План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста по Ознакомлению с Художественной Литературой на тему: «По сказкам А. С

  • …приставлен дьяк приказный
    • Дуб зеленый под холмом.
      • Несмотря па большое значение фольклорного стиля, в «Сказке о царе Салтане» присутствие автора находит свое глубокое выражение. Эмоциональный голос автора ощущается в каждом слове, особенно многообразны его комические формы. Так, белочка не только чудесна, но и весела: при честном при всем народе она с присвисточкой поет любовную песню радостного содержания («Во саду ли, в огороде…»). Да, кроме того,

      • Молвит русским языком
      • Авторская ирония пронизывает весь эпизод женитьбы царя Салтана, укусы распроклятой мошкой Гвидоном теток и бабы-Бабарихи. Она же позволяет Пушкину незаметно спародировать романтический стиль. Для этого вслед за душою страстной употребляется только одно снижающее слово пешком:

        Вводятся характерные для фольклора существительные-эпитеты: для батюшки-царя, голубушки-сестрицы, гости-господа; фольклорные песенные эпитеты: грусть-тоска, в лазоревой дали. И рядом с ними - чисто литературные: с ободренною душой, во мгле печальной, душою страстной. Поэт наполняет речь народными суждениями (пословицами, поговорками и другими речениями): Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь, объехали весь сеет, это горе - все не горе, дело лихо, ввек тебя я не забуду, правду ль бают или лгут. В их числе особое место занимают традиционные выражения народной сказки:

        Характерна рифмовка тождественных грамматических форм. Например, И. Плотников привел ряд слов, рифмующихся друг с другом в разных сочетаниях на протяжении всей сказки: царица - сестрица - светлица - птица - столица - рукавица - молодица1. Исследователи отмечают и другие свойства пушкинского стиха, соответствующие народной поэзии: наличие омонимических рифм (гости-в гости), рифмы-эхо (чему - ему), внутренних рифм (Все кричат: «Лови, лови, Да дави ее, дави…»).

      • Море синее кругом,
      • Но Пушкин рано пришел к пониманию неподвластно и счастья индивидуальной воле человека. Оно возникает как стихийный, необъяснимый подарок судьбы, как игра случая (об этом повесть «Метель»). Уже в «Бахчисарайском фонтане» тема счастья связывается с призраком: «И по дворцу летучей тенью. Мелькала дева предо мной!» А если счастье-призрак, то оно не может определять смысла человеческой жизни.

      • Бочка по морю плывет.
      • Упорно проникая в русскую национально-историческую культурную традицию, приобщаясь к этическим идеалам народа, Пушкин шел к творческой мудрости. В нем созрело убеждение, что смысл жизни - не в счастье, а в сохранении человеком своего достоинства. Путь к этому убеждению лежал и через сказки-поэмы, отразился в эволюции их идейного смысла.

        Разнообразно представлены повторы. Среди них выделяются лексические (лебедь-птица, наказом наказала, злится, злится) и особенно--синтаксические, которые включаются в ритм стиха и подчеркивают смысловую законченность двустиший, соединенных смежной рифмой:

      • …Что готов душою страстной
      • Отдает ей войско честь.
      • Хоть за тридевять земель.
      • Строгий счет орехам весть,
      • Видят холм в широком поле,
      • За паренною прекрасной
      • Трагическое понимание этого вело Пушкина к тяжелым переживаниям: «Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум» (1828); «Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня…» (1830). Но свойственный поэту инстинкт жизни заставлял его искать иную - реальную - точку опоры для человеческой личности. «На свете счастья пет, но есть покой и воля» - этот итог был подведен в середине 30-х гг.

      • Не по дням, а по часам,
      • В синем морс волны хлещут,
        • Туча по небу идет,
        • В синем небе звезды блещут,
      • Он пешком идти отсель
      • И растет ребенок там

      В философском плане поэт решал в этой сказке глубоко волновавшую его проблему человеческого счастья. Определение счастья впервые появилось у Пушкина в 1825 г.: «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Посредником между духовными и физическими силами человека выступило «вдохновенье». Это определение повторилось и в дальнейшем: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» (1828); «Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной» (1830).

      Язык «Сказки о царе Салтане» богат живописными глаголами и скуп на эпитеты. Тем значительнее выступает в контексте их традиционный характер.

    страница 1

    Гробатенко Сергей Олегович

    5 «А» МОУ СОШ №15

    г. Владимир

    Научный руководитель:

    учитель русского языка и литературы

    Киселёва И.А.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Фольклорная основа «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина.

    2010 год


    СОДЕРЖАНИЕ.

    Введение. Актуальность темы. стр. 3

    1 глава. Цель и задачи исследования. стр. 4

    2 глава. Методика проведения исследовательской работы. стр. 5

    3 глава. Исследовательская часть работы. стр. 5

    4 глава. Выводы. стр. 10

    Список литературы. стр. 12

    Введение. Актуальность темы.

    В программу по литературе для пятого класса обязательно входят литературные сказки, которые являются самым любимым жанром пятиклассников. В круг школьного чтения включены произведения А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, В.А. Жуковского. Сказки этих писателей вошли в золотой фонд детской литературы, так как помогают нам формировать в себе самые лучшие, полезные человеческие качества, развивать интерес к чтению, творческое начало.

    Но литературная сказка – дочь сказки фольклорной. И, несомненно, при изучении литературной сказки нам надо обязательно уметь видеть те фольклорные традиции, на которые опирались писатели-классики, создавая свои произведения. Это даёт нам представление о народных корнях литературной сказки.

    Н.В Гоголь назвал пушкинскую сказку «совершенно русской», так как фольклорное начало в ней очень сильно.

    Что привлекало А.С.Пушкина в народной поэзии? Вот как на это он ответил сам в «Набросках статьи о русской литературе»: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».(4) Именно фольклор является хранителем народной традиции, народным видением мира и себя в этом мире. А в «Возражении на статью «Атенея» Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».(4)

    Несомненно, сказки поэта, столь любимые и почитаемые на протяжении почти двух веков, очень интересны и сегодняшнему читателю: и юному, и человеку взрослому. Каждый находит в них что-то для себя: кому-то интересна нравственная сторона сказок, кто-то увлечён их фантазийной стороной, кто-то восхищён волшебным поэтическим языком, а кого-то привлекает их фольклорная основа. Именно интерес к последнему стал причиной, побудившей меня провести данную исследовательскую работу.

    Для исследования фольклорных особенностей я обратился к самой любимой моей сказке - «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Для краткости в дальнейшем я буду называть это произведение просто «Сказкой о царе Салтане». Понимая, что все сказочные произведения уже давным-давно изучены, я, тем не менее, решил попытаться самостоятельно сделать свой небольшой анализ этого произведения, тем более что совсем недавно на уроках литературы мы обращались к теме: «Сказки А.С.Пушкина», а именно, мы достаточно подробно разбирали «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Эта работа показалась мне очень интересной. Поэтому вполне объяснимо моё желание обратиться к другим пушкинским произведениям этого жанра, в частности, как я уже сказал выше, к своей любимой «Сказке о царе Салтане».

    1 глава

    Цель и задачи исследования.

    Изучить литературные источники, в которых описывается структура русской волшебной сказки;

    Найти фольклорные элементы в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;

    2 глава .

    Методика проведения исследовательской работы.

    Опираясь на знания, полученные при изучении литературы, в которой описывается структура и языковые особенности фольклорной волшебной сказки (Е.П. Посошкова «Фольклорные традиции и специфика литературной сказки»), проанализировать фольклорные элементы в сказке А.С.Пушкина по следующему плану:

    7. Использование средств народной поэтической речи.

    3 глава

    Исследование «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    1.Фольклорная особенность названия сказки.

    Само невероятно длинное название сказки говорит о её родственных связях со сказкой фольклорной. Да, для фольклорных сказок часто придумывались длинные названия. Так название одного из лубочных циклов «Сказка о храбром, славном и могучем витязе и богатыре Бове», несомненно, повлияло и на название пушкинской сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».(3)

    2.Композиционные фольклорные особенности сказки:

    Зачин близок к фольклорному «Жили-были»: «Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком».

    б) Концовка.

    Концовка литературной сказки традиционная, народная: «Я там был; мёд, пиво пил - / И усы лишь обмочил».

    в) Магическое число 3 .

    Три чуда (белочка, 33 богатыря с дядькой Черномором, лебедь в облике девицы);

    Три отрицательных персонажа (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха).

    г) Трёхкратные повторы.

    Три раза приезжают гости к Гвидону: «Ветер по морю гуляет/ И кораблик подгоняет.// Он бежит себе в волнах/ На раздутых парусах».

    Три раза купцы рассказывают Салтану о чудесах в царстве Гвидона: «Мы объехали весь свет;/ За морем житьё не худо,/ В свете ж вот какое чудо»…

    Три раза царевна Лебедь демонстрирует свою волшебную силу, благодаря которой Гвидон в обличии комара, мухи и шмеля имеет возможность навестить своего отца и отомстить ненавистным тёткам и бабке.

    3. Фольклорные сюжетные мотивы сказки:

    а) Ненависть отрицательного героя к положительному.

    Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха ненавидят молодую жену царя Салтана и «извести её хотят».

    б) Чудесное спасение.

    Волна вынесла бочку на берег острова Буяна: «И послушалась волна:/Тут же на берег она/бочку вынесла легонько»…

    в) Нравственное испытание.

    Гвидон спасает лебедь: «Ты не коршуна убил,/ чародея погубил».

    4. Использование традиционных образов-персонажей, которые выполняют в сказке определённые действия- функции:

    а) Идеальный герой.

    Князь Гвидон - идеальный герой, нравственный идеал сказки и в то же время герой-мститель: он наказывает зло, то есть, находясь в облике насекомых (комара, мухи, шмеля) поочерёдно больно жалит ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху: «…А Гвидон-то злиться, злиться…// Зажужжал он и как раз/ Тётке сел на правый глаз»…

    б) Герои-вредители.

    Героями-вредителями в сказке Пушкина являются родные тётки Гвидона и его бабушка – сватья баба Бабариха. Именно они из зависти оклеветали молодую жену царя Салтана: «Родила царица в ночь/ не то сына, не то дочь;// Не мышонка, не лягушку,/ А неведому зверюшку». Именно они чуть не погубили царевну и Гвидона, посадив их в бочку и пустив в Окиян: «Так велел-де царь Салтан».

    в) Обманутый герой.

    Обманутым героем в сказке является царь Салтан: он получает ложное сообщение о рождении «неизвестной зверюшки», и его грамоту с приказом о том, чтобы дождаться «царёва возвращенья для законного решенья» подменяют грамотой, в которой говорится о том, чтоб «и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». Так герой лишается жены и сына.

    г) Герой-помощник.

    В сказке эту роль выполняет волшебница-лебедь: она помогает Гвидону восстановить справедливость, о чём уже было сказано раньше (п.2).

    5.Фольклорные герои-прототипы.

    У большинства героев пушкинской «Сказки о царе Салтане» есть фольклорные прототипы. Так прототипом царя Салтана является фольклорный турецкий царь Султан Султанович, а прототип Гвидона -упомянутый выше Бова-королевич. Прекрасная царевна Лебедь вобрала в себя, с одной стороны, черты русской Василисы Премудрой, а с другой – библейской Софьи Премудрой.(3)

    6. Художественное пространство.

    Все события происходят в двух вымышленных царствах: «в царстве славного Салтана» и на острове Буяне, в сказочном городе, «где сидит… царь Гвидон».

    7.Использование средств народной поэтической речи.

    а) Постоянные эпитеты.

    Самым ярким изобразительно-выразительным средством в фольклоре являются постоянные эпитеты, переходящие из одной народной сказки в другую. Именно они особенно поэтизируют речь. И автор с большой любовью тоже использует этот приём в своей сказке, что, в свою очередь, придаёт ей особенно народный оттенок.

    Вот перечень тех постоянных эпитетов, которые найдены мной в «Сказке о царе Салтане»: «крещёный мир», «честные гости», «на добра коня садяся», «пир честной», «красная девица», «двор широкий», «сладка речь», «свет божий», «белая грудь», «широко поле», «дуб зелёный».

    б) Сравнения.

    Сравнительный ряд хоть невелик, но очень выразителен:

    «как день неясный», «словно горькая вдовица», «злыми жабами глядят», «что не можно глаз отвесть».

    в) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Используя этот фольклорный художественный приём, поэт передаёт нам, как ему самому дорог сказочный мир, который он описывает.

    Ножки, головка, тросточка, кораблик, мешочек, белочка, изумрудец, с присвисточкой - эти слова не могут не обратить на себя внимания, не восхитить.

    г) Метафоры.

    Метафор в сказке не так уж и много, но их образность очень сильна. Вот, например, Гвидон, находясь в бочке, говорит: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать». Или «Судно весело бежит».

    д) Олицетворение.

    «Белка песенки поёт», «Грусть- тоска меня съедает», «И послушалась волна».

    е) Гипербола.

    Гипербола «Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит» позаимствована Пушкиным из сказки про чудесного мальчика, которую он записал на одной из ярмарок.

    ж) Сказочные формулы.

    Сказочные формулы тоже перекочевали в «Сказку о царе Салтане» из народных сказок. Это всем хорошо известные «Стали жить да поживать» (о Гвидоне и царевне Лебедь), «И растёт ребёнок там/ Не по дням, а по часам» (о Гвидоне), «Хоть за тридевять земель», «А теперь ты воротись,/ Не горюй и спать ложись».

    з) Яркая, образная живая устная речь тоже представлена в сказке фразеологизмами, поговорками, песней, просторечиями, словами с неполногласиями. Это позволило автору создать язык, максимально приближенный к народной жизни.

    Фразеологизмы: «Дух занялся», «Взыграло ретивое»;

    Поговорка: «Ведь жена не рукавица:/С белой ручки не стряхнёшь/ И за пояс не заткнёшь»;

    Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»;

    Просторечия: позадь забора, пенять, внимать, не можно, вопит, восвояси, обещался, извести, тётка, ужо, жёнка, исподтиха ;

    Неполногласия: брег, златой, град .

    и) Сказка не только хорошо слушается, но и хорошо представляется, видится. И не последнюю роль в этом играет цветопись, тоже часто используемая в фольклоре: «белые стены», «город златоглавый», «ядра - чистый изумруд», «дуб зелёный», «сине море», «в чешуе, как жар горя», «блистая сединами», «лазоревая даль».

    4 глава

    Выводы.

    В результате проведённой мною исследовательской работы я пришёл к следующим выводам:

    - «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина имеет богатую фольклорную основу;

    Данная исследовательская работа может найти свою реализацию на уроках литературы при изучении сказок А.С. Пушкина в качестве примера исследования фольклорной основы как данной, так и других сказок великого русского поэта.

    Литература.


    1. А.С. Пушкин Сказки М. Эксмо 2009 стр.9-51

    2. Е.П. Посошкова Фольклорные традиции и специфика литературной сказки. http://www.lit-studia.ru/articles/9.html
    3. В.П. Ронкин Сказка о царе Салтане. (Архитипическое и актуальное.)

    ronkinv .narod.ru/salt.htm

    4. Лекция №6. Литературные сказки. Особенности жанра. Сказки А.С.Пушкина. Общее и различное с фольклорными сказками. lit.1september.ru

    ТЕЗИСЫ

    Сказки А.С.Пушкина вошли в золотой фонд детской литературы. Они помогают нам формировать в себе самые лучшие, полезные человеческие качества, развивать интерес к чтению, творческие способности.

    Литературные сказки родственны сказкам фольклорным. И чтобы иметь представление о народных корнях литературной сказки, необходимо уметь видеть те фольклорные традиции, на которые опирался автор. Н.В.Гоголь назвал пушкинскую сказку «совершенно русской», т.к. фольклорное начало в ней очень сильно. Поэт призывал молодых своих собратьев читать «простонародные сказки,… чтобы видеть свойства русского языка».

    Любовь русских людей к сказкам А.С.Пушкина постоянна, так как представитель каждого поколения в ней находит что-то для себя.

    Меня же заинтересовали фольклорные традиции его сказок, и я решил попытаться самостоятельно проанализировать одну из сказок поэта. Для этого я решил обратиться к своей самой любимой сказке «Сказке о царе Салтане…».

    Цели и задачи исследования.

    Цель исследования: доказать родство фольклорных волшебных сказок и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.

    Задачи:


    - изучить литературные источники, в которых описывается структура русской волшебной сказки;

    Найти фольклорные элементы в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;

    Сделать выводы о родстве основ фольклорных сказок и «Сказки о царе Салтане.

    Методика (программа) проведения исследовательской работы: была изучена доступная моему пониманию литература, в которой описывается структура и языковые особенности фольклорной волшебной сказки (в частности, статья Е.П.Посошковой «Фольклорные традиции и специфика литературной сказки»), был разработан план, по которому я анализировал сказку.

    План исследования.

    1.Фольклорная особенность названия сказки Пушкина.

    2. Её композиционные фольклорные особенности.

    3. Фольклорные сюжетные мотивы сказки.

    4. Использование в сказке традиционных образов – персонажей.

    5. Фольклорные герои-прототипы.

    6. Художественное пространство.

    7. Использование средств народной поэтической речи.

    В результате проведённого исследования я пришел к следующим выводам:

    - «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина имеет богатую фольклорную основу;

    - «Сказка о царе Салтане» по праву занимает одно из первых мест среди литературных сказок, созданных на фольклорной основе русской сказки.

    Вы, надеемся, заметили, что наша сказка о царе Салтане – это та редкая сказка, которая не кончается со свадьбой героев? Наоборот, она только со свадьбы и разгоняется как следует. Так что упрёк сказкам как жанру, мол: «Они не показывают, что бывает у людей после свадьбы» несправедлив. Но не все сказки такие – читайте внимательнее. Ведь вот Руслан и Людмила тоже начинается со свадьбы, а не ею заканчивается...

    Так что для семейной сказкотерапии выбираем те сказки (а их и немало!), где свадьба – это только зачин к перипетиям, а не гламурная развязка. Как в жизни.

    Сказка о царе Салтане формирует два важных понимания у маленьких детей (будущих женихов и невест):

      объясняет, что у Брака обязательно должна быть – осознанная Цель.

      и отвечает на вопрос: Какие Цели бывают у Браков и какие из них самые выигрышные.

    Начнём по порядку.

    У Брака, как и у похода в магазин, должна быть чёткая Цель

    Брак не должен быть бесцельным броском тела в сторону ЗАГСа.

    Даже когда вы идёте в магазин, желательно на пороге подумать – а за чем вы туда идёте? Написать список продуктов, которые вам необходимы – список Целей похода в магазин.

    Это скажет вам любой коуч и любой психотерапевт, которые отучают людей от шопоголизма, неумеренных трат, выхода из бюджета и объясняют, что привычка «сомнамбулически бродить по супермаркету» – это симптом стресса, который вы пытаетесь таким образом избыть...

    Конечно, можно честно признаться себе и в том, что вам не нужна сметана, колготки и пирог, а вы просто хотите развеяться и успокоить нервы, бродя между полок.

    Окей – честность это хорошо и признак психологического выздоровления – главное не врать самой себе и не делать вид, что вам нужны макароны, скупая их на годы вперёд.

    Тогда вместо списка покупок вы составляете себе другие «Цели похода в Магазин»: Успокоить Нервы и заложить на это бюджет... ну, скажем – не выше 200 рублей (потому что на самом деле мне ничего не надо, это я так...)

    Ну, хорошо...

    А какая может быть «чёткая цель» у Брака? Заметьте – у Брака! А не у временного союза в Сочи двух симпатичных друг другу людей...

    То, что не может являться здоровыми целями здорового Брака

    Начнём с самого примитивного. То, что психологи называют «брак, заключённый под давлением социума».

    Тебе 25 лет и ты ещё не замужем?..

    У подавляющего большинства девушек Цель замужества – само… замужество. Грубо говоря, кольцо на пальце и штамп в паспорте. Точка.

    И Судьба, конечно, даёт им всё по-честному. Только то, что они заказывали они… и получают. Так как лишь вот это и было их единственной Целью Брака. А если такие девушки потом захотят ещё чего-то сверх кольца и штампа (любви, денег, квартиры, ребёнка, которого хочет муж) – «так, извините, вы не заказывали» говорит официант Жизнь.

    У некоторых девушек целью Брака является тайная мечта двоечницы: «Вот выйду замуж и ничего не буду делать. Буду вставать в 10 утра». В том смысле, что «не буду ни учиться, ни работать». Буду домохозяйкой. Девушка бросает институт, бросает работу.

    Но сбывается ли её мечта о Браке, как о том сказочном состоянии, где женщина может «Ничего Не Делать»?

    Когда отхохочетесь – продолжим...

    У мужчин тоже бывают странные цели Брака. Например, регулярная и безопасная, а также экономически бюджетная половая жизнь.

    Сколь наивны такие расчёты (особенно последний – на «экономические выгоды» половой жизни в браке) знает каждый женатый мужчина. Ещё ни одна путана не потребовала от клиента за ночь с собой вступление в ипотеку и работу на стройке!

    Итак, как учит нас психология: брак должен иметь Цель. И цель эта не должна быть глупая, легко критикуемая.

    Цель у Брака должна быть чёткая. Не надуманная. И что важно: у обоих супругов она должна полностью совпадать.

    Иначе брак, со всеми его тяготами, вам просто не вынести...

    Три Архетипа Брака: какой архетип срабатывает на 100%?

    Три невесты, три сестры, три феи предлагают свои брачные Цели самому завидному Жениху – земному мужчине – Государю и Царю небольшого царства.

    Программа первой невесты: «Кабы я была царица, молвит первая девица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир». Это первый архетип «Хорошей жены» . Но, как мы с вами увидим позже, не самой лучшей жены в долговременной перспективе сказки...

    Жён с таким архетипом в сознании очень легко узнать. Они – Готовят … с упоением!.. И готовят, между прочим, прекрасно...

    Первое, что они рассказывают, приехав домой с любого отдыха, это: «Как нас там кормили».

    Цель такого Брака – иметь дом – полную чашу с открытыми, даже распахнутыми настежь дверями.

    Дом, где всегда будет готовиться чахохбили, и вариться варенье из черешни с вином – по рецепту прабабушки.

    Такие жёны душевно живут ради … ублажения тонкого вкуса своего мужа-лакомки (вечного ребёнка, который любит Праздник и Вкусности) и что важнее в социуме – ради его многочисленных важных гостей, родственников и друзей – частых визитёров этого доброго богатого, щедрого дома.

    Как правило, сыновья в таких браках получаются закормленые, тучные и вялые – о чём же думать после такого банкета? Полежать бы, переварить тяжёлую пищу...

    Если и мужу тоже не особенно нужна (по его архетипу) вот такая жена, то от бесконечной стряпни на сто гостей страдает и муж...

    Программа второй невесты : «Кабы я была царица, молвила её сестрица, то на весь бы мир одна наткала я полотна». Правильно! Ведь здесь «совсем не умеют одеваться!» Так я научу...

    Тоже неплохая Жена, но и не самая лучшая, с точки зренья суровой сказки.

    Жён с таким архетипом в сознании тоже довольно легко узнать. В холодильнике у них где-то далеко прячется одинокий кусочек засохшего пармезана, граммов 20 и полбутылки сухого рислинга с торчащим из бутылки штопором.

    В жизни их интересует полотно. Они кричат мужу из ванной: «Надень бежевый костюм в полосочку, что я купила тебе в Милане! Ты какой галстук к нему берёшь?!!»

    Питаются они вдвоём крохотными бутербродами-канапе, которые подаются на приёмах. Гостей в их доме (квартире, комнате, мансарде) тоже полно, когда они заводят «свой дом» и перестают порхать по выставкам и премьерам.

    Гости восхищаются обивкой антикварной мебели, гобеленами, цветом гардин и безукоризненными галстуками Хозяина. Такие мама и папа как правило забывают о том, что у них зачем-то есть ребёнок – ребёнка воспитывают няни и бабушки. О нём вспоминают лишь тогда, когда нужно сделать гламурную фотосессию и купить новый костюмчик – ребёнок одет и подстрижен как маленький лорд Фаунтлерой... Только глаза у него отчего-то грустные...

    Сестра-светская львица одета лучше всех в своём окружении и оденет так же своего мужа. Если мужу (по его архетипу) совсем не нужна такая жена – он не оценит её тягу к Прекрасному и возненавидит её «за тряпки», которыми она «заменила семейное счастье». Но это – неправда.

    Перед нами просто второй архетип Хорошей Жены. Жены-Царицы, королевы дипломатического приёма, принцессы балов Версаля. Марии-Антуанетты. Просто не каждому мужчине нужна она – Мария-Антуанетта. Ведь не каждый в душе – атташе!

    Программа третьей невесты: «Кабы я была царица, третья молвила сестрица, я б для батюшки-царя родила богатыря ».

    Мудрая сказка подсказывает нам, какая Единственная Цель Брака оказывается в перспективе самой удачной и выигрышной. Какой Семье помогают все небесные и земные силы.

    Единственная достойная цель Брака, который заключают созревшие для него мужчина и женщина (как учит нас сказка) – воспитать Богатыря. (То есть – подарить миру Героя, достойное молодое поколение, приготовить стране хорошую смену).

    Богатырь – это тот, кто спасает народ от змея трёхголового, от идолища поганого, от разбойника-соловья.

    То есть, Богатырь – это человек, который уменьшает Зло в мире и делает людей вокруг себя – чуть более счастливыми.

    Вот, кто такой на самом деле богатырь (а не физически крепкий мужик, как вы подумали).

    Как вы догадываетесь, «уменьшать в мире Зло» и «делать людей чуть более счастливыми» можно разными способами. Их – тысячи.

    Необязательно бить соловья-разбойника. Не всегда нужно драться со змеем-горынычем. Есть тысячи способов – как ваш ребёнок (родной или усыновлённый; мальчик или девочка; здоровый или даже (увы) больной, очень больной...) сумеет всё-таки примером своей жизни – уменьшить количество Зла в мире и сделать людей возле себя – чуточку лучше.

    Богатырь – это сказочный персонаж, которому помогают Силы Света.

    В сказке о царе Салтане цели жениха и невесты – полностью совпали. Оба они мечтали об одном: создать семью, чтобы родить и воспитать для грешной земли – одно очень достойное дитя.

    Царю нужен был «царский наследник». Фея же хотела подарить людям – полубога, соединившись с земным царём.

    Древний архетип сказки невольно учит детей мысли о том, что только такая цель брака и является единственно достойной и святой его Целью. Именно тогда мужу и жене начинают разом помогать все волшебные силы!

    Два предыдущих типа брака – это удивительные и яркие союзы, в которых целью супругов является несение, приумножение, трансляция и сохранение Материальной Культуры во всех её формах.

    Форма ли это для домашнего печенья, форма ли это визитной карточки на бумаге верже...

    Такие Цели, хоть и нужны, но не считаются приоритетными и сказка, на всякий случай, отказывает этим бракам в потомстве.

    Ведь для того, чтобы «воспитать богатыря», ему нужно отдавать все-все силы.

    Такой брак никогда не бывает – ярким, в отличие от первых двух. Но работа, которая совершается в скромной жалкой квартире (в бочке!) без ремонта и обеда из восьми блюд – эта работа по медленному и упорному взращиванию «богатыря» – «выстреливает» в какой-то момент и доказывает своим результатом, что она-то и была самая святая, самая нужная.

    Люди должны, конечно, хорошо одеваться и хорошо кушать. Но для этого они должны вырасти в первую очередь – Людьми.

    Ведь хорошо одетая сытая свинья говорит лишь о смерти данной культуры.

    Вместо эпилога

    Царевич Гвидон испытал перед своим триумфом очень много неприятностей. В ходе супружеской жизни люди, которые пытаются сохранить и вырастить Человека будут тоже переживать несладкие минуты и дни.

    При работе с этой сказкой пусть вас не смущают такие несущественные образы как «царевич», «богатырь», «ребёнок мужского пола».

    Задавайте себе лишь один вопрос: «Сможет ли мой ребёнок уменьшать в мире количество Зла и делать простых людей в большом радиусе вокруг себя чуточку лучше, чище, светлее, добрее, разумнее»?

    Если «да» – ваш ребёнок и есть «богатырь». Чем бы он ни занимался... Как ни трудно это понять и в это поверить!

    Сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

    «Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

    Вконтакте

    Одноклассники

    Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев .

    План сказки

    1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
    2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
    3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
    4. Кульминация . Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
    5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

    Главная мысль произведения

    Основной посыл сказки в том , что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

    Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном - выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

    Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая - ткачихой.

    Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

    В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

    Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

    Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара , так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде - о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

    В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

    В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

    Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

    До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне - сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

    Читательский дневник

    Подслушав разговор трех сестер , царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

    Главные герои «Сказки о царе Салтане»

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС

    Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

    Цель :

      а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

      работать над навыками выразительной речи;

      учить работе с текстом;

      закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

    Методы : анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

    Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

    Ход урока:

    Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

    Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

      Есть волшебство

      Странствия, приключения героев

      Кто-то мешает или помогает

      Герой воюет с нечистой силой

      Эпизоды повторяются по 3раза

      Есть зачин, концовка

      Добро побеждает зло

    А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

      Повторы

      Общие места

      Строй сказки плавный, напевный

      Сказочник рисует словами образы, как красками

    А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

    Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

    Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

    Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

    В кухне злится повариха (злость)

    Плачет у станка ткачиха,

    И завидуют оне

    Государевой жене (зависть)

    С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

    Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)

    Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

      Хищный

    Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

    Мысли

    Приведите примеры

    Кабы я была царица, -

    Говорит одна девица, -

    То на весь крещенный мир

    Приготовила б я пир…

    Кабы я была царица, -

    Третья молвила сестрица, -

    Я б для батюшки царя

    Родила б богатыря

    А какие человеческие чувства вы знаете?

    Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

    А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)

    Век тебя я не забуду:

    Отплачу тебе добром,

    Сослужу тебе потом!

      Благодарность

    Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

    Пушкин придумывает ход событий

    Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

    Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

    Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

    Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

    Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

    Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

    Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

    Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

    Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

      Салтан

    Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

    Приключения, странствия героев:

    Бочка по морю плывет…

    А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

    Как вы понимаете эту шутку?

    А ткачиха с поварихой

    С сватьей бабой Бабарихой

    Около царя сидят –

    Четырьмя все три глядят

    Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

    А комар-то злится, злится

    И впился комар как раз

    Тетке прямо в правый глаз.

    Повариха побледнела, обмерла и окривела!

    Зажужжал он и как раз

    Тетке сел на левый глаз,

    И ткачиха побледнела:

    «Ай!» - и тут же окривела.

    Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

    Что вы можете сказать о времени и месте действия?

    Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

    Что общим является для сказки литературной и народной?

    Мораль

    Какую мораль можно извлечь из этих слов?

    А ткачиха с поварихой

    С сватьей бабой Бабарихой

    Разбежались по углам:

    Их нашли насилу там.

    Тут они во всем признались,

    Повинились, разрыдались

    Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

    Докажите, что в сказке есть жизненная правда

    Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

    Ветер по морю гуляет…

    Чему учит сказка?

    Учит справедливости, добру, правде

    II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

    Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

    В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

    Помогаем приводить примеры

    Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

    III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

    Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

    Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком…

    В сказке есть концовка:

    Я там был, мед, пиво пил

    Да усы лишь обмочил.

    В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

    Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

    3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

    Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

    IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

    Перечислим их (см.план)

      Синонимы

      Сравнения

      Эпитеты

      Противопоставления

      Ондокоренные слова

      Сложные слова

      Славянизмы

      Определение после определяемого слова стоит

      Усилительные частицы, обращения и т.д.

    Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

    Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

    Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

    Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

    Бог вас, дети, наградит

    Обращение

    Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы

    Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

    Сложные слова

    Найдите в тексте эпитеты

    Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

    На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

      Противопоставление

    V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

    1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

    В те поры война была

    2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

    Неведому зверушку

    3. Царь велит своим боярам,

    Времени не тратя даром,

    И царицу, и приплод … (что сделать?)

    Тайно бросить в бездну вод

    4. Какую песенку пела белка?

    Во саду ли, в огороде

    5.Разом пушки запалили,

    В колокольнях зазвонили,

    К морю сам идет Гвидон…

    Кого он встречает?

    Царя Салтана

    VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

    Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

    Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

    14 стихов, остальное проза – 1828г.

    Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

    А легко ли и интересно вам было читать сказку?

    Да

    Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

    А теперь подведем итоги нашему уроку.

    Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

    Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

    На этом урок закончен



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: