Современные проблемы науки и образования. Современная дидактическая система Современные дидактические системы

Дидактическая система – это целостная структура, образованная единством целей, организационных принципов, содержания, форм, методов и средств обучения. Учёные педагоги, обобщая многообразие имеющихся дидактических систем, выделяют 3 основных: традиционная, педоцентрическая, современная. Выделение дидактических концепций (систем) произведено на основе того, как предмет и объект дидактики: в традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание

Традиционная дидактическая система связана в первую очередь с именем философа и педагога И.Ф. Гербарта (1776-1841), который критически переосмыслил классно-урочную систему Я. Коменского и создал «научную систему педагогики». Она исходила из немецкой идеалистической философии. Основными чертами гербартовской системы обучения были следующие положения: Цель обучения заключалась в формировании интеллектуальных представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввёл принцип воспитывающего обучения : обучение он связывал с развитием чувств, воли, с формированием морально-сильной личности.

Существует 3 дидактические системы:

1. Традиционная – Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.

2. Педацентрическая – обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель – развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний.

3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.

Современная дидактическая концепция создана такими направлениями как: программированное обучение (П. Гальперин), проблемное обучение (Л.В. Занков), развивающее обучение (В. Давыдов), идеи гуманистической психологии (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогические технологии (Кларин, Селевко, Беспалько), педагогические взгляды учителей-новаторов.

Цели обучения и содержание учебного процесса.

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт , на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения - организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения - центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Стандарты;

Программы;

Учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1.ФГОС , устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).



На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обученности, а для выпускников общеобразовательных школ - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2.Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

3. Учебная программа - еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

4. Учебник - еще один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

- информационную , состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;

- обучающую , с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:

- контрольную , которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

Вторая половина XX века характеризуется развитием дидактической мысли как в нашей стране, так и за ее пределами. Постепенно определяются контуры современной дидактической системы, которая имеет следующие особенности:

Ее методологической основой являются объективные закономерности философии познания (гносеологии), материализм, гуманизм, гуманистическая психология, благодаря которым современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения, характерный для философских систем прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизму.

«Хотя и медленно, но с каждым годом все более уверенно среди отечественных исследователей крепнет понимание комплексного подхода к созданию современной дидактической системы как главного методологического принципа. Только та дидактическая система будет пригодной для решения этой задачи, глобальной образовательной задачи всестороннего и гармоничного развития личности, которое опирается на всю совокупность современных знаний о механизмах обучения, цели и мотивы познавательной деятельности. Такую систему можно было бы назвать идеальной»;

В ней сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным изобретений учеников, потому что «жизнь требует создания такой дидактической системы, которая бы давала возможность учащимся не только усваивать большую сумму знаний, умений и навыков (сама по себе она будет недостаточной), но и формировать в них умение быстро ориентироваться в той или иной области знаний, находить нужную информацию, то есть систему, которая готовила бы учащихся к самообразовательной деятельности»;

Она должна основываться на обновленной научно-педагогической методологической парадигме, которая «направлена на реализацию проектных форм взаимодействия педагогов и школьников, на совершенствование культуры общения учителей, их способности корректно решать сложные учебные и внеучебные ситуации». Технологической формой реализации этой парадигмы должны быть субъект-субъектные отношения между педагогами и учениками.

Вышеупомянутые особенности современной дидактической системы предусматривают изменение стратегии национальной системы образования, которая должна касаться, по мнению Г. А. Балла, стратегии «развития образования» и стратегии «самой педагогической деятельности».

Таким образом, основной задачей образования в современных условиях является ее перевод «...во внутренний мир личности. Для этого необходимо организовать психологически обоснованную деятельность двух равнозначных в отношениях субъектов: учитель - ученик, стремясь актуализировать формирование у учащихся внутренне-личностной мотивации при удовлетворении их сущностных (существующих и формируемых) потребностей. Речь идет о образовательную технологию - внутреннюю организацию содержания, то есть логику и структуру содержания в контексте взаимоотношений участников образовательной, в том числе и педагогического воздействия».

Как таковой единой современной дидактической системы в педагогике пока нет, а существует ряд концепций, которые имеют общие черты и закономерности. Эти концепции обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирование знаний, но и общее всестороннее и гармоничное развитие личности ученика, его духовных, интеллектуальных, физических и других навыков и умений, формирование мотивации учебно-познавательной и будущей полноценной содержательной жизнедеятельности. Они направлены на «целостный личностный рост» ученика как субъекта учения. Психологической целью такого образования является попытка дать «...общее развитие ученикам, в том числе познавательный, эмоционально-волевой, нравственный и эстетический».

Содержание обучения основывается в основном на учебных предметах, хотя могут быть также интегративные курсы. Учебный процесс должен адекватно отвечать целям и содержанию обучения, и в связи с этим он понимается как двусторонний и управляемый педагогом. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет их, стимулирует самостоятельную работу, одновременно избегая крайностей традиционной и педоцентристской дидактики и используя их достоинства.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения.

Под дидактической системой понимается совокупность элементов, образующих единую, внутренне целостную структуру и служащих достижению целей обучения. Описание системы включает характеристику целей, содержания, дидактических принципов, методов, средств, форм организации обучения, дидактических процессов. Возникает вопрос: сколько дидактических концепций разработано в науке дидактике за весь период ее развития? В чем их сущность? В чем сходство и различие этих концепций? Возможно ли разработать единую концепцию дидактики? Отвечая на поставленные вопросы, следует отметить, что в течение последних 300 лет возникло много дидактических концепций, отражающих сущность обучения. Все они оказывали и до сегодняшнего дня оказывают огромное влияние на массовую практику образования и воспитания в школах всех типов и ступеней. С целью описания сущности и содержания дидактических концепций возникает необходимость в их классификации. Основанием такой классификации является интерпретация учеными предмета исследования общей дидактики - процесса обучения. В соответствии с этим имеющиеся дидактические концепции делятся на три группы: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики .

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая – теории периода реформ в педагогике в начале 20 века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России.

Традиционная дидактическая система связана, прежде всего, с именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта, который обосновал систему обучения, живущую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение – рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Нет сомнения, эта теория упорядочивала, организовывала процесс обучения, предписывала рациональную деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных задачах. Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Однако к началу 20 века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале 20 века рождаются новые подходы.

Педоцентристская дидактика . Ее называют также прогрессивистской, обучением через делание и связывают с именем американского педагога Д.Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д.Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения. В двадцатом веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую концепцию .

Однако, пока такой единой дидактической системы нет, но имеется целый ряд теорий, которые имеют общие методологические основы, на которых их можно объединить в единую систему.

К общим основам, объединяющим все новые теории в единую систему относятся:

· цели обучения в большинстве теорий предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся;

· процесс обучения адекватно отвечает как целям, так и содержанию образования и поэтому понимается как двусторонний и управляемый учителем;

· учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, умело используя достоинства как традиционной, объяснительной системы, так и реформистской, исследовательской, одновременно стимулируя их самостоятельную работу.

Главными методологическими основами, на которых ведется создание новой, современной дидактической системы обучения, являются:

· демократизация общества детерминирует демократизацию школы, а это поворот к человеку, имя которого школьник;

· гуманизация дидактической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, чем гуманизируются характер и содержание учебного труда школьников, расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы;

· внедрение педагогики сотрудничества, которая рассматривает ученика в качестве субъекта различных, внутренне взаимосвязанных видов деятельности и прежде всего учебной, игровой, общественно-полезной, трудовой;

· широкое использование различных методов и средств обучения, направленных на развитие творческой познавательной самостоятельности учащихся;

· включение учащихся в различные виды групповой, коллективной и самостоятельной работы.

В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нем задействовано более миллиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с определением новых парадигм будущего общества. Образование имеет огромное значение в процессе становления личности человека современного общества. Это целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли реконструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуально-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенствование, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Именно благодаря образованию и целенаправленному обучению происходит формирование человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентаций.

Научной педагогической сферой, которая бы логично и последовательно изучала особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяя его специфику и закономерности, является исторически сложившаяся в процессе эволюции человеческой цивилизации наука – дидактика .

Дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определить возможный эффект тех или иных форм, методов и средств обучения. Дидактика же, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.

В современном мире существует огромное количество различных в своем направлении дидактических концепций. С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения. Ставятся задачи определить такие формы, применить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни единого более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, выработанные предшествующими поколениями учителей.


Современная дидактика стремится к разработке такой модели процесса обучения, которая позволила бы соединить в единое целое чувственное познание с мышлением, практику - как источник познания, так и критерий его истинности - с теорией, индивидуальные задания и запросы на образование - с политикой государства в этой области Таким образом, речь идет о создании универсальной и, вместе с тем, гибкой модели системы образованийи

Современные дидактические системы руководствуются принципом, согласно которому учащиеся должны овладеть основами систематизированных знаний, а также определенными умениями и навыками как благодаря самостоятельных поисков, которые, однако, организуются учителем и содержательно определяются программой обучения, так и путем восприятия определенной части информации в готовом виде Этот последний путь рекомендуется тогда, когда процесс самостоятельно го получения знаний требует слишком большой затраты времени или не способствует развитию способностей и познавательных интересов учащихся

В современных дидактических системах подчеркивается необходимость учета при отборе содержания обучения потребностей как общественного, так и индивидуального характера Ученики должны усвоить основы систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, которые позволяют им понять окружающую действительность, а также участвовать в ее преобразовании При этом овладению знаний не может помешать отсутствие у учащихся соответствующих интересов, поскольку такие интересы успешно можно формировать, развивать и направлять Кроме того, программы обучения должны быть построены так, чтобы ученики могли осуществлять разнообразные и виды теоретической и практической деятельности, сочетать теорию с практикой, что является важным условием всестороннего развития, под которым понимают их интеллектуальный, моральный, физический и эстетический развито к, а также овладение ими определенным запасом технических знаний, необходимых в жизни человека в XXI с ст.

Современная дидактика пытается избавиться крайностей в выборе форм процесса обучения, подчеркивая необходимость использования разнообразия (индивидуальная, групповая, коллективная) и рекомендуя управлять ися определенными задачами обучения и воспитания.

Современная дидактика руководствуется положением о том, что результаты обучения не оговорены ни факторами наследственности, ни характеристиками среды Эти факторы оказывают влияние на ход и результаты процесса на обучения, однако, его окончательные итоги определяются осознанной и целенаправленной деятельностью учителя

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.

Задачи, содержание и методика элементарного образования

Песталоцци резко критиковал современную ему школу, в которой господствовали догматизм, механическое запоминание и не только не развивались, но притуплялись умственные способности детей. Песталоцци же считал задачей обучения не только овладение ребенком определенными знаниями, но и развитие у него умственных способностей.

Признавая исходным моментом познания восприятие ребенком внешнего мира через органы чувств, он считал, что обучение должно основываться на конкретных жизненных наблюдениях, и объявил наглядность высшим принципом обучения. Воспитатель должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг наблюдений, должен знакомить учеников с самими предметами и явлениями, а не только рассказывать о них. По словам Песталоцци, благодаря искусству обучения “наши познания из беспорядочных делаются определенными, из определенных - ясными и из ясных - очевидными”.

Стремясь упростить процесс обучения, Песталоцци установил, что существуют простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир. Указывая, что все предметы имеют число, форму и название, Песталоцци определил как простейшие элементы знания число, форму и слово, свел, таким образом, элементарное обучение к умению ребенка считать, измерять и говорить. При этом простейшим элементом числа он считал единицу, простейшим элементом формы - прямую линию, простейшим элементом слова - звук.

Весь процесс начального обучения Песталоцци строил на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому.

Развитие речи детей, утверждал Песталоцци, начинается со слуховых упражнений со звуками: подражая речи матери, малыши учатся произносить сначала гласные, а потом согласные в различных слогах.

Большой заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в процессе обучения способностей детей и подготовке их к деятельности; но он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний; становился на путь оправдания теории формального образования.

Однако теория элементарного образования Песталоцци в целом оказала положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики, что нашло отражение в расширении содержания обучения в начальной школе: туда были введены элементы геометрии и рисования, начальные сведения по географии и естествознанию.

Гербарт

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания - формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями : внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания : 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание - стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение ». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы под­вел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX - начале XX в.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: