Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели

Тема. «Нет ничего сильнее слова» (занимательный и познавательный урок русского языка в старших классах)

Ход урока.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, 22 ноября, в России отмечается День словарей и Энциклопедий. Инициатива празднования этого Дня принадлежит филологу и философу Михаилу Наумовичу Эпштейну. (слайд 1-2)

Это день рождения В. И. Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля. (слайд 3)

А этот праздник отмечается только в нашей стране?

Нет. Не только у нас. Например, в Америке День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. (слайд 4)

Вед.2.
- А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели и поэты, как А. Белый, С. Есенин и А. Солженицын».

Леня, а ты любишь читать Словарь?
Вед.2.
- Скажешь тоже – читать! Заглянуть могу, если не знаю, что означает то или иное слово, как оно правильно пишется или произносится. А читать, это ты преувеличила. Что там особо интересного вычитать можно?
Вед.1.

Ну, это как сказать. Очень даже много интересного, ценного и полезного. Из словаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Например, в толковом словаре Ожегова говорится, что «словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык». Словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже преподаватели, писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными.

Согласен. Тогда давай сегодня повторим и как можно больше нового узнаем о словарях. А Галина Леонидовна и ребята нам в этом помогут.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на 2 больших разряда:
1) словари энциклопедические
2) словари лингвистические (или – филологические) слайд 5

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает, тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма.

Ребята, а все ли из вас умеют пользоваться словарем? Давайте вспомним основные правила пользования словарем. (слайд 6)

Памятка работы со словарём.

1.Прочитай слово.

2. Определи, на какую букву оно начинается.

3. Найди в оглавлении, на какой странице эта буква.

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Ученик 1. Я представляю толковый словарь. (В руках книга)

Толковые словари очень важны. (слайд 7) Они объясняют значения слов. Самый известный толковый словарь, конечно, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он составлял его на протяжении всей жизни.
Кроме толкования значения слов (словарь насчитывает более 200 тысяч словарных единиц) словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц.

Не менее известны «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.
Количество слов в русском языке постоянно пополняется, поэтому назвать их точное количество невозможно. 17-томный Словарь современного русского литературного языка Академии наук насчитывает 131 тысячу 257 слов.
Знание языка необходимо для общения. Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Словарный запас Эллочки, героини Ильфа и Петрова, состоял из 30 слов. (просмотр отрывка из фильма). Негру из дикого племени Нумбо-Юмбо нужно более 300 слов. Шекспир использовал 12 тысяч слов, а современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 тысяч слов.

А теперь я проверю богатство вашего словарного запаса. Вы должны определить слово по его лексическому значению.

1. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж).
2. Отрезок времени, равный десяти дням. (Декада).
3. Нелепость, бессмыслица. (Абсурд).
4. Составная часть какого-либо соединения, смеси. (Ингредиент).
5. Человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое настоящее имя. (Инкогнито).
6. Растительный мир. (Флора).
7. Животный мир. (Фауна).
8. Степень отчетливости произношения. (Дикция).
9. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).
10. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).
11. Тоска по Родине. (Ностальгия)

Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых вы можете узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. Современный словарь иностранных слов имеет 20000 слов.

Я предлагаю вам 14 слов иностранного происхождения. Ваша задача поочередно брать в руки словарь иностранных слов, находить нужное слово и выяснять его происхождение. (Ребята сидят за одним общим столом. Это команда. Учитель дает карточку со словами.) (слайд 8)

Карточка

Брошюра, апатия, яшма, импозантный, блеф, кантата, муляж, псевдоним, эпиграмма, тендер, нейлон, идеология, эксцесс.

Давайте проверим, что получилось.

Большой популярностью у ребят и учителей пользуется Фразеологический словарь.
Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка.
- А что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение).- Давайте полистаем его. (слайд 9)

Бить баклуши (бездельничать)
одного поля ягода (
похожи в чем-то нехорошем)
вывести на чистую воду (
разоблачить чьи-то темные дела)
делать из мухи слона
(преувеличивать)
перемывать косточки (сплетничать, осуждать)
узнать, где раки зимуют (узнать, что такое настоящие трудности или настоящее наказание).
подковать блоху (проявить изобретательность, выдумку)

Поясните значение данных фразеологизмов.

А теперь самостоятельно соотнесите фразеологизм и его значение. (слайд 10-11)

    Значение «бездельничать».

    Трудное, безвыходное положение.

    Сильно ругать, отчитывать, бранить

    Незаметный, маловлиятельный человек.

    Хоть плачь

    Плевать в потолок.

    Хоть волком вой.

    Намылить шею.

    Шишка на ровном месте.

    Снимать стружку.

Ответы . 2, 1, 2, 3,4, 3, 4, 1.

Ученик. 3.
- Если же мы хотим узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нам на помощь придут орфографические и орфоэпические словари.
Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 2004 г., содержит около 180 000 слов.

Проверим ваши знания офографии и орфоэпии. (дети получают карточки) (слайд 12)

1. Выделите ударный слог в словах.

Включим, дозвонится, насорит, откупорил, торты, клала, еретик.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Стюарде..а, инте..генция, гал..рея, ко..ерсант, ветер..нар, гиг..байт, м..б..лизация.

Ученик. 4.

В лексике русского языка много слов, схожих по значению. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О словах-друзьях нам поведает Словарь синонимов. (слайд 13)

- Что такое синонимы? (Ответы уч-ся) Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию. Например: правда – истина.

Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя.

Подберите синонимы к словам: заметный, простор, убегать.

Проверка. (Учащиеся читают свои записанные слова. Ученик 4 читает все синонимы из словаря к данным словам.)

Словарей очень много. Посмотрите, о каких еще словарях мы сегодня не упоминали?

(Ребята перечисляют.) слайд 14

Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос вам поможет Этимологический словарь. Слайд 15

- Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – истина).

Загляните в этот словарь и прочитайте историю любого слова.
А еще существуют словари происхождения имен и фамилий. Вот и домашнее задание у вас будет сегодня необычное. Найдите и объясните происхождение своего имени и фамилии. Запишите в тетрадь.

Вед.2. Да, информации, действительно много. И не переваришь сразу. Получается, словарь – это книга книг. Это вся вселенная в алфавитном порядке.

Конечно. Поэтому нам с вами нужно научиться читать эту главную книгу знаний.

«Усердней с каждым днем гляди в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

\ Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Учитель благодарит ведущих, детей, гостей мероприятия.

Департамент образования г. Москвы

ЗОУДО ГОУ д/с 1671 компенсирующего вида

Конспект урока русского языка

«День рождения у куклы»

Составили и провели

Логопед Проскурякова Н.А.

Воспитатель Антропова А.С.

Москва 2009

Програ ммное содержание:

    Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, О, И. Учить выделять(на слух и произносительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память у детей. Активизировать словарь. Воспитывать бережливость, любовь к игрушкам.
Оборудование: игровой персонаж «Кукла», зрительные символы звуков (методика Т.А. Ткаченко), предметные картинки на звук А, картинки «Что забыл художник нарисовать?», угощение для гостей.

Ход занятия.

Логопед: I . Оргмомент. Ребята, вы любите играть? Наши пальчики, язычок, носик, ушки тоже любят играть. Игры с пальчиками («Замок», «Две сороконожки», «У Маланьи»).

II . Повторение. 1.Игра «Закройте глазки и послушайте звуки». Дети (предполагаемый ответ): Бумагой шуршат, бумагу режут, водичка льется, машины гудят и тд. Логопед: 2. «Назовите звук» (показываю зрительные символы звуков А, О, У, И). 3. «Спрятались звуки» (дети показывают зрительные символы, которые висят на стене). 4. «Угадай звук по артикуляции» (без голоса) А, О, У, И. 5. «Звуковой анализ ряда из двух гласных» (по артикуляции, по зрительным символам). Дети (предполагаемый ответ): «АУ» - Машенька в лесу заблудилась; «УА» - ребенок маленький плачет; «ИА» - ослик кричит. Логопед: Сколько звуков в слове «АУ» (УА, ИА)? Назовите первый звук, второй.

III . Знакомство с темой.1.Назовите имена, которые начинаются на звук «А» Дети (предполагаемый ответ): Аня, Алла и др. Логопед: 2.Назовите картинки, на какой звук они начинаются Дети (предполагаемый ответ): Ананас, аист, азбука и тд. Логопед: 3. Загадка. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет (мяч). 4. Физкультминутка. Раз, два - прыгай мячик, Раз, два - и мы поскачем, Девочки мальчики прыгают как мячики.

IV . Игра «Кто приехал?»1.Назовите одним словом (папа, мама, брат, сестра) Дети (предполагаемый ответ): Семья

Логопед:

2. Какие праздники бывают в семье?

Дети (предполагаемый ответ): День рождения и тд. Логопед: 3. У кукол тоже бывает день рождения. Имя у куклы начинается на звук А. Как её зовут? Дети (предполагаемый ответ): Аня, Аннушка. Логопед: 4. Кукла Аня приглашает вас на день рождения. Выберем подарки ей, но они должны начинаться на звук А.

V . Дети поздравляют куклу с днем рождения.1. Игра «Что забыл художник нарисовать?» Дети (предполагаемый ответ): У лошадки нет хвоста. У куклы нет руки. У мишки нет лапы и тд.

VI . Дети читают стихи А. Барто.

VII . Кукла приглашает детей к столу и угощает. Дети благодарят куклу за угощение и прощаются.




Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». 4


Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» 5




МОУ " Чойская СОШ " Атаманова И. В. 7






















ЯЗЫК ДО … ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 21


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 22


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 23


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 24


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 25


ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 26








Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. 34

1. Организационные моменты. Сообщение темы.

Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия, азбука, на доске записаны слова: “Cлава, вам братья, славян просветители”, на детях сарафаны, рубашки-косоворотки, костюм “Истории”, “Священнослужителя”.

Ход урока

Сообщение темы урока.

Учитель: Прочитайте на доске тему урока. Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

(Ответы учеников)

Учитель: Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:

Братья! Двоицу святую

В сей день радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласною

Да восхвалим их:

Радуйся, Кирилле,

Радуйся, Мефодие,

Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

Сообщение темы урока.

Чудесная традиция празднования Дней славянской письменности возрождена и в России. Мы вплетаем в этот славянский венок и свой русский цветок - Праздник русского языка. Готовимся мы к этому большому и очень важному духовно-просветительскому празднику заранее, уча и повторяя стихи, оды во славу великих учителей славянских!

(Стук в дверь, входит девочка на голове у неё табличка “История")

История: Добрый день. Кто я? Я приехала к вам в машине времени из далёкого прошлого, из IX века. Со мной лента истории с датами, именами, словами, понятиями. (Вывешивает на доску азбуку). Я вижу на доске такие слова: “Слава вам, братья, славян просветители”

Кто такие братья? Кто такие славяне?

Как вы понимаете слово просветители?

Учитель: Память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия празднуется во всем христианском мире - 24 мая.

Святые Кирилл и Мефодий пред нами

Их праздник великий и славный мы чтим.

Простые их буквы - не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами Великого Вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга

Те искры святые они пронесли,

И их не задула суровая вьюга,

Они разгорелись по лону земли.

Вы чистые, юные, милые дети!

Любите угодников этих святых!

И пусть перед вами в таинственном свете

Сияют их лики в венцах золотых.

В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде.

В беде - повторяйте вы их имена.

Учители наши, Кирилл и Мефодий

Хранят нас молитвой на все времена.

История: Есть много версий о происхождении слова СЛАВЯНИН, одна из них такая, что оно произошло от слов СЛЫТЬ, ПРОСЛЫТЬ, т. е. стать известным, славиться или прославиться. Учёный писал, что по именам своих героев народ сначала так именовался внутри своей страны, а затем “славное” имя утвердилось по всему миру.

Учитель: Так кто же просветители славян, в чём же они прославились? Послушаем историческую песню, которую написала семья Дьяковых.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море-океан,

А тот подвиг жив, сквозь века прошел

И в звучанье букв воплотился он.

Ой, давным-давно, 1000 лет назад

К императору, да великому,

Человек пришел из Моравии

С болью, с просьбою за народ за свой -

Вести проповедь, да понятную,

Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Не случайно же выбор пал тогда –

На Кирилла-свет да Мефодия,

Братьев Солунских с Македонии.

Обручен Кирилл с детства с Мудростью,

Он наук познал тайны важные,

Опыт был богат и душа чиста.

А Мефодий-брат очень скромен был,

Опекая во всем брата младшего,

Брата младшего да любимого.

И создал Кирилл во короткий срок

Письмена славян, чтоб учить по ним,

За основу взял буквы древние,

Буквы древние, финикийские.

И Евангелие, и Псалтырь он взял,

Перевел он все с языка гречан,

Мефодий-брат помогал ему.

С родной матушкой распростившися,

И со тщанием помолившися,

Братья светлые в путь отправились,

В трудный путь пошли, на чужбинушку.

В город Велеград понесли они

Свои знания да бесценный труд.

Встретил их народ с большой радостью,

Ростислав почет им оказывал.

И внимали все с изумлением

Чудным звукам родных и понятных слов.

Люди - вестники да избранники,

Одаренные, озаренные,

В трудный путь идут, тяжкий крест несут,

Но в веках живут их деяния.

Учитель: Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.

Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".

История: А как вы понимаете такое выражение “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”, “Не суйтесь, буки, наперёд азов”. Это всё о буквах сказал славянский народ. А какие пословицы и поговорки о слове, буквах знаете вы? (Раздавать жетоны)

(Дети называют пословицы, а история раздаёт жетоны).

С появлением национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории, но не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. Славянская, а значит, и наша русская письменность имеет удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года можем определить время ее появления, но и знаем имена её творцов - это святые братья Кирилл и Мефодий.

Учитель: В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были не такие корявые, как у некоторых наших учеников, а ровные, прямые, чёткие. А ещё разрисовывали заглавные буквы кисточкой, и эти буквы были больше похожи на разные предметы и людей. Назывались заглавные буквы БУКВИЦЕЙ. А писали раньше чернилами, которые делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их звали ХАРАТИЙНЫЕ СВИТКИ/Церковно-славянской азбукой-" Кириллицей "в неизменном виде по сей день пользуется наша Русская православная церковь.

История: Предлагаю всем отправиться в далёкое прошлое. Закройте все глаза... 1,2,3.

(Выходит ученик в одежде священнослужителя)

Священник-ученик: Садитесь, чада, мои.

Детки! Вы должны

Просыпаться ранёхонько,

Умываться белёхонько,

В Божью церковь собираться,

За азбуку приниматься!

Богу помолиться!

И тогда всё у вас будет в порядке. Итак, повторяем буквы.

Аз, буки - бери указку в руки,

Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели,

Ер, еры - упал дедушка с горы,

Аз, буки - вот и все науки.

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Сегодня мы поговорим о современном состоянии русского языка и о его месте в мире.

2. Задание . Запишите начало фразы и сочините ее продолжение: «Для меня русский язык – это…» Сделайте так, чтобы получилось сложноподчиненное предложение, часть которого осложнена однородными членами. Объясните постановку тире в предложении.

3. Упражнение 13 . Прочитайте стихотворение вслух.

Как можно назвать переживание, интонацию, живущие в стихотворении?

Как вам кажется, как бы продолжил предложение о русском языке автор этого стихотворения?

Слово учителя о (крупнейший писатель ХХ века, нобелевский лауреат, эмигрировавший в 1920 году в возрасте 50 лет во Францию, писал там только о России, которую увез с собой в сердце, и только на русском языке, хотя более 30 лет прожил на чужбине и прекрасно владел французским языком)

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Это стихотворение, написанное им в 1918 году на юге России, куда он вынужден был «отступить» с белой армией, - прощание с родиной.

Давайте посмотрим, какие возможности предоставил родной язык поэту для выражения сложной гаммы чувств?

Определите стиль речи этого текста.

Обратимся к тексту другого стиля.

Cвятые Кирилл и Мефодий

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

4. Упражнение 9 . Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится?

Выполните задания из упражнения.

5. Упражнение 1 . Из этого упражнения выберите 2 вопроса, на которые вам интересно было бы ответить. Запишите ответы в тетради и прочитайте их в малых группах.

6. Прочитайте тексты упражнений 2,6,8 и сформулируйте несколько причин, по которым сейчас важно и нужно изучать русский язык как гражданам России, так и иностранцам.

(Дополнительная информация предложена в виде компьютерной презентации, слайды которой содержат данные, опубликованные в Интернете в связи с празднованием «Дня славянской письменности и культуры»)

7. Обобщение.

Что нового вы узнали о месте и роли русского языка в современном мире? Что заставило встревожиться, а что – возгордиться вас как носителей этого языка? Какие выводы, важные для себя, вы сделали о родном языке?


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
Учитель начальных классов
Крячко Светлана Николаевна
2015 год
Работа заняла I место во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченном ко Дню русского языка, проводимом на Всероссийском Общеобразовательном Портале «Продлёнка. орг» www.prodlenka.org c 15 мая 2015 года по 28 июля 2015 года.
Работа опубликована на авторском сайте http://teacher-kriachko.ru/index.php/lesson-preparation/development-lessons/9-povtorenie
Конспект открытого урока по русскому языка
в 3 классе (УМК «Школа 2100»)
Тема: «Повторение знаний о тексте, предложении, частях речи» (урок №156)
Урок проводится в рамках Недели русского языка, посвящённый Дню русского языка. Это урок закрепления изученного, построен на основе работы с текстами сказок А.С. Пушкина.
Цели. 1. Обобщить и углубить знания о тексте, предложении, частях речи. Показать красоту поэзии Пушкина. Донести до сознания детей значимость творчества А.С. Пушкина для формирования литературного русского языка.
2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к творчеству Пушкина.
Формируемые УУД
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Предметные: Знать: основные характеристики текстов, видов предложений, главных членов предложения.
Уметь: определять предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов; находить грамматическую основу в предложении; разбирать слова как часть речи.
Метапредметные:
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: интерактивная доска; магнитная доска; плакат «Дуб»; карточки «листья дуба», карточки для работы в группах; авторская презентация «Закрепление знаний о тексте…», авторская презентация «Физминутка по сказкам Пушкина».Форма проведения: урок закрепления знаний.
Данный урок проводится по разделу «Закрепление изученного в 3 классе», с целью углубления знаний о тексте, предложении, частях речи, а так же для воспитания интереса к изучению русского языка.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
Постановка проблемы. Определение к деятельности.
Учитель. Кто автор этих строк? Слайд 2
«У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...»
Есенин С.А.
Бальмонт К.Д.
Пушкин А.С.
Маршак С.Я.
Дети. Пушкин.
Учитель. Что писал Александр Сергеевич?
Дети. Стихи, сказки, повести.
Учитель. А как одним словом можно назвать всё это: стихи, сказки, повести?
Дети. Это тексты.
Учитель. А из чего состоят тексты?
Дети. Тексты состоят из предложений.
Учитель. А из чего состоят предложения?
Дети. Предложения состоят из слов.
Учитель. А как мы называем слова в речи?
Дети. Части речи.
Формулирование темы и целей урока.
Учитель. Итак, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Тема сегодняшнего нашего урока:
Повторение знаний о тексте, предложении, частях
Учитель. Давайте, сформулируем цели нашего занятия. Слайд 3
Вспомнить...
Упражняться…
Дети. Вспомнить всё, что знаем о предложении, о частях речи, о текстах.
Упражняться в разборе предложений, в определении частей речи.
Учитель. Ребята. А как вы думаете, почему в начале урока мы вспомнили об А.С. Пушкине?
Дети. (Предположения детей)
Учитель. Да, сегодня мы будем повторять эти знания, опираясь на тексты Пушкина.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
2015 год в России объявлен годом литературы. 6 июня – День русского языка. Это российский и международный праздник. А отмечается он в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799г. Слайд 4.
- А как вы думаете, почему именно этот день выбрали для этого праздника?
Дети. Потому что Пушкин написал много интересных произведений (и т.п.).
Учитель. Совершенно верно. Пушкин ещё при жизни был признан гением. В филологии, это наука о языке, он рассматривается как создатель русского литературного языка. Вот. Что писал о нём русский писатель Тургенев И.С.: (Слайд 5)
«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого…»
Древнегреческий и латинский языки считаются классическим, т.е. самыми главными. На них была написана Библия. Вот какую высокую оценку дали иностранные филологи (это учёные, изучающие языки) нашему языку, благодаря Александру Сергеевичу.
Орфографическая минутка.
Учитель. Запишите дату, классная работа.
Запишите предложение, подчеркните все известные орфограммы. (Слайд 6)
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. (Работа в тетрадях, комментирование)
Повторение знаний о тексте.
Учитель. Что мы называем текстом?
Дети. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
Учитель. Какие виды текстов вы знаете?
Дети. Текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание.
Учитель. Вот у нас есть тоже волшебный дуб, и мы украсим его листьями. (На магнитной доске рисунок дуба. Учитель прикрепляет листы со словами: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.)Дайте характеристику каждому типу текстов.
Дети. Отвечают.
Повторение знаний о предложении.
Учитель. Из чего состоит текст?
Дети. Текст состоит из предложений.
Учитель. Что вы знаете о предложении?
Дети. Предложение выражает законченную мысль.
Работа в группах.
Учитель. Сейчас вы выполните задания в группах.
1 группа.


группа.

Охарактеризовать каждый вид.
группа.


группа.

Дайте определения известным членам предложения.
Ответы детей. Дети маркером пишут термины и прикрепляют к «дубу». (Повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, распространённое, нераспространённое, подлежащее, сказуемое)
Развитие орфографической зоркости.
Учитель. Сейчас мы с вами обратимся к творчеству Пушкина. Ребята, какие сказки написал Александр Сергеевич?
Дети. Отвечают.
Учитель. Многие дети знакомятся со сказками Пушкина ещё до школы. Сейчас вы отгадаете волшебные предметы и героев из сказок Пушкина.
Дети записывают отгадки, объясняют орфограммы, называют сказки. Слайд 7.
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)У царицы злой-презлой
Собеседник не простой.
Не живой, но говорящий,
Скажет правду настоящую. (Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)Туча по небу идёт,
Что-то по морю плывёт,
В нём царица и рёбёнок.
Ну-ка, не зевай,
Этот транспорт угадай! (Бочка. «Сказка о царе Салтане»)Чуть опасность затаится –
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)Живёт батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)Учитель. А сейчас настало время отдохнуть. Мы выполним упражнения вместе с героями сказок Пушкина.
Физминутка. Выполняется на фоне мелодии в гостях у сказки. Дети выполняют упражнения.
Закрепление знаний.
Учитель. А сейчас мы отправимся в прекрасный мир Пушкинской поэзии.
(Картинки из сказок, задания по каждой сказке.)
«Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 8
«Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику, каждому предложению по цели высказывания. (Дети отвечают)
- Запишите побудительное предложение.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Слайд 9
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!»
Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику этим предложениям по интонации.
«Сказка о царе Салтане» Слайд 10
«В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет»
Спишите предложение, подчеркните главные члены.
- Что вы можете сказать о предложении?
Дети. Это предложение сложное, в нём четыре грамматических основы.
Учитель. Начертите схему этого предложения. (Проверка через камеру на интерактивной доске)
«Сказка о золотом петушке» Слайд 11
«…Верный сторож как со снаШевельнётся, встрепенётся,К той сторонке обернётся»
Учитель. О ком эти строки? (О петушке)
- Объясните расстановку знаков препинания.
Дети. Это предложение с однородными сказуемыми.
Учитель. Запишите это предложение. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
«Сказка о попе и работнике его Балде» Слайд 12.
Учитель. Наконец, мы в «Сказке о попе и работнике его Балде»
Какие части речи вы знаете?
Списать предложения, обозначить части речи.
I вариант.
«Живет Балда в поповом доме…»
II вариант.
«Пошёл Балда в ближний лесок…»
Разобрать как части речи: живёт, (в) ближний
Проверка с комментированием.
Рефлексия. Слайд 13
Вот такие прекрасные сказки написал А.С. Пушкин.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что вы узнали нового о Пушкине?
- Какие мы совершенствовали знания?
- А теперь раскрасьте листочки дуба, каждый листик может быть разноцветный: (Слайд 14)
Узнали новое
Было интересно
Удивило
Захотелось узнать новое о Пушкине
Листочки прикрепляются к магнитной доске.
- Вот какой у нас получился красивый дуб! Я вижу много красного цвета.
Ребята, что же вам захотелось узнать об Александре Сергеевиче?
(О его семье, о творчестве, как и где он учился, чем любил заниматься)
- Где можно об этом узнать?
(В библиотеке, в Интернете)
Домашнее задание. (Слайд 15)
Из текстов стихов или сказок А.С. Пушкина выписать три понравившихся предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
Используемые ресурсы.
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
http://miniskazka.ru/pushkin_saltan/saltan2.htmlhttp://miniskazka.ru/pushkin_rybak/rybak.htmlТексты сказок А.С. Пушкина
Приложение 1
группа.
Какие предложения бывают по цели высказывания? (На листах написать термины)
Дать устно характеристику каждому виду предложений по цели высказывания.
группа.
Какие предложения бывают по интонации? (На листах написать термины)
Охарактеризовать каждый вид.
группа.
Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (На листах написать термины)
Дайте характеристику этим видам предложений.
4группа.
Что такое грамматическая основа предложения? (На листах написать термины)
Дайте определения известным членам предложения
Приложение 2



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: