Упражнения по теме способы выражения подлежащего. Упражнения

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

Обратите внимание!

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее - одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Образец разбора

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Двадцать второе октября. Классная работа.


Актуализация опорных знаний

Определить вид связи слов в словосочетаниях.

  • Территория стадиона
  • привилегии депутатов
  • истинно сочувствующий
  • участвовать в репетиции пьесы
  • воплощенный замысел
  • увлекаться беллетристикой
  • ударить наотмашь
  • любуясь иллюминацией

  • Простое предложение - это предложение, в котором…
  • Главными членами предложения являются…
  • Подлежащее и сказуемое составляют…
  • Распространенное предложение - это предложение, в котором…
  • Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется…
  • Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется…
  • По эмоциональной окраске предложения делятся на …
  • Побудительные предложения - это предложения, в которых …
  • Вопросительные предложения - это предложения, в которых …

Конструирование. Порядок слов

Лес роняет багряный свой убор, Мороз сребрит увянувшее поле, День проглянет , как будто поневоле, И за край скроется окружных гор.

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

По зимней, скучной дороге Борзая тройка бежит, Однозвучный колокольчик Гремит утомительно .

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.


«Предложение есть продукт соединения подлежащего и сказуемого», - сказал лингвист

А.М. Пешковский.



  • Желтеют мутно купола.
  • Аллея дремлет кружевная .

3. Сытый голодного не разумеет. 4. Лучшие погибли на войне.

5. Я помню чудное мгновенье.

6. Передо мной явилась ты.


7. Никто не хотел умирать.

8. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

9. Журналист писал очерк, который будет опубликован в газете.

10. Поднявший меч от меча и погибнет. 11. Читающий всегда получает удовольствие от книги.



Подлежащее и способы его выражения.

Задачи:

  • Расширить представление о подлежащем и способах его выражения.
  • Уметь определять разные способы выражения подлежащее.

Работаем в группах /5 мин /


Как работаем в группах:

1. Внимательно читаем задание для работы на карточке.

2. Анализируем примеры предложений на карточке.

3. Обсуждаем, предлагаем свои варианты.

4. Выступаем со своим вариантом ответа.

5. Оцениваем работу групп.



Представим продукт нашей деятельности.


1 группа:

Двое уехали в столицу.

Десять делится на два.

Оба были заняты серьёзным разговором.

Только шестой помог ребёнку выбраться из беды.

Первый ответил на пятёрку.


Двое уехали в столицу.

Десять делится на два.

Оба были заняты серьёзным разговором.

Только шестой помог ребёнку выбраться из беды.

Первый ответил на пятёрку.

Вывод: подлежащее выражено числительным - как количественным (целым +собирательным ), так и порядковым.



2 группа:

Неслось со всех сторон «ау».

Грянуло громкое ура.

И опять слышится «бу-бу-бу».

Все эти хи-хи, ха-ха – мерзость!


Неслось со всех сторон «ау».

Грянуло громкое ура .

И опять слышится «бу-бу-бу».

Все эти хи-хи, ха-ха – мерзость!

Вывод: подлежащее выражено междометием.



3 группа:

Сегодня не похоже на вчера.

Вот настало и роковое

послезавтра.

Ваше «завтра» мне надоело.

Ваше завтра будет прекрасным.


Сегодня не похоже на вчера.

Вот настало и роковое

послезавтра.

Наше вчера - это радость и покой на неделю вперёд.

Ваше завтра будет прекрасным.

Вывод : подлежащее выражено наречием времени.



4 группа:

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством.

Любить – это прекрасно.

Учиться - дело нужное.

Нарисовать - это всегда просто.


Но заплатить за что-то, хоть само-нужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством.

Любить – это прекрасно.

Учиться - дело нужное.

Нарисовать - это всегда просто.

Вывод : подлежащее выражено инфинитивом.



5 группа:

У него золотые руки.

Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка.

В жизни королевы наступили чёрные дни.

Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу.


У него золотые руки .

Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка.

В жизни королевы наступили чёрные дни.

Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу.

Вывод: подлежащее выражено фразеологизмом.



6 группа:

Около полудня обыкновенно появляется

множество круглых высоких облаков.

Млечный путь разостлался по небу.

Мать с сыном поедут отдыхать .

Пять стульев стояло у стены.


Около полудня обыкновенно появля-ется множество круглых высоких

облаков.

Прошло около часа.

Млечный путь разостлался по небу.

Мать с сыном поедут отдыхать .

Пять стульев стояло у стены.

Вывод: подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.


Сравните два предложения.

Найдите в них подлежащее.

1. Мать с сыном поедут отдыхать. 2. Мать с сыном поедет отдыхать.

СМОТРИМ на ЧИСЛО и ОКОНЧАНИЕ сказуемого!



Какая информация о способах выражения подлежащего оказалась для вас новой?

/или забытой/


Соотнесите данные примеры со способом выражения подлежащего

Способ выражения

подлежащего

Пример

Существительное в им. п.

Мы никогда не ссоримся

Местоимение в им. п.

Солнце светит всем.

Числительное в им. п.

Курить - здоровью вредить.

Прилагательное или причастие в значении существительного

Прошло несколько дней .

Неопределенная форма глагола

Двенадцать делится на шесть.

Наречие

Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.

Междометие

Очевидно не значит верно.

Неделимое словосочетание

Вдали послышалось ку-ку .


Определить, чем выражено подлежащее

1-2 группы

3-4 группы

Днем к Семенову приходили отдыхающие.

5-6 группы

Желающие купили билеты на концерт.

Все живое тянется к солнцу.

Меня окружают тысячи удивленных глаз.

Никто не бегал по коридору.

Провожающие вышли из вагона

Это мне очень нравится.

Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

Жить – Родине служить.

Десятки мальчишек плавали возле лодки.

Охранять природу - значит охранять Родину.

Далече грянуло «ура».

Ваше «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».

Учиться и учиться – вот главная моя задача.

Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам.

Глухое «ау» послышалось из глубины леса.

Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.

Сытый голодного не разумеет.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Вошел высокий военный.

Что медленно разгорается, то жарче горит.

Неизвестный проговорил эти слова, насмешливо улыбаясь.

Наши выиграли.

две капли брызнули в стекло.

Никто не хотел уходить с дискотеки.

Семеро козлят резвились на лужайке.

Трое друзей играли в хоккей.


Подведём итоги работы.

1. Расширили ли мы сегодня наши знания о способах выражения подлежащего?

2. Назовите все способы выражения подлежащего.


1. Что нового узнал (а)?

2. Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым трудным?

3. Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым лёгким?

4. Что теперь нужно сделать, чтобы уметь безошибочно находить и определять способ выражения подлежащего?


Домашнее задание

§17, упражнения №163, 164 (по вариантам – нечетные\четные предложения)

Двусоставные предложения

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений – сообщение об определённых явлениях действительности, т.е. передача информации адресату речи. В конце законченного повествовательного предложения ставится точка : Наступила осень.

Основное назначение вопросительных предложений – получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения , заключающего в себе вопрос: Как дела?

Назначение побудительных предложений – побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т.д. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (в том числе слова-предложения): Скорее шинель и шапку! Верно! Верно!

Подлежащее и способы его выражения.

1. П о д л е ж а щ е е -главный член двусоставного предло­жения, который обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже и поясняется сказуе­мым, например:Солнце сияло.

2. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного (отвечаетна во­просы к т о? или ч т о?).

П р и м е р ы. 1) Во время детского чая большие сидели на балконе. 2)Присутствующие говорили о разных пред­метах. 3) Вот раздалося "ау" вдалеке.

П р и м е ч а н и е. Подлежащее может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным. П р и м е р ы. 1)Пить чай на траве считалось большим удо­вольствием. 2) Учиться интересно.

3. Подлежащее может быть выражено с л о в о с о ч е т а ­н и е м.

1) Словосочетания, состоящие из существительного в имени­тельном падеже и другого существительного в творительном падеже, соединённого с первым предлогомс, обозначающим совместность. П р и м е р ы.Дед с бабушкой шли впереди.

Указанные сочетания рассматриваются как одно целое толь­ко в том случае, когда сказуемое стоит во множествен­ном числе и по смыслу относится не к одному лицу или пред­мету, а сразу к двум.

2) Словосочетания, образованные личными местоимениями множественного числамы, вы вместе с другими место­имениями в творительном падеже, которые соединены с первы­ми предлогом с: мы с тобой (в значении "ты и я"), мы с ним и т.д. П р и м е р ы. Мы с тобой пойдём в лес за ягодами.

3) Словосочетания, которые состоят из имён числительных количественных и имён суще­ствительных при них, обозначающих исчисляемые предметы и поставленных в родительном падеже без предлога: пять чело­век, десять гвардейцев, несколько тачанок и т. п. или с предло­гомиз: один из них, двое из знакомых и т. п., например:Пять человек расселись около костра.

Простое глагольное сказуемое и способы его выраже­ния.

С к а з у е м о е - второй главный член двусоставного предложения. Сказуемое обозначает дейст­вие или состояние предметов и лиц, которые выражены подле­жащим:Летит самолёт. Мальчики отдыхали. Сказуемое в дву­составном предложении бывает п р о с т о е г л а г о л ь н о е и с о с т а в н о е - именное или глагольное.

Простое глагольное сказуемое - главный член двусоставного предложения, который выражается глаголом в каком-либо наклонении и поясняет подлежащее, например: 1) Ярко светит солнце. 2) Мы идём к реке.

В настоящем и в будущем времени сказуемое согласует­ся с подлежащим в лице и числе: Я правду всю скажу. В прошедшем времени и в сослагательном наклонении ска­зуемое согласуется в числе, а в единственном числе - и в роде: Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли. При хорошей погоде сено давно уже высохло бы. В повелительном наклонении сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице: Ты с басом, Мишенька, садись против альта.

Составное именное сказуемое. Связка.

С о с т а в н ы м и м е н н ы м называется сказуемое, которое состоит из именной части (прилагательного, существительного и слов других частей речи) и глагола-связки.

Г л а г о л - с в я з к а - это слово, указывающее время и на­клонение сказуемого; прошедшее время: День был жаркий; бу­дущее: День будет жаркий. Отсутствие связки указывает на настоящее время: День жаркий. Такую отсутствующую связку называют нулевой. Сослагательное наклонение выражается связкой был бы: День был бы жаркий, а повелительное - связ­кой будь: Будь справедлив к нему.

Слова, стоящие в именной части составного сказуемого.

1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными: Все сказки были пересказаны мне старой Кириловной.

2. Сказуемое, выраженное кратким именем прилагательным, обозначает качественное состояние предмета: Ветер тих. Снежная улица пустынна. Шаги далеко слышны в морозном воз­духе.

3. Именная часть сказуемого может быть выражена существитель­ными и полными прилагательными в именительном падеже, напри­мер: Москва - столица России. Дорога прямая, ровная.

4. Кроме существительных и прилагательных, в составе ска­зуемого могут быть и другие части речи, как-то: числительные ко­личественные (при выражении итога): Два да три - пять; место­имения - при выражении принадлежности: Улица - моя, дома - мои ; при выражении качественной характеристики лица пу­тём противопоставления его другому лицу: Я не ты. Вы не он, вы так не сумеете.

5. Именная часть сказуемого может быть также выражена сочетанием существительного в косвенном падеже с определяю­щим прилагательным, например: Иван Иванович несколько бо­язливого характера .

Составное глагольное сказуемое.

С о с т а в н ы м г л а ­г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глаго­ла в неопределенной форме, например: Виктор хочет поступить в институт.

Упражнения

1. Какие знаки препинания следует поставить в конце предложения?

1. Вы со мной не согласны 2. Как, неужели это он

3. Какая ранняя весна 4. Зима в Ялте была сухая

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак. Г. Вопросительный и восклицательный знаки.

2. Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях?

1. Писать о лесах - любимое мое занятие . 2. Оба мокрые от пота . 3. Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы .

4. Один крестится и прощается с народом . 5. Ноша была легкая и теплая . 6. Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству .

А. Имя существительное. Б. Местоимение. В. Имя числительное. Г. Субстантивированное слово. Д. Глагол.

3. Определите способ выражения подлежащего.

1. Два охотника шуршат листвою под ногами . 2. Часом, не проходили здесь мальчик с собакой? 3. Капитан открывает скрытую портьерой дверь. 4. Из боковой двери вышло множество маленьких людей . 5. Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука . 6. И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым ометом, возникла вереница гусей . 7. На крыльцо вышла бабка с мальчиком .

А. Слово. Б. Словосочетание.

4. Перепишите предложения, выделив подлежащее и сказуемое. Определите способ выражения подлежащего.

1. Море посылало на сушу пронзительную влажность. 2. Менять жизнь – значит самому измениться. 3. Он шел навстречу Долгорукому. 4. В частый хворостник в половодье забежали две косули. 5. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. 6. Кто-то из художников назвал Дионисия Моцартом русской живописи. 7. Отряды опричников спешили вперед. 8. Любили православные украшать дома божий. 9. Множество глав венчали здание.

5. Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении найдите подлежащее и сказуемое и укажите, какими частями речи они выражены.

1) З...ря уже давно румянилась на небе: всё возв...щало восхождение солнца. 2) Бывалые и старые поучали м..лодых. Стук и рабочий крик поднимался по всей окружности. 3) Конные ехали, не отягчая и не горяча коней, пешие шли резво за возами, и весь табор подвигался только по н..чам, отдыхая днём. 4) Никто ничем не заводился и не д..ржал у себя. Всё было на руках у куренного атамана.

6. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое, время сказуемого и в чём оно согласовано с подлежащим.

1) Ясно раздаётся его "тпру, тпру" в близком от нас овра­ге. 2) Курить в помещении санатория строго запрещается. 3) С Пиладом мой Орест грызутся, лишь только клочьявверх летят. 4) У залива сидели ко мне спиной два старика. 5) Шли два приятеля вечернею порой. 6) Три взрослых юноши соседних рассуждали. 7) Несколько плотников явились с топорами в руках.

7. Найдите подлежащее и простое глагольное сказуемое.

1) Вам хорошо, а я сына в университете содержи, малых в гимназии воспитывай. 2) Когда его [Дикого] обидит такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись. 3) В эту-то Дуняшу и влюбись Аким. 4) И точно, не заботься он с утра до вечера о своём пропита­нии - умер бы мой Стёпушка с голоду. 5) "Кто смеет оби­жать сироту?-закричал он [Пугачёв].-Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт". 6) Чуть низко покло­нись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он [Чацкий] подлецом!.. 7) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.

8 . Из данных ниже слов образуйте составные глагольные сказуемые. Придумайте фразы с каждым из таких сказуемых. Образец. Хотеть, спать.- Дети хотят спать.

Начать, работать; стать, прислушиваться; стремиться, вы­полнить; мочь, не прийти; стараться, понять; рад, видеть; мас­тер, рассказывать; готов, разреветься.

9. В данных примерах замените простое сказуемое составным глагольным. Подчеркните в глаголах - тся , -ться. Образец. Товарищ согласится на эту работу (хочет).- Товарищ хо­чет согласиться на эту работу.

1) К утру вьюга успокоится (может). 2) Брат возвратится домой к вечеру (хотел). 3) Мать беспокоится о здоровье ре­бёнка (начала). 4) Экскурсанты вернутся на следующий день (собирались). 5) Это мероприятие удастся (должно). 6) Отря­ды двинутся утром в путь (готовы).

Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Упражнение 1.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.
1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но - противительный союз. 9) Одиннадцать - нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Упражнение 2

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом - в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.
^ День, ожидающие, учить, смелый.

Упражнение 3

Найдите подлежащие в следующих предложениях. Выпишите грамматические основы, укажите, чем выражены подлежащие. Выпишите предложения с пропущенными знаками препинания, выполните их пунктуационный разбор

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета до первых шорохов и шелестов утра до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений ни шаров огненных ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы» отнесённое к прошлому сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 4

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях. Выпишите грамматические основы, укажите, чем выражены подлежащие. Выпишите предложения с пропущенными знаками препинания, выполните их пунктуационный разбор

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией песни сказки легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром то камнем то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология "лишнего человека" это психология человека все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 5

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое - это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое - это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 6

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.
1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый... начался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с братом появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло... , а может быть, и больше. 7.... - значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

Упражнение 7
Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.

Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.

Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)

Упражнение 1.

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.

Упражнение 2.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться - все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.

Упражнение 3.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но - противительный союз. 9) Одиннадцать - нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Упражнение 4.

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом - в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

Упражнение 5.

Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 6.

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология "лишнего человека" - это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 7.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое - это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое - это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 8.

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими­нутным опозданием этот давно нами ожидаемый... на­чался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с бра­том появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло... , а может быть, и больше. 7.... - значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

Упражнение 9.

Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.

1. Прил. И.п. - Сущ. И.п. - Глагол - Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. - Мест. И.п. - Глагол - Нар. - Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. - Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. - Сущ. Р.п. - Глагол - Сущ. Т.п.

Упражнение 10.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: