАК ДА указан в пределах 226 тонн.

Но думается, что первая цифра на много ближе к истине. Ориентировочная дальность самолёта заявлена в пределах 15 – 16 500 км. Дальность полёта «Белого лебедя» на дозвуковой скорости, с нормальной бомбовой нагрузкой составляет 14 000 км. Следовательно, если будущий стратег будет иметь практически такую же массу как Ту-160, с меньшей энерговооружённостью он ни когда не сможет достичь заявленной дальности полёта. То есть, скорее всего, масса ПАК ДА должна составить где-то в пределах 145 тонн.


Что касается бомбовой нагрузки, то известно, что она должна составить 34648 кг. Для сравнения у «Белого лебедя» она составляет немногим больше – 40 тонн. Таким образом, по этому показателю, новый бомбер должен стать между самолётами Ту-160 и Ту-22. Если первый может нести 40 тонн бомбовой нагрузки на дальность 14 000 км, то второй имеет нагрузку меньше – 24 тонны. Про говорить нет смысла, это не стратег, а фронтовой бомбардировщик и имеет соответствующую дальность всего до 2 500 км.

В феврале этого года была озвучена информация о том, что производство будущего флагмана Российской стратегической авиации начнётся на мощностях «Казанского авиационного завода им. Горбунова».

По заявлению заместителя генерального директора завода Николая Савицких, производство этого самолёта загрузит завод работой, как минимум, на ближайшие 10 лет. Так же в Казани, должен будет построен первый опытный экземпляр «Изделия 80», и появится он где-то пределах 2023-25 гг. А серийное производство должно быть развёрнуто с 2028-29 гг.

Вооружение и боевое применения

В 21 веке основным вооружение стратегов должны стать крылатые ракеты, а не бомбы. Хотя возможность использования старые добрые бомбы так же должна сохранится. Крылатые ракеты будущего должны иметь большую дальность полёта. Это должно позволить бомбардировщикам будущего наносить удары по целям, не заходя в зону действия ПВО противника. Правда, пока габаритные размеры таких ракет неизвестны,то проектировать бомбоотсек нужно с учётом уже существующих средств поражения.


То есть в бомбоотсек как минимум должна стать револьверная установка на 6 ракет Х-101/102 или Х-555. Данная установка становится в отсек размером 8,75х2,5х2,5 м. Места для такого отсек или даже на несколько отсеков в новом ракетоносце найти будет не проблема. Например, Ту-160, с которым постоянно сравнивается ПАК ДА, имеет 4 барабанных установки. На новом самолёте должно быть как минимум 2 таких установки.

Проект ПАК ДА начинался ещё до того как был закончен проект ПАК ФА, он же Су-57.

Тогда казалось, что это просто пиар и на реализацию такого проекта у России нет ни сил, ни возможностей. Однако после завершения проекта истребителя пятого поколения скептицизм у многих уменьшился, хотя и не прошёл совсем.

Понятно, что после появления у России аналога американского бомбардировщика В-2, отставание от США и НАТО в области авиации если не устранится полностью, то станет минимальным. NorthropB-2 Spirit на сегодняшний день является единственным в мире малозаметным стратегическим бомбардировщиком. И когда Россия закончит этот проект, то она станет второй сраной имеющей такой авиационный комплекс в мире.

Правда, такой же самолёт разрабатывается и в Китае, так что тем более, важно закончить этот проект, чтобы не оказаться в гонке вооружение в роли догоняющего. Остается открытым только один вопрос – получится ли его завершить?

Видео

Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме «летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР, геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта показан на фото в шапке статьи.

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут: "Она будет не одна, их будет несколько типов – и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько".

По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания «Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией «Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов для перспективного самолёта – радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.

К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало запуска в серию - на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 таких машин.

В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется, перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с решением о возобновлении выпуска Ту-160. "Белый лебедь" совершенен с точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2.

Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает, то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в "экспертном сообществе" есть.

Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно десятилетие будут справляться со своими задачами.

Другой эксперт - Виктор Мураховский отмечает, что проект нового бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения авиации в мире меняется довольно быстро.

"Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия", - сказал он.

Однако, "экспертное сообщество" может ошибаться, хотя бы просто по той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.

«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации», - сказал замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и пересмотру не подлежит.

Таким образом, работы по двум крупным проектам - запуск в серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков разработки ПАК ДА больше не озвучивается.

Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3, в стране полным ходом готовятся возобновить серийное производство Ту-160М2 и проектируют перспективный ракетоносец, призванный стать новой вехой в славной истории "дальников".

День Дальней авиации

Был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ Анатолия Корнукова. 23 декабря 1914 года указом императора Николая II было утверждено постановление Военного совета о формировании первой эскадры тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец". Дальняя авиация ВВС РФ входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) РФ, является стратегическим резервом Верховного главнокомандования и одной из трех (наряду с РВСН и морскими стратегическими силами) компонент стратегических ядерных сил России.

Продолжение

Секретный проект

Проработка концепции "изделия 80" - так конструкторы называют стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения - началась еще в 2009 году. Спустя восемь лет проект уже обрел вполне зримые очертания, которые, правда, тщательно скрывают от посторонних глаз. Принципиально новый летательный аппарат не является модернизацией Ту-160, подчеркивают в Минобороны.

Что же известно про перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)? Во-первых, этот самолет будет дозвуковым. Во-вторых, скорее всего, он будет создан по схеме "летающее крыло", когда у самолета нет традиционного фюзеляжа с хвостовым оперением. В-третьих, по словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, первый полет новый бомбардировщик может совершить уже в 2025 или 2026 году и пойти в серию в 2028 или 2029 году.

Он же говорил о том, что ПАК ДА может быть представлен публике уже в 2018 году. Ранее предполагалось, что самолет начнет поступать в войска в 2023–2025 годах, а первые испытательные полеты намечались на 2019–2020 годы.

Создание перспективного бомбардировщика было сдвинуто в связи с планами возобновить серийный выпуск Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. При этом, заверял ранее Борисов, работы над ПАК ДА останавливаться не будут.

Пока неизвестно, сколько составляет максимальная дальность нового самолета или масса его полезной нагрузки. Источник ТАСС в российской оборонке рассказал , что в компании "Туполев" уже создан полноразмерный макет ПАК ДА из дерева, а также несколько меньших макетов из композиционных материалов. Генеральный конструктор - вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков рассказывал ТАСС, что создана и цифровая модель самолета.

В новом бомбардировщике будут максимально применяться технологии снижения радиолокационной заметности ("стелс"). В частности, в его конструкции будут использованы радиопоглощающие материалы, а все оружие будет размещаться внутри самолета.

Также ПАК ДА планируется оснастить новейшими отечественными средствами РЭБ (радиоэлектронная борьба - прим. ТАСС), не имеющими мировых аналогов по эффективности

источник ТАСС в оборонке

Первый этап опытно-конструкторских работ по новому стратегическому бомбардировщику был завершен в 2016 году, сейчас промышленность переходит ко второму этапу: разработке рабочей конструкторской документации и далее - изготовлению опытных образцов самолета. "Контракт на выполнение работ по этому этапу подписан военными с ОАК. Первый опытный образец предполагается изготовить в начале 2020-х годов", - сообщал источник агентства в оборонно-промышленном комплексе.

Одна из главных задач, поставленных военным ведомством создателям ПАК ДА, заключается в том, чтобы новый самолет выполнял функции всех трех нынешних ракетоносцев (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3) и при этом стоил дешевле Ту-160.

Снижению стоимости разработки, производства и эксплуатации ПАК ДА отчасти будет способствовать то, что этот самолет будет дозвуковым. Это, по данным источников ТАСС, никак не повлияет на его боевую эффективность: наличие высокоточных крылатых ракет большой дальности позволит наносить удары без входа в зону ПВО противника и не использовать сверхзвуковые режимы. Также дозвуковой самолет проще и дешевле готовить к полету, он расходует меньше топлива.

Об экономии при создании бомбардировщика нового поколения говорил и замминистра обороны Юрий Борисов. По его словам, новые стратегические бомбардировщики Ту-160М2 и разрабатываемый ПАК ДА должны быть максимально унифицированы по радиоэлектронному оборудованию. Также военные постараются сэкономить на подготовке производства.

По словам Борисова, перед промышленностью поставлена задача повторно использовать оборудование, применяемое при производстве Ту-160М2, чтобы дважды не платить за подготовку выпуска самолетов и разработку.

Бортовое радиоэлектронное оборудование, которое мы планируем на Ту-160М2, максимально должно перекочевать на ПАК ДА. Естественно, корпус самолета и двигатели будут другие, но там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления этих проектов

Юрий Борисов

заместитель министра обороны РФ

Он отмечал, что ПАК ДА должен будет как можно дольше барражировать, находиться на дежурстве в воздухе, а также работать с "практически любых" аэродромов. При этом от бомбардировщика требуется хорошая грузоподъемность, чтобы он мог нести как можно больше вооружения, а требования к скорости полета "уже не так актуальны", рассказал Борисов. Замминистра связал это с совершенствованием ракет, которые становятся дальше и быстрее, а в скором будущем станут гиперзвуковыми.

Двойник "Белого лебедя"

Минобороны России сообщило о решении возобновить производство стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 в варианте Ту-160М2 в 2015 году. По словам Борисова, он будет представлять собой практически новый самолет - в 2,5 раза превосходящий по эффективности предшественника. В то же время внешний вид обновленного "Белого лебедя" будет таким же изящным и узнаваемым, как и у его старшего "брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

Возобновить производство самолета на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев") практически с нуля непросто, отмечают специалисты. Тем не менее изготовление ряда элементов стратегического бомбардировщика началось уже в 2016 году, и к 2017 году была завершена оцифровка конструкторской документации.

Серийное производство Ту-160М2 может начаться в 2020 или 2021 году, сообщал Борисов. "Я бы пока не предвосхищал события, но мы серьезно ориентируемся на срок серийного производства - 2020 или 2021 год", - сказал он.

Первый полет новой модификации бомбардировщика Ту-160 может состояться в 2018 году. ВКС России планировали приобрести не менее 50 таких машин.

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создаст новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением.

В концерне отметили, что борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

В этом году Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Ростех) начала стендовые испытания двигателя НК-32 серии 02 для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 на самарском ПАО "Кузнецов". За счет модернизации ряда узлов НК-32 серии 02 стал более экономичным. А 16 ноября 2017 года на Казанском авиационном заводе состоялась церемония выкатки первого опытного образца стратегического бомбардировщика Ту-160, построенного после возобновления производства самолетов этого типа. Как пояснили в пресс-службе предприятия, образец был построен на основе имеющегося на заводе технологического задела.

Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками. Вылет судна запланирован на февраль 2018 года

пресс-служба Казанского авиационного завода

Испытанные небом

Крылатое трио Дальней авиации России известно на весь мир. Турбовинтовые "Медведи" Ту-95МС, "Белые лебеди" Ту-160 и средние бомбардировщики Ту-22М3 в ходе сирийской кампании подтвердили заслуженное звание высокоэффективного и грозного средства сдерживания любого неприятеля.

Ту-22 является первым в мире тяжелым самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Его серийное производство началось в 1969 году и продолжалось до 1993-го. За это время было произведено почти 500 таких машин. В процессе производства самолет неоднократно дорабатывался для достижения требуемой скорости и дальности полета. На вооружение был принят вариант Ту-22М2, в 1980-е годы его сменил Ту-22М3 с более мощными и экономичными двигателями. Благодаря устройству для автоматического поддержания высоты самолет способен совершать полет вблизи поверхности Земли, на высоте 40–60 м. Его дальность полета не подразумевает межконтинентальную, но Ту-22М3 может применять ядерное оружие.

Ту-160 - стратегический ракетоносец, самый большой в мире самолет с крылом изменяемой стреловидности. Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика В-1. По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной части крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета "Белого лебедя" - почти 14 тыс. км.

Всего с 1984 по 2007 год было произведено 29 серийных самолетов. На сегодняшний день в боевом составе ВКС РФ находятся 16 единиц. Все они будут модернизированы.

Ту-95 носит звание одного из самых заслуженных самолетов страны, серийное производство его было налажено еще в 1956 году. Это первый и единственный турбовинтовой военный самолет со стреловидным крылом, гроза холодной войны, знаменитый "Медведь" (Bear) по классификации НАТО. До 1958 года он производился в варианте обычного бомбардировщика, затем - ракетоносца.

Современные ракетоносцы Ту-95МС вместе с Ту-160 входят в состав стратегических ядерных сил страны наряду с наземными ракетными комплексами и подводными лодками. Ресурс "Медведей" будет максимально продлеваться до тех пор, пока в строй не вступит ПАК ДА.

Анна Юдина

Поднятая недавно российскими и зарубежными СМИ шумиха вокруг «подробностей о двигателе ПАК ДА» имеет под собой вполне реальную основу – в нашей стране идет разработка перспективного авиационного двигателя для нового стратегического бомбардировщика, который сменит Ту-95МС в районе 2030 года. Что это за двигатель и что же скрывается под шифром «ПАК ДА»?

Разумеется, пока официальной информации о разработках крайне мало, и ее по крупицам можно собрать по специализированным авиафорумам и сайтам. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) находится в процессе разработки с 2009 года, но проект несколько последних лет был фактически заморожен – приоритет в отрасли был смещен в пользу решения о запуске в производство Ту-160М2. Это сверхзвуковой ракетоносец должен стать ударной силой российской дальней авиации уже через 5-7 лет. Работа по Ту-160М2 подстегнула авиастроителей, позволила восстановить технологии, утраченные в годы разгула ельцинской, управляемой из США, анархии. Заодно возрождено на современном технологическом уровне производство двигателей НК-32 в новом варианте НК-32-02 (см. наш материал - ).

Теперь о другом перспективном двигателе, который до 2016 года фигурировал в специализированных СМИ и носил название НК-65. Этот самый НК-65 изначально звучал в связке с проектом ПАК ДА. Даже сообщалось о начале испытаний двигателя в районе 2015-2016 годов. Имелась информация о том, что создание НК-65 должно было привести к созданию новой линейки авиационных двигателей тягой от 18 до 30 тонн. Параллельно с прекращением публикации сообщений о развитии НК-65 в 2016 году была озвучена информация о разработке «нового двигателя ПД-30, являющегося модернизацией НК-65». Согласно неофициальным данным, новый силовой агрегат должен был иметь тягу на взлете 22-29 тонн и крейсерскую – около 6 тонн с расходом топлива 0,535 кг/кгс ч. На высоте 11 километров перспективный двигатель должен был обеспечивать крейсерскую скорость некоего тяжелого перспективного самолета в районе 809 км/ч. Таким самолетом и может быть разрабатываемый ПАК ДА. Однако в 2018 году разработка двигателя для будущего российского стратегического бомбардировщика получила еще одно обозначение «Изделие 80»…

Что же будет в итоге? Как уже известно, облик перспективного дальнего «бомбера» (ПАК ДА) сейчас определен как малозаметный дозвуковой самолет, способный находится в воздухе длительное время и быть готовым к нанесению ударов новыми ракетам большой дальности. Это замена Ту-95МС, производство которых завершилось в 1992 году с началом «либеральных реформ» в России. Ту-95МС сейчас в России модернизируются, и обновленные машины этого типа прослужат еще 10-15 лет. Уникальные характеристики обеспечивают «девяносто пятому» возможность находится на боевом дежурстве до 42 часов. Но самолет этот, рано или поздно, уйдет в историю, насколько он не был бы замечательным. ПАК ДА, идущий ему на смену, как раз находится в начале своего пути.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: