О чем молятся апостолу марку. Апостол и евангелист Марк (†68)

Празднование в честь святого евангелиста Марка совершается в Православной Церкви 8 мая по новому стилю.

Житие апостола Марка
О евангелисте Марке известно, что он был родом из Иерусалима и приходился племянником апостолу Варнаве, который являлся апостолом от семидесяти. Его первоначально звали Иоанн, затем Иоанн-Марк. Известно, что мать апостола Марка Мария была христианкой, и в их доме, который примыкал к Гефсиманскому саду, часто собирались последователи Спасителя. В своем Евангелии Марк рассказывает о неком юноше, который в ночь перед распятием следовал за Христом (Мк. 14, 51-52). В нем церковное Предание видит самого евангелиста. После Воскресения Христова Марк начал апостольскую проповедь и позже основал Церковь в Египте, став первым Александрийским епископом. Апостол Марк много путешествовал с проповедью христианства, посещая Ливию, некоторые области Африки и Рим. Его считают сподвижником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также святого апостола Варнавы. В Александрии проповедь и служение святого Марка вызвали недовольство языческого населения, которое потребовало заключения епископа в темницу и суда над ним, но ночью епископу явился Христос, ободряя его. Когда утром апостола повели на место суда, он скончался по дороге. Когда святой евангелист умирал, из его уст звучала молитва к Богу: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Евангелие от Марка
Хотя авторство второго Евангелия не указано в самой книге, церковное Предание считает его писателем апостола Марка. Точное время и место написания неизвестны, однако можно предположить, что это Евангелие было написано в период между 60 и 70 годами в Риме. Возможно также, что Марк писал свое Евангелие со слов апостола Петра, поскольку был его учеником. Свое Евангелие он написал, обращаясь к христианам из язычников, поскольку в повествовании даются объяснения иудейских обычаев, географии Палестины, а также редко встречаются ссылки на ветхозаветные писания, в отличие от других Евангелий. Языком, на котором изначально было написано второе Евангелие, является греческий, однако в тексте встречаются также латинизмы, которых нет в других евангельских повествованиях. В современной библеистике существует мнение, что Евангелие от Марка было написано первым и послужило евангелистам Матфею и Луке источником для написания их Евангелий.
Евангелие от Марка является самым коротким из всех четырех Евангелий, в котором содержится всего шестнадцать глав. Рассказ о жизни и проповеди Христа в повествовании Марка во многом совпадает с Евангелиями от Матфея и Луки, однако евангелист приводит несколько притч и эпизодов, которые встречаются только в его книге. Так, апостол Марк повествует об исцелении глухого косноязычного (7:31-37), а также слепого в Вифсаиде (8:22 - 26) и две притчи о посевах и всходах (4:26) и об ожидании хозяина дома (13:34).

Похищение мощей апостола Марка
Апостол Марк был погребен в Александрии, где был епископом, и его мощи находились там до IX века. Однако в 828 году мощи были перевезены в Венецию. Рассказывают, что итальянские купцы, услышав о гонениях, начавшихся в Александрии со стороны мусульманского правительства, решили спасти мощи святого Марка от поругания. По преданию, они спрятали их в большую корзину, накрыв сверху тушами свиней. Когда мусульмане, проверяя товары в корабле, увидели свинину, то, боясь оскверниться, не пожелали прикоснуться к корзине. Таким образом, мощи святого апостола были перевезены в Европу. В родном городе купцов, Венеции, был построен большой собор, в котором поместили святыню, а апостол Марк стал считаться покровителем города. Кроме того, святой Марк является покровителем египетских христиан.

Иконописные изображения апостола Марка
Существуют различные иконографические изображения евангелиста Марка. Чаще всего его изображают сидящим за столом и пишущим свое Евангелие. Распространены также оплечные образы, на которых святой держит в руках свиток или книгу.
Иногда на иконах за спиной апостола Марка изображается лев, как царственное животное, потому что в своем Евангелии он делает акцент на могуществе и царском достоинстве Христа.

Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Марко / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Покровитель Атрибуты Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды Подвижничество

апостольская проповедь

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте , был первым епископом в Александрии . Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии , Нектополе , посетил внутренние области Африки . Посетил апостола Павла в Риме , где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников . Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра . Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников - епископа Ананию , которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров . Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» . Было это 25 апреля 68 года (по другой версии - 63 года).

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима , «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал ». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте , Блеек, Делич) - компиляцию Евангелий Матфея и Луки . Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) - всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя , в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion , лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Собор Святого Марка в Венеции

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио . Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини . В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво , при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере .

Дни памяти, почитание и покровительство

  • В православной церкви : 25 апреля (8 мая), 4 (17) января , в дни Собора Апостолов от семидесяти : 27 сентября (10 октября) и 30 октября (12 ноября).
  • В католической церкви : 25 апреля .
    • 31 января в Венеции (день перенесения мощей)
  • В протестантских церквях (евангелисты , англикане): 25 апреля.

Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостол Марк"

Примечания

Ссылки

Марк Иоанн (греч. Μάρκος) апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы и ученик апостола Павла. Марк, называвшийся Иоанном, упоминается в апостольских деяниях (Деян.12:25} и Деян … Википедия

Марк: В Викисловаре есть статья «Марк» Марк (имя) мужское имя. Апостол Марк один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Марк (кратер) кратер на Меркурии, назван в честь Аузиаса Марк. Марк 1 (англ … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Марк. Марк лат. Род: муж. Этимологическое значение: «Молот» Отчество: Маркович Марковна Другие формы: Марко, Маркус Производ. формы: Маркуша, Марик Иноязычные аналоги … Википедия

Евангелист Марк Марк (ивр. מרקוס‎, греч. Μάρκος) один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом… … Википедия

Евангелист Марк Марк (ивр. מרקוס‎, греч. Μάρκος) один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом… … Википедия

Симон (ивр. שמעון‎ Шимон) … Википедия

См … Словарь синонимов

Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел … Википедия

Книги

  • Евангелие в пересказе для детей , . Милые дети, Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни не писал каких-либо книг. Когда Ему исполнилось тридцать лет, Он вышел на проповедь о Царстве Небесном и три с половиной года…
  • История происхождения христианства , Эрнест Ренан. В одном томе публикуется знаменитый труд известного французского историка, философа и теолога Эрнеста Жозефа Ренана - "История происхождения христианства", состоящий из семи книг:" Жизнь…
  • Мудрость тысячелетий. Христианские изречения, притчи, афоризмы , Коллектив авторов. Кладезь христианской мудрости – мысли и высказывания великих Учителей, поучительные истории и притчи из их жизни. Слова Иисуса Христа, его Учеников и подвижниковот зарождения христианской…

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. После Вознесения Господня дом матери св. Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Св. Марк был ближайшим сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с ап. Павлом св. Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с ап. Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия ап. Павла св. Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с ап. Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с ап. Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда ап. Павел находился в узах в Риме, ап. Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63).

Из Рима св. Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, свт. Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец и др.

Затем св. Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий св. Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить св. Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там св. Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге св. Марк скончался со словами: « В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице.

В 310 году над мощами св. ап. Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

История перенесения мощей

В начале VIII века, когда Лев Армянин был императором Византии, в Венеции правил дож из фамилии Партечипацио (Participazio), Анжело (Angelo) (годы правления: 810 - 827), взявший в соправители своего сына Джустиниано (Giustiniano) (годы правления: 827 - 829). В то время арабское завоевание уже распространилось на области Египта и Сирии, и император запретил своим подданным, к каковым относились и венецианцы, высаживаться на берегах областей, захваченных мусульманами.

Однако два купца из Венеции, Буоно Трибуно с Маламокко (Buono Tribuno da Malamocco) и Рустик с Торчелло (Rustico da Torcello), пристали к египетской гавани Сория с десятью кораблями, нагруженными товаром. Причину такого ослушания эдикта императора, который являлся сувереном венецианских земель, с точностью установить трудно. Может быть, морская буря прибила корабли к египетским берегам, а возможно, главным мотивом было желание венецианских купцов выгодно сбыть свой товар.

Так или иначе, но венецианцы высадились на египетском берегу и сразу же отправились в Александрию на поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Святой весьма почитался венецианцами, поскольку древняя церковная традиция считает его основателем церковной общины Аквилеи, древнего города, располагавшегося примерно в 70 километрах от Венеции. Аквилея была важнейшим торговым и военным центром Римской Империи, являясь форпостом римлян на северо-восточном направлении для походов на даков.

Когда венецианцы вошли в церковь, то встретили там хранителей святыни, монаха Ставрация (Staurazio Monaco) и священника Феодора (Teodoro Prete). Последние находились в смятении, потому что халиф Египта, вознамерившись строить себе дворец, приказал взять мрамор из христианских церквей, и очень страшились опустошения святого места. Предприимчивые венецианцы сразу же предложили им вывезти мощи святого Марка в Венецию, где они будут окружены почитанием. Обоим хранителям было также предложено плыть в Венецию, где им были обещаны богатство и почет. Те отвечали, что апостол Марк является просветителем той земли и жители Александрии называют себя его чадами, а потому они не могут отдать кому-либо мощи святого Марка, ибо за такое деяние они наверняка заплатят жизнью.

Негоцианты возразили, что мощам апостола надлежит скорее находится там, где он прежде всякого другого места посеял евангельскую проповедь и где учреждена первая патриаршая кафедра Запада, то есть в церковной области Аквилеи. Перед лицом же надвигающихся гонений, продолжали они, Сам Христос заповедал удаляться в другое место, и, по их мнению, это применимо и к святыне, которую надлежало спасти, перенеся ее в безопасное место.

В продолжение разговора венецианцы и хранители мощей стали свидетелями жестокой расправы, когда на их глазах был жестоко бит один христианин, который повредил глыбу мрамора, составляющую часть церкви, чтобы ее нельзя было использовать для строительства дворца и, таким образом, разрушить христианский храм. После такого зрелища хранители решили отдать венецианцам святыню. Взяв мощи святого Апостола, они положили на их место мощи святой Клавдии, сохранив при этом печати, которыми было скреплено шелковое покрывало мощей святого Марка.

По преданию, после того как мощи были взяты из раки, распространилось такое обильное благовоние, что оно ощущалось не только в церкви, но и по всему городу. Это возбудило подозрения александрийских христиан, которые захотели удостовериться, что мощи святого находятся в его церкви. Печати были найдены нетронутыми, а мощи (но не святого Марка, а святой Клавдии) - покоящимися в раке. Чудесному запаху было найдено объяснение и все успокоились.

Между тем купцы, для того чтобы перенести мощи на корабль, должны были вновь прибегнуть к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.

Венецианцы уже миновали арабские пределы и полным ходом летели по морю, счастливые таким приобретением, когда святой явился в ночном видении монаху Доминику (Domenico Monaco) и предупредил об опасности, подстерегавшей моряков. Cогласно предостережению святого, они убрали паруса и утром обнаружили, что проплывали в опасной близости от одного острова, о скалы которого неминуемо разбились бы не убери они заранее паруса.

Вначале купцы прибыли в истрийский город Умаг , откуда послали весть в Венецию об обретении мощей святого Марка. Не в последнюю очередь установление переписки с Венецией имело целью войти в контакт с властями и добиться прощения за нарушение декрета императора Льва, запрещавшего высадку в мусульманских владениях. Дож Анжело Партечипацио в ответном письме выразил свою радость по поводу обретения мощей апостола Марка и простил купцам нарушение эдикта.

Мощи святого были торжественно сопровождены в Венецию и положены в домашней церкви дожей, которая получила свое имя в честь святого Евангелиста, ставшего с тех пор покровителем Венеции. Древняя мозаика фасада притвора нынешнего собора святого Марка (XIII век) изображает процессию положения мощей в церкви. .

Строительство собора Сан-Марко и почитание святого Марка в Венеции

Решение о строительстве величественного храма в честь покровителя Венеции принял дож Джустиниано Партечипацио, сын дожа Анжело. Однако воплотил это решение в жизнь следующий дож из семейства Партечипаци, Джованни (Giovanni). Он же установил должность настоятеля базилики (primicerio) и состав ее клира.

Мощи были помещены в бронзовую раку и положены в храме не открыто, но таким образом, что о месте их нахождения знали только дож и настоятель базилики. Святыня была вмурована в одну их внутренних колонн церкви, украшенную мраморными плитами, скрывавшими главную святыню церкви.

Согласно свидетельству кардинала Барония еще дожем Джустиниано были избраны служители и певцы церкви святого Марка, среди которых находился и монах Ставраций, один их хранителей мощей апостола в Александрии. Он также упомянут вторым в списке настоятелей базилики, который начинается именем Димитрия под 819 годом.

Последующие дожы продолжали благоукрашать базилику святого Марка. Так продолжалось до дожа Пьетро IV Кандиано, который был убит в 976 году восставшими против него венецианцами, а церковь сильно пострадала от начавшегося пожара.

На престол дожей взошел Пьетро I Орсеоло, человек больших гражданских и личных достоинств и весьма благочестивый. Он начал свое правление с реставрации церкви Сан Марко, которая была украшена лучше прежнего с использованием золотой и серебряной утвари, в то время как мощи, взятые, по всей видимости, из тайника во время пожара, были положены на прежнее место.

В 1040 году папой Львом IX, посетившим Венецию, был дарован базилике особый статус по причине исключительной важности сохраняемой в ней святыни. Византийский император Алексей Комнин (1081 - 1118) в свою очередь также наделил базилику привилегиями, а к мощам апостола Марка прибавил множество других святынь, пожертвованных им главному храму венецианской республики.

Однако все вышеописанные выражения признания важности святыни не помешали случится одному весьма досадному недоразумению. Дело в том, перестройка храма, осуществленная после вышеупомянутого пожара 976 года, сопровождавшего народное восстание, которое привело к власти дожа Орсеоло, затронула также внутреннее устройство церкви. Случилось так, что знавшие о месте тайного хранения мощей апостола Марка дож Кандиано и дож Орсеоло не оставили об этом никаких сообщения. Первый был убит во время мятежа, второй ушел в монастырь и тоже не открыл, где находится тайник с мощами.

Около 1063 года дож Доменико Контарини (Domenico Contarini) начал столь существенную реконструкцию базилики, что уместнее говорить о возведении новой, третьей по счету, церкви Святого Марка. Все эти изменения и отсутствие достоверных сведений привели к тому, что избранный дожем в 1084 году Витале Фальер (Vitalе Faliero) не знал места нахождения святыни. Достойно удивления и то, что за более чем столетие не были произведены поиски святыни.

Наконец, правительство, народ и клир города всей душой пожелали вновь обрести святые мощи, тем более что строительство третьего храма подошло к концу и обретение мощей было бы кульминацией сооружения новой базилики и ее освящением. По всему городу был объявлен пост, повсюду совершались молитвы о том, чтобы святой Марк снова явил свои мощи. 25 июня 1094 во время торжественного крестного хода и моления в базилике венецианцы стали свидетелями чуда: от одной из пилястр центральной части храма отпала часть мраморной плиты и все увидели бронзовую раку с мощами святого апостола. По преданию это та cамая пилястра, которая расположена в северной части собора, справа от нынешнего иконостаса храма. На ее внешней части, справа, видна прямоугольная плита из цветного камня, а в середине виднеется небольшая мозаика с изображением креста. Именно отсюда были взяты мощи.

После второго обретения святыни и краткого выставления ее для всеобщего поклонения, ее снова скрыли. В этот раз о ее местонахождении знал более широкий круг лиц: кроме и дожа и настоятеля базилики в него вошли еще так называемые прокураторы церкви святого Марка, имевшие в своей ответственности заботу о храме и об его поддержании его в надлежащем техническом состоянии.

По свидетельствам очевидцев перезахоронения и освидетельствования мощей тело святого Марка осталось нетленным.

Народное предание гласит, что в момент обретения мощей из бронзовой раки показалась рука святого с надетым на ней золотым перстнем. Затем рука снова исчезла. Некий знатный человек стал молить святого позволить взять его себе как драгоценную реликвию. Тогда святой Марк снова показал свою руку, и сенатор благоговейно принял кольцо.

Генрих IV (1050 - 1106), император Священной Римской империи, сразу же после получения известия об обретении мощей прибыл для поклонения святыне и приказал выбить памятную монету в честь этого события. В течение последующих столетий римские папы и светские правители Запада, посещая Венецию, неизменно чтили мощи святого апостола и евангелиста, как главную святыню города. Религиозное почитание выражалось во множестве пожертвований деньгами, утварью и редкими строительными материалами, благодаря чему церковь еще в древности приобрела свой незабываемый, ни на что не похожий стиль.

В 1094 году мощи положили в крипту церкви Сан Марко, однако точное их нахождение было скрыто. В 1400-х годах крипту закрыли для богослужений и посещений и открыли только в 1813 году после падения республики и наполеоновского владычества. Мощи были извлечены из места, в котором они были спрятаны, и после реставрации раки около 1840 года были положены под престолом главного алтаря, где они хранятся поныне.

Конечно, мощи святого апостола Марка, вместе с мощами святителя Николая Мирликийского, являются главными святынями города, в то время как собор Сан Марко представляет собой как бы летопись церковной и гражданской истории Венеции: истории побед, политических страстей, ежедневного быта горожан, церковных событий, истории и развития искусства. Таким образом, вся богатая событиями биография этого самого необычного города мира вырастает корнями из его главной святыни, а потому очевидна важность, какую приобрел святой Марк для граждан Безмятежнейшой республики.

Долгое время собор Сан Марко был домашней церковью дожей, имевшей свой клир и свои особенности в управлении. В церковно-административном отношении базилика не подчинялась венецианскому патриарху, кафедральным храмом которого была церковь святого апостола Петра в сестьере Кастелло (San Pietro di Castello), доныне хранящем мощи святых мучеников Сергия и Вакха и святого бессребреника Иоанна Александрийского. Наполеоновское завоевание внесло свои коррективы и в церковную жизнь: с 1807 года храм Сан Марко является кафедральным собором города. Ведь если дожа в Венеции больше не нет, то не могло быть и его домашней церкви.

Начиная от флага Венеции, носящего изображение крылатого льва, символа святого Евангелиста и мощи морской державы, от многочисленных картин, скульптур, элементов декора, архитектурных деталей, изображающих крылатого льва, первым из которых является скульптура IV века на одной из двух колонн, о которых упоминалось выше, кончая братством святого (Scuola San Marco) и кавалерской степенью (Cavaliere di San Marco) - везде видим присутствующим покровителя града, простиравшего свои владения на территорию нескольких современных европейских государств:

«В голубой простор глядел крылатый

Лев с колонны. В ясную погоду

Он на юге видит Апеннины,

А на сизом севере - тройные

Волны Альп, мерцающих над синью

Платиной горбов своих ледяных...»

(Иван Бунин, «Венеция»).

Почитание мощей святого Марка православными

Об особом почитании мощей святого евангелиста православными в прежние века у нас нет сведений. В Венеции, как в городе испокон веков открытом всем народам и религиям, всегда мирно соседствовали разные христианские исповедания. Православные греки были здесь всегда, а в 1498 году была учреждена даже епископская кафедра с юрисдикцией, распространяющейся на всю Италию.

Известно о том, что в дни памяти святителя Афанасия Великого и преподобной Марии Вифинской греческие верующие и духовенство совершали вечерни у мощей этих святых угодников. Несомненно, они почитали и других православных святых, мощи которых находились в Венеции, но о формах этого почитания нам ничего неизвестно.

С момента основания прихода Святых Жен-Мироносиц в Венеции все больше паломников из России и других стран православной традиции приезжают, чтобы поклониться святыням Венеции, из которых самые известные - это мощи святителя и чудотворца Николая и святого апостола Марка. Православные находят понимание у верующих и клира Католической Церкви, поэтому для поклонения святыням нет никаких препятствий.

Примечания:

По преданию, Святой Марк был отправлен святым апостолом Петром в Аквилею для учреждения там общины верных. Уже в первые десятилетия существования Церкви аквилейская община занимала важное место в жизни христианской церкви в Италии. В этом городе подвизалась святая Анастасия Узорешительница, служа учителю своему Хрисогону, пострадавшему в Аквилее от императора Диоклетиана.

В этом городе сразу же после Миланского эдикта 312 года, знаменовавшего собой прекращение гонений на христиан, была воздвигнута прекрасная базилика. Полы этого храма, чудом сохранившиеся в веках, украшает удивительной красоты мозаика. Это самая большая мозаика в мире: ее площадь более 2000 кв. метров. Восходящая к первой четверти IV века, мозаика служит наглядным катехизисом для оглашенных.

Аквилейскую базилику в разное время посещали святые равноапостольные Константин и Елена, святитель Амвросий Медиоланский, блаженные Августин Иппонский и Иероним Стридонский. Почти наверняка были в этом храме направлявшиеся на проповедь славянам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий: существуют данные о пребывании святого Кирилла в Чивидале, крепости, находящейся в нескольких километрах от Аквилеи. Епархия Аквилеи издревле носила титул патриархата, будучи первоначально в церковном подчинении у древней митрополии Милана. Именно как предстоятель местной церкви святитель Амвросий Медиоланский председательствовал на соборе в Аквилее в 381 году против ариан.

После разрушения Аквилеи гуннами в V веке, местные жители перебрались в Градо, город, устроенный на островах аквилейского залива, который стал новым центром Патриархата Аквилеи. Наконец, в середине XV века титул аквилейского патриарха перешел к епископам Венеции, и с тех пор епархия Венеции называется Патриархатом.

Город на Западе нынешней Хорватии.

Достаточно сказать, что дож Орсеоло через два года своего правления (976-978) оставляет семью и власть и уходит в бенедиктинский монастырь. Обретение мощей в 1027 году положило начало почитанию Пьетро Орсеоло, как святого Католической Церкви, подтвержденному в 1731.

Известный западный церковный историк XVI века, кардинал Цезарь Бароний, объясняет желание венецианцев хранить мощи в недоступном месте стремлением франков перевезти себе как можно больше мощей святых, и при их политическом и военном могуществе были основания опасаться, что франки заберут святыню силой.

Serenissima - «Безмятежнейшая» - официальный титул, применявшийся к названию венецианской республики.

Апостол и евангелист Марк (†68)

Апостол и евангелист Марк - происходил из священнического рода, из колена Левиина, и приходился племянником апостолу Варнаве. Изначально он был назван Иоанном. Позднее был прозван Марком (греч. Markos, от лат. Marcus — "молот" ) перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени.

Известно, что поначалу он был учеником Иоанна Крестителя. Позднее он стал учеником апостола Петра. Сохранилось древнее предание, что Марком был упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь предания Спасителя на смерть в вертограде Гефсиманском следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу. Будучи схвачен воинами, он оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14:51-52).

Мать евангелиста Марка - Мария имела в Иерусалиме свой дом, в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом. После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний и местом пристанища для некоторых Апостолов, с которыми Марк получил возможность постоянно общаться. С апостолом Петром был Марк особенно близок, и тот даже называет его своим сыном. А вскоре через апостола Варнаву Марк знакомится с другим апостолом - Павлом, который прибыл в Иерусалим после своего чудесного обращения ко Христу.

Святой Марк становится ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима.

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим в дом своей матери и отправился в Рим вместе с Апостолом Петром. Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Это было время первых страшных гонений на Церковь Христову. Император Нерон, обвинивший христиан в поджоге Рима, приказал распинать их на крестах и, облив смолой, поджигать, чтобы они горели, как факелы.


В этих тяжелейших обстоятельствах, когда вся мощь Римской империи обрушилась на маленькую общину и христиане так сильно нуждались в поддержке, звучало слово Евангелия.

Римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Марк исполнил их благое желание и написал свое Евангелие.

Евангелие от Марка в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Поскольку св. Марк писал евангелие для язычников - римских христиан, то в нем отсутствует то, что было бы особенно интересно для иудеев: ссылки на Ветхий завет, генеалогии, указания на значение Моисеева закона и т.д. Зато здесь много пояснений необходимых для язычников, не знакомых с иудейскими традициями (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Св. Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. У него Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Именно поэтому в иконографии символом св. Марка является лев - царственное животное, символ мощи и силы. Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка - лев, Луку - телец, Иоанна - орел. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в Египет, где еще со времен Александра Македонского было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Проповедь святого Марка имела большой успех. Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус.

По легенде, Марк однажды шел в небольшой египетский городок по каменистой тропе. Неожиданно ремешок его обуви разорвался. Марк попросил сапожника починить его. Сапожник начал чинить, неожиданно поранил руку и воскликнул: «Бог один!» Марк откликнулся на его восклицание и чудесным образом исцелил руку сапожника. Затем он прочел Библию ему и всей его семье. Оказалось, что Анианус не знал книг пророков Ветхого Завета и ему были известны только сочинения греческих философов. Тогда Анианус уверовал и был крещен. Через некоторое время Марк, чувствуя начало гонений и преследований христиан, назначил Аниануса епископом небольшой общины. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.

Ненадолго апостол Марк покидал Александрию для совместного путешествия с апостолом Павлом в Антиохию и с апостолом Варнавой на Кипр. Затем опять вернулся в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Довольно часто апостол Марк отправлялся в другие страны для проповеди Евангельского учения, перед самой смертью апостола Павла посетил его в Риме, где тот находился в заключении. Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих апостолов, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме; Павел, - как имевший право римского гражданина, - был усечен мечем, а Петр был распят на кресте.

По кончине своих великих учителей Марк возвращается в Александрию. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; сюда стекались люди из разных областей. Здесь апостол Марк положил основание христианскому училищу для утверждения Христовой веры, позднее это училище стало центром христианского просвещения, отсюда вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку. В настоящее время Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.

С проповедью Евангелия апостол Марк путешествовал в Ливии, Нектополе, Марморике, Киренаике и другим областям Африки. Под действием проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости его самого, египетские христиане достигли такой высоты совершенства, что их жизнь служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством в честь Сераписа. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" . Было это 25 апреля 68 года. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола - они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 828 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перевезли в Венецию. Венецианские купцы Буоно и Рустико, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.


Специально для мощей апостола Марка была построена базилика. Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco )— является сегодня кафедральным собором Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей) и представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.


В 1987 году собор вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелие от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста.


После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал крылатый лев, изображения которого в Венеции можно встретить повсюду. Именно он послужил прообразом «Золотого льва», главного приза Венецианского кинофестиваля, учрежденного в 1949 году.

Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петера научився, Апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженнее: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, стлп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси Апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, божественное проповедав Евангелие.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: