Сочинение Толстой Л.Н. Эмоциональный интеллект и способность быть хозяйкой светского салона

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности.
Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.
Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".
Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.
И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.
К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловного женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.
В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.
Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.
Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, -, думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"
Й вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.
Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".
Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.
Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", -думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем Их любовь становится для него большим горем.
Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой -L вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.
Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.
События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патрио тизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.
Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.
Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.
Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.
Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"
Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.
В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Архетип «Светский салон» сегодня «как бы» не существует в массовом порядке. Вернее, он, как река, просто временно притаился в подземные русла. Ведь ничего во Вселенной не пропадает навек! Хотя архетип «Салон» развоплотился, но... ОН то и дело, то там, то здесь – реализует себя в более модерных затеях, скрываясь под их маской и многое, многое, конечно, от этого теряя по сути...

Но подражать уже существующим практикам – не путь творческого человека! Там «толчётся» слишком много конкурентов, и это неинтересно. Творческий человек создаёт новое, точнее ведёт археологические раскопки хорошо забытого старого. И благодаря ему, хорошие вещи «сызнова входят в моду» и конкуренции такому творцу – нет.

Сегодня функции светского салона частично перетянули на себя авторские программы по ТВ и разговорным радиостанциям. Это любой формат, когда «Ведущий» приглашает «Гостей», имея при этом кружок более или менее случайных и постоянных слушателей. Так же архетип «салон» реализует себя в концепции «редакция журнала», «газеты» ... а ещё ближе и интересней – в концепте «клуба»: литературного, поэтического, психологического, политического, общественного, религиозного, творческого. Тогда уже речь часто идёт о «кружке».

Женщина и Салон

Нельзя отрицать тот факт, что почти каждая женщина рано или поздно попадает под сильнейшее обаяние архетипа «Хозяйка светского салона», как попадают под магнетизм чар полной луны…Некоторые женщины даже не понимают: «к чему их так страстно влечёт-то?» ... Чего бы они хотели, когда у них вроде бы «всё есть»? Жаль, что они просто фактически мало что знают о культурной практике «салонной жизни общества» – с обаятельными и сильными женщинами-двигательницами во главе... Потому и томятся…

Поразителен факт... Даже ничего не слышав и не читав о салонах, любая «дочь Евы», как только устроится на месте с комфортом, заведёт «свой дом» – сразу начнёт (нет, не расставлять кастрюльки и не развешивать занавески!) начнёт создавать, «натягивать» на себя – подобие «салона», отбирая и притягивая людей для своего «кружка завсегдатаев и новичков».

И здесь абсолютно неважны – возраст женщины и её красота! В центре возникшего кружка может блистать юная обаятельная женщина. А может и семидесятилетняя гарпия с Беломорканалом в пепельнице… Даже «ум» хозяйки здесь не играет абсолютно никакой роли! Хозяйка салона может быть «удивительной дурочкой», «ничего не знать», говорить невпопад, но... все будут нежно любить её – такую, какая она есть и стремиться душой и ногами в её общество – и общество, сложившееся вокруг неё…

Быть хозяйкой салона – это странный талант, призвание... И что самое волшебное – это (по преимуществу) прирождённо женское, «женственное» дарование...Сегодня психологи уже, кажется, нашли ключ к расшифровке этого таланта.

Эмоциональный интеллект и способность быть хозяйкой светского салона

Скорее всего, настоящая и успешная хозяйка салона должна от природы обладать эмоциональным интеллектом. Интуитивно, она всегда чувствует – чего НЕ ХВАТАЕТ собравшимся вокруг неё людям и … даёт им это! Часто даёт – сама, часто сводит одних людей с другими (всё самой дать нельзя!), решая таким образом «недостачи» обоих…

Чего же ОБЫЧНО не хватает людям, которые тяготеют к таким «кружкам-салонам»? Материнской нежности и опеки, кому-то – просто налаженного, уютного (или «по-своему уютного») Дома, в котором не тоскливо проводить вечера, кому-то лакомств, кому-то партнёра по шахматам или спорам, кому-то слушателей его писаний, кому-то общества молодёжи, кому-то умных тем для разговора, кому-то общества особ женского пола, а кому-то реальных встреч с любопытными людьми и «знаменитостями».

Более того, хозяйка салона отлично видит тех людей, кому именно она и её стратегии в состоянии что-то дать. Людей, которым она не в состоянии дать ничего для них насущное, хозяйка в своём салоне долго не держит...

То есть, хозяйка салона – как истинный ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ отлично «чует»

    свою целевую аудиторию,

    и что не менее важно – свой собственный личный «профит» от затеянного предприятия,

    но что наиболее важно из всех трёх пунктов – чувствует свою Миссию, направленную уже на всё Общество, Эпоху. Даже если салон очень скромен, как, впрочем, скромным может быть и любой бизнес.

Вот настало время поговорить и об этом. Хозяйка салона – предприниматель особого рода. Что можно назвать термином «Прибыль предприятия»? Как и все люди, женщина хочет славы (здесь и сейчас) и бессмертия на века. Как и все люди, она хотела бы как-то войти в историю, хотела бы, чтобы о ней «говорили». Это – первое. А вот – второе.

Женщина (как и все люди) – креативна. То есть, она испытывает большую потребность «влиять на мир» и таким образом – самореализовываться. Влиять на мир, менять его… Собственно, только этим-то человек и входит в историю, больше нечем. Но делать это способом мужчины женщина, увы, не может. (Да и не надо!) Конечно, бывают и яркие исключения, но, по поговорке, они только подтверждают общее правило.

Не может женщина получить славу как русский полководец Суворов или Кутузов. Не может получить бессмертия на века как Рафаэль или Ван Гог. Зачем ей висеть на шатких деревянных лесах под куполом церкви и лёжа разрисовывать фресками свод, крича на учеников? Дамское ли это дело?..

Не может женщина войти в историю как герой в мускулах и шрамах с башкой мужика-гения и его трудовыми мозолями. Но она может по-другому... Женщине дано собирать и продвигать людей, которые прославят её и обессмертят! Благодаря которым (которому) о ней будут говорить и сейчас, и далеко после её кончины...

Конечно, это нужно не всем женщинам... (Так же, как и не всем мужчинам свойственно тосковать по судьбе Кутузова и Рафаэля). В мире есть много других интересных штук, но вот существует и такая... Вот, в чём состоит «прибыль» этого типа предпринимателя – хозяйки салона. За эту прибыль она и «платит», отдавая членам кружка то, в чём они позарез нуждаются и зачем в салон ходят. Салон – это место, где можно блеснуть своим опытом, интеллектом, красотой. Получить материнское тепло, стол и очаг. Изысканные блюда. Встретить слушателей. Интеллектуалов. Метафорически, завсегдатаи салона всегда получают в нём тот «корм», которым они хотят «питаться». И разбирается в этом – хозяйка салона.

Три типа посетителей любого салона

Три типа людей с неудовлетворённой потребностью собираются в любых салонах, кружках, клубах (психологических, политических, литературных...)

    «Одинокие» (им бывает достаточно просидеть весь вечер в углу),

    «Сластёны» (те, кто приходит в салон «лакомиться», неважно – едой, напитками или красотой женщин и юностью молодёжи),

    «Хвастунишки» (эти приходят в любое общество в поисках поклонников и слушателей себя).

Каким важнейшим качеством должны обладать все три типа:

Внимание! И одинокие, и сластёны, и хвастунишки должны быть людьми «дельными». То есть, хоть что-то уметь делать, достать, узнать, организовать – быть чем-то полезным хозяйке салона в её планах. Сюда не входят бриллианты салонов – люди гениальные или по-другому «люди стоящие». Люди, к которым хозяйка салона присматривается, которых «открывает» и на которых в своих планах делает далеко идущую «ставку». Люди-бриллианты («стоящие») ничего не должны уметь доставать или организовывать. Хорошо, что они уже есть. Они занимаются другими вещами.

Какой взнос обычно требуется от «дельных людей»? Узнать редкую информацию, достать редкую книгу, устроить кому-то протекцию, связать с нужным человеком, влюблять в себя мужчин (женщин), чтобы в салоне не иссякала атмосфера влюблённости, а значит – жизни.

Достать свежих цветов, машину, толково устроить пикник или отъезд... В крайнем случае (но немаловажном!) человек может быть полезен лишь тем, что, глядя на него, все другие члены кружка будут чувствовать себя «молодцом» и радоваться. (Рассуждая: «Ну, по сравнению с – этим, я ещё о-го-го!»)

Понятно, что хозяйка салона как предприниматель относится к типу инвесторов. Неизвестно, привлечёт ли её салон человека-бриллианта (будущего Пушкина, Че Гевару). Неизвестно также – соизволит ли этот «Пушкин» её в конце концов «обессмертить»…

Но если ничего не делать, то точно «ничего такого» не произойдёт никогда. Талантливая хозяйка салона никогда не обидит ни одного гостя, хотя «работают на неё» – все без исключения. От каждого она берёт «по способности» и каждому мудро сыплет рукой его «корм».

Любая хозяйка салона знает, если гости её салона (одинокие, сластёны и хвастунишки) люди не «дельные», то у неё не светский салон, а благотворительная столовая для бомжей! Итак, о «прибыли» предпринимательницы мы поговорили. Теперь пора уделить внимание Миссии этого проекта.

Миссия хозяйки салона

Здесь всё просто. Она помогает обществу, создавая в нём (помимо «горизонтальных связей»), не-институализированную и некоммерческую – свободную культурную и коммуникативную среду.

Что такое «институализированная среда» для культуры и общения? Это - высшее учебное заведение, это кафедра, это лекторий при клубе или музее, это научная конференция, это библиотека, это школа... Это – скучно! Скучно в том случае, если в обществе нигде кроме этих «институализированных» мест больше негде и не с кем поговорить.

Приведём пример. Например, «институализированной» (официальной, чётко регламентированной, коммерческой) средой для … ведения половой жизни будет выступать – дом терпимости. Если в обществе кроме домов терпимости больше заняться сексом... негде и не с кем – это становится скучным, согласитесь.

Салон на дому

Конечно, после того, как женщины стали работать, прирождённые хозяйки салонов стали часто пользоваться своим служебным положением и организовывать старинные «домашние» кружки на базе казённого места своей службы.

Конечно, уже существующий «институт» (предоставляющий хотя бы отапливаемое помещение!) значительно облегчает хозяйке ряд задач. Но такой «институт» – опасный помощник. Во-первых, не у каждой женщины он есть в распоряжении. Во-вторых, его могут отнять или в его работу вмешаться в любой момент. В-третьих, «институт» диктует свою специфику, которая, порой, мешает «развернуться» хозяйке. Например, учительница может организовать при школе свой кружок и собирать вокруг себя учеников, на которых можно и нужно делать долгосрочную ставку. Но в такой кружок при школе не всех людей пригласишь…

Часто салон организуется на базе какой угодно торговой точки: лавки, магазина (часто – книжного, но не обязательно), на базе кафе. Но это – традиционно мужской путь. Женщине он не к лицу.

Доказано на опыте многовековых наблюдений: сила женщины в стенах её дома!.. Как бы он ни выглядел! Можно устроить отличный салон в «странной» богемной обстановке, и он вас обессмертит- через сто лет люди будут читать о вашей знаменитой селёдке на газете и сумасшедшем соседе по коммуналке.

Часто от характера дома женщины зависит и характер, «физиономия» будущего салона, людей, которых он притянет, тем, которые будут в нём обкатываться… Характер дома отчётливо как в зеркале показывает и душу хозяйничающей в нём женщины.Это – один из главных секретов мудрости людей, обладающих эмоциональным интеллектом.

Секрет прост. Нужно посмотреть на свой дом (комнату) и сказать себе так: «Это – твой портрет. Это – ты. Не прячься и не маскируйся. Не трать на эти пустяки энергию. Прими себя такой, какая ты есть. А теперь сядь и подумай – каким людям будет комфортно в твоём доме? Какие люди сочтут пребывание в твоём доме за счастье? Это и есть – твои товарищи и друзья. Начни приглашать к себе именно таких людей».

Миссия Хозяйки Салона – помочь «не пропасть» стоящим людям, а многим – воплотить свои замыслы, открыть и воспитать дарования. Не ждите, что «пушкин» или чудак «кулибин» или молодой «карл маркс» придут к вам на чай сразу. Иногда для этого нужна вся жизнь, чтобы такая рыба сама пришла в сети.

Как открыть женский салон в современном мире? Среди новых, перспективных и востребованных идей можно назвать бизнес на дому в формате

Тема: «Высший свет» в романе
«Война и мир». Анализ сцен из I тома, I части.

Цели : проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?

2. Объясните смысл названия – «Война и мир».

3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?

4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?

5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном?

II. Работа над эпизодом «В петербургском салоне »
(т. I., ч. I, гл. 1–5).

Беседа по вопросам:

џ Петербург. Июль 1805 г. Салон.

1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?

2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.

3. Почему князь Василий Курагин приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

Кто же главный гость на вечере? (Виконт-эмигрант.)

4. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают роскошью и великолепием ; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)

5. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке ? (Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе.)

6. О чем говорят в салоне? (Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)

7. Выделите определяющие черты светского общества.

8. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?

9. Какие художественные средства использует автор для характеристики светского общества? (1. Толстой «как бы сразу» вводит читателя в коллективную сцену, постепенно наблюдает за героями, обрисовывает их поведение, определяет свое отношение, т. е. постепенное знакомство с героями, без экскурсов в прошлое. 2. Прием сравнительной характеристики: завсегдатаи салона – Пьер и Андрей. 3. Использование метода «диалектики души», который способствует «срыванию масок».)

III. Работа над эпизодом «В доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).

Беседа по вопросам:

џ Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.

1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.

2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?

3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля? (Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе , как постепенно их нервы сдают.)

4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.)

Выводы . В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.

Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.

Определяющей чертой «высшего света» называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.

Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх.

Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Война и мир».

2. Пересказ сцен «Именины у Ростовых» и «В имении Болконских».

Сообщения о семьях Ростовых и Болконских. Что сближает эти семьи? В чем они несхожи?

“Война и мир” - самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических событий. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета - внешний и внутренний. Внешний сюжет - это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний - духовная биография героев. Они постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”

Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа именно тем, что хотят постигнуть смысл и цель своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает всерьез привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а затем поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,- все это пробуждает в Болконском интерес к жизни, желание деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу - хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет - встреча с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и вновь разлад - Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но сейчас не за славой, а защищать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения - решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого долго считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев.

Таков и Пьер. Внебрачный сын одного из богатейших людей России, он вызывает в светском обществе лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем и желанным женихом. Его брак с Элен, безнравственной и низкой женщиной, становится несчастьем для Пьера. Разрыв с женой, острый духовный кризис приводят Безухова в масонскую ложу, однако вскоре он видит всю фальшь

масонства. Пьер пытается заниматься преобразованиями в своих деревнях; все это он делает потому, что для него невыносима жизнь “без цели, без трудов”. Он говорит Андрею: “Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни...”. Особую роль в духовной биографии Безухова сыграла война тысяча восемьсот двенадцатого года. Он, как и Андрей, именно на Бородинском поле нашел большую часть ответов на мучившие его вопросы, ощутил единение с русскими солдатами в борьбе за общее дело. Защищая Москву, он надевает простую одежду, чтобы быть вместе с народом. Время защиты Москвы и плена - труднейшее в его жизни - стало и счастливейшим: ведь он вместе со всеми делал великое дело спасения родной земли. Теми же чувствами был охвачен Пьер, когда наивно собирался спасти человечество от узурпатора, хотел убить Наполеона. В конце романа Безухов рассуждает в духе, близком декабристам. Пьер был одним из лучших представителей дворянства, а многие из них избрали для себя именно этот путь.

Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие.

Автором романа-эпопеи «Война и мир» является выдающийся русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Роман достаточно разнообразен по своей тематике, в нем поднимается множество проблем и представлено около пятисот героев, среди которых много исторических персонажей. Все персонажи произведения делятся на положительных и отрицательных. Одни из них автору приятны, другие же, напротив, чужды.

Знакомство со многими основными персонажами происходит в самом начале романа, в салоне Анны Павловны Шерер, который предназначен для приема всех достойных представителей петербургского общества.

Хозяйка салона – сорокалетняя жена старого генерала, светская львица, видящая в приеме гостей смысл своей жизни. Она имеет хорошие придворные манеры и может похвалиться достойным поведением в обществе. Автор романа приводит достаточно интересную характеристику Анны Павловны: он сравнивает ее с прядильной машиной, ведь она весь вечер находится в движении, преисполнена живостью и энергичностью, развлекает своих гостей светскими и политическими беседами, занимается сводничеством. Однако мы видим, что ее поведение совершенно неискренне, ведь хозяйка салона попросту одевает на себя маску энтузиастки. Энтузиазм и живость становятся ее общественным положением.

Салон Анны Павловны посещают князь Василий Курагин, его сыновья Анатоль и Ипполит, дочь Элен, Андрей и Елизавета Болконские, Билибин, виконт Мортемар, княгиня Анна Друбецкая с сыном Борисом, а также Пьер Безухов. Каждый из этих гостей ищет в посещении салона какую-либо выгоду. К примеру, князь Василий стремится обеспечить своим детям выгодный брак, а княгиня Друбецкая беспокоится о судьбе своего сына и пытается ее устроить с помощью князя Василия.

Все гости общаются друг с другом достаточно вежливо и благопристойно, однако за маской светского такта и изящества скрываются ложь, фальшь, равнодушие и даже насмешки. Определенные правила заставляют всех посетителей салона не выходить за рамки приличия и находиться в масках достойных членов светского общества.

От всех гостей салона отличаются лишь два человека - Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьер ведет себя достаточно откровенно, чем чрезвычайно шокирует все окружение. Анна Павловна боится, что Безухов испортит ей вечер, ведь из-за него все гости могут отклониться от привычного поведения и сорвать с себя маски.

Князь Андрей же полностью пресыщен подобным проведением времени. Навязанные правила поведения в обществе ему надоели, поскольку даже его жена ничем не отличается от всех остальных посетителей и настолько вжилась в роль аристократки, что не отклоняется от нее даже дома.

Итак, с помощью гостей салона и самой Анны Павловны Шерер Лев Толстой изображает все недостатки, характерные для светского общества того времени: ложь, фальшь, лицемерие, равнодушие и эгоизм. Всему светскому обществу противопоставляются откровенные и искренние люди - Пьер Безухов и Андрей Болконский.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: