Особенности населения индии демографическая политика. Характеристика демографического положения индии

Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества – в 1872 г., вторая – в 1881 г., и с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно через каждые 10лет. Всего таких переписей было 14, последняя – в 2001 г. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX – начала XXI в., то их демонстрирует таблица 46.

Таблица 46

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ В 1901–2001 гг.

Данные таблицы 46 позволяют сделать интересные выводы и несложные расчеты. Они показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн человек, а во втором 1,5 % в год. Более того, в 1911–1921 гг. отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва.

Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 1970-1980-е гг. ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 14–16 млн человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46–47 тыс. человек, а за каждый час – примерно на 1,9 тыс. человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие – рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй, после Китая, страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей. В данном случае уместно привести слова известного географа-индолога Г. В. Сдасюк о том, что можно говорить о появлении во второй половине XX в. сначала «второй», а затем и «третьей» Индии.

Выше уже шла речь о том, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 324 человек на 1 км 2 , а это соответственно увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием.

Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160–180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1 (в 1950 г. 6,0). В начале XXI в. эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики.

Характеристике демографической политики Индии посвящена очень большая литература, и это вполне объяснимо, поскольку именно она стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась, что отнюдь не исключало использования того метода, который обычно называют методом проб и ошибок.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка – достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья – счастливая семья!» и т. п. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или… транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950-е гг. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 1960-е гг. он был повышен соответственно до 23 и 17лет, а в 1978 г. для женщин – до 18лет.

После того как перепись населения 1981 г. показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 млн женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма – два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей – первого и последнего», «Два ребенка – достаточно!» и т. п.

В середине 1990-х гг., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994), программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х гг. доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40 %.

Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих следует видеть в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой значительной части населения страны, где более 1 / 3 всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя этот уровень поднялся с 18 % в 1951 г. до 65 % в 2001 г., все же грамотность мужчин и ныне составляет 76 %, а женщин – 54 %; на женщин приходится 2 / 3 всех неграмотных в стране. (Как отмечает Г. В. Сдасюк, штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91 %), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. Добавим, что в штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в штате Уттар-Прадеш – пять.) В-третьих, это некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Да и сам свадебный обряд – весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых.

Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики. В литературе уже не раз отмечался такой примечательный факт. Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия Индийский национальный конгресс в 1977 г. впервые за всю свою историю проиграла парламентские выборы, причем едва ли не главной причиной этого неожиданного ее поражения стала жесткая демографическая политика, вызвавшая сильное недовольство многих слоев населения.

Демографическую ситуацию в Индии в 2006–2007 гг. можно охарактеризовать следующими показателями: темп прироста населения – 1,4 % в год, абсолютный годовой прирост – 18 млн человек, уровень фертильности– 2,85 ребенка на одну женщину, детская смертность 62/1000, использование контрацептивов – 48 %. Согласно прогнозам ООН, в 2025 г. население Индии достигнет 1330 млн, а в 2050 г. – 1593 млн человек. Это означает, что к середине XXI в. она, обогнав Китай, по числу жителей выйдет на первое место в мире. Однако есть и прогнозы его увеличения до 1,7 и даже 1,9 млрд человек.


Похожая информация.


Особенности демографической политики стран второго типа

У большинства стран второго типа демографическая политика ориентирована на сокращение естественного прироста населения. Как правило, это страны с активно развивающиеся в экономическом отношении и с большой численностью населения.

Китай и Индия – лучший пример стран второго типа, в которых реализуются программы демографической политики.

Реализация демографической политики сталкивается с финансово-экономическими и морально-этическими трудностями, в частности, право женщины на прерывание беременности.

Многие страны Юго-Западной Азии отвергают любые меры по планированию деторождения. Страны Тропической Африки отличают особые трудности для проведения демографической политики. Основной и естественный регулятор численности населения в этих странах – ранняя смертность от инфекционных заболеваний.

Демографическая политика Китая

Замечание 1

В настоящее время Китай – самая многонаселенная страна в мире.

С 1980-х гг. жесткими административными и экономическими мерами проводится демографическая политика, направленная на стабилизацию и ограничение численности населения. В Конституции Китая отражено положение о плановом деторождении, создан специальный Государственный комитет, занимающийся вопросами планового рождения детей в стране.

Для регулирования демографической ситуации в стране реализуются следующие меры и мероприятия:

  • установлен определенный возраст для вступления в брак (мужчины – с 22 лет, женщины – с 20 лет, в отдельных провинциях – 28 и 25 лет соответственно);
  • не разрешаются браки в период учебы;
  • одной семье разрешено иметь только одного ребенка;
  • экономические санкции против незапланированных рождений;
  • семьи, обязующиеся иметь только одного ребенка получают более высокие пенсии по старости, пользуются приоритетом на получение жилья, субсидиями на медицинское обслуживание;
  • семьи, имеющие более двух детей, платят дополнительные налоги.

Снижение рождаемости происходило в результате ряда социально-экономических и некоторых других факторов:

  • рост санитарной культуры населения, вследствие чего уменьшилась детская смертность;
  • трансформация традиционных отношений в семье, изменение функций семьи, уменьшение детского труда;
  • распространение образования;
  • вовлечение женщин в активную трудовую деятельность;
  • ослабление религиозных традиций и ритуалов.

Осуществление демографической политики привело не только к положительным, но и к отрицательным результатам:

  • превышение числа мужчин над числом женщин;
  • прерывание беременности в случае, если плод – женского пола.

Демографическая политика Индии

По численности населения Индия занимает второе место в мире. Вторая половина XX века ознаменовалась демографическим взрывом, характеризующимся повышением коэффициентов рождаемости и снижением коэффициентов смертности.

В 1951 году в Индии была разработана и принята в рамках государственной политики национальная программа планирования семья. Согласно этой программе:

  • был повышен возраст для вступления в брак;
  • пропагандировалась семья из четырех человек;
  • осуществлялась добровольная массовая стерилизация населения;
  • распространение новых методов контрацепции.

Демографический взрыв затрудняет решение социально-экономических задач:

  • сокращение бедности;
  • обеспечение населения продовольствием;
  • создание рабочих мест.

Политика планирования деторождения включает ряд мер:

  • административно-правовые;
  • медицинские;
  • пропагандистские.

Осуществлению демографической политики препятствуют:

  • традиции ранних браков;
  • догматы индуизма;
  • некоторые семейные обряды;
  • неграмотность сельских жителей.

Замечание 2

Ученые считают, что в XXI веке Индия станет самой многочисленной страной в мире.

Индия - самая населенная страна в мире после Китая. По данным последней переписи население Индии на июль 2001года составляло 1030 млн. человек. Иными словами, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Население древней Индии сравнительно молодо: 42% индийцев моложе 15 лет и лишь 6% - старше 60 лет. Средняя продолжительность жизни, составлявшая в 1931 году менее 27 лет, а в 50-е годы - 41 год, в настоящее время достигает 55лет. Это произошло благодаря уменьшению смертности в результате позитивных сдвигов системе здравоохранения. Быстрый рост населения создает дополнительные трудности для национальной экономики. В связи с этим правительство Индии осуществляет крупномасштабную программу, направленную на сокращение рождаемости. К настоящему времени пик «демографического взрыва» в стране целиком уже пройден. Ежегодные темпы прироста населения Индии составляют 1,6%, что значительно ниже соответствующего показателя во многих регионах развивающегося мира. Коэффициент рождаемости составляет 24/1000, смертности 9/1000 (2000 г.). тем не менее демографическая проблема в Индии свою остроту не потеряла, по подсчетам индийских ученых, стабилизации численности населения следует ожидать к середине ХХI в.

Индия - многонациональное государство. Её населяют крупные народы, представители которых отличаются друг от друга и внешним обликом, и языком, и обычаями.

Обширный район Северной и части Центральной Индии, охватывающий штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Бихар, Раджастхан и Харьяна, представляют собой области распространения различных диалектов языка хинди, который возник на основе санскрита - языка индоариев. Расселившиеся здесь позже мусульманские выходцы из Ирана и Средней Азии также приняли один из диалектов хинди, привнеся в него отдельные арабские, персидские и тюркские слова, в результате чего сложился язык урду, использующий в отличие от хинди не санскритский алфавит деванагари, а арабский. Однако, поскольку хинди и урду имеют единую грамматику и общий запас обиходных слов, их нередко рассматривают как две литературные формы единого языка хиндустани. Отсюда все население Северо-Центрального региона получило название хиндустанцев.

Помимо хиндустанцев на языках, ведущих происхождение от санскрита, говорят такие крупные народы, как бенгальцы (западная Бенгалия), маратхи (Махараштра), гуджаратцы (Гуджарат), ория (Орисса), пенджабцы (Пенджаб), а также ассамцы (Ассам) и кашмирцы (Джамму и Кашмир). Все эти народы имеют внешний европейский облик.

Народы Южной Индии говорят на языках дравидийской семьи. Это телугу (Андрхра-Прадеш), каннара (Карнатака), тамилы (Тамилнад) и малаяли (Керала). Они более темнокожи, чем северяне, и имеют некоторые признаки австралоидных малых народов, чьи языки относятся к группе мунда (австразийская семья).

Северо-восточные штаты Индии населяют малые народы, во внешности которых присутствуют монголоидные черты. Это манипури, типера, гаро, нага, мизо и др. они говорят на языках тибето-бирманской группы. Исключение составляют кхаси, язык которых относится к моно-кхмерской семье.

По данным переписи почти 100% населения Индии религиозны. Основная религиозно-этническая система Индии - индуизм, его исповедуют 83% населения страны. Около 12% - мусульмане, остальные - сикхи, христиане, джайны, буддисты, парсы и др.

Трудовые ресурсы Индии весьма значительны, но преобладает неквалифицированная рабочая сила. Доля грамотных среди взрослого населения страны - 48%. Велика безработица (зарегистрировано свыше 30млн. человек). Индия - одна из самых поляризованных в социальном отношении стран мира. Более 300млн. человек (1/3 населения) живут за «чертой бедности».

Плотность населения в Индии составляет 260 человек на 1 км? (высокий показатель). Мужчин в Индии больше, чем женщин. Это объясняется повышенной смертностью среди женщин, связанной с ранними браками и многочисленными ранними деторождениями. Среднее число детей в семье в настоящее время - пять человек.

Наиболее густо заселены приморские территории (штат Керала, Западный Бенгал) и Индо-Гангская низменность.

Подавляющее большинство индийцев - сельские жители, удельный вес городского населения в 2001 году не превышал 27% (низкий уровень урбанизации), хотя регион Южная Азия является одним из древнейших мировых очагов мировой культуры.

К городам относятся населенные пункты с числом жителей, превышающим 5 тыс. человек при подавляющей занятости населения вне сельского хозяйства. Растет концентрация населения в крупных городах. По количеству проживающих многие индийские города входят в число крупнейших в мире.

Наиболее значительными агломерациями являются: Бомбей и Калькутта (по 12 млн. жителей), Дели (свыше 8 млн.), Мадрас (6млн.), Хайдарабад, Бангалор, Ахмадабад, Пуна, Канпур и др. всего в стране насчитывается свыше 20 городов -миллионеров.

Обретение независимости Индии в 1947 году и раздел страны по религиозному принципу и установление новых границ сопровождались массовой миграцией населения. Лишь в августе - сентябре 1947 года общее число беженцев с обеих сторон составило 2 млн. человек. Это вызвало резкое обострение религиозно-общинной розни по обе стороны границы. Особенно кровавый характер приобрели события в Пенджабе, где убийства, грабежи, разрушения жилищ беженцев были массовым явлением. Согласно приблизительным оценкам, только убитых было более 500 тыс., до 12 млн. человек пострадали материально. Шовинистические индусские и мусульманские организации в Индии и Пакистане подогревают религиозную ненависть и нетерпимость, призывают к расправе над теми, кто выступает за примирение между двумя общинами. Кашмирский вопрос не утратил своей актуальности и сейчас.

растущего населения продовольствием. Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 год оставался еще на уровне 160 - 180 миллионов человек (почти все население Бразилии), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности, показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте, который в 2000 году составил 3,1. Для сравнения в 1950 году он составлял 6,0. В начале XXI века эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики. Индия стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло в 1951 году. С самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась и эволюционировала. Было опробовано множество методов, некоторые из них отброшены как неэффективные или неподходящие по ситуации. Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционно многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка - достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья - счастливая семья!». При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались в стерилизации и в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию. В апреле 1976 года в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин, численность которых в Индии намного больше численности женщин. «Некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс» (Индира Ганди). Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 году правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950 - е годы. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет,

но уже в 1960-е он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 году для женщин - до 18 лет. После того как перепись населения 1981 года показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 году правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 миллиона женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма - два ребенка на семью. Соответственно изменились и лозунги демографической пропаганды: «Имейте лишь двух детей - первого и последнего», «Два ребенка - достаточно!». В середине 1990-х годов программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. В 2000 году была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении через 10 лет уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а через 45 - стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи. Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, это крайняя нищета значительной части населения страны, где более трети всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, это низкий образовательный уровень населения. Хотя этот уровень поднялся с 18% в 1951 году до 65% в 2001 году, все же грамотность мужчин и ныне составляет 76%, а женщин - 54%; на женщин приходится две трети всех неграмотных в стране. Штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91%), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. В штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в нескольких других штатах 5. В-третьих, это некоторые догматы индуизма, связанная с ними тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейные обряды. С давних времен в Индии роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и просто невозможным делом. Подавляющее большинство браков до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций. Обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Причем не следует забывать, что и сам свадебный обряд - весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых. Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики.

  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии

    Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества – в 1872 г., вторая – в 1881 г., и с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно через каждые 10лет. Всего таких переписей было 14, последняя – в 2001 г. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX – начала XXI в., то их демонстрирует таблица 46.

    Таблица 46

    РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ В 1901–2001 гг.

    Данные таблицы 46 позволяют сделать интересные выводы и несложные расчеты. Они показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн человек, а во втором 1,5 % в год. Более того, в 1911–1921 гг. отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва.

    Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 1970-1980-е гг. ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 14–16 млн человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46–47 тыс. человек, а за каждый час – примерно на 1,9 тыс. человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие – рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй, после Китая, страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей. В данном случае уместно привести слова известного географа-индолога Г. В. Сдасюк о том, что можно говорить о появлении во второй половине XX в. сначала «второй», а затем и «третьей» Индии.

    Выше уже шла речь о том, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 324 человек на 1 км 2 , а это соответственно увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием.

    Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160–180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1 (в 1950 г. 6,0). В начале XXI в. эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики.

    Характеристике демографической политики Индии посвящена очень большая литература, и это вполне объяснимо, поскольку именно она стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

    Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась, что отнюдь не исключало использования того метода, который обычно называют методом проб и ошибок.

    Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка – достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья – счастливая семья!» и т. п. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или… транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950-е гг. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 1960-е гг. он был повышен соответственно до 23 и 17лет, а в 1978 г. для женщин – до 18лет.

    После того как перепись населения 1981 г. показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 млн женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма – два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей – первого и последнего», «Два ребенка – достаточно!» и т. п.

    В середине 1990-х гг., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994), программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х гг. доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40 %.

    Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих следует видеть в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

    Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой значительной части населения страны, где более 1 / 3 всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя этот уровень поднялся с 18 % в 1951 г. до 65 % в 2001 г., все же грамотность мужчин и ныне составляет 76 %, а женщин – 54 %; на женщин приходится 2 / 3 всех неграмотных в стране. (Как отмечает Г. В. Сдасюк, штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91 %), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. Добавим, что в штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в штате Уттар-Прадеш – пять.) В-третьих, это некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов.

    Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Да и сам свадебный обряд – весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых.

    Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики. В литературе уже не раз отмечался такой примечательный факт. Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия Индийский национальный конгресс в 1977 г. впервые за всю свою историю проиграла парламентские выборы, причем едва ли не главной причиной этого неожиданного ее поражения стала жесткая демографическая политика, вызвавшая сильное недовольство многих слоев населения.

    Демографическую ситуацию в Индии в 2006–2007 гг. можно охарактеризовать следующими показателями: темп прироста населения – 1,4 % в год, абсолютный годовой прирост – 18 млн человек, уровень фертильности– 2,85 ребенка на одну женщину, детская смертность 62/1000, использование контрацептивов – 48 %. Согласно прогнозам ООН, в 2025 г. население Индии достигнет 1330 млн, а в 2050 г. – 1593 млн человек. Это означает, что к середине XXI в. она, обогнав Китай, по числу жителей выйдет на первое место в мире. Однако есть и прогнозы его увеличения до 1,7 и даже 1,9 млрд человек.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: