Художественная культура 20 30 годов. Пособие по истории отечества

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:

Разворачивается подготовка кадров через Коммунистиче­ский университет им. Свердлова;

Создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;

Ведется активная работа по налаживанию диалога с пред­ставителями старой интеллигенции;

Формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;

Проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;

Возрождается система научных учреждений царской Рос­сии, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;

В литературе появляется целое направление, в которой ре­волюция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяков­ский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Ман­дельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.

Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке лите­ратурно-художественных организаций» многочисленные объеди­нения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз советских писателей.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась ре­организация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сро­ком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная ко­миссия по ликвидации неграмотности, результатом работы кото­рой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 г.

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 клас­сы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партий­ные и комсомольские работники.



Техническая революция на производстве потребовала уве­личения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933­1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования мо­лодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Акаде­мия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. От­деления академии наук создавались в союзных республиках и ре­гионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло обо­ронным отраслям производства и научным разработкам в этой об­ласти. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разраба­тывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поли­карпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

А. П. Александровым была создана уникальная защита ко­раблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики -П. Л. Капица, атомного ядра И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др., фи­зики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 1930-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режи­мом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, ги­перболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу со­ветской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руково­дством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой та­лантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и пове­дение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматри­вали новые фильмы.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в этот период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим та­лантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.

Итоги культурного развития:

Достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмот­ности;

Происходит подъем творческой интеллигенции;

Создаются новые и возрождаются старые творческие объе­динения;

Появляются множество классических произведений, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный кон­троль.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины перехода к новой экономической политике. Приведите конкретные примеры и покажите степень эффективно­сти осуществления НЭП в деревне.

2. К каким социальным изменениям в жизни людей привела новая экономическая политика?

3. Почему в годы НЭПа большевики не допустили возрождения многопартийности?

4. Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков?

5. Назовите первые шаги советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций.

6. Какое значение для народов России имело вхождение в состав единого союзного государства?

7. В чем вы видите причины трансформации федеративного госу­дарства в унитарное?

8. Каким образом Сталин и его окружение осуществляли борьбу с политическими оппонентами в партии?

9. Какие основные вопросы, связанные с проблемами социалисти­ческого строительства, разработал В.И. Ленин в своих «Послед­них письмах и статьях»?

10. Раскройте понятие «культурная революция». Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?

11. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?

12. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в со­хранении традиций отечественной культуры?

13. Назовите основные источники накопления в ходе советской индустриализации.

14. В чем заключались причины хлебозаготовительного кризиса 1928-1929 гг. и каковы были его последствия?

15. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?

16. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.

17. В чем, на ваш взгляд, проявилось огосударствление культуры в годы советского строительства?

18. Чем были вызваны репрессии против деятелей советской куль­туры? Как они повлияли на духовное состояние советского обще­ства в 30-х гг.?

19. Как решалась проблема воспитания нового человека социали­стического общества?

Литература

1. История Отечества в документах. Хрестоматия. Т. 2. 1921-1939. - М., 1994.

2. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, про­блемы. - М., 1999.

3. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика послереволюцион­ной России (1917-1928). - СПб., 1997.

4. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. - М., 1999.

5. Черных А. И. Становление России советской: 20-е гг. в зеркале социологии. - М., 1998.

6. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы. Доку­менты и материалы. - М., 1991.

7. Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идео­логия. 1917-1922. - М., 1997.

8. Национальная политика России: история и современность. - М..

9. Ленин В.И. Последние письма и статьи. - М., 1989.

10. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. - М., 1995.

11. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. -М., 1990.

12. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. - М., 1990.

13. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. -

14. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. -

15. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиг­рации. 1919-1939 гг. - М., 1994.

16. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1917-1932. - М., 1989.

17. Дмитренко В.П. Формирование административно-командной системы в 20-30-е годы. - М., 1992.

18. Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). - М., 1996.

19. Роговин В.З. Сталинский неонэп. - М., 1994.

20. Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. - М., 1999.

21. Медведев Р. О Сталине и сталинизме. - М., 1990.

22. Холмс Л. Социальная история России. 1917-1941 гг. - Ростов

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:

Разворачивается подготовка кадров через Коммунистический университет им. Свердлова;

Создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;

Ведется активная работа по налаживанию диалога с представителями старой интеллигенции;

Формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;

Проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;

Возрождается система научных учреждений царской России, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;

В литературе появляется целое направление, в которой революция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяковский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.

Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз советских писателей.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, результатом работы которой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 г.

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партийные и комсомольские работники.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.



В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица, атомного ядра И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др., физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 1930-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматривали новые фильмы.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в этот период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим талантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.

Итоги культурного развития:

Достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмотности;

Происходит подъем творческой интеллигенции;

Создаются новые и возрождаются старые творческие объединения;

Появляются множество классических произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный контроль.

Лекция № 14

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

События 1917 г., гражданская война и оформление большевистского режима – всё это очень повлияло на развитие культуры, и, скорее всего, в худшую сторону.

Во-первых, сами большевики ведут культурную политику, которая во многом отказывается от прошлого.

Во-вторых, огромная часть творческой интеллигенции и ученых оказалась в эмиграции.

В-третьих, уже в 20-е гг. началось преследование инакомыслия, уничтожение культурного слоя нации, которая достигла максимальной точки в 30-е гг.

Политика большевиков в отношении образования и культуре.

Среди большевиков существовало 3 точки зрения на этот вопрос: одни считали, что всю прошлую культуры следует забыть и создать новую собственную пролетарскую культуру, т.е. фактически предлагалось начать с пустого места.

Уже в 1918 г . была создана специальная организация «Пролеткульт», которая пыталась реализовать данные идеи. Но большинство, в том числе и Ленин, и нарком Просвещения Луначарский, считали, что русскую культуру нужно сохранить в определенных размерах.

Уже в 1918 г большевики отделяют церковь от государства и начинают программу борьбы с неграмотностью. Программа получает соответствующее название – «Ликбез». В течение 20-х гг. взрослое население России активно обучали грамоте. К концу 30-х гг. более 80% населения могло читать и писать. Но при этом «Ликбез» предусматривал и идеологическую обработку людей, так называемую «политграмоту». Большевики провозглашают курс культурной революции. Еще в 20-е гг. на III съезде ВЛКСМ Ленине призывал молодежь «учиться социализму». Культурная революция предусматривала не только обучение людей, но и внедрение идеологии мышления, а также создание новой советской интеллигенции. В 30-е гг. появляется обязательно начальное образование (4 класса), а затем среднее (7 классов). Появляется ряд специализированных профессиональных училищ. Например, Фабзавуч (ПТУ), ремесленное училище. Особое внимание уделялось высшему образованию. Нужно было создавать свои кадры (1920 учреждение УрГУ) для увеличения пролетарского элемента среди студентов создавались специальные рабфаки. Вводились специальные квоты для студентов непролетарского происхождения. Создается институт красной профессуры. Существуют и различные партийные школы, например, Коммунистическая академия. Буржуазные специалисты преследовались и в 20-е гг., а в конце 20-х 1-ые репрессии обрушились именно на них. В 30-е гг. остались считанные единицы старых, дореволюционных кадров, особенно гуманитариев.

1922 г. – «Философский пароход» - т.е. изгнание за границу большинства русских ученых: философов, историков (Булгаков, Франк, Струве). К концу 30-х гг. в СССР была самая многочисленная группа студентов в мире и больше всех ВУЗов, но при этом уровень культуры и наук не являлся самым высоким в мире.

Литература

Отношение к революции и идеям большевиков у творческой интеллигенции было разным:

1) Принявшие революции (т.е. готовые сотрудничать с большевиками – Маяковский, Брюсов, Вернадский, Тимирязев).

2) Принявшие с уклоном (т.е. с сомнением – Есенин, Блок «Похороны русской культуры», Павлов, Репин, Чуковский).

3) Непринявшие активно (т.е. враждебно относящиеся к революции – Бунин, Гиппиус, Гумилев).

Многие из 2 и 3 группы эмигрировали (Стравинский, Рахманинов, Шаляпин, Алехин, Бунин, Бердяев). Многие, кто остался, были впоследствии репрессированы (Мандельштам, Флоренский). Некоторые вернулись из эмиграции (А. Толстой, Куприн, Цветаева). В течение гражданской войны литературная жизнь, несмотря на страшные условия, оказалась весьма активной. Появляются такие организации, как «РеФ» (Революционный Фронт), «Леф» (Левый Фронт), РАПП (Российская Ассоциация профессиональных писателей). Здесь активно работают Маяковский, Жаров, Брюсов, Хосеев, Серафимов, Есенин (50:50). Старшие поколения (мэтры) так или иначе отражают страшную войну в своих произведениях: А.Блок «12», Волошин, Бунин «Окаянные дни».

Активной жизнью жило литературное сообщество в Петрограде. Был создан «цех поэтов», во главе с Гумилевым, Шаповым, Адамовичем. После того, как Гумилев был расстрелян в 1921 г. большинство петербургских поэтов эмигрировало. В годы НЭПа существовала определенная литературная свобода. Можно было искать новые формы искусства, экспериментировать и создавать творческие группы. Тем не менее, уже ощущалось партийное давление и политическая цензура. Советские социалистические принципы продолжали отстаивать такие писатели и поэты, как Маяковский, Фурманов «Чапаев», Серафимович «Железный поток», Фадеев, Багрецкий. Появляется советская драматургия: Иванов, Тренев [?] «Любовь яровая».Вишневский «Оптимистичная трагедия». В петрограде появляется такое творческое объединение, как «Серапионовы братья» (Каверин «Два капитана», Федин, Катаев «Белеет парус одинокий»). И было общество «обэриутов» (Введенский, Хармс). В Москве существовал «Имажиниум» (Есенин, Марингов). Была большая группа крестьянских поэтов: Клюев, Порешин, Клычков, отчасти Есенин. Особняком стоит творчество Платонова, Грина «Алые паруса». Эрдман «Пьеса-самоубийца», Булгаков.

Фантасты: Беляев, Замятин «Мы».

В конце 20-х гг. появляется Шолохов «Тихий Дон».

В начале 30-х гг. оформляется тоталитарный режим. Начинается мощнейшее давление на творческую интеллигенцию. В конечном итоге всё это вылилось в создание в 1934 г. «Союза писателей», единственной разрешенной организации. Член союза получал зарплату, и только он мог издавать свои произведения. Причем на 1-ом съезде советских писателей был провозглашен единственный допустимый метод – социалистический реализм. Всё это благословил специально приглашенный из заграницы и обласканный Сталиным Горький. Началось преследование инакомыслящих: Мандельштам, Клюев, Хармс, Васильев. Практически в изгнании оказались: Булгаков, Ахматова. Платонов….

В 30-е гг. появляются такие произведения. Как «поднятая целина» Шолохова. Поэмы Пастернака, Булгаков «Мастер и Маргарита». Рассказы (сатира) Зощенко. Ильф и Петров «Золотой теленок», «12 стульев». Развивается детская литература – Чуковский, Гайдар, Маршак. 1938 г. – Михалков, Кассиль.

В 30-е гг. начинается отдельная тема в литературе - «Лениниана». Пьеса Полевого «Куранты», Погодин, воспоминание Крупской. Рассказы о Ленине: Зощенко, пьесы: Лавренев «41-ый».

Эмиграция.

20-е 30-е гг. мощная творческая жизнь была и за границей. Несколько миллионов русских людей покинули страну. Крупнейшие русские общины жили в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Харбине и Шанхае. Выходили русские газеты и журналы, издавались книги, действовали бывшие лидеры партий: Милюков, Гучков, Шульгин; писали Деникин и Краснов. В Париже появляется своеобразное объединение «Зеленая лампа – вечера у семьи Гиппиус и Мережковского. Там бывали поэты: Иванов, Адамович, Поплавский, Бальмонт, Тэффи; писатели: Бунин (нобелевская премия), Зайцев, Шмелев, Набоков. Кроме этого, за рубежом действовали такие крупнейшие творческие личности, как композитор Рахманинов, певец Шаляпин, шахматист Алехин, философы Бердяев, Булгаков, Сорокин и др.

Наука в 30-е гг.

Индустриализация требовала активное развитие технических и естественных наук. Появляются такие ученые, как Вернадский, Ферсман, Зелинский, Вавилов, Тимофеев, Циолковский. Чижевский. Что касается гуманитарных наук, то здесь давление партии оказалось более сильным. Философия осталась только Марксистской, была разгромлена историческая школа Покровского, действовавшая в 20-е гг. Один из наиболее известных историков оказался в ссылке. К сер. 30-х гг. появляется краткий курс истории ВКП(б), который полностью перестраивает историю партии под культ личности Сталина. Даются прямые указания о том, как учить историю в школах и ВУЗах. В кон. 30-х гг. наблюдается постепенный отход от чисто советской истории, разрешается интерес к истории дореволюционной, национальной.

Живопись.

После революции наблюдается подъем живописи. Многие художники увидели в революции возможность выражения новых форм и событий.. Юон, Петров-Водкин, Малевич, Нестеров. В годы гражданской войны – плакатная живопись (Маяковский «окна РОСТа). В 20-е гг. также идет определенный поиск новых форм, но постепенно начинается эмиграция художников. В 20-е годы возникает одна из первых советских школ живописи (мастерская Грехова. Батальная живопись) В 30-е гг. возникает союз художников и утверждается метод социалистического реализма. Активно реализуется тема «Ленианы» (Бродский).

Скульптура

Среди советских скульпторов можно выделить 3 фамилии: Коненков, Шадр «Булыжник – орудие пролетариата», Вера Мухина «Рабочий и Колхозница».

Театр и Кино.

В театр также приходят новые формы. Наиболее яркое имя – Всеволод Мейерхольд. Действует школа Станиславского. Появляются пьесы советских драматургов. Знаменитыми актерами становятся Вера Ермолова, Качалов, Борис Щукин (играл Ленина), Борис Бабочкин (играл Чапаева), Игорь Ильинский (комик). Классиком советского кино стал Эйзенштейн «Броненосец Потемкин». 30-е гг. – это расцвет советских кинокомедий («Свинарка и пастух», «Праздник святого Георгия», «Веселые Ребята»). Звездами кино становятся Любовь Орлова, Тёсов. Режиссеры – братья Васильевы, снявшие «Чапаева», Александров.

Музыка.

Классические формы музыки во время войны были забыты, многие композиторы и музыканты эмигрировали. К концу 20-х гг. интерес к музыке растет. Среди серьезных советских авторов надо выделить Прокофьева, Шостаковича, Шабалина, Мисковского. Развивается жанр легкой музыки (Дунаевский, Соловьев-Седой). В духе социалистического реализма создавал свои оперы Дзержинский («Тихий Дон, Поднятая целина»).

Архитектура

Большевики начали с разрушения многих старых зданий, «не представляющих исторической ценности», прежде всего это касалось церквей (1931 г. – уничтожение храма Христа Спасителя в Москве). Также большевики тяготели к монументальным формам архитектуры, то есть созданию огромных и помпезных зданий. К счастью, многие произведения остались только в планах. В основном строились жилые дома и промышленные объекты.

Борьба с Церковью

В 1917 г. было восстановлено патриаршество. Патриархом стал Тихон. В силу понятных причин церковь поддерживала белое движение, поскольку большевистская идеология являлась активным атеизмом. После гражданской войны начинается целенаправленная политика против церкви. Патриарх несколько раз подвергался аресту, потом был убит.

Под видом помощи голодающим было изъято огромное количество церковных ценностей, многие священники были репрессированы. В стране с официальной подачи действовало «Общество воинствующих безбожников». Уже в 20-е гг. церковь опять оказалась без патриарха.

Культура 20-30ых годов СССР

В ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Советское государство в этот период ставило задачу преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности, ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Наука и техника

В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. Под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биогеохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.

30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Религия и церковь

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету, все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды "Братства святого креста". Эти дружины носили имена своих покровителей: "полк Иисуса", "полк Богородицы", "полк пророка Ильи". В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству.

С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом "Борьба с религией борьба за социализм". В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в "светлое будущее" заменяла большинству населения веру религиозную.

Художественная культура. Скульптура

Как развивалась художественная культура в 20-30-е годы? В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей "Города Солнца" Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.

К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник "Борцам революции" - Марсово поле. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Одним из самых выразительных памятников, выполненных в соответствии с планом монументальной пропаганды, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Она была создана для международной выставки "Искусство, техника и современная жизнь", устроенной в Париже в 1937 году. Советский павильон был построен по проекту Б.М.Иофана наподобие лестницы со стремительно нарастающими ввысь уступами. Здание завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно органично венчала 30-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герба Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны. После окончания выставки, статуя была разобрана, перевезена в Москву и вновь смонтирована на гораздо более низком постаменте перед входом на ВДНХ, где находится до сих пор.

Архитектура. Дизайн

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня. Представителем конструктивизма в СССР был В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых дерзких архитектурно-художественных замыслов 20 века. Эффектная каркасная конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день. Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.

В 20-е годы в творчестве художников-конструктивистов (А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина) происходит переход к дизайну - художественному конструированию мебели, посуды, моделированию одежды, рисунков для тканей. Важную роль в развитии дизайна сыграла деятельность ВХУТЕМАСа - высших художественно-технических мастерских.

Архитектурный конструктивизм в 20-30-е годы широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье. Среди них наиболее известен клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.). Одним из лучших произведений советского конструктивизма 30-х годов стал дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Весниных в 1931-1937 годах.

В 20-30-е годы велико было стремление соорудить главное здание страны Советов символ нового общества. Уже в 1918 году в Москве состоялась закладка Дворца народов, в 1922-1923 годах проводился конкурс на Дворец труда, а в 1931-1933 годах на Дворец Советов. О масштабах таких сооружений говорит, например, состав помещений Дворца труда. В центре Москвы (на месте теперешней гостиницы "Москва") предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и прочие помещения. Среди множества проектов (более 50) был отмечен проект Весниных, в котором доминирующий вертикальный призматический объем достигал по высоте 125 метров.

Но все же наиболее внушительным был конкурс на проект Дворца Советов, в котором участвовало 160 работ лучших зодчих Советского Союза и мира, в том числе проект Корбюзье. На основе результатов конкурса составление проекта Дворца Советов было в конечном счете поручено группе архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М.Иофан, В.А.Щуко). Согласно проекту предполагалось соорудить грандиознейшее многоярусное сооружение, служившее своеобразным пьедесталом гигантской 100-метровой статуи В.И.Ленина /скульптор С.Д.Меркулов/ и достигавшее вместе с ней высоты 416 метров. В 1939 году на месте взорванного храма Христа Спасителя началось возведение Дворца Советов. Оно было прервано войной, и после войны не возобновлялось. В I960 году на основании фундамента Дворца Советов был построен плавательный бассейн "Москва". Сейчас на этом месте вновь построен Храм Христа Спасителя.

Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный, деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны. Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство.

Графика и живопись

Как развивались в 20 - 30-е годы различные виды изобразительного искусства? В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921 - 1922).

Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами. Дени широко использует прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).

В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного искусства - "Окна РОСТА" (российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М.Черемных, В.В.Маяковский, Моор. Плакаты, сопровождаемые острым текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразований влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.

Наряду с авангардизмом существовало искусство, продолжавшее и развивавшее реалистические традиции. Реализм 20 - 30-х годов опирался на огромный опыт критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве таких художников, как А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событий выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегорий. Примеры тому - картина Кустодиева "Большевик" (1920), Юона "Новая планета" (1921), Петрова-Водкина "1918 год в Петрограде" (1920).

Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются картины, в которых художники стремились к достоверному изображению событий, к документальной точности. Это были художники передвижнического направления. В 1922 году они объединились в АХРР - ассоциацию художников революционной России, с 1928 года АХР - ассоциацию художников революции. В 20-е годы в советском искусстве существовали самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Среди них АХРР оказалась самым жизнестойким художественным объединением, просуществовавшим до 1932 года. Продолжая традиции передвижников, АХРР организовала 72 художественные выставки в Москве и других городах России, много сделала для распространения искусства в массах.

Согласно Постановлению ЦК партии 1932 года все существовавшие в 20-х годах художественные группировки были ликвидированы и создана единая организация - Союз художников СССР. В качестве главного метода советского искусства утверждается метод социалистического реализма, который предполагал правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии, активное участие искусства в современной жизни. Единственным заказчиком искусства становится государство. В его руках сосредоточились финансы и организационные структуры, управляющие культурой.

Литература и театр

Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.

Новатором театрального искусства был Е.Б. Вахтангов. В его творчестве сближались эстетические принципы К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда: глубокая правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную форму. Вводя в спектакль музыку и танцы, используя условно-обобщенные декорации, варьируя световые эффекты, Вахтангов обогатил современный сценический язык. Осуществленная им в 1922 году постановка "Принцессы Турандот" К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа "праздничной театральности". Согласно замыслу Вахтангова, исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам: то "входили в образ", целиком погружаясь в переживания героев, то "выходили из образа", непринужденно и весело общаясь с публикой. Живой контакт между актерами и зрительным залом, легкая, элегантная форма обеспечили спектаклю долгую сценическую жизнь.

К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац. К концу 30-х годов в стране насчитывалось уже более 70 детских театров.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как:

– “Новый мир”,

– “Красная новь”,

– “Молодая гвардия”,

– “Октябрь”,

– “Звезда”,

– “Печать и революция”.

На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

Талантливая молодежь, прошедшая фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М. Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев. Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых".

В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и социалистического строительства. Первые попытки художественного осмысления революции относятся уже к первым ее месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского, поэма А.А. Блока "Двенадцать". Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936). Проблема человека в революции, его судьбы нашли отражение в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" (1928-1940). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.М.Леонова "Соть", М.С.Шагинян "Гидроцентраль", Ф.В.Гладкова "Цемент", В.П.Катаева "Время - вперед!". организовано издательство "Всемирная литература".

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, были лишены возможности издавать свои произведения. Многие из них, созданные в те годы, дошли до читателя \. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Киноискусство

После революции, в годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. Выдающимся мастером документального кино в 20-е годы был Дзига Вертов (Д.А. Кауфман). В области художественного кинематографа в эти годы работал такой великий мастер, как С.М. Эйзенштейн. Самая известная работа Эйзенштейна фильм "Броненосец Потемкин" (1925) - классическое произведение социалистического реализма в киноискусстве. В 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков он признан "лучшим фильмов всех времен и народов". В центре фильмов Эйзенштейна, созданных в период немного кино (кроме "Броненосца Потемкина" это фильмы "Стачка", "Октябрь", "Старое и новое"), образ народных масс в эпоху революционных преобразований. Эйзенштейн стремился к созданию эпической, пластически выразительной формы кинофильмов. С этой целью он значительно расширяет функции монтажа, добивается того, чтобы фильм не только показывал, информировал, обогащал память, но и вызывал эмоциональное напряжение. Начиная с середины 30-х годов, внимание Эйзенштейна привлекают проблемы характера, личности и ее роли в истории. Его незаконченный, двухсерийный фильм "Иван Грозный" - это художественное исследование роли личности в истории. Другой великий кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии - А.П. Довженко. Он автор таких известных кинолент, как "Земля" (1930), "Аэрограф" (1935), "Щорс" (1939). Довженко создавал кинематограф поэтический, философский, романтический. Однако возвышенные образы революционных борцов, участников гражданской войны и социалистического строительства не отрываются в фильмах Довженко от земли, предстают в облике реальных, узнаваемых людей в реальных обстоятельствах.

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: