Что такое комментарий и как нужно комментировать. Пишем комментарии правильно Как писать в комментариях

Сейчас вы узнаете, что такое комментарий и как правильно он пишется. Также разберем несколько примеров. Только не путайте с теми комментами, которые мы оставляем в интернете под материалами на сайтах, блогах и в соцсетях. Это совсем другое!

Комментарий — это аналитический жанр журналистики, самостоятельное произведение, которое отображает мнение автора по какому-либо вопросу. То есть этот жанр дает оперативное и наглядное представление о событии через мировоззрение автора, его участника или очевидца.

Комментировать , значит толковать, рассуждать, освещать или объяснять. Это я привел синонимы, чтобы вам было более понятно значение слова.

В таком жанре журналистике на первый план выходит личность автора. Вы не просто информируете о событии. И не просто показываете, как работали с материалом и нашли это событие.

Вы выражаете свою позицию по отношению к этому событию. Свое мнение и мировоззрение. То есть, что вы думаете по этому поводу.

В данном случае мы рассказываем не только, что произошло. Это обычно идет в лиде (введении ). А дальше вы пытаетесь понять, почему это произошло. Как это влияет на нашу жизнь. Делаете какие-то выводы по этому поводу.

Например, когда читаете ленту новостей, вы видите, что Государственная дума обсуждает запрет на суррогатное материнство.

У вас возникают какие-то мысли по этому поводу. Вы либо согласны, либо нет. Или же думаете, что они дураки и им больше не чем заняться. В общем, у вас возникают какие-то мысли по этому поводу.

Но обычно, первые мысли являются эмоциональными .

Если это интересно, то потом вы начинаете вникать, думать и рассуждать. Также вас вероятнее всего заинтересуют не просто голые факты, а мнения людей. Известных или нет, но умных по данной тематике.

Например, на сайтах многих изданий существует такой жанр, как комментарий. Когда обозреватели этой газеты пишут о том, что они думают по данному поводу.

К примеру, на сайте «Комсомольской правды » есть отдельный раздел «Колумнисты ». Там они дают свою оценку данным событиям. На сайте «Аргументы и факты » есть раздел «Мнения ».


Колумнисты в Комсомольской правде

В журнале «Форбс » тоже есть раздел «Мнения ». Там к примеру, Кудрин комментирует различные экономические вопросы. То есть, что он думает и как будут развиваться события. Что из этого следует и почему так произошло.

Все это аналитика!

Кроме того, комментарии в блоге тоже находят свое отражение. Опять же, я не имею ввиду обсуждения под статьей. В данном случае я имею ввиду сами тексты, как жанр журналистики.

Большинство того, что пишут блогеры, это как раз и есть комментарии (comments ). Это, когда они публикуют новый пост (материал ), в котором отзываются на какое-либо событие.

Не путайте информационные статьи и комментарии!

Здесь на блогах чаще всего основной жанр, это комментарий. То есть произошло какое-то событие, и блогеры на это отреагировали.

Есть блогеры, которые пишут обо всем. А есть те, которые пишут только по одной какой-то тематике. Например, есть блоги о Сочи. Например, в Сочи прибыл Олимпийский огонь и блогеры на это отреагировали.

Но опять же, отреагировали не в формате новости, а в том, о чем думают по этому поводу. Для чего была устроена показательная эстафета олимпийского огня и так далее.

Под этим лежат какие-то политические желания? Например, продемонстрировать мощь государства. Или же это национальная идея и попытка объединить людей?

В общем, все это толкование. Хотя не спорю, что и субъективное.

В этом жанре может быть очень много субъективного. И критерием качества данного текста на блоге является наличие реакции у читателей .

То есть если все согласились с вами, поставили лайк и ушли, то это плохо. Хорошо будет если разгорается дискуссия. Кто-то будет с вами согласен, а кто-то нет. Вот в таком случае работа удалась!

Пример комментария

Давайте теперь рассмотрим пример комментария. Сразу стоит сказать, что это будет плохой вариант. Мы специально по нему пройдемся для того чтобы разобрать ошибки.

Первый абзац, что после заголовка является лидом. В нем дали само событие. А дальше уже пошел сам комментарий.

Когда же прекратиться порочная практика…

Довольно-таки очень вдохновленный текст. Однако он содержит огромное количество ошибок.

Во-первых, здесь дан слишком широкий информационный повод . Да, есть события. Но общая тема, это коррупция.

Какое же безобразие. Коррупция! Как они могли!

Вот это самый плохой вариант! Потому что на тему коррупции можно писать книги. Причем как по политологии, так и по психологии.

Вы этого не сможете сделать в рамках небольшого текста. Поэтому не берите такие очень широкие темы. Например, коррупция, произвол власти, наркомания, алкоголизм и так далее.

Коррупция, это плохо. Они там совсем обнаглели! И мы сами виноваты потому что спим и занимаемся попустительством. Они воруют потому что мы им даем.

И на этом все!

Тут нет никаких аргументов. Здесь только эмоции на уровне «да сколько можно » и «какой кошмар ». Но с этими утверждениями согласится каждый. Да, коррупция, это плохо. Действительно, сколько можно!

Кому это интересно? Да, вы согласились и на этом все. Вы не заинтересовали читателя.

Это комментарий из серии, когда люди пожилого возраста на лавочке сидят и что-то обсуждают. Причем таким макаром обсуждают и в интернете.

Но нам с вами такой вариант не подходит!

Мы должны изложить аргументированную позицию. Почему так происходит, что из этого последует и что мы думаем по этому поводу.

Как правило, банальные — это те, которые приходят в голову у большинства людей. Вы садитесь за комментарий и думаете, что сказать по этому поводу. Обычно первые мысли, которые придут в голову, будут банальными.

Так что вы сначала выписываете все мысли по этому поводу. А далее из них начинаете уже выбирать наиболее целесообразные.

Как комментировать

Давайте разберем, как писать комментарий к проблеме. Вот основные правила комментирования, которые нужно соблюдать в журналистике:

  • Не браться за глобальные темы
  • Логически рассуждать на заявленную тему
  • Давать небанальные доводы
  • В конце должен быть ясный вывод

Еще важно чтобы у вас было логичное и аргументированное доказательство позиции. То есть, во-первых, должна быть позиция по данному вопросу.

Вот приняли антитабачный закон.

С вашей точки зрения, для общества это хорошо или плохо? Вы за или против? На ваш взгляд какие последствия это повлечет? Что теперь будет для страны? Это нарушение прав одной части населения или это защита прав другой?

А с точки зрения государственной реальности, к чему это приведет?

Ни к увеличению ли количества взяток, неоформленных штрафов со стороны правоохранительных органов? Не приведет ли к увеличению злоупотребление своими полномочиями этими работниками? Не привлечет ли это к возникновению несанкционированных курилок?

Причем помним, что мы не истина в последней инстанции. Мы выражаем свое субъективное мнение, после которого может быть дискуссия. Это абсолютно нормально!

Не старайтесь давать объективную оценку данному событию. Вы субъективны до безобразия. Но чем вы умнее, начитанные и чем больше приводите доводов, тем интереснее будет ваш материал. Даже если при этом вы совсем не правы!

Ниже хочу дать вам схему или план того, как пишется комментарий. Также для наилучшего усвоения разберем пару примеров.

Сначала дается информационный повод. Он идет в лиде (первый абзац ) после заголовка. А дальше пошли уже аргументы.

И в конце вывод.

Пример №1

Давайте посмотрим, как может выглядит работа над вашим комментарием.

Допустим, у нас есть информационный повод — Алла Пугачева воспользовалась услугами суррогатной матери.

Это вызвало массу комментариев и статей. Хотя, казалось бы, это чисто личное дело человека. Почему кто-то считает вправе это оценивать и комментировать?

Но так как она это вынесла в публику (сама сообщила ) так все и получилось. Этический вопрос давать ли вам комментарий по таким темам, я оставляю за вами. Но давайте разберем именно этот пример, всколыхнувший сообщество.

Итак, у нас есть информационный повод. Его пишем сразу после заголовка. Это будет введение.

Какие у нас возникают мысли, доводы и мнения по данному вопросу? Давайте их запишем на черновик.

Аргумент 1. «Покупать» детей за миллион рублей — это аморально! Вот они совсем зажрались. Им некуда девать деньги. Они не знают, как себя занять и пропиарить. Это просто аморальные люди, которые сорят деньгами.

Такое мнение было уже не раз высказано в прессе. И это первое, что приходит в голову!

Аргумент 2. Церковь не одобряет суррогатное материнство! Это зло, неправильно и не нормально. Все это против нашей религии и веры. Куда мы придем с таким разложением общества?

Аргумент 3. Почему она это сделала? Неужели это был пиар? Вряд ли. Этому человеку популярность точно не нужна.

Это желание человека стать матерью осознанно. Все это от большого желания. В итоге у нее получилось. Это большое счастье для конкретного человека. Но почему тогда мы этим возмущаемся?

Аргумент 4. Давайте подумаем о будущем этих детей. Они наверняка будут обеспечены. Им никогда не придется столкнуться с нуждой и отсутствием самых необходимых вещей. Например, игрушек или образования.

У них есть все возможности для того чтобы вырасти полноценными членами общества. Они скорее всего получат максимум от своих родителей. И не только денег, но и любви, и внимания. Ведь это желанные дети, которые появились осознанно.

Давайте сравним со случайными беременностями малолеток, которые не отвечают за свои поступки и не хотят детей. И даже если их сохраняют, то потом все детство ребенка они начинают пинать. Ведь малыши мешают ходить на дискотеки и развлекаться. А еще вытаскивают деньги, которые можно было потратить на «веселую жизнь».

В общем, как видите, получается очень сильный контраст.

Давайте сравним с детьми в семьях алкоголиков, которые не хотят заниматься воспитанием. В итоге получим, что к суррогатному материнству прибегает определенный класс общества. Класс этот состоятельный. Так сказать, зарождавшейся буржуазии, который отвечает за свои поступки.

Ответственность, это главное качество, которое присуще таким людям!

Может быть это не так уж и плохо. То есть мы получаем пусть и не большое повышение рождаемости. Но это повышение за счет класса умных и состоятельных людей. Это лучше, чем увеличение рождаемости за счет нежелательной беременности.

Какой вывод можно сделать в данном случае?

Вывод. Это большое мужество для публичного человека в консервативном обществе и при этом большая ответственность. Потому как если учесть возраст мамы, то ей придется подумать о том, что можно не успеть вырастить детей до самостоятельного возраста.

В общем, это наш вывод.

Естественно, какая-та часть читателей с этим не согласиться. Но это наши аргументы. Это не просто, «ах, какой ужас » или «как это здорово! » А вот почему я считаю, что это так. Вот это то, что вы должны показывать в своих авторских комментариях.

Пример №2

Давайте рассмотрим второй пример написания оригинального комментария.

Информационный повод — тренинги «Как выйти замуж» становятся все более популярными.

Вот это даже не событие, которое произошло сейчас и единовременно. Это тянущее событие, продолжающееся во времени. Но тем не менее, это тоже может стать информационным поводом.

Что мы думаем по данному поводу? Давайте размышлять.

Аргумент 1. Первая банальная мысль, которая приходит в голову, это тренинги для домохозяек, которые ведут такие же незамужние домработницы. И в общем-то, это один из способов отъема денег у населения.

Аргумент 2. Никакой пользы от таких тренингов не будет. Это самоутешение для женщин. Они там сходят на него, вместе похлопают, потопают и потанцуют. Скажут, мы красивые, выйдем замуж и все будет замечательно.

Но реально, они никакой пользы не получат. Научить этому нельзя. Или можно, но получиться какой-то небольшой процент людей. В общем, это плохо.

Это первые мысли, которые встречаются у большинства людей, когда речь идет о женских тренингах. Далее мы уже начинаем размышлять.

Аргумент 3. А почему в стране эти тренинги становятся все более популярными? В чем причина? Ведь наш повод был именно в том, что эти тренинги набирают обороты. Их становится все больше.

Наверное, они востребованы у аудитории. Никто не будет проводить много тренингов на темы, которые не интересны. Они попробуют один раз и потом уйдут с этого рынка.

Если это востребовано, то почему?

Дело в глобальной нехватке мужчин и огромного количества незамужних женщин? А как в других странах? Здесь интересно сравнить и посмотреть.

Или же тут дело в менталитете русской женщины? Она с детства уже знает, что должна выйти замуж. И если она этого не сделает, то ее жизнь не удастся.

Аргумент 4. А реальное ли желание «выйти замуж» или оно навязанное социумом? То есть это желание каждой конкретной женщины или большей части женского пола?

Какой процент из тех женщин, которые приходят на тренинг, пришли потому что сами этого захотели? Или это им навязали? Например, общество и мама, которая требует внуков. Может быть подруги и желание быть не хуже их?

Существуют ли женщины, которые не хотят выходить замуж? Может быть не все хотят именно такой модели (борщ —> дети —> носки ). Может быть кто-то хочет чего-то другого.

В общем, это тема для размышления.

Аргумент 5. Чему учат на этих тренингах? Как это связано с замужеством? Вот чему они научат, как стать женой?

Они заранее учат борщ варить или правильно с мужчинами знакомиться и одеваться? А что нужно, чтобы выйти замуж? Какие результаты должны быть от прохождения этого тренинга и какие на самом деле получаются?

Вот все это, повод для размышлений. И главное, должно быть всегда ваше мнение по данному вопросу. Ну и в конце естественно, вы делаете вывод.

Заключение

Теперь вы знаете, как написать комментарий. Для этого мы рассмотрели основные правила комментирования, а также разобрали примеры. Как видите, это не простенькие высказывания, которые оставляют под постами на сайтах и в соцсетях.

Можно написать материал по любому заинтересовавшему вас информационному поводу.

Это может быть новость на уровне страны или вашего города. Например, молодежь не уступила место в автобусе. Тогда у вас будут следующие мысли. А что же происходит в обществе? Почему мы потеряли традиции и так далее.

Или наоборот, вы увидели обратную ситуацию. Кто-то уступил место и помог чем-то. Порассуждайте и напишите про это.

Или, например, вам позвонил друг и говорит, что его замучили поборы в школе. Можно написать, поборы в школе, это хорошо или плохо. Это вынужденная мера, на которую идут учителя или способ зарабатывания денег?

Допустим, вы как раз в теме женских тренингов или счастья. Или кто-то в теме разведения хомячков или психологии успеха. То есть должна быть какая-то новость и повод именно в вашей сфере.

В общем, вами всегда должен двигать вопрос: «Почему так происходит? Что я думаю об этом?» С моей точки зрения, это хорошо или плохо. И почему.

Объем комментария тут как получиться. Менее 1000 знаков быть не может.

В общем, это тот жанр журналистики, которым обязательно нужно владеть. В контент-маркетинге он очень востребован. Поэтому для блога он подходит идеально.

Другому человеку, и узнаем, что такое оповещения о комментариях.

В социальных сетях всегда есть возможность комментирования материалов – фотографий, видеозаписей и новостей на стене пользователя или сообщества. Так происходит общение и обмен информацией. Ниже мы посмотрим, как ВКонтакте работает эта операция.

Как ответить на комментарий в ВК

Выбираем в обсуждениях новости, фотографии или реплику и нажимаем “Ответить”

Далее вводим в текстовое поле ответ. К нему можно прикрепить вложение – фото, видео, аудио или . Также внизу окна отображается, кому вы отвечаете на комментарий. После того, как сообщение написано, нажимаем “Отправить”. Теперь в обсуждениях будет видно, кому именно вы адресовали ответ.

Также следует помнить, что в ВК ответ можно отредактировать в течение 24-х часов или удалить в любое время. После удаления комментария до обновления или перезагрузки страницы будет доступна опция восстановления.

Как ответить на коммент пользователя красиво? При ответе ВК автоматически подставляет имя из учетной записи юзера. Но что делать, если вы отвечаете своему другу и не хотите официальщины, а хотите простого дружеского обращения или вообще оставить ответ без обращения в тексте. При нажатии ссылки “Ответить” автоматически активируется опция ответа, и не обязательно оставлять имя пользователя, которое ВК подставляет автоматически. Вы можете изменить его вручную на любое иное или вообще удалить. Тот, кому вы отвечаете, все равно получит оповещение и увидит ваш ответ.

Оповещение об ответе на ваш комментарий

После того, как вы ответили на комментарий пользователя, он получит уведомление. Это очень удобно – вам не нужно просматривать новости или свои фото, чтобы узнать – прокомментировал ли кто-то вас.

В нем видно, кто именно и как ответил на ваш комментарий. Следовательно, вы всегда будете в курсе событий и ответов на ваши обсуждения.

Как ответить нескольким людям сразу

Иногда задают вопрос – можно ли ответить одним комментарием нескольким людям сразу. Пока ВКонтакте такой возможности нет. Если вы, написав один ответ, выберете еще одного пользователя, то у вас просто сменится “адресат” сообщения. На данный момент единственный выход – ответить по очереди всем комментаторам. Так будет проще и понятнее всем 🙂

Сформулируйте тезис. В школах и университетах преподаватели нередко дают задание написать литературный комментарий. Ученику необходимо оценить литературное произведение, чаще всего роман, стихотворение или пьесу. Краеугольный камень удачного комментария - четкий и логичный тезис.

  • Тезис представляет собой ваше утверждение или точку зрения. Именно здесь вам нужно высказать свою точку зрения, а в оставшейся части комментария привести убедительные доводы.
  • Например, вам необходимо написать комментарий к роману Большие надежды . В этом случае можно предложить такой тезис: “Роман Диккенса представляет собой не только увлекательнейшую историю, но и наглядно демонстрирует различия между социальными классами в Великобритании в эру промышленной революции”.

Составьте план. Суть плана в значительной мере зависит от объема вашего комментария. План к краткому комментарию в виде маркированного списка или одного абзаца может включать базовую информацию. Для более объемного комментария следует обдумать последовательную и логичную структуру ответа.

  • Например, напишите заголовок “Ключевые темы книги” и укажите пункты маркированного списка, например “Место действия”, “Амбиции”, “Классы”.
  • Представьте выбранную тему. Вводный абзац позволит вам сосредоточиться на важных аспектах комментария. Например, во введении можно предоставить контекст литературного произведения и свой тезис, а затем провести анализ достоинств, недостатков, тем, других аспектов. В завершение сформулируйте краткий вывод о важности данной темы.

    • Например, начните так: “Описания в романе Большие надежды позволяют читателю ощущать, будто он находится в Англии 19 века вместе с главным героем по имени Пип. Вопросы классового неравенства, амбиций и любви в произведение Диккенса помогают разобраться в важных аспектах социального деления общества того времени”.
    • Далее можно перечислить список тем, которые будут рассмотрены в основной части текста.
  • Подкрепляйте тезис конкретными примерами. Заявите о теме, укажите соответствующее место произведения и поясните последствия или влияние данной темы или проблемы на произведение. Например, можно посчитать, что одержимость мисс Хэвишем идеей утраченной любви является важной темой романа Большие надежды .

    • Отличным примером для иллюстрации данной темы станет тот факт, что персонаж продолжает носить подвенечное платье вопреки тому, что ее бросили много десятилетий назад.
  • Свяжите примеры с выбранной темой. Четко продемонстрируйте, как ваши конкретные примеры связаны с главной темой. Истлевшее подвенечное платье мисс Хэвишем символизирует скорбь по утраченной любви. Читатель оценит ваши доходчивые пояснения.

    • Например, напишите: “Мисс Хэвишем - наглядный пример того, что любовь не всегда способна дарить радость и счастье. Этот аспект также следует учитывать при изучении отношений Эстеллы и Пипа”.
    • Используйте плавные переходы. Перед новым примером используйте подходящую фразу либо слово. Примеры: “аналогичным образом”, “с другой стороны”, “опять же”.
  • Напишите убедительный вывод. Заключительная часть должна связать вместе весь комментарий к произведению. Не забудьте подытожить все доводы. Также укажите, почему важно ознакомиться с данной книгой.

    Недавние нововведения социальной сети «Вконтакте» коснулись многих администраторов сообществ, которым социальная сеть «VK» разрешила оставлять комментарии от имени группы не только внутри своей группы (как было до сих пор), но и на стенах других сообществ и личных страниц пользователей. Это предоставило администраторам группы дополнительные возможности для продвижения и популяризации своего сообщества, а также позволило повысить уровень анонимности внутри самой ВК. В данном материале я расскажу, как писать сообщения от имени сообщества в ВК, и какие несложные действия вам понадобятся для осуществления данной задачи.

    Как известно, имеющийся инструментарий социальной сети «Вконтакте» позволяет оставлять комментарии от имени группы на стене данной группы. Для этого вы должны обладать или правами администратора сообщества (вся полнота прав по управлению группой) или правами редактора (может только писать от имени данной группы, а также редактировать имеющийся в группе контент).

    1. Для назначении какого-либо подписчика группы её редактором необходимо нажать на «Управление сообществом» (или «Управление мероприятием» в случае публичных страниц).
    2. Перейти в «Участники», найти претендента, и нажать на «Назначить руководителем» справа.
    3. Появится табличка, где вы сможете выбрать полномочия для этого человека (в нашем случае это редактор).

    Чтобы публиковать посты от имени группы необходимо при создании записи ставить галочку на опции «От имени группы».


    Выберите опцию «От имени группы» чтобы публиковать материалы от имени группы

    Если же такую галочку вы не видите, то это означает, что ваша группа по умолчанию настроена таким образом, что в ней могут писать только администраторы и редакторы группы, и все осуществляемые ими посты сразу публикуются от имени группы.


    Поставьте галочку на «Подпись» для указания автора публикуемого материала

    Если вы ещё не используйте функционал специальных настоятельно рекомендую ознакомиться, так как это сэкономит большое количество вашего времени.

    Как вести личную переписку от имени сообщества VK

    Если вы обладаете правами администратора и редактора группы, вы можете вести переписку от имени группы в личных сообщениях с другими пользователями.

    1. Для этого вам необходимо перейти в свою группу, нажать на кнопку настроек паблика (три точки справа), и выбрать там «Управление сообществом».
    2. Перейдите во вкладку «Сообщения», и убедитесь, что напротив опции «Сообщения сообщества» стоит «Включены».
    3. На главной странице сообщества появится кнопка «Написать сообщение».
    Нажмите на кнопку «Написать сообщения» для отправки сообщений администрации сообщества

    Нажав на неё, подписчик группы получит возможность написать сообщение администрации группы. А админы и редакторы группы смогут отвечать на данной сообщение от имени самой группы, нажав на кнопку «Сообщения сообщества».

    Самостоятельно инициировать переписку администраторам группы с помощью данной функции не получится.

    Как писать в комментариях от имени группы

    04 июля 2017 года социальная сеть «Вконтакте» также пополнилась дополнительным функционалом, позволяющим администраторам группы комментировать записи на страницах других сообществ и пользователей от имени своей группы. Подобный функционал может понадобиться как для банального продвижения своей группы (многочисленные комментарии от её имени помогут максимально «засветить» группу в социальной сети), так и для анонимности в сети, когда пользователи не видит фамилии и имени автора публикуемого сообщения.

    1. Для осуществления таких комментариев вам необходимо быть создателем, администратором или редактором группы.
    2. Напишите комментарий к какому-либо посту в других сообщества, а затем слева от кнопки «Отправить» нажмите на стрелочку, и выберите, от чьего имени вы будете писать – от своего или от своей группы.
    3. После этого нажмите на кнопку «Отправить», и ваш комментарий будет опубликован от имени вашей группы.

    Выберите автора вашего комментария, а затем нажмите на «Отправить»

    Заключение

    В данном материале мной были разобраны способы публикации сообщений от имени сообщества в ВК. Возможность оставлять комментарии от имени группы не только внутри группы, но и в чужих пабликах и на страницах обычных пользователей предоставляет администраторам группы хорошие возможности для раскрутки своего сообщества, а также позволит повысить уровень конфиденциальности в VK. Создавайте свою группу, и используете новые возможности «Вконтакте» для общения и решения разнообразных маркетинговых задач.

    Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

    Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

    Различают два типа комментария.

    Внимание

    В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

    Типы информации в тексте

    Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

    Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

    Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

    Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

    В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
    Выявление подтекстовой информации - авторского глубинного смысла высказывания - требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

    Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

    Введение цитат в текст сочинения

    В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

    Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

    Прямая речь - это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

    Например:
    Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза.

    При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге - куст встаёт, особенно - рябина...».

    Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста - достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

    При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

    Типичные ошибки при формулировании проблемы

    Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

    Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

    Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

    Что проверяет эксперт?

    1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
    2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
    3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

    Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: