Детям рассказ про ориентирование на местности. Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок

Современный человек все больше и больше отдаляется от природы , перестает ее чувствовать. Это не удивительно. Ведь связь с природой теряется по мере того, как мы приобщаемся к современным технологиям, к комфорту и удобству, которое они создают. Но оказавшись оторванным от всего этого, человек станет беспомощным, он не сможет даже сориентироваться в пространстве и понять в какую сторону ему нужно идти.

В древности люди легко ориентировались в пространстве, так как были тесно связаны с природой. Именно она в различные времена года подсказывала им верное направление. В данной статье мы опишем наиболее известные приметы ориентирования на местности.

Ориентирование по солнцу

1 способ

В зависимости от времени года восход и заход солнца мы наблюдаем в различных местах: Летом солнечный восход наблюдается на северо-востоке, а заход — на северо-западе; Осенью и весной солнце встает на востоке, а заходит на западе; Зимой восход солнца происходит на юго-востоке, а заход на юго-западе.

2 способ

Если вы взяли с собой наручные часы, то это значительно облегчит задачу ориентирования в пространстве в солнечную погоду . Направьте в сторону солнца часовую стрелку часов. Затем визуально разделите на 2 равные части угол между часовой стрелкой и цифрой 1 (13 часов дня). Эта разделительная линия и будет указанием направлений – спереди юг, а сзади север. Важным моментом является и то, что до часу дня следует делить левый угол, а после часу – правый.

Ориентирование по звездам

В северном полушарии . В случае, если вы нуждаетесь в помощи ориентирования ночью в северном полушарии, вам поможет полярная звезда. Для начала вам нужно отыскать созвездие Большой Медведицы , фото которой вы видите ниже. После этого нужно мысленно представить линию и провести ее через 2 звезды, расположенных с краю по правую сторону ковша. Эту линию визуально удлиняют на 5 отрезков, равных расстоянию между этими звездами. И в самом конце этой линии будет полярная звезда, которая, находится в созвездии Малой Медведицы. Повернувшись к ней лицом, вы будете смотреть на север.

В южном полушарии . Расположения звезд в южном и северном полушариях значительно отличаются друг от друга. Если в северном полушарии мы ориентировались на Большую Медведицу, которая хорошо знакома практически каждому человеку, то в южном полушарии нашим путеводителем является созвездие Южного Креста . Данное созвездие состоит из 5 ярких звезд. 4 из них являются крайними точками креста. Через эти точки необходимо провести 2 линии, образующие крест. Получается, что одна линия этого креста значительно длиннее другой – мы видим, как бы крест с ручкой для держания. Эту самую ручку нужно продолжить дальше, увеличив ее в 4 раза и опустив вертикально до линии горизонта. Точка соприкосновения этой линии с линией горизонта будет указывать на юг.

Ориентирование по луне

Ориентироваться по луне актуально тогда, когда из-за затянувших небо туч на нем не видно других светил. Для определения сторон света необходимо знать в какой фазе находится в данный момент луна. Молодой растущий месяц можно увидеть на западной стороне неба , убывающий – на восточной. Вечером первая четверть луны находится на юге. Также во время полнолуния в час ночи и в фазе третьей четверти в 7 часов утра луна находится на южной стороне.

Ориентирование по растениям

Грибы и мох . Обычно грибы и мох растут под деревьями или на пеньках. Но замечали ли вы, что большая часть этих растений сосредоточена лишь с одной стороны дерева или пня? Дело в том, что мох и грибы любят расти на северной стороне. Поэтому этот простой и верный способ ориентирования в пространстве был очень распространен в давние времена, когда люди часто ходили в лес по ягоды и грибы. На западной или восточной стороне деревьев или пней грибов обычно бывает значительно меньше, чем на северной. А с южной стороны они вообще растут очень редко, в особенности, если лето сухое и жаркое. Особое внимание следует уделить красным рыжикам , так как они каждый год растут в одном и том же месте. Рыжики, растущие с южной стороны, имеют сине-зеленоватую окраску, шероховатую сухую поверхность, не смотря на то, что сам гриб в разрезе сочный и красный.

Ягоды . Ягоды, как и грибы, много веков назад считались хорошими путеводителями. На открытых лесных полянках ягоды (клюква, брусника, морошка, черника, голубика) созревали быстрее с южной стороны. Соответственно север находится в противоположной стороне. А в лесу с южной стороны ягоды лучше нагреваются и быстрее спеют, чем со стороны севера.

Трава . Весенний травяной покров обычно бывает гуще на теневых северных сторонах. Летом вокруг деревьев, столбов, больших камней, пней густота травы кажется равномерной, но если присмотреться, то можно заметить, что с южной стороны травяной покров гораздо гуще , чем с северной. С середины лета из-за обилия солнца трава начинает приобретать желтый оттенок. И лишь с северной стороны она надолго остается зеленой.

Кора деревьев . По коре дерева можно узнать где находятся север и юг. Для большей достоверности следует изучить 3-4 дерева. С северной стороны кора имеет более темный цвет и покрыта мхом, а с южной стороны, напротив, кора более светлая и твердая.

Береза . Береза – удивительное дерево, доброе, светлое и чистое. Эта российская светолюбивая красавица является прекрасным помощником заблудившимся. С южной стороны кора березы гораздо чище, ровнее и светлее, чем с северной, где имеются различные шероховатости и повреждения. В особо жарких условиях береза приспосабливается к повышенной температуре. Ее стволы как бы склоняются к северу. При этом ветви березы могут даже касаться земли.

Крона деревьев и годичные кольца . В народе принято считать, что с южной стороны крона деревьев объемная и гуще, а годичные кольца ствола дерева шире. Но все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Эти показатели имеют различные значения в разных климатических условиях. Так, например, в южных зонах, где наблюдается засушливое лето, годовые кольца более утолщены с северной стороны . С этой же стороны наблюдается и более выраженная крона дерева. А в местах прохладных, где меньше тепла и света, наоборот – дерево более развито с южной стороны. То есть получается, что дерево благоприятнее развивается с той стороны, где оно чувствует себя комфортно в тех или иных климатических условиях.

Итак, теперь вы имеете представление об ориентировании на местности в различные времена года и суток, а также в разных климатических условиях. Эта простая информация может послужить вам хорошим помощником в случае, если вы оказались наедине с природой без каких-либо путеводительных устройств.

А возможно, вам уже приходилось сталкиваться с такой ситуацией и вы обо всем этом знаете не понаслышке. Может быть, у вас даже есть какие-то свои наблюдения, помогающие найти верное направление без современных устройств. В таком случае, мы будем рады, если вы поделитесь с нами этой ценной информацией.

На этом видеоуроке изучению представлена тема «Ориентирование на местности по плану». Все желающие смогут научиться пользоваться планом местности. Учитель расскажет, какие бывают основные и второстепенные стороны горизонта, что такое азимут, как его определить, как правильно производить ориентирование на местности по плану и какие существуют методы определения сторон горизонта.

Тема: План и карта

Урок: Ориентирование на местности по плану

1. Введение

Цель урока: выяснить, какие бывают стороны горизонта, что такое азимут и как его определять, научиться определять стороны горизонта.

В географии стороны горизонта (света) - основные направления из четырех (север, юг, запад, восток).

Направления «север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.

Кроме разбиения горизонта на четыре направления - север, юг, запад, восток, - по мере развития задач ориентирования вводились дополнительные разбиения с промежуточными направлениями: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток; всего направлений стало восемь.

Позже вводились следующие промежуточные разбиения: северо-северо-запад (ССЗ), запад-северо-запад (ЗСЗ) и т. д. с доведением числа направлений до 16.

Рис. 1. Стороны горизонта

3. Ориентирование

Ориентирование - умение определять стороны горизонта; определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ориентироваться можно по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по объектам природы. Сначала определяется направление на север.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по полуденному Солнцу (тень падает на север)

Наилучший способ ориентирования - с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

Рис. 3. Компас

Это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

Рис. 4. Азимут

5. Направление на плане

Планы и карты ориентированы на север, т. е. сверху северное направление, снизу - южное. Кроме того, направление сторон горизонта часто показывается стрелками.

Рис. 5. План с направлением «cевер-юг»

6. Способы ориентирования

Существуют различные способы ориентирования:

В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба - самая светлая, южная - более темная. Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север (см. рис.). Это соответствует действительности только между Северным полюсом и Северным тропиком.

Правило применимо в следующих случаях:

а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);

б) на экваторе, где полуденная тень полго-да направлена на север (с 24 сентября по 20марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сен-тября);

в) в широтах между экватором и тропика-ми, где тень также меняет направление. В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.

Рис. 6. Ориентирование по Солнцу

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов после полудня - тот угол, который она прошла после 12 часов.

Рис. 7. Ориентирование по Солнцу с помощью часов

Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.

Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Рис. 8. Различные способы ориентирования

При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом: кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны; годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу; с северной стороны деревья, камни, пни и т. д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный - крутой; летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны; у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны; алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

Рис. 9. Мох на дереве с северной стороны

Домашнее задание

Параграф 6.

1. Какие основные стороны горизонта вы знаете?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

Система игровых упражнений

I этап
(Занятия с детьми 4 лет)

1. Упражнения, выполняемые в групповом помещении и дома:

    «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

    «Объясни, где лежит игрушка»;

    «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;

    Задание: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»);

    Различные задания найти предмет по числу шагов.

2. Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:

    Ознакомительная экскурсия по участку детского сада и двору дома (задача: сформулировать, где что расположено по отношению к ребенку);

    Нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдешь игрушку»).

II этап
(Занятия с детьми 5 лет)

1. Работа с макетом кукольной комнаты с мебелью (совместное рассматривание кукольной комнаты и изображение ее взрослым с помощью простейших геометрических фигур).

2. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.

3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).

4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги. (Необходимая помощь взрослого - в соблюдении масштаба схемы.)

5. Упражнения с картой-схемой.

    Взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

    Соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.

Важные подсказки:
при передвижении карту-схему нужно держать перед собой так, чтобы ее главные детали - стены, окна, двери - совпадали с их подлинным расположением;
постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь.

    Игры «Найди, где спрятались игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

6. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома).

    Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.

    Составление плана участка взрослым и детьми.

    Упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?».

    Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трех групповых участков.

    Составление «малых» карт каждым желающим ребенком.

    Игра с картой.

Площадка условно делится на 4 маршрута: например, красный, синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных четырех цветов. На карте-схеме маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на пути следования.
Каждому члену команды (команда состоит примерно из четырех детей) выдается карта, на которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту, запомнить ориентиры, а затем нарисовать их фломастерами на общей карте. Можно также проехать по маршруту на велосипеде.

    Самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники»: одна из команд убегает, отмечая свое направление стрелками, другая ищет ее.

III этап
(Занятия с детьми 6 лет)

1. Изучение составленной взрослыми карты-схемы всей территории детского сада (можно ориентироваться на нескольких вариантах карт).

2. Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.

3. Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

    «Уличные лабиринты».

    «Охота на зверей». На маленькие картонки прикрепляются картинки с изображением разных хищных зверей. Картинки размещаются на территории детского сада, служа отметками маршрута. Перечень зверей на том или ином маршруте зарисовывается воспитателем на контрольной карточке. По мере прохождения маршрута дети собирают картинки с изображением зверей и отдают их взрослому для оценки выполнения задания.

    Упражнения на развитие памяти: на карте закрывается часть территории детского сада и детям предлагается нарисовать ее по памяти.

    Игра «Поиск сокровищ». Детям дается карта-схема двух участков с обозначением пункта, где спрятано «сокровище». Требуется найти «сокровище» по плану.

    Игры-соревнования на велосипедах по маршруту.

    Игра «Светофор»: участники следят за картой в руках взрослого: «зеленый» цвет означает быстрый бег, «желтый» - медленный, «красный» - остановку.

    Игры: «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».

4. Знакомство с компасом.

    Рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении.

    Упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по компасу).

5. Ориентирование по солнцу, луне, звездам.

6. Ориентирование по природным явлениям, предметам.

7. Соревнования по ориентированию на участке детского сада.

8. Туристические прогулки в близлежащие парки.

9. Семейные туристические походы (пешие, велосипедные, автомобильные).

10. Возможная перспектива: проведение семейного туристического слета.

Ольга САПОЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами, за ягодами и оказались в незнакомом месте.
Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?
Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей - Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. На ту пору ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко! Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».
Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры - глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, которые помогают ориентироваться в лесу.
Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечер¬ний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток.
У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет. Он указывает на юг, другой - в синий цвет. Он указывает на север. Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую - запад.
* Можно принести на занятие и показать детям компас.
Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.
Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.
* * *
Дремлют сосны молчаливо.
С теплой, южной стороны
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.

Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.

Муравьиный терем
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые старые пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна несут,
Дело спорится быстро и ловко -
Будет в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей,
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.

Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.
В овраге
В глубоком овраге проходит граница:
На солнечном склоне растет медуница.
На северном склоне - горою
Сугробы под льдистой корою.
На южном - оттаяли комья земли,
Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.
И ветер тихонько шепнул медунице,
Что нынче к полудню пора распуститься.

Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной теплой стороны лунка всегда больше!

В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.
В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.
Большая Медведица
Мерцает и светится

Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.
Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу - Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде - впереди у нас будет север, сзади - юг, по правую руку - восток, по левую - запад.
Попробуйте отгадать загадку:
Какая звезда Путь нам на север Укажет всегда?
(Дети отвечают.)
Верно! Это Полярная звезда.
Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.
Вопросы и задания
1. Какие вы знаете стороны света?
2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?
3. Нарисуйте компас.
4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.
5. Куда указывает Полярная звезда?
6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.

Несмотря на повсеместную распространённость в последние годы всякого рода GPS-навигаторов старые, надёжные, проверенные веками способы ориентирования на местности всегда должны быть в арсенале любого уважающего себя туриста.

Для ориентирования на местности необходимо правильно определить своё местоположение относительно сторон горизонта и особо выделяющихся объектов (ориентиров) и точно выдерживать выбранное направление движения к заданному объекту.

Ориентирование в пространстве

  • По карте;
  • По компасу
  • По народным приметам

Ориентирование по карте

Карта будет верным помощником только того туриста, который умеет её «читать», то есть знает все условные обозначения для различных объектов и ориентиров, разбирается в масштабировании, умеет определять по ней стороны света (обычно всегда сверху находится север, юг внизу, восток справа, запад слева). Естественно, об этом нужно позаботиться до момента попадания с картой в незнакомую местность. Для ориентирования по карте необходимо «привязать» изображённые на ней объекты к реальным объектам на местности.

Лучше всего для этого найти на местности один из достаточно протяжённых ориентиров (дорогу, просеку в лесу, берег реки, линию электропередач и т.д.), выйти на него, найти его на карте, и путём поворачивания карты относительно сторон света добиться совпадения направления реального ориентира с изображённым на карте. При этом более мелкие объекты: холмы, овраги, рощи, отдельно стоящие деревья или строения, находящиеся на местности справа или слева от выбранного основного ориентира там же должны находиться и на карте . Потом по взаимному расположению близлежащих ориентиров и глазомерно определённому, или же промеренному шагами расстоянию между ними, можно определить своё местоположение на карте. После чего можно начинать прокладывание схемы маршрута следования к выбранной точке движения и определение его протяжённости, необходимых поворотов и основных ориентиров.

Значительно облегчает ориентирование на местности наличие компаса , что позволяет сразу определить стороны горизонта и не отклоняться от направления выбранного маршрута во время движения. Особенно компас незаменим в условиях скудной на приметные ориентиры местности, например, в пустыне, тундре, густом лесу или же в условиях плохой видимости.

Нужно лишь учитывать, что компас не будет давать точных показаний возле линий электропередач, железных предметов, некоторых электронных устройств, в местах рудных аномалий. В этих случаях показания компаса нужно по возможности дополнять данными ориентирования по местным признакам.

Ориентирование по компасу

Для его нужно расположить горизонтально и дождаться прекращения колебания стрелки, после чего она укажет на север. При наличии карты , её нужно расположить верхней стороной рамки в направлении севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки совпала с осью стрелки компаса.

После этого осуществляется стандартное определение местоположения на карте и прокладывается маршрут дальнейшего движения по азимуту (углу между указанием стрелки компаса и нужным нам направлением движения).

Ориентирование по местным признакам и народным приметам

При отсутствии компаса направление сторон горизонта поможет определить большое количество , а именно:

  • По Солнцу , Луне и звёздам (например, Полярная звезда всегда указывает на север и в безоблачную погоду по ночам вполне себе заменяет компас);
  • По растениям (например, мхи и лишайники развиваются на более сырых северных сторонах деревьев, пней, валунов; трава растёт лучше с юга от отдельно стоящих объектов, а с северной дольше сохраняется свежей в жаркую погоду; просеки в лесу прорубаются всегда строго с севера на юг и с запада на восток);
  • По животным (например, степные пчёлы всегда гнездятся с южной стороны стен или больших камней, муравейники располагаются к югу от ближайших пней, деревьев и кустов, причём южная сторона муравейников всегда более пологая);
  • По рельефу , влажности почвы, таянию снега;
  • По строениям (например, алтари православных храмов всегда обращены на восток, а смотрящий вверх край нижней перекладины крестов на куполах, всегда указывает на север; на старых зданиях с северной стороны зачастую на стенах или крыше есть поросли мха и лишайников, почва возле них более сырая или снег дольше не тает).

Из видео, вы узнаете как применять приметы ориентирования на практике. Особое внимание следует уделить ориентированию по часам.

В завершение можно отметить, что человечество за многие века своего существования выработало множество способов ориентирования на местности, как первейшее условие выживания человека в незнакомой или малонаселённой местности.

И при условии предварительного знакомства человека с данной наукой есть все шансы при соблюдении хладнокровия и трезвого рассудка с честью выбраться из любой экстремальной ситуации, связанной с потерей ориентации в пространстве на незнакомой и не населённой местности.

У любого опытного туриста наверняка есть какие-то свои, выработанные личной практикой походов, способы ориентирования на местности. Думаю, всем будет интересно узнать о таких эксклюзивных методах от читателей сайта, имеющих опыт походов и путешествий по бескрайним просторам нашей прекрасной планеты!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: