Карл юнг песочная терапия. Песочная терапия

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что можно создавать целые фрагменты мира, затем ещё, - и так до бесконечности.

Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок - это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника Юнгианской песочной терапии

Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50-х годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» - в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911г.). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции (психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение), которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Капф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

“Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”. (Дора Калф, «Sandplay», 1980г.)

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 х 70 х 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет - таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

  • люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;
  • животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) - т.е. разнообразные представители животного мира;
  • растения - деревья, кустарники, цветы. Можно использовать искусственные и натуральные растения;

® объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

  • объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;
  • аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки.
  • естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице к верху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее. Также анализ «песочных картин» происходит исходя из схемы разделения подноса: прошлое - настоящее - будущее (с лева на право) и осознанное - бессознательное (сверху в низ); анализируются и выбранные фигуры исходя из символического значения, как они расположены, повернуты, в том числе по отношению друг к другу, что находится рядом с ними и т.д.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности (некое «мини Я», у которого есть определенный набор характеристик - страхов, потребностей, убеждений и т.д.) автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы. Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, - все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном.

а Ритуальные предметы.

  • Миниатюрные часы, весы, маятник.

и Ларцы, коробочки.

И Миниатюрные музыкальные инструменты.

а Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

3. Технические устройства

Фотоаппарат, набор фотопленок.

Процесс песочной терапии

Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития.

Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуется 1-2 раза в неделю.

Полный курс песочной терапии может составить 12-15 сессий.

На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.

  1. Демонстрация песочницы. Обычно клиенту говорят следующее: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Однако если вы почувствуете, что символической воды вам недостаточно, пожалуйста, воспользуйтесь кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт - и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно воле вашей фантазии.
  2. Демонстрация коллекции фигурок. Обычно клиенту говорят следующее: «Посмотрите - здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
  3. Построение песочной картины. Инструкция: «Выберите, по

> шуйста, все те фигурки, какие привлекают вас или отталкивают избирайте столько фигурок, сколько хочется. У нас есть один час, М им можете сами определить себе время для выбора. Все, что вы (■мберете, вы должны разместить на подносе (в песочнице)».

  1. Обсуждение песочной картины. При обсуждении с клиентом ю картины и связанных с ней переживаний психолог не дает ин- | 1 >нретаций или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» кли-
  • шу его собственные переживания. Основные вопросы психоло- ы акцентируют для клиента значимость опыта создания им пе-

очной картины и место этого опыта в общей картине жизни | шента.

Основные вопросы психолога к клиенту

Основные вопросы психолога к клиенту могут быть следующими:

  • Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина?
  • Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
  • Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?
  • Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?
  • Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни .

Ключевые характеристики песочных картин

Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют:

  1. Энергоинформационное поле песочной картины.
  2. Основную идею песочной картины.
  3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины.
  4. Конфликтное содержание песочной картины.
  5. Ресурсное содержание песочной картины.
  6. Символическое поле песочной картины.
  1. Энергоинформационное поле песочной картины

Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энерге- J | тику картины, то есть включается некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше.

Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песочной картины, но понимаем всю важность этой ключевой I характеристики. Фактически энергоинформационное поле песочной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.

  1. Основная идея песочной картины

Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится. Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами.

  1. Попросить клиентадать название миру, созданному в песочнице.
  2. Предложить клиенту ответить на один из вопросов:

в Что это за мир?

а Что это за страна?

® Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

Я Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?

  1. Предложить клиенту описать песочный мир.
  1. Сюжет (или сюжеты) песочной картины

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две

фаны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные иозрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике пи фи вида:

  1. динамичные;
  2. статичные;
  3. смешанные.

Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героем), который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. 11л картине мы застаем таких героев на определенном отрезке пут Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся).

Преимущество динамичных картин для психолога состой i и том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консул!, шрования (правда, в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого исиомь ювать.

Статичная картина - это стоп-кадр некоего сюжета. В ста гич ной песочной картине время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы застаем их и мо мент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорл ние, охота и пр.). Но в любом случае это привычный для них и ид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило? Что ожидает эту страну в будущем? Представьте себе, что первы й день творения в этой стране закончился, наступила ночь, аза ней и но вый день. Расскажите, что произошло в этой стране».

Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.

В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.

Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный. Но в любом случае смешанная картина говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций [ 18].

  1. Конфликтное содержание песочных картин

Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:

  1. уровень агрессии;
  2. направленность агрессии;
  3. адресность агрессии;
  4. динамика проработки внутреннего конфликта.

Уровень агрессии может быть высоким, средним и низким.

Уровень агрессии высокий, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия.

Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях, - можно говорить о среднем уровне агрессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.

Направленность агрессии может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия видна в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия выражается через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях главного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.

Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).

  1. Ресурсное содержание песочной картины

Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для т ихологического консультирования и является интегральной мрактеристикой .

Проявление ресурсного содержания:

  1. Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой- 1 о участок картины или композиция в целом греет душу. Если попросить рассказать об этом подробнее, можно актуализировать ресурсные ипостаси личности.
  2. В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея,
  • гремление. Если психолог на этом акцентирует внимание клиента, можно актуализировать его ресурсные возможности.
  1. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий - и на этом можно построить линию консультирования.
  2. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. Теперь, когда добро одержало победу над злом, можно «начинать новую жизнь».
  3. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и другие способы для преодоления трудной ситуации, можно го- норить о его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал, для того чтобы приспособиться к различным условиям, а также для успешного разрешения сложных ситуаций.
  4. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления Я клиента.
  5. Наличие фигур-помощников.
  1. Символическое поле песочной картины

Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной .

Для удобства понимания мы условно разделим символическое поле песочной картины натри части. В символическое поле войдут:

3 Зак. 635

  1. символизм пространственного расположения предметов в песочнице;
  2. символизм ландшафта песочной картины;
  3. символизм предметов, использованных в песочной картине.

Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его натри части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.

Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука - правая. У левшей все будет зеркально.

Разделение по вертикали.

«Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.

Левая часть - это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

«Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.

Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Разделение по горизонтали.

Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступ ков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Зем ля, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ище г гот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигу рок в песочнице может дать важную информацию об особенное тях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?» Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песоч ницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.

Фигурки песочной картины.

Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про цессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями одоме, о матери, о другой значимой женщине.

Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут от ражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.

В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.

Попавшие в центральную левую частьфигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.

В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают они, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления, нечто значимое, неважно, осознаваемо оно или нет.

Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.

Карл Густав Юнг (рис. 18) - один из учеников Зигмунда Фрейда, который, в конечном счёте, достаточно сильно разошёлся во взглядах со своим учителем. При этом создал своё направление, которое дало основу, дало начало, толчок для развития целого ряда техник, в том числе и техник, связанных с терапией искусством.

Рис. 18. Американский психолог Карл Густав Юнг

Первая техника, о которой пойдет речь песочная юнгианская терапия.

Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии. Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира (рис. 19).

Рис. 19. Внешний вид песочницы в песочной терапии.

Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

Такие же принципы реализуются и в замечательном направлении арт-терапии. Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и разные виды творчества. Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З.Фрейда и К-Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения. Она открывает клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах его творчества при активном познании своего «Я». В ходе творческого процесса клиент имеет возможность не только исследовать стороны своей личности, узнавать о себе что-то новое, но и продвигаться в решении своих задач и проблем.



Процесс арт-терапии позволяет клиенту через продукт его творчества прикоснуться к своему бессознательному, проявить неосознаваемое, сделать его видимым и доступным для управления, изменения, исследовать свои чувства, осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт, получить новый опыт.

Задачи арт-терапии:

l получение материала для психодиагностики и определения стратегии терапии

l акцентирование внимания клиента на его чувствах

l создание условий для социально приемлемого выхода подавляемой агрессии и других негативных чувств

l освоение навыка расслабления, концентрации на процессе, самоконтроля, самонаблюдения

l развитие творческих способностей и собственного потенциала

С чем может работать арт-терапия:

l повышенная тревожность, страхи, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты,

l неадекватная самооценка и неуверенность в себе

l невротические и посттравматические расстройства, депрессии, сниженное настроение, психосоматика, травмы, потери, семейные отношения и мн.другое.

Арт-терапия эффективно работает в консультировании и терапии взрослых, детей, подростков, в индивидуальном или групповом формате. Данный метод не имеет ограничений и противопоказаний.

Некоторые виды арт-терапии (рис. 20).:

l изотерапия

l куклотерапия

l сказкотерапия

l кинотерапия

l гримотерапия

l маскотерапия

l музыкальная терапия

l танцевально-двигательная арт-терапия

l телесная арт-терапия

l фототерапия

l работа с глиной и тестом

l песочная арт-терапия

l фелт-терапия

l ландшафтная арт-терапия и многие другие

Рис. 20. Слева направо: куклотерапия, мандалотерапия, фелт-терапия

С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Те же слова можно в полной мере отнести к другой методике, также уходящей корнями в аналитическое направление психологии – символдраме (кататимно-имагинативной психотерапии).

Кататимно-имагинативная психотерапия – метод глубинно ориентированной психотерапии, разработанный известным немецким психиатром и психотерапевтом профессором Ханскарлом Лейнером (рис.21). Более 50-десяти лет метод успешно используется в европейских странах для оказания эффективной помощи пациентам с невротическими, посттравматическими, психосоматическими, аффективными и личностными расстройствами.

Рис. 21. Основатель символдрамы немецкий психиатр, психотерапевт, профессор Ханскарл Лёйнер

Амулет «Глаз Гора» (рис.22), был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метода символдрамы.

Сегодня лунный глаз Гора, смотрящий в бессознательное, символизирует удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, возвращать человеку ощущение целостности и внутреннего единства

Рис. 22. Глаз Гора

Понятие «кататимный» в переводе с греческого языка - «идущий от сердца» и означает связь с эмоциональной сферой человека. Термин указывает на то, что содержание представляемого образа определяется преимущественно актуальными в данный момент эмоциональными переживаниями. «Имагинативный» означает, что в методе терапевтически используются имагинации (образные символизации – особый продукт воображения, похожий на сновидения, которые видит пациент).

Метод символдрамы базируется на принципах глубинной психологии.

В нем используется особый метод работы с воображением для того, чтобы вывести на поверхность, сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а так же отношения переноса и контрпереноса

Симводрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в процессе психотерапевтической беседы, анализа.

Цель представления образов (имагинации) – получение проективного материала для диагностики актуального психологического и соматического состояния пациента, его коммуникативных стратегий, бессознательных конфликтов отношений, бессознательных фантазий, механизмов защиты и др.

Полученный материал используется в терапевтическом процессе для построения терапевтических гипотез и создания программы коррекции психологического состояния пациента в соответствии со сформулированным запросом

На данный момент символдрама – оригинальный самостоятельный метод с осмысленными, согласующимися между собой теорией (классический и современный психоанализ, юнгианский анализ) и практикой, которая постоянно пополняется и расширяется за счет обмена опытом использующими метод психотерапевтами.

Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран

Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога-консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапией, психодрамой, гештальт-терапией, игровой терапией, телесно-ориентированной терапией.

К юнгианским и символическим методам можно отнести достаточно популярный сегодня метод терапевтических метафорических карт (рис. 23).

Рис.23. Колоды метафорических карт

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Это проективная психологическая методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Игровые методики частично также базируются на юнгианской концепции личности. К таковым можно отнести, например, современное направление терапевтических игр (тета-игр).

Игра эффективно используется для достижении жизненных целей, разрешения внутренних и внешних конфликтов, для повышения эмоционального тонуса, при терапии неврозов (психогенных и ноогенных), фобий, ипохондрии и тревожных расстройств, ПТСР, дистресса, в паллиативной помощи, для облегчения течения болезни, в процессе восстановления после травм, операций и заболеваний, при реабилитации химически зависимых.

Тэта-игра помогает достичь поставленных целей, разобраться в причинах неудач и научиться управлять своим внутренним миром. В процессе игры происходит интеграция диссоциированных, и примирение враждующих субличностей, вследствие чего разрешаются внутренние конфликты, создающие невротические помехи к достижению жизненных целей.

Игра является естественной терапевтической средой и может содействовать избавлению от психических недугов. Психотерапия традиционно ориентируется на пациента, homo patiens, или "человека страдающего". Развивая метод игровой терапии для взрослых, названный нами "терапевтическая трансформационная игра", мы рассматриваем пациента как homo ludens.

Три основные компонента тэта-игры: группа, юмор, воображение .

Группа. Психология давно рассматривает группы как терапевтическую среду для взрослых. Общение в группе может вселить в человека надежду, способствовать социализации, обеспечивать эмоциональную поддержку, помогать установить связь с другими людьми. Игра в группе противодействует социальной изоляции. Людям нравится проводить время вместе и действовать сообща. Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Карл Юнг и другие теоретики личности отстаивают нашу социальную природу, настаивая на том, что человеческая личность развивается внутри социальных систем. Группа дает почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего. Формат групповой игры способствует социализации, развивает навыки общения, взаимопомощи, альтруизма, дает почувствовать дружескую поддержку. Игроки обретают уверенность в собственных силах, дистанцируются от ситуаций и состояний, вызывающих психический дискомфорт.

Юмор. Юмор называют "социальной смазкой" за его способность уменьшать межличностную напряженность и укреплять связи между людьми. Юмор в незапамятные времена появился вместе с игрой. Начиная с Фрейда, психотерапевты интересовались применением юмора в терапевтическом процессе. Юмор снимает тревогу и беспокойство, способствует разрядке накопившегося эмоционального напряжения. Юмор уменьшает влияние стресса и помогает взглянуть на ситуацию по-другому, создавая здоровую отстраненность от травмирующих событий. Смехом можно снизить остроту любой серьезной ситуации. Платон писал: «Без смешного нельзя познать серьезного; и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Юмор повышает эффективность передачи сообщения от терапевта к клиенту. Так же как эмпатия демонстрирует уровень заботы и понимания, так и использование юмора может упрочить связь между психотерапевтом и клиентом, юмор укрепляет терапевтический альянс. Умение смеяться над своими промахами и делать их предметом собственных шуток свидетельствует о здоровой самооценке. Чувство юмора отличает человека от других живых существ. Ганс Селье, исследователь стресса, говорил: "Ничто не устраняет неприятные мысли более эффективно, чем приятные мысли".

Воображение. Воображение не знает никаких пределов. Воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы. Логотерапевт Виктор Франкл, находясь в концентрационном лагере, воображал себя свободным человеком. Он мог в воображении перенестись в университетскую аудиторию, и как бы со стороны увидеть себя свободного, пережившего все ужасы заключения и рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни. Игра изменяет психическое состояние человека и позволяет выйти за пределы ограничений существующей реальности, за границы собственной идентичности, которая в случае невротического расстройства отождествляется с симптомом или негативным "Я"-образом. Игра протекает в особом времени, а точнее, в счастливом безвременье. Такая потеря чувства времени, как известно, свойственна счастливым людям или заигравшимся детям. Игра - это выход из мира обыденности в мир свободы, в мир, где все возможно. Воображение помогает человеку, страдающему неврозом, стать кем-то другим, совершить самотрансценденцию - выход за пределы невротических ограничений.

Сегодня важно исследовать феномен игры с психологических позиций: очевидно, что направление игровой психотерапии взрослых в скором времени займет полноправное место наряду с традиционными формами психологической помощи. "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия", - говорил Виктор Франкл. Метод организации терапевтического процесса в форме игры, на наш взгляд, соответствует запросу времени и отвечает сущностной потребности человека в свободе быть "человеком истинно играющим" независимо от возраста, вопреки страданиям и ограничениям жизни.

Формат настольных тэта-игр (рис. 24,25) идеально подходит для игровой терапии взрослых. Игровой комплект легко может уместиться на столе в психологическом кабинете.

Рис.24. Настольная игра “Пантеон”

Рис. 25. Клиенты в процессе игры “Мастер двух миров”

Потребность в игре заложена в человека генетически, как способность ходить, говорить или видеть. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Игра позволяет нам эффективнее работать и получать от жизни гораздо больше удовольствия. Игра повышает нашу открытость переменам, улучшает нашу способность учиться. Так что прежде чем утверждать, что игра - это не серьезно, стоит подумать, что игра не означает легкомыслие. Мы не должны испытывать чувство вины за то, что дано нам природой.

Еще одно направление, основанное на игре, и ставшее уже классическим – психодрама. Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрамасихологичес), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

“Двоюродный” психодраме метод – театротерапия, метод, основанный на использовании тренинговых техник русской психологической театральной школы.

Театротерапия - это интегративная психотерапевтическая методика, ценность которой в том, что она соединяет:

Телесно-ориентированные техники

Техники тренировки вербальной и невербальной коммуникации

Техники расслабления и концентрации внимания, техники управления многоплоскостным вниманием

Техники тренировки памяти

Техники работы с воображением

Техники адаптации в пространстве и предлагаемых обстоятельствах

Техники видения партнера, эффективного целенаправленного взаимодействия с партнером

Техники, настроенные на реализацию творческого ресурса (два пласта работы: первый - на тренинге, второй - более комплексный, глубокий – в мастерской). Причем это можно осуществлять в разных “ролях”: актера, режиссера, помрежа, художника по костюмам, работника сцены и т.д. Каждый может найти свое место, что эффективно в свете системной семейной работы и осознания своего места в семье. Здесь же пациент может попробовать себя на любых позициях, что поможет ему идентифицировать, осознать и попытаться повлиять на то место, которое он занимал в своей дисфункциональной семье.

Театротерапевтические методики можно условно разделить на театротерапевтический тренинг и театральную мастерскую. В арсенале театротерапевта тренинговые упражнения из предметов “Мастерство актера” и “Техника речи” классической театральной школы . Техники мастерства актера необходимы для развития психофизического раскрепощения, многоплоскостного внимания, повышения концентрации, активизации воображения, обучения комплексному взаимодействию с партнером. Речевые техники помогают также психофизическому раскрепощению, активизации вербальной составляющей взаимодействия с партнером, умению точно выражать словом свои мысли или чувства, улучшению технических характеристик речи, способствуют избавлению от страха публичного выступления, самопрезентации.

Рис. 26. В процессе театротерапевтического тренинга

Профессиональная подготовка артиста по К.С. Станиславскому состоит из двух этапов: работа актера над собой и работа актера над ролью. Первая часть актуальна для терапевта при создании театротерапевтического тренинга, вторая – при работе в терапевтической театральной мастерской.

Задачи театротерапевтического тренинга (рис.26):

Снятие психофизических зажимов

Тренировка и укрепление многоплоскостного внимания

Знакомство с Я (Кто Я и чего хочу здесь и сейчас?)

Идентификация Я (Я и Я, Я и партнеры, Я и Мир), управление своим местом в разных системах

Формирование навыков эффективной адаптации и адекватного поведения (“Я в предлагаемых обстоятельствах”).

Второй этап театротерапии – это театротерапевтическая мастерская (рис.27). Это уже некое ограниченное пространство, в котором участники театра - терапевтической группы, обычно в клинических условиях, ставят какие-то небольшие этюды. И это пространство является для них зоной безопасности. Театротерапевтическая мастерская – это обычно метод, который используется в клинических условиях, так как в отличие от тренинга требует более продолжительной работы. Часто – это клиники по лечению зависимостей. В клинике театротерапевическая мастерская – это отдельная комната со своей атмосферой, где пациенты смогут репетировать, готовить простейший реквизит, организовывать свой рабочий творческий климат. Речь здесь, в основном, не идет о постановке спектаклей (хотя при длительном пребывании в клинике и это возможно).

Рис.27. Показ в театротерапевтической мастерской

Речь идет о работе, которую обычно выполняют студенты 1-2 курса театрального института – это этюдная работа. Она тем хороша, что в этюдном варианте можно проиграть любые темы (и это в первую очередь необходимо использовать для непрямой терапии индивидуальных ситуаций, особенно в контексте особенностей семейной системы конкретного пациента).

В рамках традиционного актерского показа можно периодически (чтобы все желающие смогли попробовать себя) проводить показ учебных актерских работ.
Такое действо будет иметь хороший терапевтический эффект, выполняя функцию “подчеркивания” нового этапа, в котором каждый пациент прошел свой творческий путь, научился новым способам взаимодействия в рамках системы – театрального коллектива.

Такой показ помогает выработать организованность, собранность, умение быть здесь и сейчас, работать в коллективе, нести определенную, заранее оговоренную нагрузку в рамках коллективных взаимосвязей.

Если речь идет о клинике по лечению зависимостей, то после показа можно добавить так называемый блок “Костер”. Это – опыт празднования, “отмечания” успеха – без алкоголя, в атмосфере единства, в идеале – с персоналом клиники, который до этого был зрителем. Готовят, накрывают на стол “у костра”, убирают сами пациенты. Таким образом, они получают опыт единства, взаимного принятия и взаимной необходимости – опыт счастья без “помощи” химических веществ. Этот психологический “якорь” является мощным завершающим аккордом театротерапевтической работы.

Театротерапевтические методики хороши тем, что используют холистический подход, работая не с проблемой, а с клиентом или пациентов в целом, как с личностью, делая акцент, не на трудностях, а на сильных сторонах личности. Клиенты в процессе театротерапии начинают чувствовать самоценность, у них изменяется самоощущение, появляется смелость в том, чтобы пробовать новые способы общения, взаимодействия с собой, миром и людьми.

Театротерапия включает в своей арсенал активную работу с телом. Такая работа является основой телесно-ориентированной терапии, которая представлена в различных вариантах.


Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

Но как это может произойти?

Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

Но как я могу проверить это?

Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

1. О методе в целом.

Песочная терапия (Sandplay) один из самых интересных методов аналитической психологии, основанный на идеях М. Левенфельд, Д. Калф, К.Г. Юнга. Именно на эту методологическую основу указывает в своем Регламенте работы Международное общество Сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии).

Это увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Все мы нуждаемся в развитии диалога с собой, в освоении внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете свой мир, а терапевт позволяет справиться с возникающими чувствами, понять смысл, связать с реальными проблемами и сложностями в жизни.

Это творческий процесс, который помогает соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я», возвращает человека к его травматическим переживаниям, прокладывает мост между внутренней и внешней реальностью, что способствует движению к целостности и развитию личности.

2. Немного истории.

В 20-е годы прошлого столетия английский врач Маргерет Ловенфельд использует в своей работе два цинковых подноса с водой и песком и миниатюрные фигурки. И, совместно со своими маленькими пациентами, она создает «технику мира», которая становится предметом ее увлекательного исследования.

В 50-е годы Дора Калфф, юнгианский аналитик обучается у Ловенфельд, развивая идеи, соединяя технику с юнгианскими идеями и восточной философией, так рождается песочная терапия (Sandplay).

Таким образом, «песочная терапия» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Сначала этот метод применялся в детском психоанализе, так как детям сложно словами описать свои переживания, как это, обычно, могут делать взрослые. Но вскоре он стал использоваться и в работе с взрослыми клиентами, помогая выразить тяжелые переживания, боль от потерь, внутренние конфликты и какие-то непереносимые чувства, о которых невозможно было говорить. Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития.

Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.

3. Что необходимо для работы

В песочной терапии используются два деревянных лотка — с сухим и мокрым песком, выкрашенные в голубой цвет, как модель воды и неба. Вода и коллекция миниатюрных фигурок. Они должны быть как природные (ракушки, шишки, желуди, камни, веточки), так и сделанные руками человека из разных материалов (железа, стекла, глины, пластмассы…), которые будут отображать всю сферу жизни человека и окружающую среду (люди, дома, машины, животные, деревья, цветы, инструменты, предметы обихода, мифологические образы и многое другое). Важно присутствие как красивых светлых и добрых образов, так и страшных темных и ужасных. Чем больше фигурок, тем больше возможностей у клиента себя выразить.

Обычно, терапевт не дает никаких инструкций. Клиент может строить свой уникальный мир в песке с помощью фигурок, может наливать воду и моделировать различные ландшафты своей души или создавать образы из мокрого песка. А можно, просто, играть с сухим песком, создавая волны, дорожки, ветер, бурю в пустыне, песочный дождь.

Прикасаясь к сухому песку, можно ощутить забытые прикосновения заботливых материнских рук или другого, очень близкого человека и наполниться любовью и успокоением. У каждого будут свои чувства, в зависимости от их детского опыта и их травмы. Можно восполнить эти чувства и наполниться ими, если их, по каким-то причинам, не удалось пережить раньше, создавая образ заботящейся внутренней матери. Это видно по детям из детских домов, как они буквально целиком хотят погрузиться в этот песок с блаженством на лице. А других он пугает, и они долго не хотят к нему прикасаться, пока не произойдет доверие к миру в образе терапевта.

Песочная терапия обеспечивает безопасное пространство для проработки бессознательного материала в игровой форме. Она уменьшает сопротивление клиента в способе выражения собственных аффектов и помогает их связать с образами, за счет символизации.

4. Где применяется:

Родной дом песочной терапии — юнгианский анализ. Но, со временем, интерес к методу растет и продвигает его по новым путям развития.

Благодаря простоте манипуляций и огромным возможностям метод находит применение в самых разных областях и не только психотерапии. Педагоги и социальные работники используют песочную терапию для развития творческих способностей и навыков. Невероятно красиво смотрится песочная живопись. Песочные шоу и создание скульптур из песка стали отдельным видом искусства.

Песочная терапия используется в консультировании, краткосрочных методах психотерапии, как вид арт-терапии, в работе с семьями. Парами. Клиентами практически всех возрастов.

И конечно метод успешно развивается в родном пространстве аналитической психологии.

Песочные картины можно сопоставить с серией сновидений, о которых, к сожалению, мы часто забываем. Картины, как сны наяву, которые можно анализировать, сфотографировать, а потом наблюдать как за изменением содержания самих картин, так и за динамикой изменений в психике их создателя.

В песочных картинах детей, часто можно наблюдать спроецированное бессознательное их родителей, которым заполнен ребенок, что не дает ему спокойно развиваться. С помощью образов и последующего их выражения на песке он освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, чтобы наполнить его своими помогающими и поддерживающими фигурами (внутренними объектами). В песке, без страха, уничтожается старый мир и создается новый мир. С персонажами песочной картины можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции и смотреть, как будут к этому относиться окружающие персонажи, то, что не решаются сделать в обычной жизни. Здесь можно проиграть много ролей, и выбрать для себя подходящую твоему внутреннему состоянию и твоему подлинному «Я».

Постепенно боль потери, разрушения и травмы становиться меньше, так как в психику встраивается внутренний образ героя, создателя, творца своего мира, своей жизни. Этому способствует уникальная идея Песочной терапии.

5. О песочных терапевтах:

Для песочного терапевта очень важно развивать в себе способность быть в хорошем контакте с детской частью, понимать и разговаривать на забытом языке образов. Уметь ориентироваться в символическом поле помогает знание мифологии фольклора, литературы по аналитической психологии. Этот с виду простой метод требует постоянного профессионального и личностного развития. Помимо соблюдения Этического закона помнить про особую бережную позицию по отношению к клиенту и его работе. Личный опыт работы в песочнице, осознание собственного процесса индивидуации дает возможность создавать для своих клиентов свободное, защищенное пространство. Дора Калфф пишет, что именно при таких условиях возможно активизация архетипа Самости, который и ведет по пути индивидуации.

6. Обучение.

Развитие в этом направлении предполагает постоянный процесс развития.

Обучение в школе аналитической психологии дает базу для понимания процесса песочной терапии:

— структуры и динамики психики;
— механизма психокорекционного воздействия;
— теории комплексов и архетипов.

Далее, конечно, обучающие программы непосредственно по Песочной терапии, где мы можем через знакомство с подходом разных специалистов почувствовать и двигаться к собственному способу использования песочницы, ведь мы имеем дело с творческим методом, где копирование убивает идею. Важно знакомиться с другими арт-методами, методами аналитической психологии работы с образами, такими как активное воображение, амплификация. Для развития символического мышления очень важно изучать культурологию, мифологию, фольклор.

Личная терапия и супервизии позволяют на собственном опыте прожить и осознать историю в пространстве песочнице, понять трудом своей души.

В завершение, хотелось бы сказать, что использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

Наша почта:
jungian.sandplaytherapy
@gmail.com

Наша страница на Фейсбуке:


Юнгианская песочная терапия: избавление от проблем и познание себя в творчестве

Одним из наиболее комфортных и эффективных психотерапевтических методик, существующих в рамках арт-терапии, является песочная терапия, основанная на аналитических идеях Карла Густава Юнга.

Юнгианская песочная терапия стала востребованной и достигла широкой распространенности в психотерапевтических кругах. Она обрела популярность у клиентов и завоевала признание у психологов, благодаря тому, что метод:

  • является прекрасным и увлекательным способом познания своей личности;
  • дает шанс открыть свое глубинное «Я» и проявить подлинные, ранее неведанные таланты;
  • быстро и просто помогает избавиться от внутреннего напряжения, нервозности;
  • позволяет преодолеть робость и неуверенность, устранить тревоги и страхи;
  • предоставляет уникальную возможность восстановить целостность и гармонию внутреннего мира;
  • обеспечивает новыми функциональными инструментами для познания окружающего мира;
  • наделяет конструктивными навыками для противодействия жизненным трудностям.

  • В продуктах творчества на песке получают символическое отражение существующие у личности преграды, трудности, проблемы, обретают «реальную форму» волнения, страхи, комплексы. В процессе сеансов песочной терапии мешающие человеку ограничения и разрушающие обстановки покидают мир подсознания, как бы воплощаясь в создаваемых работах. Благодаря этому у творца появляется возможность удобным способом разрешить имеющийся конфликт и достичь психического исцеления. Удивительный эффект песочной терапии по Юнгу основан на хорошо изученных способностях психики: когда пугающие эмоции и разрушающие чувства находят отражение в реальном мире, то есть материализуются, становятся зримыми, осязаемыми, тогда индивидуум начинает взаимодействовать со своими воплощенными в жизнь переживаниями как с реальными объектами.

    Творчество на песке, как метод психотерапии, разработанный Дорой Калфф, базируется на естественных способах избавления от разрушающих ощущений, к которым прибегала каждая личность в свои детские годы: самовыражение в игре. Практически каждый из нас, будучи ребенком, любил создавать волшебный мир на песке. Мы воплощали свои смелые фантазии и дивные грезы, возводя сказочные песочные замки на морском побережье или берегу реки. Мы создавали странные фигурки в песочнице, наделяя их магическими качествами. Таким образом, в работах на песке юная особа смело выражала свои чувства, проявляла отношение к миру, тем самым не давая возможности тревогам и переживаниям отложиться глубоко в подсознательной сфере и сохраняя стабильное психоэмоциональное равновесие.

    Для работы с взрослой аудиторией последователи юнгианской песочной терапии используют стандартный набор инструментов:

  • поднос из дерева, дно и бортовые конструкции которого имеют небесно-лазурный цвет, символизирующий водную гладь и безоблачное небо;
  • ослепительно-чистый, сверкающий песок, цвет которого уже сам улучшает настроение и позволяет достичь гармонии;
  • вода;
  • коллекция форм фигурок небольших размеров.

  • Имеющиеся в наборе фигурки для песочной терапии представляют собой миниатюрную копию имеющихся в реальном мире объектов: как живых существ, так и предметов, создаваемых человеком. Каждая копия живого объекта наделена своеобразными чертами и качествами: она может быть ужасной или красивой, отталкивающей или привлекательной, доброй и злой, смелой или трусливой, грустной или веселой. В коллекции для песочной терапии присутствуют звери и птицы, дома и сооружения, предметы мебели и домашнего обихода, музыкальные инструменты и экипировка, одежда и продукты питания. В наборе для песочной терапии также имеются фигурки мифологических, фантастических объектов, как отрицательных, так и положительных персонажей: монстров, чудовищ, демонов и ангелов, волшебниц, фей.

    В отличие от иных психотерапевтических методов юнгианская песочная терапия отличается рядом очевидных выгод:

  • возможностью подбора своей коллекции фигурок с учетом особенностей каждого клиента;
  • простотой проводимых манипуляций и отсутствием необходимости для получения каких-то специальных навыков;
  • вероятностью не просто создания самобытного «песочного мира» каждым пациентом, но и возможностью вносить коррективы, изменения, разрушать или дополнять конструкцию.

  • Во время сеансов юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать свой неповторимый мир из песка, дать ему и каждому персонажу наименование, рассказать историю «их жизни». При этом персона может самостоятельно составлять свой арсенал фигурок, выбирая из предложенных вариантов те, которые ему симпатичны или, наоборот, пугают.

    Еще одним достоинством песочной терапии по Юнгу является то, что человек может создавать объемный мир, наделять своих персонажей особенными чертами, «общаться» со своими героями, их «воспитывать», «обучать». Создание на песке свободного и защищенного мира, в атмосфере которого воплощен весь понимаемый и неосознаваемый опыт индивидуума – перенос драмы из внутреннего мира в сферу реальности. То есть такой метод позволяет открыто выражать свои ощущения, не стесняясь своих чувств и не боясь быть непонятым окружающими. Любой травматический опыт индивида находит отражение в продуктах творчества на песке, при этом происходит оценка и исследование проблемы с другой точки зрения, глубокое переосмысление и иная интерпретация.

    Стоит отметить позицию психотерапевта во время сеанса юнгианской песочной терапии. Он не авторитарный руководитель, а активный наблюдатель, внимательный спутник, наблюдательный сопровождающий. Психотерапевт не вмешивается в процесс творчества и не направляет клиента по какому-то определенному сценарию. Он мудрый попутчик и свидетель процесса творения.

    Секрет успеха песочной терапии по Юнгу базируется на трех китах:

  • использование для самовыражения творчества, где нет ограничений и запретов;
  • возвращение в мир игры, благодаря которому можно легко отыскать оптимальные и адекватные решения трудных задач;
  • инсценировка желаемого, воплощение в жизнь фантазий человека.


  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: