Шведские детские писатели. Сказочная швеция

Словосочетание «Скандинавская детская литература» давно уже у всех на устах и воспринимается совершенно гармонично. Мы все едва ли не с детства знаем книги Астрид Линдгрен и Туве Янссон и с удовольствием передаем любовь к ним нашим детям. А знаете ли вы, что в день рождения великого датского писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, 2 апреля, с 1967 во всем мире отмечают праздник детской книги?

Моя любовь к странам Скандинавии и их искусству особенная. Моя мама уже много лет живет в Норвегии, а я сама закончила институт с дипломом по скандинавской детской книге. Я всей душой люблю норвежскую, шведскую, датскую и финскую литературу для детей и даже собираю небольшую коллекцию особо замечательных авторов. Писатели из холодных нордических стран обладают, на мой взгляд, одной очень сильной и уникальной чертой — они могут смело и без прикрас рассказывать о реальных происшествиях в жизни. О том, что может случиться с людьми — большими и маленькими, о том, как можно и нужно преодолевать препятствия и невзгоды, о том, что все люди имеют свое право на ошибки. Эти сказки совсем не похожи на привычные нам: где принцессы ждут принцев, где все по волшебству вдруг меняется в один миг, превращаясь во что-то прекрасное и совершенно невероятное. У скандинавов все намного чище, проще, ближе к настоящей жизни. Это и привлекает меня. Мне кажется, нашим детям, да и нам самим, очень не хватает этой правды. Правды с самого детства. Осознания, что в жизни бывает всякое, но нет неразрешимых бед. Нужно только воспитывать в себе упорство, жизнелюбие и стойкость, а также любовь, понимание и сострадание.

Когда я только научилась читать, первой книгой для меня стала «Приключения в лесу Ёлки-на-горке» Турбьерна Эгнера. Затем, конечно, я перечитала все, что нашла у Астрид Линдгрен и Туве Янссон, и сказки скандинавских писателей во всех сборниках, что встречались мне в библиотеках. Таинственные и мрачноватые истории про троллей завораживали меня. Уже в институте я снова увлеклась детской книгой, и открыла для себя современных норвежских и шведских авторов, таких как Мария Парр, Ульф Старк и Мони Нильсон-Бренстрём. Они глубоко поселились в моем сердце, и мне даже совсем не жаль, что я читала их произведения уже будучи взрослой. Веселые истории про Самсона и Роберто Ингвара Абьернсена тоже покажутся увлекательными как взрослым, так и детям. И, в заключение: «Тутта Карлсон, первая и единственная» шведского писателя Яна Улофа Экхольма и «Папа, мама, восемь детей и грузовик» от норвежки Анны Катарины Вестли.

Надеюсь, вам удастся отпраздновать день детской книги совместным прочтением одной из рекомендованных мной книг, а в дальнейшем, познакомить своих чад и с другими великолепными произведениями скандинавских авторов!

Источник изображения: goodfon.su

Лучшие скандинавские писатели известны всем и каждому: Астрид Линдгрен и Туве Янссон, Сакариас Топелиус и Сельма Лагерлеф. Да что там говорить, ведь и Ганс Христиан Андерсен – тоже скандинав, датчанин. Видно, у них там на полуострове воздух особый, сказочный.

Но сегодня мы оставим в покое вышеупомянутых классиков детской литературы и вспомним других. Может быть, чуть менее известных, но не менее талантливых. Итак, наш топ-10! Лучшие скандинавские писатели! Лучшие книги для детей!

1. Свен Нурдквист «История о том, как Финдус потерялся, когда был маленький»

Если говорить про современные детские книги, то без Нурдквиста – никуда. Его стали любимцами детей по всему миру. И не удивительно, ведь в книгах этой серии описывается идеальное детство: рыбалка и походы, блины с вареньем и прыжки на кровати, фейерверки и приключения, и фрикаделька, посаженная в огороде, – а вдруг из нее что-нибудь вырастет?

2. Георг Юхансон «Мулле Мек в мастерской»

Еще один шведский писатель, которому удалось создать яркий и запоминающийся образ, – это Георг Юхансон, «книжный папа» Мулле Мека. Все мамы мальчиков знают про , и некоторые мамы девочек – тоже. Этот умелый человек все время что-нибудь мастерит, попутно объясняя читателям устройство автомобиля или принцип постройки дома. Почему он так нравится детям? Может быть, потому, что немного похож на волшебника. Только вместо волшебной палочки у а – отвертка, молоток и другие инструменты, с помощью которых он может сделать что угодно!

3. Фрид Ингульстад «Кривуля»

Какая же скандинавская литература да без гномов? В рождественской сказке норвежской писательницы Фрид Ингульстад есть и гномы, и тролли, и ниссе, – в общем, полный набор персонажей, необходимых для увлекательной волшебной истории. А главное, здесь есть любовь и доброта, помогающие невзрачному смешному малышу обрести не только верных друзей, но и новую семью, и уютный дом, где он наконец-то почувствует себя счастливым!

4. Турбьерн Эгнер «Люди и разбойники из Кардамона»


Еще один норвежец в нашей подборке, Турбьерн Эгнер. Его сказки издавались на русском языке еще в советские времена. И сейчас мы с удовольствием читаем переиздание самой известной сказки Эгнера – о трех смешных и совсем не страшных разбойниках из Кардамона, которые всякий раз отправляются грабить, а попадают в переплет. Но жители города Кардамона – добрые люди, и потому в финале книги разбойники перевоспитываются и находят новые профессии себе по душе.

5. Альф Прейсен «Старушка-крошка-с-чайную-ложку»

Какое длинное имя у старушки – главной героини этой книги! А сама , наоборот, очень маленькая. Такая маленькая, что не осилила бы самые обычные дела по дому, если б не обладала она волшебным умением делегировать полномочия и уговаривать кошку вымыть посуду, а блинчик – самостоятельно перевернуться на сковородке. Смешные истории об этой старушке очень нравятся детям – и учат не сдаваться в любой ситуации!

6. Анне-Катрине Вестли «Щепкин и коварные девчонки»

Норвежская писательница Анне-Катрине Вестли хорошо знакома читателям во всем мире. – дети, веселые, неугомонные искатели приключений. А у детей иногда бывают очень чудные друзья. Например, Щепкин. Вроде бы обычная бессловесная сосновая коряжка, – но для Малыша он становится лучшим другом. Вдвоем с Щепкиным – не страшно, не одиноко, и уж точно – не скучно!

7. Анника Тор «Остров в море»

Если вы ищете интересные книги для подростков, то обратите внимание на произведения Анники Тор. Самой лучшей ее книгой по праву считается , о судьбе сестер Штеффи и Нелли, увезенных из оккупированной фашистами Австрии в нейтральную Швецию. В книге затронуты серьезные проблемы (война, фашизм, антисемитизм, религиозные предрассудки), но в то же время – это книга о взрослении и первой любви, новых платьях и обстриженных косах, свиданиях в кондитерской и долгих прогулках у пруда с лилиями. Одним словом, все, как в жизни, – и радостное, и серьезное вперемешку.

8. Мария Грипе «Навозный жук летает в сумерках»

Мария Грипе – одна из самых знаменитых шведских писательниц. От ее книг невозможно оторваться. – это повесть, где реальность мастерски переплетается с мистикой, любовные письма спрятаны под половицей, а загадочные события так и просят провести детективное расследование. Трое подростков исследуют таинственное Селандерское поместье. А, как известно, подростки – народ дотошный, поэтому все тайны и секреты рано или поздно будут разоблачены!

9. Мария Парр «Тоня Глиммердал»

Как там звучит старинная пословица? «Чтобы воспитать одного ребенка, нужна целая деревня»? В повести как раз и описана подобная ситуация, ведь главная героиня книги – Тоня – один-единственный ребенок в глухой норвежской деревушке. Но один этот ребенок устроит в деревне настоящий шурум-бурум и наведет порядок в жизни всех взрослых, с которыми сведет ее судьба. Добрая, искренняя, очень смешная книга – об очень важных вещах.

10. Руне Белсвик «Простодурсен»

В этот день 110 лет назад умер Генрик Ибсен. А мы вспоминаем наиболее ярких скандинавских писателей и их книги.

Генрик Ибсен, Пер Гюнт
Ибсен был норвежским драматургом и основателем новой европейской драмы. Одной из наиболее известных его пьес является Пер Гюнт. Главный герой хочет восстановить репутацию и положение в обществе, потерянные спившимся отцом. Однако совершает глупость, в результате которой вынужден покинуть родные места. Он провел в скитаниях много времени, был работорговцем в США, проворачивал темные сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне, был вождем бедуинов и даже пытался соблазнить дочь бывшего вождя. А закончил свой путь в сумасшедшем доме в Каире, став императором. И когда же наконец он приходит в себя, то отправляется домой, где с аукциона продают его вещи, а сам он пытается при помощи довольно странны субъектов понять, когда же в прошлой жизни он был самим собой? И был ли вообще? И вот, когда Пер Гюнт уже совсем отчаялся, в своем старом доме он видит Сольвейг - девушку, любившую его перед его бегством из родных мест, которая сообщает, что ждала его здесь с тех самых пор, и что он все эти годы оставался для нее самим собой.Ларс Соби Кристенсен, Полубрат
Эта суровая норвежская сага о трех женских судьбах начинается с изнасилования внучки на чердаке. И в дальнейшем сюжете будет мало хорошего. В результате насилия на свет появился Фред - угрюмый и отстраненный, который постоянно исчезал и что-то искал. Его брат Барнум был коротышкой с кучей комплексов, ненавидящим свое детство. Прабабушка жила прошлым и надеждами, которым не суждено было сбыться, бабушка была более, чем странной, а на лице матери навсегда остался отпечаток страданий и скорби. Вроде бы, одна семья под общей крышей, но каждый живет отшельником в своей сложном мире, куда никто и никогда не достучится до самого последнего дня.Сингрид Унсет, Кристин, дочь Лавранса
Семейная сага, принесшая своему автору в 1928 г. Нобелевскую премию. Это трилогия, охватывающая события с 1310 по 1349 г. Ее главной героиней является вымышленный персонаж Кристин, дочь Лавранса, уважаемого и состоятельного хозяина усадьбы Йорюндгорд в долине Гюдбрандсдал. Первая часть расскажет о детстве, юности и замужестве девушки, случившемся после ряда трагических событий. Во второй она становится хозяйкой огромного поместья, растит детей и теряет все имущество после того, как муж принял участие в заговоре против короля. А в третьей ее семью преследуют сплошные беды, умирает супруг, один за другим вслед за ним уходят сыновья. И сама Кристин, спасая ребенка, которого хотели принести в жертву, заражается чумой и умирает в окружении всех своих детей и близких, явившихся ей в предсмертном бреду.Питер Хег, Смила и ее чувство снега
Если вам до сих пор не были знакомы понятия шуга, ледяное сало или паковый лед - фрекен Смилла вас просветит. Поскольку у этой девушки необыкновенное чувство снега и всего, что с ним связано. На простом куске замерзшей воды она способна разглядеть такие секреты, которые должны были навсегда остаться скрытыми от людских глаз. А после вы вместе отправитесь в рискованную экспедицию на атомном ледоколе, во время которой под монотонный гул двигателей переживете не одну бурю и будете мучительно мерзнуть, пока Смилла будет расследовать чудовищное убийство маленького мальчика. И, разумеется, этот скандинавский снег тоже покажется почти настоящим.Кнут Гамсун, Голод
Это был первый роман, созданный Гамсуном, и принесший ему европейскую известность. Хотя Нобелевскую премию в 1920 г. он получил за книгу Соки земли . Герой книги - безымянный молодой человек. Он пишет статьи в газеты и хочет работать, однако выбранные им темы настолько специфичны, что их никто не читает. А заработанных денег хватает лишь на несколько дней. Он продает все свое скудное имущество и целыми днями скитается по городу, шокируя прохожих неадекватным от голода поведением. Его постоянно преследует эротическая фантазия о прекрасной, живущей в замке Илаяли, с которой он отождествляет всех женщин. И вот когда он совсем отчаивается, то случайно попадает на пристань и отправляется в дальнее путешествие на русском корабле.Стиг Ларссон, серия Миллениум
Это именно та трилогия, первой частью которой стала, нашумевшая не так давно Девушка с татуировкой дракона . Следующие две называются Девушка, которая играла с огнем и Девушка, которая взрывала воздушные замки . Однажды, распутывая сложное дело о загадочном исчезновении, случившемся 40 лет назад, детектив и журналист Микаэл Блумквист встретит хакера Лисбет Саландер - еще одну молодую особу с нелегкой судьбой. Начатое ими расследование выведет на след серийного убийцы. А сами они долгое время будут пытаться понять, есть ли между ними что-то еще кроме секса.Ю Несбё, Снеговик
Одна из книг серии, посвященной детективу Хари Холле, которая, собственно, и принесла автору популярность. Он работает в полиции Осло, страдает алкоголизмом, борьба с которым кочует с ним из книги в книгу, и расследует при этом самые запутанные дела серийных убийц. В Снеговике речь идет как раз о таком маньяке. Он убивает женщин, оставляя на каждом месте преступления снеговика. Изучив все материалы последних дел, Харри приходит к выводу, что все жертвы исчезают с выпавшим первым снегом. И эта цепь чудовищных преступлений берет свое начало четверть века назад.Юхан Борген, Маленький лорд
Эта трилогия расскажет о жизни Вилфреда Сагена, родившегося в начале XX века в богатой буржуазной семье. В первой книге он выступает маленьким ангелочком, которого боготворят все вокруг, даже не догадываясь о его лицемерии и двуличии. Он очень умен, поэтому у него нет друзей, ему не интересно в школе, и он сбегает из дома. Однако за пределами родительского дома попадает во всевозможные неприятности и едва не погибает. Вторая и третья части Темные воды и Теперь ему не уйти расскажут о дальнейших событиях в жизни главного героя, а заодно и Норвегии на фоне Первой, а затем и Второй Мировой войны.Юхан Теорин, Ночной шторм
Скандинавская литература славится своей мрачной атмосферой, но что-то в ней есть такое, что заставляет вновь и вновь к ней возвращаться. Итак, на далеком северном острове, омываемом штормами, из бревен, прибившихся к берегу после кораблекрушений, построен хутор, на который переезжает жить молодая семья. Вскоре при загадочных обстоятельствах ледяное море забирает Кэтрин. Ее муж знает о том, что дом полон призраков, и опасается их прихода к Рождеству, пусть даже с ними будет и Кэт. Однако ему стоит бояться вовсе не мертвых.Сельма Лагерлеф, Перстень Левеншельдов
И снова трилогия от лауреата Нобелевской премии 1909 г. К слову, Сельма была первой женщиной, ее получившей. В первой книге речь идет о проклятом перстне Левеншельдов и несчастьях, которые кольцо приносило своим хозяевам. Оно переходило из рук в руки, и постепенно попало в поместье Левеншельдов, в котором призрак бывшего владельца, старого барона, истязал всех жильцов, пытаясь вернуть его в свою усыпальницу. Что в скором времени и произошло благодаря сообразительности одной из работниц. Во второй части родовое проклятье продолжает преследовать наследников, в результате чего заживет долго и счастливо лишь жена одного из них, не связанная кровными узами. А из третьей мы узнаем о нелегкой женской судьбе Анны Сверд, которая выходила замуж полная надежд. А в итоге оказалась хозяйкой скромного домишки, где ей была уготована роль пожизненной служанки.

Либеральная шведская модель может шокировать; что ж, возможно, для шведских детских книжек следовало бы изобрести знак «18 минус» – только для несовершеннолетних. А возможно, было бы лучше снабжать эти тексты наклейкой «обязательно читать и взрослым тоже» – должны же те научиться уважать право ребенка быть не таким, как все.

1. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»

Искрометные повести о девочке с волосами морковного цвета написаны в конце 1940-х - и по-прежнему остаются непревзойденным эталоном детской литературы нового времени, а сама Пеппи – для иностранцев, по крайней мере – и вовсе превратилась в символ Швеции, что-то вроде Марианны для Франции. Фигура в разноцветных чулках выглядит, мягко говоря, противоречиво: с одной стороны, воплощение скандинавского свободолюбия, что ни реплика - то декларация независимости, с другой, возможно, этой марианне не помешало бы внимание детского омбудсмена, особенно в те моменты, когда она начинает предлагать ровесникам попробовать, например, мухоморов. Со своей силищей Брюнгильды Пеппи похожа не то на супергероиню из комиксов (очень шведских, не марвеловских и не дисишных; хотя и в тех явно не потерялась бы), не то на бомбу - причем далеко не замедленного действия. Идею вырастить на этой в хорошем смысле шокирующей книге послушного ребенка лучше оставить в покое. Зато – почти гарантированно – на ней можно воспитать человека, который очень всерьез воспринимает идею равных прав для мужчин и женщин ; если уж на то пошло, именно после прочтения «Пеппи» даже взрослые мужчины превращаются в убежденных феминистов.

2. Свен Нурдквист Серия о Петсоне и Финдусе

Иллюстратор и сочинитель Свен Нурдквист – создатель, весьма вероятно, лучшего в мировой литературе кота: сметливого, трогательного, непослушного, похожего на ребенка-любимца, которому прощается любое хулиганство. И хотя главный поставщик сюжетов – Финдус, важнее здесь – атмосфера, за которую отвечает патрон и супервайзер кота, чудаковатый фермер Петсон. Петсон мастер на все руки, он старается не покупать ничего нового, а использует, перепридумывает и переизобретает старые вещи. Книги об этой парочке – экспедиции в уникальный по нынешним временам мир, где ручное производство бесспорно привлекательнее фабричного, массового, и где примитивные старые долгоиграющие вещи оказываются ценнее высокотехнологичных одноразовых. Книжки транслируют ощущение экологичности : деревенские технологии делают мир возобновляемым – и заслуживающим именно любви, а не просто потребления. Остроумные комментаторы нурдквистовского цикла даже назвали Петсона термином антрополога Леви-Стросса: «бриколер» – самостоятельно мыслящий, технически компетентный и не зависимый от чужого сырья человек. Мало того, он носитель многих других качеств, которые обычно приписываются как раз шведам : самодостаточность, самостоятельность, независимость мышления и способность создавать уют. Но и награда за все эти достоинства – королевская: лучший в мире кот-ребенок.

3. Матс Страндберг, Сара Эльфгрен “Круг”

Крупнотоннажный мистический роман про компанию старшеклассниц, чьи экстрасенсорные способности и компетентность в эзотерических практиках могут, по части разнообразия, сравниться разве что с их проблемами в сфере личной жизни. Обитательницы депрессивного городка, где количество употребляемого на душу алкоголя сильно выше среднего, они живут в постоянном стрессе – и вынуждены то расколдовывать древние символы, то расследовать подозрительное самоубийство своего ровесника. В книге множество моментов, когда инфернальная атмосфера сгущается до такой степени, что ее, кажется, можно нарезать кусками, как масло. Озадачивающая комбинация школьной повести, молодежного детектива и мистического триллера (с одной стороны, контрольные по химии, травля одноклассников и одержимость сексом, с другой - гадания, тренинги, пророчества, магические упражнения) выглядит яркой и освежающей. Между прочим, «Круг» (Круг Силы, куда входят Избранные) – лишь первый роман из целого цикла «Энгельсфорс», созданного дуэтом шведских писателей (Страндберг – известный журналист, Эльфгрен – сценаристка). Этим школьницам-ведьмам еще не раз придется спасать мир от гибели, и битва между добром и злом - далеко не последняя.

4. Барбру Линдгрен «Лоранга, Мазарин и Дартаньян”

Лауреат премии имени своей однофамилицы, Барбру Линдгрен обладает недюжинной фантазией, и лучшее тому свидетельство – повесть с металлофонно-звонким названием «Лоранга…». Это не столько законченная история, сколько случайно выбранный фрагмент из жизни одной веселой семейки: Мазарин – мальчик, Лоранга – его отец, а Дартаньян – дед Лоранги. «Лоранга» – мир, где размыты возрастные различия, границы между людьми и животными, одушевленными и неодушевленными предметами. Здесь водятся стада тигров и жирафы-постелееды, на хоккейном матче «Россия-Канада» играют швабрами и помидором, а персонажи обмениваются репликами вроде «Никакой я не водопроводчик, я индеец Оленья Нога» или «У меня такая высокая температура, что градусник пополам лопнул». Мир Лоранги – пространство, где большинство физических законов – не работают, формальная логика – отменяется, а противоречие перестает быть проблемой. Люди и предметы натыкаются друг на друга – именно что нарочно: раз есть противоречие – есть жизнь и движение, динамика и энергия, веселое безумие. Все это конструктивное отстранение, оказывается, отлично транслируется на русский язык, во всяком случае, благодаря переводу, где есть, к примеру, «шоколадный спундиг с взмытыми сивками» и болезнь «лайрингит» (когда все время гавкаешь по-собачьи). «Лоранга» напоминает шведскую версию «Путаницы» Чуковского; а еще, пожалуй, цветное кино, каким его увидели самые первые зрители; как выразился о нем филолог Шкловский – «взбесившийся ландрин».

5. Хеннинг Манкелль «Бегущая к звездам»

Патриарх детективного жанра, создатель серии о Курте Валландере и один из главных моральных авторитетов Швеции Хеннинг Манкелль был еще и детским писателем - замечательным. Памятник такому Манкеллю – цикл о мальчике-мечтателе Юэле Густафсоне («Бегущая к звездам», «Тени вырастают в сумерках», «Мальчик, спящий на заснеженной кровати», «Путешествие на край света»). Похожий на «крапивинских мальчиков» Юэль живет в холодном северном городке, но благодаря свойству не обращать внимание на различие между реальностью и фантазиями, он уже привык к дефициту тепла - и по части климата , и по части семейного общения. У Юэля нет матери, но есть отец и друзья – настоящие и воображаемые, а еще собственное тайное общество, вахтенный журнал и куча удивительных соседей – вроде Безносой или Каменщика Урвэдера, который по ночам катается на грузовике, вычеркивает из книг неудачные фрагменты, переписывает их и смотрит на мир сквозь «мыслительные очки». Меланхоличная проза о не слишком счастливом подростке, который испытывает фантомную ностальгию по морской романтике и развлекает себя экскурсиями в каменную расщелину – где можно вообразить себя в глубоком туннеле в центре Земли, – хороший антидот для тех, кто думает, что в шведской детской литературе вечно царит веселый кавардак, как в «Карлсоне». Исключения есть – и очень впечатляющие.

6. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

«Нильс» был написан по заказу Национальной ассоциации педагогов - как занимательное, в форме волшебной сказки, пособие по географии Швеции .

Волшебства в этой истории хватает: и гораздо сложнее объяснить не то, как мальчик мог уменьшиться до размера огурца и облететь Швецию на гусе – но каким образом такого рода сугубо локальный проект умудрился превратиться в интернациональный бестселлер, а Нильс – стать классическим персонажем мировой детской литературы.

Возможно, казус Нильса показался типичным для читателей из многих стран в начале ХХ века: история про простака, который сначала не знал ничего, кроме собственного двора, а затем открыл для себя территории, принадлежащие нации-семье, в широком смысле, большому национальному государству, - и преобразился, вырос - как ментально, так и физически. Интересно что лагерлёфовская Швеция - не просто очерченное границами пространство живой и неживой природы, но еще и по сути осуществленная утопия: демократичная страна с богатым природным разнообразием, в которой существа разных биологических видов и степеней реальности: от гусей до короля, от гнома до памятника - способны находить общий язык и кооперировать друг с другом.

7. Анника Тор «Правда или последствия»

Подростковая драма о жизни девочек, родившихся в неблагополучных районах, в неполных и несчастливых семьях. Они страдают от истерик гулящих родителей и травли жестоких одноклассников, от ревности и одиночества. Название романа взято из соблазнительной, опасной и бессовестной игры подростков, участники которой либо соглашаются правдиво ответить на неудобный вопрос - либо, если отказываются, обязаны выполнить любое выдуманное для них задание, заставляющее краснеть еще больше. Эта добровольная игра детей в палачей и жертв оказывается не столько забавной, сколько душераздирающей. Игра – хорошая метафора всей жизни: уже в 12 лет героиням приходится учиться – на собственных ошибках – делать заведомо плохой выбор в обстоятельствах, где хорошего решения не существует. Некоторый избыток натуралистично описанных физиологических подробностей взросления может вызвать у читателей аллергию; ну так правда часто бывает неприятной, и иногда общество нуждается не только в веселье и развлечениях. Так было с знаменитым «Чучелом» Железникова, так и с книгой Анники Тор. Жестокая и сентиментальная разом книга: иллюстрация к реальности, в которой люди – даже дети – не слишком готовы слушать друг друга. Премия Августа Стриндберга за 1997 год.

8. Пия Линденбаум «Гиттан и серые волки»

Страшно увлекательная для детей - и вызывающая заслуженные аплодисменты у взрослых - побасенка о 4-летней девочке, которая оказывается радикально мудрее, чем это свойственно существам ее возраста. Как германмелвилловский писец Бартлби, который на все предложения отвечал «предпочел бы отказаться», Гиттан поначалу избегает любых контактов с чем-либо мало-мальски странным в мире, однако в критический момент собирается – и все делает как следует, лучше всех; и даже страшные волки рядом с ней кажутся смешными. Если не прототип, то родственница этой премудрой девочки-философа – Машенька из «Трех медведей». При этом, из сказки о Гиттан можно сделать очень «шведские» выводы: даже самые объективно неизбежные конфликты подвергаются урегулированию, а неспешные, рассудительные и уверенные в себе люди могут добиться большего, чем крикуны и хвастуны. «Гиттан» богато иллюстрирована, причем самой рассказчицей – которая, кстати, придумала, как выглядит не только ее героиня, но и, например, Цацики и его мама в книгах Мони Нильсон-Брэнстрем. В 2000-м «Гиттан» обзавелась Шведской национальной литературной премией. «Мгновенная классика» – примерно как «Груффало» в Англии.

9. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

В образе летающего бочонка сошлись представления читателей всех возрастов о том, как должен выглядеть и вести себя идеальный воображаемый друг: эксцентрик, обладает паранормальными способностями, капризничает, способен поставить на место кого угодно – и вернуть надежду в самых отчаянных обстоятельствах. К Карлсону привыкли – а ведь он по-прежнему самая, пожалуй, необычная фантазия Астрид Линдгрен; и этот мужчина-в-самом-расцвете-сил далеко не так прост, как кажется. Он борется с домашним насилием , эффективно посредничает между отцами и детьми, остроумно высмеивает одержимость общества новыми технологиями (сцена воровства плюшек со стола при помощи пылесоса) и чрезмерную буржуазность. Его самострой на крыше - последний рубеж, где домашняя, кустарная, изолированная от мира культура держит оборону против наступающей массовой - глобализованной, многоквартирной и многоантенной. Что касается России и стран бывшего СССР, где «Карлсон» проник в фольклор и разошелся на цитаты, как «Горе от ума», то не исключено, что в советское время эта книга воспринималась еще и как завуалированная сатира на одержимость государства Большим Космическим проектом. Карлсон пусть не преодолел гравитацию, но каким-то образом перехитрил ее - и летает не с туманными научными целями, а по сугубо личным и бесспорно важным делам; всего лишь частная инициатива, да – но тоже, в своем роде, «время первых».

10. Мони Нильсон-Брэнстрём Серия о Цацики

Цацики – шведский аналог «Малыша Николя» и Грега из «Дневника слабака»: cмешная и для детей и для родителей книжка про то, как 8-9-летний ребенок ищет способ взаимодействия с миром, а взрослые и рады бы, да часто сами не знают, как ему помочь в этом - и когда они вмешиваются, выглядят еще смешнее, чем, собственно, ребенок. Цикл изобилует эпизодами один эксцентричнее другого. Мама бегает в балетной пачке, изображая умирающего лебедя, а сын носится за ней с игрушечным ружьем – для женщины, которая играет на бас-гитаре в рок-группе и называет сына, рожденного от папы-грека по имени Ловец Каракатиц, в честь греческого соуса, – эксцентрика вполне правдоподобная. «Цацики» представляет собой и чисто этнографический интерес – позволяет узнать, как устроена голова у шведских детей, как они реагируют на экстравагантных взрослых и что делают в щекотливые моменты – например, когда украли у мнимой иностранной шпионки зонт и теперь не знают, как вернуть вещь обратно, чтобы не чувствовать себя ворами. Плюс откровенность некоторых сцен здесь чисто шведская – иногда зашкаливающая: родители и дети вместе, почти вслепую, нащупывают, где проходит грань между свободой и безответственностью и как относиться к тем, кого ты не понимаешь – ведь толерантность на словах и на деле это совсем разные вещи.

11. Улоф и Лена Ландстрём «Бе и Ме. Уборка»

Современная классика категориии «ноль плюс». Главные герои - овцы (или бараны?), но живут они в нормальном человеческом доме, выглядящем, как комната из Икеи. Бе и Ме решают устроить генеральную уборку, однако в процессе осознают, что по врожденной наивности недостаточно компетентны в обращении с бытовой техникой. Их вступивший в альянс со сквозняком пылесос засасывает важные вещи - но зато и выдувает всю пыль, так что читателей ждет счастливый финал и идиллическая сцена с питьем молока. (В последней, кстати, транслируется типично шведское ощущение уюта: даже звук падения здесь передается очень особенно, не-как-у-нас – «ФЛЮПС» – слово-то какое). На сюжет об эпичном столкновении животного и техногенного мира, природы и цивилизации, можно было потратить множество слов – но, как во всяком хорошем образце нынешней детской литературы, здесь больше показывают, чем рассказывают. В этом Улоф и Лена Ландстрём – художники - знают толк.

12. Пернилла Стальфельт «Книга о любви» и «Книга о смерти»

Пернилла Стальфельт прославилась своими удивительными иллюстрированными энциклопедиями, где рассказывает детям и подросткам о тех вопросах, которые их собственные родители склонны заметать под ковер: смерть, любовь, секс и все такое. Вместо того, чтобы ходить вокруг да около, писательница называет вещи своими именами, соблюдая уместный баланс решительности и деликатности. Чем молчать про смерть в тряпочку - почему бы не вспомнить, что это еще и возможность стать страшным скелетом и пугать людей? А еще можно превратиться в вампира - как один из персонажей, чья загробная карьера была омрачена тем, что при попытке укуса некой дамы на него налетели тысячи комаров и высосали кровь из него самого. Некоторые рекомендации, касающиеся поведения в сложных случаях, выглядят небесполезными даже и для взрослых. Любовь и смерть не вписываются ни в какие схемы - но тем забавнее, рассудила Стальфельт, попробовать их составить. Отсюда смешные картинки, иллюстрирующие последствия любви (например, ревность) – или, например, варианты фраз, которые можно использовать для сообщений о смерти («Матильду Бог прибрал» – или «коньки отбросила»). Хороший, одним словом, образец шведской раскованности и неформального отношения к табуированным секторам жизни – без фамильярности, панибратства и кощунства.

13. Астрид Линдгрен Серия о Калле Блюмквисте

Калле – наблюдательный 13-летний мальчик, настоящий академик по части криминалистики, всегда готовый продемонстрировать свое владение почерпнутыми из книг навыками на практике. Помимо бесед на разбойничьем языке, войны групп Алой и Белой Розы, слежки за взрослыми, охоты за важными уликами («следы мышьяка, прилипшие к частицам шоколада» и все такое) и прочих стандартов подросткового авантюрного романа, здесь есть и настоящие убийства, так что, в сущности, это классический процедурный детектив. Впрочем, читатель должен учитывать, что главные герои: Калле и его лучшие друзья Андерс и Ева-Лотта -которые рассуждают очень по-взрослому и прекрасно разбираются в психологии – постоянно сталкиваются с необходимостью вовремя ложиться спать, есть котлеты с компотом и соблюдать все прочие возрастные регламенты и условности. Отсюда и главный источник обаяния этого цикла: неясность, где заканчивается игра и где начинается жизнь.

14. Мартин Видмарк ”Дело о бриллиантах. Дело о мумии”

«Калле Блюмквист» для нового поколения: выглядящая более современной детективная серия про малолетних сыщиков в маленьком, герметичном городке Валлебю. Детей двое, они помладше патриарха жанра - Калле, зато у них есть свое детективное агентство «Лассе-Майя» – не в честь знаменитого грабителя XIX века, а по именам владельцев. Лассе и Майя раз за разом оказываются если не разумнее, то уж точно наблюдательнее взрослых - известный и часто эксплуатируемый детскими авторами парадокс. Только дети могут устроиться поработать в магазин, где произошло преступление, чтобы узнать всю подноготную бизнеса. Только дети могут обратить внимание на то, что настоящая египетская мумия вряд ли станет требовать 5 миллионов крон выкупа. Только у детей знают, как эффективно восстановить временно нарушенный рациональный порядок и справиться с хаосом. Именно хаосом; настоящее Зло, которое так любят авторы «взрослых» шведских детективов, здесь отсутствует напрочь. Книжки коротенькие – на один вечер чтения; и удачный вечер! Немаловажно, что выглядят «Дела» как модные в последние годы повести с комиксами для подростков – снабженные планами, смешными схемами, алгоритмами и прочими небесполезными рисунками.

15. Ульф Старк «Диктатор»

«Антиутопия для самых маленьких» в аннотации подразумевает, что перед нами – остроумная пародия на то, что крайне редко пародируется: страх общества перед словом «тоталитаризм» и озабоченность малейшими признаками политической диктатуры. Трагедия ХХ века повторяется в этом небольшом ритмизованном тексте («Потом диктатор садится на землю прислонившись к сосне. Тяжело за всех все решать») тексте не столько даже как фарс, сколько как тонко оркестрованное шуточное представление. Диктатор здесь - маленький ребенок, который ощущает себя в любящей семье центром мира - и верховным властителем: ведь это ему надо решать (за всех!), кто что должен делать, как окружающие должны ублажать его и когда устроить подушечную войну, а когда - телефонные розыгрыши. Дети, в самом деле, тираны; и раз так, почему бы не пофантазировать о проблеме защиты гражданских прав родителей - в шутку лишь отчасти; ведь, как и в случае с «настоящими» диктаторами, у людей к авторитарным властителям возникают не только ненависть, но и любовь. Пикантная политическая двусмысленность этой нехитрой истории как раз и щекочет ноздри - и превращает ее в настоящую литературу.

Lindgren, Astrid (1907-2002)
Kanner du Pippi Langstrump? / A. Lindgren ; ill. I. Nyman. - Stockholm: Raben & Sjogren, 2012. - 24 с.: il.

Линдгрен, Астрид
Знаете ли вы Пеппи Длинныйчулок? / Худож. И. Нюман. - Стокгольм: Raben & Sjogren, 2012. - 24 с.: ил.

Астрид Анна Эмилия Линдгрен (швед. Astrid Anna Emilia Lindgren )
Шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинныйчулок.
После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen . В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе.
В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги. Несмотря на огромную занятость и совмещение редакторской работы с домашними обязанностями и сочинительством, Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений.
По словам Астрид Линдгрен, книга «Пеппи Длинныйчулок» (1945) появилась на свет прежде всего благодаря ее дочери Карин. В 1941 году девочка заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок - это имя она выдумала тут же, с ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям.
Всемирно известны циклы книг писательницы про Малыша и Карлссона, Эмиля из Лённеберги, Калле Блумквиста, цикл " Бюллербю" и др.
В 1958 г. Астрид Линдгрен получила медаль Ханса Кристиана Андерсена, которая считается Нобелевской премией в детской литературе. Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов: учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 г. писательница получила Шведскую государственную премию по литературе.

Иллюстратор книги:

Ингрид Ванг Нюман (Ingrid Vang Nyman)
Художник из Дании, работавший в Швеции. Родилась 21 августа 1916 г. в г. Вейен (Vejen, Южная Ютландия, Дания). Наибольшую известность принесли ей иллюстрации к книге Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок", хотя среди прочих иллюстраторов этой книги имя Ингрид Ванг Нюман известно меньше.
Талант в рисовании обнаружился у нее уже в раннем возрасте. Когда Ингрид было 17 лет она начала посещать подготовительные курсы в Датской королевской Академии изящных искусств в Копенгагене . В 1935 году она стала студентом Академии, но обучение там ей не нравилась и через несколько лет она бросила учебу, став независимым художником. В 1937 г. в Академии она встретила художника и мультипликатора Арне Нюмана (Arne Nyman) . Они поженились в 1940 году и переехали в Стокгольм. Сын Педер (Peder) родился в том же году. Брак был расторгнут в 1944 г.
В ноябре 1945 года издательство Raben & Sjogren опубликовало книгу Астрид Линдгрен Пеппи Длинныйчулок. Иллюстратором ее была 29-летняя Ингрид Ванг Нюман. Это не был ее дебют в книжной иллюстрации: годом ранее она уже проиллюстрировала пару детских книг. После выхода "Пеппи Длинныйчулок" она проиллюстрировала нескольких других книг Астрид Линдгрен: "Знаете ли вы Пеппи Длинныйчулок?" (Kanner du Pippi Langstrump, 1947), сборник Kajsa Kavat (1950), три книги из цикла Бюллербю (1947 - Alla vi barn i Bullerbyn, 1949 - Mera om oss barn i Bullerbyn och, 1952 - Bara roligt i Bullerbyn). После смерти Ингрид Ванг Нюман иллюстрации к произведениям Астрид Линдгрен стала выполнять Илон Викланд.
Ингрид Ванг Найман вернулась в Данию в 1954 году и поселилась у родственников в Копенгагене. В последние годы своей жизни она часто болела.
Удивительно, как несопоставим успех первых изданий Астрид Линдгрен и почти безвестность их первого иллюстратора. Настоящая пропасть была также и в гонорарах писателя и художника. Все это тяжело переносилось Ингрид. Она была погружена в депрессию и покончила жизнь самоубийством 13 декабря 1959 года...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: