Ссср и международные конфликты 1960 х гг. Ссср и международные конфликты

По мере укрепления «железного занавеса» в Европе эпицентр мировой политики начал смещать-ся на Восток. После победы народной революции в Китае и образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) ситуация в Азии радикально изменилась. Лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун уже в декабря 1949 г. отправился с визитом в СССР. По результатам переговоров 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помоши между СССР и КНР. Обе страны обязались совместно предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, объединив-шегося с Японией для совершения акта агрессии. Кроме того, СССР и КНР заявили о своей готовности солидарно участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов. Одновременно с договором было подписано несколько двусторонних согла-шении. СССР обязался безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайской Чанчуньской железной дорогой, вывести свои войс-ка с военно-морской базы Порт-Артур (их вывод был завершен в мае 1955 г.) и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний. В последующие годы началась интенсивное сотрудничество СССР и Китая в экономической и военной сферах.

Чтобы не допустить распространения китайского влияния в Дальнево-сточном регионе США попытались придать международный характер граж-данскому конфликту, вспыхнувшему в 1950 г. в Корее. Эта страна являлась японской колонией с 1910 г. и после освобождения войсками союзников была разделена по 38-й параллели демаркационной линией. 25 июня войска северокорейского прокоммунистического правительства вторглись в Юж-ную Корею. При рассмотрении вопроса об этой агрессии в Совете Безопас-ности ООН советские представители воздержались от голосования в знак протеста против участия в заседании делегации свергнутого китайского правительства Чан Кайши. США добились принятия резолюции о вводе на территорию Кореи «международных сил» под флагом ООН. Группировку, включающую контингенты из 15 стран, возглавил американский генерал Макартур. К моменту прибытия этих войск северокорейская армия захвати-ла почти всю территорию юга, в том числе столицу Сеул. Но под ударами интернациональной коалиции она начала быстро откатываться на север. Когда возникла реальная угроза оккупации Северной Кореи, на стороне северокорейцев выступил Китай. Официально китайские войска в Корее назывались «дивизиями народных добровольцев», но в действительности это были части регулярной армии КНР. Используя благоприятную ситуацию, китайские войска вторглись 21 октября 1950 г. и на территорию Тибета, аннексировав ее. Боевые действия в Корее затягивались, и во избежание превращения их в полномасштабную войну с участием почти двух десятков государств обе стороны пошли на уступки. После длительных переговоров в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии, которое закрепило раскол Кореи на два государства.

Южнокорейский режим оказался под полным влиянием США. Одно-временно американцы усилили поддержку гоминдановского правительства 4ан Кайши, нашедшего убежище на острове Тайвань. В 1951 г. США добились заключения договора с Японией о сохранении своих военных баз на территории этой страны и тогда же заключили с Австралией и Новой Зеландией договор о совместные военных действиях при нападении на территорию, суда и самолеты этих стран в районе Тихого океана (Тихооке-анский пакт, оформивший региональный военный блок АНЗЮС). В сентяб-ре 1954 г. в Маниле был подписан договор об образовании еще одного военно-политического блока под названием СЕАТО. В эту организацию, просуществовавшую до 1977 г., вошли США, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. Все эти меры значительно усилили позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но одновременно сложились предпосылки и для отказа обеих «сверхдержав» от жесткой конфронтации. Агрессивно настроенного американского президен-та Трумэна сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он не менее ревностно относился к любым проявлениям «экспансии коммунизма», но был готов к более конст-руктивным шагам на международной арене. Советское руководство после смерти Сталина в 1953 г. также начало проявлять готовность к мирному урегулированию наиболее острых международных проблем.

Инициативу в созыве новой международной конференции проявила Великобритания. После отставки У. Черчилля с поста премьер-министра в 1955 г. его преемник А. Идеи пытался всеми силами укрепить пошатнув-шийся международный престиж своей страны. Еще в бытность министром иностранных дел, весной 1954 г. он выдвинул идею созыва конференции с участием глав правительств Великобритании, США, Франции и СССР для "Осуждения актуальных проблем. Спустя год, уже в роли премьер-минист ра,

Идеи вернулся к этому проекту. Предложение британской дипломатии было с сомнением встречено в Вашингтоне и Москве. Американских и советских лидеров смущали слишком претенциозные заявления Идена, готового рас-сматривать предстоящую встречу как «судьбоносную для человечества», равную по статусу Ялтинской и Потсдамской конференциям. Но междуна-родная ситуация действительно изменилась. С образованием НАТО, АН- ЗЮС и СЕАТО, с одной стороны, и ОВД - с другой, мир оказался не только разделен «железным занавесом», но и поделен на вполне зримые сферы военно-политической ответственности обеих «сверхдержав». Время гло-бальных деклараций, подкрепленных взаимным ядерным шантажом, про-шло. США и СССР начинали борьбу за расширение сфер влияния полити-ческими средствами. Стал возможен и их прямой диалог.

Совещание на высшем уровне с участием делегаций США, СССР, Франции и Великобритании открылось в Женеве 18 июля 1955 г. В повестке дня было обсуждение германского вопроса, проблем европейской безопаснос-ти, разоружения, развития гуманитарных контактов между странами Запада и Востока. Однако итоги совещания свелись лишь к декларативным заявлениям о необходимости укрепления экономического и культурного сотрудничества. Преодолеть стереотипы «холодной войны» пока было невозможно. Правда, Идену удалось договориться в Женеве о проведении первого официального визита советских руководителей в Великобританию. В апреле 1956 г. Лондон посетили Хрущев и Булганин. Политическая программа их визита была посвящена проблемам взаимоотношений со странами «третьего мира», но, как и ранее, добиться политического соглашения не удалось. Более того, визит ознаменовался досадным дипломатическим скандалом, когда «при таинствен-ных обстоятельствах» в гавани Портсмута, где находился крейсер «Орджони-кидзе», погиб английский офицер-водолаз Лайонел Крабб.

Несмотря на срыв женевских переговоров, в отношениях СССР и США наступила временная «оттепель». Обе «сверхдержавы» столкнулись с новыми серьезными проблемами на мировой арене. СССР оказался втянут в острый политический кризис в Венгрии, где лишь ценой военного вторже-ния удалось сохранить коммунистический строй. С трудом удалось избежать подобного сценария событий в Польше. После разоблачения сталинского культа личности быстро начали ухудшаться отношения СССР с Китаем.

Соединенные Штаты, в свою очередь, также были вынуждены внести существенные коррективы в свою внешнеполитическую стратегию. Это было вызвано быстрым ростом национально-освободительного движения в странах «третьего мира». Еще со времен Второй мировой войны американс-кое руководство поддерживало идею полномасштабной деколонизации в мире. Но теперь, являясь политическим союзником Великобритании и Франции, которые всеми силами стремились сохранить свои колониальные империи, Соединенные Штаты оказались в двусмысленном положении. Жесткий политический нажим на формирующиеся национальные режимы в странах «третьего мира» мог способствовать распространению на них со-ветского влияния. Американская дипломатия была вынуждена использовать более изощренные методы укрепления своего геополитического влияния. Широко начали использоваться всевозможные секретные операции, осуще-ствляемые Центральным разведывательным управлением во главе с Алле- ном Даллесом. К наиболее известным из них относятся успешный государ-ственный переворот, приведший к свержению националистически настроен-ного премьера Ирана Мохаммеда Мосаддыка в августе 1953 г., свержение президента Гватемалы Хакобо Гусмана в июне 1954 г. и провалившаяся попытка государственного переворота с целью ликвидации режима прези-дента Сукарно в Индонезии в 1958 г. После неудачной англо-франко- израильской агрессии против Египта в 1956 г. Эйзенхауэр резко активизиро-вал действия американской дипломатии в арабском мире. С этого времени оплотом влияния США на Ближнем Востоке стала Саудовской Аравия. 15 июля 1958 г. американские десантники высадились в охваченном граж-данской войной Ливане, оказав поддержку президенту Шуману. А после победы в 1959 г. революции на Кубе Центральноамериканский регион стал основным объектом внимания спецслужб США.

Снижение накала в противостоянии «сверхдержав» не остановило гонку вооружений. В 1952 г. в США было успешно проведено первое испытание водородной бомбы, но уже спустя год такое же оружие появились и у СССР. За первую половину 1950-х гг. американцам удалось увеличить число страте-гических бомбардировщиков в три раза, но 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, показав наличие у него на вооружении межконтинентальных баллистических ракет. В США в эти же годы ускоренными темпами шли работы по созданию ракет «Титан» и «Минитмен». В такой взрывоопасной ситуации огромное значение приобре-тала способность советского и американского руководства к конструкт ивному политическому диалогу. Резко возрастала и цена дипломатических ошибок.

В 1958 г. поводом для обострения отношений между СССР с западными державами вновь стал «германский вопрос». Советское руководство уже давно было озабочено нарастающим потоком беглецов из ГДР, пользовавших-ся открытой границей между восточным и западным секторами Берлина. 27 ноября 1958 г. Хрущев направил трем западным державам ноты. Их содержание сводилось к тому, что Советский Союз передаст контроль над коммуникациями между Западным Берлином и ФРГ правительству ГДР, если в течение ближайших шести месяцев не будут начаты переговоры по превра-щению Западного Берлина в демилитаризованный вольный город. Это означа-ло, что, в случае отказа вывест и Западный Берлин из состава ФРГ Советский Гоюз «руками» восточногерманского правительства попытается вновь со- щать настоящую блокаду этой части города. Для урегулирования «германско-го вопроса» с 11 мая по 5 августа 1959 г. в Женеве проходило совещание министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. Со-глашения достичь не удалось, но было объявлено, что Хрущев лично посетит США. Этот визит состоялся с 15 по 27 сентября 1959 г.

Переговоры советского лидера с Эйзенхауэром не принесли конкрет-ных результатов. Тем не менее советская дипломатия продемонстрировала готовность к налаживанию диалога. 18 сентября 1959 г., выступая в ООН, Хрущев предложил всеобщее разоружение всех стран мира в течение четырех лет. Условиями его осуществления были создание безъядерной зоны в Европе и заключение пакта о ненападении между НАТО и Варшав-ским Договором. Этот план был настолько революционным, что на Западе его посчитали пропагандой. К тому же конференция четырех великих держав, посвященная запрещению ядерных испытаний в атмосфере, зап-ланированная на 16 мая I960 г. в Париже, завершилась грандиозным провалом. За десять дней до ее начала советские власти сообщили, что 1 мая над Советским Союзом был сбит американский разведывательный самолет У-2. Эйзенхауэр полностью взял ответственность за этот инци-дент на себя, но отказался принести извинения, как того хотела советская сторона. Поэтому на открытии конференции в Париже Хрущев заявил, что не собирается принимать участие в ней и аннулирует направленное ранее Эйзенхауэру приглашение посетить Советский Союз. Советский лидер был настроен столь воинственно, что позволил себе необычный демарш во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 г. Не видя сочувствия своей идее заменить генерального секретаря ООН Дага Хам- маршельда на тройное коллективное руководство в составе представите-лей стран советского блока, Запада и неприсоединившихся стран, Хрущев принялся стучать ботинком по пюпитру во время своего выступления.

В июне 1961 г. состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди. Убедившись в невозможности оказать давление на своего молодого визави, советский лидер предпринял решительные меры для завершения берлинского кризиса. В ночь на 13 августа 1961 г. восточ-ногерманские рабочие под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Все коммуникации между двумя частями города были перерезаны. Отныне проход и проезд из одной части города в другую начал осуществляться только через специальные контрольно-пропускные пункты. Пограничники Германской Демократической Республики получили приказ стрелять в каждого жителя ГДР, пытавшегося бежать через Берлинскую стену в Западный Берлин. Строительство Берлинской стены завершило закрытие границы ГДР. Несмотря на протесты западных стран по поводу возведения берлинской стены, подобное решение проблемы в конечном счете устрои-ло всех. В «железном занавесе» была закрыта последняя щель, и теперь опасность провоцирования «горячей войны» в центре Европы была сведе-на к минимуму. В Европе окончательно закрепилось негласно признавае-мое разделение на сферы влияния двух сверхдержав, ставшее важным элементом их глобального противостояния.

Администрация президента Кеннеди попыталась существенно обно-вить стратегию и тактику «холодной войны». Анализируя взаимоотношения СССР с другими участниками социалистического лагеря, в Белом доме пришли к выводу, что основной характеристикой современного коммунис-тического мира является «полицентризм» - «необратимый процесс распада единого социалистического лагеря на ряд независимых и даже враждующих группировок стран и партий». В этой ситуации основные усилия США должны были быть направлены не на тотальное противостояние с мировым коммунизмом, а на углубление разногласий среди стран советского блока. Этот политический курс получил название «дифференцированной дружбы» между Западом и Востоком, поскольку основным методом воздействия считались ненасильственные действия: активизация экономических, торго-вых и культурных связей с отдельными странами советского блока, предос-тавление им разнообразных преференций. Характеризуя новую стратегию,


Кеннеди отмечал: «Слишком часто наши руки связаны жестким статутным видом коммунистического мира. Все рассматривается только в двух цветах - белом и черном. Народы или за нас, или против нас - или полностью подчинены советскому влиянию, или полностью свободны. Но это не верно. Существует очень много оттенков, даже в самом коммунистическом мире. Мы должны быть способны перехватить инициативу, когда появится такая возможность в странах, которые сейчас находятся за железным занавесом».

Изменилась и военная доктрина США. На смену планам «массирован-ного воздействия» пришла стратегия «гибкого реагирования». Основной идеолог внешнеполитического курса США Генри Киссинджер и министр обороны Роберт Макнамара четко сформулировали условия, при которых США могут пойти на нанесение ядерного удара первыми: в случаях, когда территория США подвергнется ядерному нападению; когда территория Западной Европы «подвергнется нападению крупными силами» («от ветный удар»); когда «будут обнаружены неоспоримые признаки того, что такое нападение вскоре должно произойти» («превентивный удар»). Кроме того, предполагалось, что ядерное оружие отнюдь не является универсальным средством защиты при возникновении открытого конфликта стран НАТО и ОВД или их союзников. Доктрина «гибкого реагирования» исходила из возможности ведения «ограниченных» или «локальных» войн (в зависимос-ти от целей и характера каждого конкретного конфликта). Общий смысл обновленной военной доктрины ясно сформулировал Генри Киссинджер: «Не подвергая себя риску ядерной войны и одновременно угрожая такой перспективой коммунистическому миру в случае его активного противодей-ствия, нанести поражение социалистической системе путем развязывания серии малых войн».

Несмотря на столь радикальные изменения в американской внешнепо-литической стратегии, именно в период президентства Кеннеди мир оказал-ся на грани ядерной войны. Причиной стало крайнее обострение междуна-родной обстановки вокруг Кубы. Американские спецслужбы несколько раз пытались устроить покушение на кубинского лидера Фиделя Кастро, прово-дившего все более независимый курс. После объявления о национализации кубинским правительством всех земельных владений, банков и промышлен-ных предприятий США разорвали дипломатические отношения с Кубой, но это лишь ускорило сближение Кубы с Советским Союзом. Пытаясь опере-дить окончательное превращение «острова Свободы» в сателлита СССР, американское правительство санкционировало вооруженное вторжение на Кубу корпуса наемников из числа кубинских эмигрантов.


Десантная операция началась 17 апреля 1961 г. в заливе Плая-Хирон. Несмотря на поддержку американских самолетов, закамуфлированных под кубинские ВВС, десант был полностью разгромлен. Вслед за этим Кастро уже однозначно объявил себя «марксистом-ленинцем» и сделал ставку на полномасштабное сотрудничество с СССР вплоть до размещения на острове советских вооружений. В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе (кодовое название операции «Анадырь»), Размещение на острове ракетного оружия могло бы восстано-вить ядерный паритет, утерянный после ввода в строй атомных подводных лодок американского ВМФ. Кроме того, для действий на морских коммуни-кациях намечалось базирование на Кубе эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Общая численность Группы советских войск на Кубе должна была составить 60 тыс. чел. Ее командующим был назначен генерал армии И. Плиев. Создание этой группировки на Кубе означало бы выдвижение советской военной мощи в Западное полушарие.

Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. с прибы-тия на Кубу передовой группы советского командования. В середине августа началась транспортировка на Кубу ядерных боезарядов, а в сентябре - советс-ких ракет. Вся операция осуществлялась в режиме строгой секретности. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготов-ности, а к 20 октября — уже 20 ракет. Аэрофотосъемка, произведенная американскими самолетами-разведчиками, неопровержимо доказывала факт размещения ракет. 22 октября Кеннеди выступил по радио и телевидению с обращением к американскому народу, в котором объявил о введении морского «карантина» Кубы. Все вооруженные силы США, включая космические, были приведены в состояние полной боевой готовности. Американский ВМФ установил блокаду Кубы. 23 октября Ф.Кастро объявил всеобщую мобилиза-цию. Начались интенсивные консультации советского и американского прави-тельств. В послании Хрущева от 26 октября говорилось о необходимости гарантий президента и правительства США не нападать на Кубу и не поддер-живать подобное нападение. На следующий день советская сторона выдвину-ла дополнительное требование - убрать американские ракеты из Турции. В ответном послании Кеннеди СССР предлагалось убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять на себя обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу. США, со своей стороны, были готовы отменить карантин и взять на себя обязательство не осуществлять и не поддерживать вторжение на Кубу. С учетом исключительно опасной ситуации Политбюро ЦК КПСС 28 октября решило принять американские предложе-ния, к тому же американцы согласились негласно решить вопрос о выводе своих ракет с территории Турции. Формально Карибский кризис был завер-шен 7 января 1963 г., когда СССР и США обратились с совместным письмом к генеральному секретарю ООН с просьбой исключить вопрос о кризисе из повестки дня Совета Безопасности.

Карибский кризис подтолкнул обе «сверхдержавы» к началу нового раунда переговоров о сокращении вооружений. В Женеве еще с осени 1958 г. проходили переговоры СССР, США и Великобритании о прекраще-нии ядерных испытаний. Такое решение могло бы не только способствовать сохранению экологии, но и ограничить возможности дальнейшего совер-шенствования оружия массового поражения. Камнем преткновения явля-лось требование американцев об обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний. Зашедшие в тупик переговоры были возобновлены в 1962 г. в рамках Комитета по разоружению при ООН. Но лишь в июле 1963 г. представителям правительств СССР, США и Великоб-ритании удалось разработать и парафировать текст соглашения о прекраще-нии ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Договор был подписан в Москве в августе 1963 г.

Вскоре последовали и новые шаги по ограничению гонки вооружений. В январе 1967 г. был подписан договор об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, исключительно в мирных целях. Спустя год состоялось и подписание важнейшего договора о нераспространении ядерного оружия, включая и технологии, позволяющие орг анизовать его производство. Договор предусматривал лишь возможность помощи в мирном использовании ядерной энергии странам, не располагаю-щим ядерными технологиями. Соблюдение этих условий договора должно было контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В том же 1967 г. был подписан Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко). Тем самым, Латинская Америка стала второй после Антарктики безъядерной зоной (район Антарк-тики был исключен из сферы распространения ядерного оружия в 1959 г.).

Серьезный прорыв в политике разоружения был вызван не только «изменением климата» в советско-американских отношениях, но и растущи-ми внешнеполитическими проблемами обеих «сверхдержав». На протяже-нии 1960-х гг. биполярный мировой порядок начал «давать трешины». Большое значение имело вступление на мировую политическую авансцену Движения неприсоединения. Это международное объединение стран, кото-рые провозгласили одним из главных принципов внешней политики непри-соединение к военно-политическим союзам великих держав. Первая конфе-ренция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана в начале сентября 1961 г. в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Еаны. На протяжении последующих двух десятилетий состав и география движения постоянно расширялись. «Архитектура» бипо-лярной международной системы менялась и под влиянием других факто-ров - постепенного превращения Японии в мощную экономическую держа-ву, претендующую на роль лидера Азиатско-Тихоокеанского региона, вхож-дением Китая и Франции в число ядерных держав, демонстративным выхо-дом Франции из военной организации НАТО в середине 1960-х гг. В эти же годы начался рост политического влияния арабских стран, объединившихся в ОПЕК - организацию экспортеров нефти.

Политический престиж США был серьезно подорван из-за участия во вьетнамской войне, развязанной в 1964 г. После освобождения от колони-альной зависимости Вьетнам раскололся на два государства - на севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), а на юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне. 2 августа 1964 г. в Тонкинском заливе произошел военный инци-дент, когда корабли США были атакованы северовьетнамцами. Воспользо-вавшись этим поводом, США начали оказывать военную поддержку сайгон- скому режиму, которая вскоре превратилась в полномасштабную войну против ДВР. Боевые действия носили самый ожесточенный характер. За 9 лет войны США израсходовали 141 млрд долл., потеряли 56,5 тыс. убиты-ми и 303,6 тыс. ранеными солдат и офицеров. Однако сломить сопротивле-ние вьетнамского народа не удалось. В январе 1972 г. США согласились на подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира, что Открыло путь для объединения Вьетнама.

В ходе войны СССР и КНР оказывали Вьетнаму значительную поддер-жку техникой, военными специалистами, снаряжением и разными видами снабжения. Но собственные их взаимоотношения становились все сложнее.

Китайское руководство еще с конца 1950-х гг. начало проводить агрессив-ный внешнеполитический курс. С 1959 г. из-за вступления китайских войск в Тибет и бегства в Индию далай-ламы стали ухудшаться отношения между КНР и Индией. На этом фоне началось сближение Китая с Пакистаном, что вызывало большое недовольство и в Москве, и в Дели (еще до индо- пакистанских войн 1966 и 1971 гг. Индия рассматривалась в Советском Союзе как потенциальный геополитический союзник, тогда как Пакистан неизменно находился в фарватере американской политики). Начало в 1966 г. в Китае «культурной революции» до крайности обострило его отношения с северным соседом. В 1969 г. произошел даже военный конфликт между СССР и КНР на пограничном острове Даманский. Это было первое воору-женное столкновение между социалистическими странами. Но оно оказа-лось не единственным (свержение проамериканских режимов в Лаосе и Камбодже привело к росту влияния Вьетнама в регионе и кратковременной «показательной» агрессии против него Китая в 1979 г.). Американская дипломатия начала активно «разыгрывать китайскую карту». В феврале 1972 г. состоялся визит в КНР президента США Р. Никсона. С этого времени СССР был вынужден окончательно отказаться от надежд восстановить лояльность Китая к «социалистическому содружеству» и признал существо-вание стратегического треугольника США - СССР - КНР. К тому же и сам советский блок переживал сложные времена. Пытаясь не допустить нарас-тания реформаторских настроений в социалистических странах, советское руководство было вынуждено в 1968 г. даже предпринять военную акцию против Чехословакии.

Война во Вьетнаме

Значительно обострил международную обстановку конфликт во Вьетнаме.

Эта страна была разделена в 1954 г. по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам) пытался объединить страну, поддерживал революционное, партизанское движение (Национальный фронт освобождения, НФО) на юге. Это побудило диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов подорвет влияние США в Юго- Восточной Азии, Вашингтон направил в Южный Вьетнам военных советников (в 1964 г. их численность составила 12 тыс. человек). Тем не менее НФО удалось захватить 2/3 территории страны. К 1965 г. во Вьетнаме уже сражалось около 400 тыс. военнослужащих США и 70 тыс. че­ловек из союзных им стран. Авиация США начала наносить удары по территории не только Южного, но и Северного Вьетнама. Военные действия затронули также территории Лаоса и Камбоджи. Советский Союз оказал широкомасштабную помощь Северному Вьетнаму. Туда направлялись военные советники, средства ПВО и истребители, в том числе новейших модификаций (МИГ-21). Всего за период 1953 - 1991 гг. СССР осуществил во Вьетнам поставки на сумму в 15,7 млрд долларов. Число только советских генералов и офицеров, участвовавших в войне во Вьетнаме, составило более 6,3 тыс. человек.

Конфликт с Китаем

Поддержка Вьетнама могла быть более эффективной при условии сохранения отношений сотрудничества СССР с Китаем, который также оказывал помощь ДРВ. Однако советско-китайские отношения в начале 1960-х гг. ухудшались. В 1964 г. Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории, в 1966 г. были разорваны связи между КПСС и КПК, и в сентябре того же года хунвэйбины («красные гвардейцы») организовали осаду посольства СССР в Пекине. Возникли инциденты на границе, наиболее крупный из них - на острове Даманский на реке Уссури в 1969 г. В нем приняли участие регулярные силы Советской Армии, применившие реактивную артиллерию. СССР принял меры по укреплению восточных границ, развертыванию дополнительных сил по их прикрытию,



Арабо-израильский конфликт

Значительные ресурсы СССР отвлекла арабо-израильская война (она вошла в историю как «шестидневная война»), разразившаяся в 1967 г. между Израилем и соседними арабскими странами

Египтом, Сирией, Иорданией.

Арабские страны располагали значительным численным перевесом над армией Израиля (по численности пехоты - в 2,5 раза, танков - в 2 раза, самолетов - в 1,5 раза). Их лидеры надеялись на быструю победу, не скрывая своей цели - уничтожения Еврейского государства. Однако Израиль нанес упреждающие удары. Ему удалось уничтожить большую часть авиации арабских стран на аэродромах и завоевать господство в воздухе. Серия последовательных наступательных операций позволила Израилю разгромить сухопутные силы противостоящей ему коалиции по частям. Его войска оккупировали Синайский полуостров, сектор Г аза, западный берег Иордана и Голанские высоты. Потери арабских стран составляли более 40 тыс. убитыми, около 900 танков, 1000 орудий, 400 самолетов. Израиль потерял менее 1 тыс. человек, 100 танков и 48 самолетов.

После поражения Египта и Сирии Советский Союз оказал им помощь в восстановлении боеспособности вооруженных сил.

Только в октябре 1967 г. СССР поставил Египту 210 истребителей. В 1969 г. для прикрытия его территории от ударов Израиля с воздуха в Египте была развернута группировка советских войск ПВО, в состав которой входило до 20 тыс. человек. Утратив в 1969-1970 гг. около половины своих самолетов, ВВС Израиля прекратили налеты на Египет. Всего на военную помощь Египту с 1965 г. и до разрыва отношений сотрудничества (1972) было истрачено 3,2 млрд. долларов,

Кризис доверия в США

США в середине 1960-х гг. также вступили в полосу трудностей. Они были связаны с войной во Вьетнаме. США потеряли около 4 тыс. самолетов, свыше 55 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными (жертвы народа Вьетнама составили более 1 млн. человек). Война стала потрясением для американского общества. Благодаря телевидению рядовые американцы впервые увидели ее бес­смысленность и жестокость.

Протест молодежи США против призывов в армию, требования остановить войну приобрели массовый характер. К 1967 г. в антивоенном движении участвовали сотни тысяч человек.

Антивоенное движение сочеталось с массовой кампанией протестов небелого населения Америки против нарушений во многих штатах законодательства, запрещавшего расовую дискриминацию. Их усилению способствовало сокращение государственных расходов на социальные нужды, свертывание программы создания «Великого общества», т. к. все средства шли на военные цели.

В 1968 г. в результате покушения погиб лидер борьбы за расовое равенство Мартин Лютер Кинг. Возникли десятки террористических, леворадикальных группировок, стремившихся противостоять расизму, изменить облик общества силой оружия.

Кризисное положение в стране побудило JI. Джонсона отказаться от повторного выдвижения своей кандидатуры на пост президента США. На выборах 1968 г. победу одержал кандидат от Рес­публиканской партии Р. Никсон (1913-1994).

Администрация Р. Никсона пошла по пути свертывания участия США в войне во Вьетнаме. В Париже начались переговоры о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме (соот­ветствующее соглашение было подписано в 1973 г.). После вывода войск США из Южного Вьетнама диктаторский режим в 1975 г. пал, Вьетнам был объединен под властью коммунистов севера и юга страны.

Была отменена всеобщая воинская повинность. Армия стала комплектоваться на основе найма добровольцев. Избирательное право получила молодежь с 18 лет. Расширились социальные программы, направленные на улучшение положения небелого населения Америки.

Меры по обеспечению «равенства рас», продолженные преемниками Р. Никсона, принесли свои плоды. В 1960-1990-е гг. реальные доходы афро-американцев, из расчета на душу населения, возросли на 50% (у белых- на 40%). В 1990-е гг. примерно треть семей афро-американцев имела годовой доход выше среднего по стране, половина жила в собственных (или приватизированных) домах. Политика Р. Никсона обеспечила спад активности антивоенного и молодежного движения, принесла ему успех на президентских выборах 1972 г. Однако второй срок пребывания у власти Р. Никсона ознаменовался для него серьезными трудностями. Экономика США вступила в полосу кризиса. Спад промышленного производства, рост инфляции и безработицы подорвали авторитет правительства.

Разгорелся так называемый Уотергейтский скандал, связанный с незаконными действиями окружения президента во время выборов 1972 г. Разоблачения затронули и деятельность спецслужб США, в частности Центрального разведывательного управления (ЦРУ), по организации покушений на зарубежных политических деятелей, переворотов в недружественных США странах. Столкнувшись с угрозой импичмента(привлечения к суду), Р. Никсон подал в 1974 г. в отставку. Избиратели, разочарованные в Республиканской партии и вашингтонской политической элите, отдали голоса кандидату демократов, бывшему губернатору штата Джорджия Дж.Картеру (р. в 1924).

Американское общество вступило в период кризиса, главным симптомом которого стали резкое падение числа избирателей, участвующих в выборах, сокращение доверия к правящим кругам.

Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия

В Чехословакии симптомы застоя, падения темпов роста экономики проявились раньше, чем в СССР. В 1968 г. руководителем Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) стал А.Дубчек (1921-1992), сторонник реформ. Начался отказ от командно-административных методов управления экономикой, провозглашалась свобода слова и печати. Это вызвало подъем активности молодежи и интеллигенции. В стране возникли сотни политических клубов, ставших основой формирования оппозиционных КПЧ партий. Пресса разоблачала злоупотребления чиновников. Говорилось о возможности построения социализма «с человеческим лицом», опирающегося на демократические ценности. Пражские события были восприняты руководством КПСС как угроза самим основам социализма, спровоцированная действиями зарубежных спецслужб. 20 августа 1968 г. была введена в республику полумиллионная армия с 5000 танков и БТР, основу которой составляли советские войска (в интервенции приняли участие также Польша, Венгрия, ГДР и Болгария).

Аэродромы Праги и Брно, правительственные здания ночью захватили советские десантники. А. Дубчек был задержан и доставлен в Москву, КПЧ возглавил сторонник прежнего курса Г. Гусак. Армия Чехословакии не оказала сопротивления, отдельные манифестации молодежи были рассеяны войсками ОВД. Погибло 94 и были тяжело ранены 345 граждан Чехословакии.

После событий в Чехословакии, получивших название «пражской весны», руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать «реальный социализм». Претензии СССР на право осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрина Брежнева.

Выдвижение этой доктрины определялось двумя причинами.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, и опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

С другой стороны, в условиях «холодной войны» и раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Выход какой-либо страны из Варшавского договора (одно из требований реформаторов в Восточной Европе) рассматривался как нарушение соотношения сил в Европе. Советское руководство стремилось к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, находились как можно дальше от границ СССР.

События в Чехословакии оказали крайне негативное воздействие на развитие как СССР, так и союзных ему стран. Руководители КПСС и других правящих партий в странах «реального социализ­ма» стали с еще большей подозрительностью относиться к идее любых перемен, что усугубило тенденции к застою.

Задания для самостоятельной работы.

1. Проанализируйте реформы Косыгина в промышленности и с/хозяйстве (причины, основные направления, результаты).

2. Заполните таблицу по итогам экономических реформ:

3. В чем состоят причины кризисных явлений в 60-70-х годах в экономике СССР? Дайте определение понятию «период застоя».

4. Дайте характеристику основным социальным противоречиям, сложившимся в СССР.

5. Какие положительные итоги социальной политики вы можете перечислить?

6. Составьте сравнительную таблицу «СССР и международные конфликты в 60-70-е годы».

7. Причины кризиса в Чехословакии, какую роль в данном событии сыграл Советский Союз?

Как кризис в Чехословакии повлиял на международную обстановку в Европе?

8. В чем причины кризиса доверия в США, в чем он проявился?

9. Дайте определение терминам: период застоя, хозрасчет, бюрократизм, коррупция, холодная война, теневая экономика, номенклатура, развитой социализм, Уотергейтский скандал, импичмент, пражская весна.

msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist> msimagelist>

Политика СССР во второй пол.1960-н.1980-х

1. СССР и крупнейшие региональные конфликты
2. Советское вторжение в Чехословакию
3. Политика разрядки международной напряжённости и её неудача
4. СССР и развивающиеся страны
5. Советско-китайские отношения
6. Война в Афганистане
7. Кризис в Польше
msimagelist>

Середина и вторая пол.1960-х характеризовались продолжением "холодной войны". Постепенно военные потенциалы двух сверхдержав - СССР и США выровнялись. Установился военно-стратегический паритет. Но это лишь обострило борьбу за влияние в мире, в первую очередь, на развивающиеся страны.

1. СССР и крупнейшие региональные конфликты

Во второй пол.1960-х в мире произошло несколько региональных конфликтов. Крупнейшие среди них вьетнамский и ближневосточный. В 1965 США развернули военные действия против коммунистического Северного Вьетнама (Демократическая Республика Вьетнам, ДРВ), пытавшегося силой присоединить Южный Вьетнам, где существовал проамериканский режим. Постепенно в войну были вовлечены соседние Лаос и Камбоджа. Война в Индокитае оказалась затяжной и кровопролитной. В самих США она воспринималась как "грязная война". Американцы покинули Вьетнам лишь в 1973, понеся большие потери. В 1975 весь Вьетнам был объединен под властью северовьетнамских коммунистов. СССР на протяжении всей вьетнамской войны оказывал ДРВ и южновьетнамским партизанам большую помощь оружием, снаряжением, различной техникой, медикаментами, посылал во Вьетнам военных специалистов. Вьетнамская война способствовала обострению советско-американского противостояния и различных районах мира.

Задачи внешней политики СССР в 1950--1970-е гг.

Ближневосточный конфликт, не прекращавшийся с момента возникновения Израиля в 1948, разгорелся с новой силой в 1967 В результате "шестидневной войны" в ИН 1967 Израиль, использовав фактор внезапности, нанёс поражение армиям Египта, Сирии и Иордании, захватил Синайский п-ов, Голанские высоты и западный берег реки Иордан, в т.ч. Восточный Иерусалим. Многие арабы-палестинцы вынуждены были покинуть свои дома и стали беженцами. СССР занял решительную прорабскую позицию, раздавал дипломатические отношения с Израилем. На протяжении последующих лет СССР поставлял арабским странам вооружение и различную технику, предоставлял им кредиты, поддерживал их требования об уходе израильтян с занятых территорий. В СССР велась ожесточенная антисионистская пропаганда. При поддержке СССР Египет и Сирия в 1973 попытались силой вернуть утраченные территории и уничтожить Израиль. Однако и эта война, начавшаяся, казалось бы, удачно для арабских стран, закончилась их поражением. После этого египетский президент А. Садат начал поиск компромисса с Израилем, завершившийся подписанием в 1979 Кэмп-дэвидского мирного договора с Израилем, который в СССР заклеймили как предательство общеарабских интересов. В дальнейшем главной опорой СССР на Ближнем Востоке были Сирия и Организация Освобождения Палестины (ООП).

Во внешней политике 60-80-х гг. можно выделить три направления:

1. отношения с социалистическим лагерем;

2. отношения со странами капитализма;

3. отношения с «третьим миром».

Новому партийному руководству во главе с Л.И. Брежневым в «наследство» от Хрущева досталось нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом из-за Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира». Брежневское руководство поставило в области внешней политики три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; реализация концепции «мирного сосуществования» со странами Запада; последовательная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире.

В советском руководстве в отношениях с Восточной Европой господствовала концепция «ограниченного суверенитета» или «доктрина Брежнева», означавшая фактически жесткий контроль над «братскими странами» Восточной Европы. Вместе с тем, после Венгерских событий 1956 г. политика в отношении восточноевропейских стран ориентировалась на предоставление несколько большей политической и экономической свободы. К власти во многих странах стали приходить либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не вписывались в классические представления о социализме.

В конце 60-х гг. к власти в ЧЕХОСЛОВАКИИ на волне студенческих демонстраций и забастовок пришел Дубчек. Под его руководством коммунистическая партия провела ряд реформ с предоставлением самостоятельности предприятиям и введением элементов рыночной системы. Экономические реформы, первоначально поддержанные Москвой, неизбежно вели и к политическим преобразованиям. Дубчек объявил о свободе слова, политическом плюрализме и переходе к многопартийной системе. Политическая реформа превратилась в угрозу господству коммунистической партии в Чехословацкой республике.



В такой ситуации СССР мог утратить свое всеобъемлющее влияние на Чехословакию. В Москве приняли решении о введении войск в страну.

В 1968 г. страны-участницы Варшавского Договора - Германия, Болгария и Польша во главе с СССР - ввели в Чехословакию войска. Лидеры-реформаторы были отстранены от руководства, в коммунистической партии проведена широкая чистка, реформы были приостановлены. Между СССР и Чехословакией был заключен новый договор, закрепивший присутствие в стране советских войск.

Аналогичная ситуация сложилась в ПОЛЬШЕ в 1980 г. Экономические трудности вызвали волну забастовок. 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание политической нестабильности, и в то же время предотвратило ввод советских войск на территорию Польши.

Следует отметить, что советское руководство использовало для предотвращения развала социалистического лагеря не только силовые методы. Упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации.

Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) , основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Одним из основных направлений программы было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Реально эта программа осуществлялась 10 лет и была прекращена в 1985 г.

Кроме того, СССР стал инициатором создания более 30 межгосударственных органов по координации работы промышленности, снабжению и распределению ресурсов, энергии и вооружений в социалистическом лагере. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба», газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Наряду со странами Восточной Европы, входившими в ОВД и СЭВ, существовали также государства, проводившие независимый внешнеполитический курс.

Незначительным было политическое сотрудничество с ЮГОСЛАВИЕЙ . Югославское и советское руководство проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства.

Советское руководство мирилось и с румынской самостоятельностью, поскольку как внутренняя, так и внешняя политика руководства РУМЫНИИ во главе с Чаушеску соответствовала принципам социализма.

Серьезно обострены были советско-албанские отношения. АЛБАНИЯ разорвала дипломатические отношения с СССР еще в 1961 г.

В жесткой конфронтации СССР находился с КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ . В середине 60-х гг. с началом «культурной революции» китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с Советским Союзом. Из страны были высланы почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты.

В конце 60-70-х гг. отношения СССР с Китаем еще более ухудшились. На протяжении 70-х гг. КНР фактически рассматривалась как потенциальный противник. Китай был недоволен тем, что СССР оказывал значительную экономическую помощь Вьетнаму и Северной Корее. Эти страны находились под «патронажем» Китая. В конце 60-х гг. в конфликтах на советско-китайской границе в Казахстане и на Дальнем Востоке погибло более 1 тыс. человек.

Вмешательство США и СССР в войну во ВЬЕТНАМЕ с 1964 г. создало крупный очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В СССР тщательно скрывались факты участия советских армейских подразделений в военных действиях. Вьетнам, после ухода США с его земель, сам превратился в агрессора и вторгся в Лаос и Камбоджу. В ответ на это в 1979 г. Китай объявил Вьетнаму войну. СССР оказывала активную поддержку Вьетнаму, предоставил ему значительную экономическую помощь, помогал военными специалистами. Но даже несмотря на эту поддержку, Вьетнам не смог противостоять китайской армии и вывел свои войска с территории Лаоса и Камбоджи.

Конец 60-х - начало 70-х гг. - время РАЗРЯДКИ международной напряженности и улучшения советско-американских отношений.

В 1967 г. между СССР и США был подписан Договор о запрещении использования космического пространства и небесных тел в военных целях, в 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия на морском дне, а также Конвенция о запрещении бактериологического оружия.

В 1972 г. был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). По договору ограничивалось число межконтинентальных ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. Предполагалось заключение еще одного Договора - ОСВ-2, охватывающего другие виды вооружений.

В 1975 г. руководители европейских стран и США подписали Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепивший послевоенные европейские границы и расширявший экономические и политические связи европейских стран.

Разрядка сопровождалась и значительным увеличением экономических связей США и СССР: за период с 1971 по 1976 гг. объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Однако начавшаяся разрядка была прервана.

В середине 70-х гг. американские военные технологии сделали мощный рывок вперед. Были созданы крылатые ракеты «Першинг», что значительно усилило стратегическую мощь США. В ответ СССР разместил на европейской территории новые ракеты средней дальности СС-20, не попадавшие под соглашение ОСВ-1. США в качестве ответной меры разместили в Европе ракеты «Першинг», способные достичь территории СССР.С конца 70-х гг. международная напряженность вновь нарастает. Под влиянием советского вторжения в Афганистан американский Конгресс отказался ратифицировать Договор ОСВ-2.

В начале 80-х гг. США приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ - Стратегическая оборонная инициатива ). Начинается новый этап гонки вооружений.

В отношениях со странами «ТРЕТЬЕГО МИРА » СССР придерживался политики экономической помощи «дружественным режимам». Странам социалистической ориентации предоставлялись кредиты по минимальным процентным ставкам, по демпинговым ценам продавались энергоносители, предоставлялась гуманитарная помощь медикаментами, продуктами питания, вещами первой необходимости.

Подобная политика вела к кризисам в собственной экономике. Однако политика не ограничивалась только экономической помощью - военное присутствие СССР, снабжение оружием, предоставление военных советников тщательно скрывалось как внутри страны от собственных граждан, так и за рубежом от мировой общественности.

Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, затем, вернувшись к союзу с Эфиопией, поддержал ее в войне в Огадене.

Государственный переворот в 1978 г. в АФГАНИСТАНЕ и приход к власти афганских коммунистов вызвал сильную оппозицию в стране. «По просьбе товарищей по коммунистическому движению» СССР «выполняет интернациональный долг» и вводит свои войска в Афганистан в декабре 1979 г. Десятилетняя война обошлась большими человеческими жертвами и резко подорвала престиж СССР на мировой арене. Афганская акция положила начало новому периоду «холодной войны», глубокого недоверия, противостояния двух «сверхдержав» - США и СССР.

1. Проработать материал к уроку

2. Ответить тезисно письменно на 2 вопроса, на остальные три ответить устно

  1. Что такое «доктрина Брежнева»? Дайте ей оценку.
  2. Каковы были причины всестороннего стремления к разрядке в первой половине 1970-х гг.?
  3. С чего начиналась «разрядка»?
  4. Что свидетельствовало о начале новых процессов в социалистических странах?
  5. В каких региональных конфликтах участвовал СССР?

Одна из жемчужин коллекции Брежнева. Диссиденство. «Узбекское дело». В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались. Два направления в партии. Саратов получал звание культурной столицы. Леонид Ильич Брежнев и Г. Форд. Ликвидация совнархозов и восстановление отраслевых министерств. Доктрина Брежнева. Однопартийная система. Золотая пятилетка. Подскочили цены на нефть. В.Новодворская в тюрьме.

«Брежнев Леонид Ильич» - Леонид Брежнев и госсекретарь США Генри Киссинджер перед охотой. Генеральный секретарь после удачной охоты. Фото В. Мусаэльяна. Брежнев на охоте: Украина. Родилась в Белгороде 11 декабря 1907 года. Юрий Брежнев. Брежнев и руководитель Югославии Иосип Броз Тито. 1979 г. Получившая диплом акушерки, но почти не работавшая, Виктория занималась домом и семьёй. В. Андропов. Родилась 18 апреля 1929. Брежнев на охоте в дельте Волги.

«Диссиденты» - Влияние Запада. История диссидентского движения. Усиление позиций номенклатуры. Результаты социологического опроса о диссидентах. Расцвет авторской песни. Иосиф Бродский. Юрий Орлов. Результаты опроса о диссидентах. Диссиденты. Рождественский романс. Анатолий Марченко. Могила Иосифа Бродского. Синявский и Даниэль. Григоренко и Калистратова. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

«Жизнь Брежнева» - Неудачное покушение. Конец эпохи Брежнева. Принимает участие в мобилизации населения. Первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. Женился. Последние годы жизни. Родители. Генерал-майор. Возвращение к «ленинским принципам коллективного руководства». Интересные факты. Первый секретарь ЦК КПСС. Награждён орденом «Победа». Космическая программа. Человек, обладавший пятью золотыми звёздами Героя. Семья Л.И.Брежнева.

«Правление Брежнева» - Во дворце съездов рассаживалась специальная группа скандирующих. Положения Конституции. Запад и СССР находились в доверительных взаимоотношениях. После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки. Точка зрения на руководство Брежнева. Подарок Брежневу. 1964 год – смешение Хрущёва Н.С. и назначение Брежнева Л.И. На полку был положен фильм « Летят журавли». Идея « стабильности кадров».

«Внешняя политика СССР 1960-1970» - СССР и международные конфликты. Мир в годы «холодной войны». «Пражская весна». Переход к политике разрядки международной напряженности. Вопросы для повторения. Обострение отношений с Китаем. Разрядка: опыт теоретического осмысления. Реальный социализм. СССР на международной арене. Пограничники демонстрирую журналистам оружие. Ход урока. 2 марта 1969 года начались бои за остров Даманский. Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: