Как провести литературный вечер в библиотеке. Литературные вечера досуга и их значение

Литературная гостиная «Очей очарованье – поэзия осени»


Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Описание материала:
Предлагаю сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Очей очарованье – поэзия осени» для учащихся 7-8 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.

Оборудование:
Репродукции: Левитан « Золотая осень», С. Жуковский «На веранде. Осень», И. О. Остроухов «Золотая сень», В. Кузнецов «Осенний пейзаж», Ю. Клевер «Осенний парк» музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация

Ход мероприятия

Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".

Ведущий 1:
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.


А. В. Кузнецов «Осенний пейзаж»

Ведущий 2:
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

Ведущий 1:
"Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 2:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.


В. Поленов «Золотая осень»

Чтец 1:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий 2:
Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. С яркой и даже щеголеватой живописностью он описывает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного. Но эта красота мимолётна, её скоро сменят мрачные и угрюмые тона. Иллюзорность сущего в природе и жизни - таковы ощущения поэта.


А. Шильдер «Овраг»

Чтец 2:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает,
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет - и сыплются
Листья дождём золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое
И возвратится во прах!

Зимние вьюги - предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мёртвых к приходу весны.

В тёмную осень земля укрывается
Жёлтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному -
Вечной красе Бытия!


«На веранде. Осень» Станислав Жуковский

Звучит мелодия Анна Герман «Осенняя песня»

Ведущий 2:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья - сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни. Осень Майкова - это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо "Пейзаж".


Картина «Золотая осень» Илья Остроухов

Чтец 2:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще,
там,
Где пышный папоротник
дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…

Ведущий 1:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)

Звучит произведение А. Вивальди "Осень".

Чтец 3:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ведущий 2:
Говоря об Осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта «серебряного века» Сергея Есенина. В своих стихотворениях он создаёт особый художественный мир, в котором главными образами являются земля и небо. Природа у Есенина – божественный храм. Поэт мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым, сильным, нежным, добрым, идущим в мире по широкой чистой дороге. Поэтому в его стихах образ пути наиболее важен. Послушаем стихотворение « О красном вечере задумалась дорога…»

Чтец 4:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Ведущий 1:
Красота жизни, красота Природы была смыслом, целью и пафосом ещё одного поэта «серебряного века»– Константина Дмитриевича Бальмонта. Александр Блок в статье «О лирике» (1907)писал: « Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну». Это верно даже тогда, когда слушаешь его стихи об Осени.

Чтец 5:
За утром, преждевременно студёным
Июльский полдень в полдень сентября.
В лесах цветёт древесная заря
рубиново-топазным перезвоном.

Чу! Гончие бегут лесистым склоном,
Разливным лаем зайцу говоря,
Что косвенным прыжком метаться зря,
Что смерть прошла над тайником зелёным.

Обрызган охрой мелкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали.

Излом всех линий в сети веток крут,
«Туда! Туда! Ото всего, что тут»_
Отчаливая, птицы прокричали.


Ю. Клевер «Осенний парк»

Ведущий 2:
Послушайте стихотворение «Золотая осень» Бориса Пастернака. В нем мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».

Чтец 1:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Учитель:
Ребята, предлагаю Вам послушать стихотворение об осени нашего белгородского поэта Николая Николаевича Грищенко.
Любя А. А. Фета, Н. Н. Грищенко иногда подражал ему (стихи о природе), но в то же время он был индивидуален, образно реалистичен, избегал холодного и натурного эстетизма.
Природа сама по себе равнодушна, но благодаря перу Н. Н. Грищенко, она оживает! Природа уподобляется человеку: лишенная ореола вечности, она страдает.
В стихотворении «Осень кладёт монотонные блики…» отражается состояние души поэта. Лирический герой страдает вместе с природой, сердце оживает только тогда, когда заговорила лира: «Осторожно я трогаю струны рукой, И слова дорогие негромко, но властно Начинают кружить над притихшей рекой…». Не случайно в стихотворении используется образ лиры, ведь она - символ поэтического вдохновения, творчества.

Чтец 3:
Осень кладёт монотонные блики
На покрывало угасшего лета.
Мир умолкает… Печалью великой
Дышит усталая кромка рассвета.
Солнце встаёт, и являются взору -
Травы сухие, округа пустая.
Осень явилась негаданно скоро
И, паутиною в небе летая,
Всё пронизала невидимой грустью,
Всё пропитала теплом уходящим…
Только кричат одинокие гуси,
Нитью оторванной к югу летящие.

Чтец 2:
На сгоревшей траве, на поляне лесной
Я стою посредине осеннего мира,
И усталое солнце висит надо мной,
Как забытая в небе,
надолго умолкшая лира.
Осторожно я трогаю струны рукой,
И слова дорогие негромко, но властно
Начинают кружить
над притихшей рекой,
Продолжая мелодию осени ясной…

Учитель:
Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.

Так хочется за свою жизнь выпустить несколько пучков света, оставить энергию в этом мире, растворенную среди своего времени. И сейчас я могу это делать с помощью моих произведений.

Стихи - это удивительная тонкая материя, понятная каждому. Однако, для того чтобы понять ее и найти СВОЕГО автора, нужно сделать усилие. Стихи звучат только, когда логика молчит. И я хочу устроить свой первый поэтический вечер , на котором оживет моя внутренняя ЛИРИКА.

Препонов между моим ХОЧУ и РЕАЛИЗАЦИЕЙ оказалось, однако, больше, чем представлялось...

Во-первых, это элементарное отсутствие опыта! Во-вторых, полное отсутствие финансов. В-третьих, ссыкатно очень волнуюсь!

Но обо всем по порядку! Итак, дело происходит в городе Перми, а на календаре у нас аккурат вторая половина ЯНВАРЯ 2015.

Стихи вне времени

Они не только вне времени, но они еще и вне моды. Они вообще не модны. Стихи - это полный андеграунд. Не верите? Конечно, если периодически гулять по старому Арбату, то кажется будто вся страна занимается творчеством. А отъедите подальше... сначала за МКАД, потом еще дальше... В провинциальном городе, нет привычки знакомиться, сидя в кафе и верить новичкам, даже творческим с нервно-чувствительной спиной. Хотите пример? Весь город у нас обожает один театр. Он и вправду невероятный, начиная от магической раздевалки, заканчивая фантастическими постановками классики.

Веря в то, что у гениев должна течь слюна на аромат творчества, я отправилась с худруку Сергею Федотову с предложением организовать совместный проект.

"Что-что?" - удивился режиссер. - "Стихи в театре "УМоста" под нашим именем?! С нашими актерами?! Причем тут Маяковский и прочие эксперименты, когда у меня нет времени даже на вас!" В общем мою "Жар-птицу" чуть под ощипали, а на мою нервную спинку самой тонкий мистик Перми вылил ушат ледяной воды...бодрит, черт возьми!

Стихам нужен свет

Точнее не только свет, а помещение, где их можно показать. Походить, поразмахивать руками, повыражать чувтсва, глядя в глазам тем, кто слушая воображает и открывает в себе НЕЧТО новое.

Аренда мне не по карману, в кафе с шумной музыкой - выйдет что-то вроде концерта в стеклянном аквариуме или шоу по ТВ с выключенным звуком.

Я обращалась в бесконечные школы искусств, которые закончила в родной Перми. Дескать, вот смотрите чему у вас научилась, давайте организуем встречу у вас! Вот один из наиболее колоритных ответов:

" Помещение только за деньги. Извините, но вы же будете лампочки включать, а мы потом платить за электричество?!! И, кстати, подарите нам книжку в музей!"

Овеществление строк дело волшебное и не очень

Для вечера нужны книги. А книги печатаются за денежку. Сборник , который напечатан за морями и долами агентством Альтаспера, для этого не подойдет. Она достаточно дорогая для массового употребления, особенно после того, как доллар подорожал (агентство базируется в Канаде). Тут я хочу сказать огромное спасибо всем моим первым читателям, которые приобрели сборник и делятся своими впечатлениями.

По самым скромным подсчетам издать книги можно от 7 тыс рублей. Это где-то 50-70 экземпляров в простой обложке. Книги нужны, чтобы подарить их тем, кого волнует моя поэзия. Это будет мини-копия моего сборника "Жар-птица", которую забирут с собой в подарок все пришедшие на творческую встречу.

Все это довольно сложно решить одному человеку, даже если внутри ее живет нахальная и требовательная поэтесса! Думаю, что тут могут помочь только друзья! Пишите о своем опыте или может быть идеях. Если у вас есть возможность помочь напечатать книгу на выгодных условиях, у вас есть подходящее помещение или вы тоже автор, который хочет поучаствовать в этом НЕКОММЕРЧЕСКОМ проекте, - пишите мне. Для всех блогеров ЖЖ есть личка и поле под комменты. Для других читателей моя почта [email protected]!

Жизнь моя идет сейчас и ваша тоже, дорогие современники! Пора проявляться и светиться!

Сценарий литературного вечера

«Любимых книг знакомые страницы»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Шалова М.Х.

2016 год

Краткое описание: вечер закрывает ряд мероприятий, проведенных в школе в Год литературы.

Цель проведения: формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.

Задачи:

  • воспитывать чувство уважения к культурному наследию своей страны и других народов;
  • обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы;
  • развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
  • создать ситуацию успеха для детей, углубленно занимающихся изучением литературы, помочь им раскрыть свои творческие способности.

Оформление: зал украшен портретами поэтов и писателей разных времён и народов, высказываниями о пользе чтения, дети выступают в специально подготовленных костюмах.

Форма проведения: литературный вечер.

Участники: уч-ся 5-10 классов.

Ход мероприятия

Учитель:

Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Все мы знаем, что 2015 год был объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина № 426 от 13 июня 2014 года.

Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

По всей стране, и в нашей школе в том числе, прошло много интересных, познавательных мероприятий и акций, связанных с Годом литературы. И сегодня мы собрались с вами, чтобы торжественно завершить этот замечательный год. Предлагаем вашему вниманию несколько страниц из русской литературы, творчески представленных учащимися школы.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ведущий 1.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Ведущий 2.

Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной Книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо и грустно. Я никому не нужна. Ох!

Ведущий 1 . Кто ты? И почему ты так печально вздыхаешь?
Книга . Я - Книга, я - хранитель литературы. Меня роняли, на мне рисовали, а потом совсем забыли и надолго оставили в библиотеке. (Со вздохом) За-бы-ли. Вот почему мне так грустно, никто не хочет читать, никто не хочет со мной дружить.

(Книга идет, прихрамывая, усаживается на стул, охает и вздыхает.)

Ведущий 2 . Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать.
Книга . На какой праздник?
Ведущий 1 . Мы приглашаем тебя на школьный литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.

Ведущий 1. Лишь несколько страниц перелистаем,

Пройдут пред нами басня и рассказ,

Стихов и чудных песен строки

Сегодня мы услышим много раз!

Ведущий 2. У нас непростая задача – поднять настроение нашей гостьи Книги.

Ведущий 1. Я думаю, что мы все вместе сможем это сделать. Ведь каждая страничка сегодняшнего вечера позволит нам прикоснуться к удивительной тайне русского слова и оживут страницы нашей уважаемой - Книги.

Ведущий 1. Итак, начинаем!

Ведущий 2. И первая страничка нашей книги – это сказки. Они знакомы нам с детства.

Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и лукавые. (Вопрос к залу)

Ведущий 2 . Как отличить сказку от рассказа? (Ответы учащихся) (в сказах неживые существа могут говорить, сказка имеет свои атрибуты – троекратный повтор, сказочное начало и конец и т.д.)

Ведущий 1. Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Ответы из зала)

Ведущий 2. Ученицы 5 класса покажут фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Страница “Басня”

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ведущий 2. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело.

Ведущий 1. А вы знаете, что такое квартет? (возможны ответы из зала)

Ведущий 2. К вартет-это музыкальный ансамбль из 4 музыкантов.

Ведущий 1. Верно . На сцену приглашаются ученики 6 класса. Они покажут инсценировку басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет».

6 класс - показывает инсценировку басни «Квартет»

Страница “Юмористические рассказы”

Ведущий 2. За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.

Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.

Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.

Ведущий 2. Удивительны юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.

Ведущий 1. 7 класс - показывают инсценировку рассказа “Лошадиная фамилия”

Страница «Повести о войне»

Ведущий 1. Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - священней нету слова.

Ведущий 2. В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.... (Твардовский)

Ведущий 1. Великая Отечественная война…Тогда многие поэты и писатели страны вместо пера взяли в руки оружие. Они принимали участие в армейской печати, были командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Перо было приравнено к штыку, проза надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Ведущий 2. Тему плена (по известным причинам) мало кто в нашей литературе поднимал. Константин Воробьев - один из немногих, кто нашел в себе мужество «замолвить слово» за незаслуженно выпавших из списка героев войны людей, в условиях куда более сложных, чем условия жизни на фронте, продемонстрировавших преданность Родине.

Ведущий 1. В исполнении учащихся 8 класса вы увидите отрывок из рассказа К.Д. Воробьёва «Немец в валенках».

Страница «Поэтическая»

Ведущий 1: Одно из самых древних искусств в истории человечества – поэзия. Когда родилась она, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так родились первые стихи.

Ведущий 2: Поэтов называли пророками. Они пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Есенин…

Ведущий 1: Как мы уже сказали, что мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Поэтому в «Поэтической» странице, нам хотелось бы еще раз вспомнить Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий 2:

9 класс – знакомит с основными мотивами лирики А.С.Пушкина

Ведущий 1. Итак, завершился 2015 год – Год литературы. Подходит к концу и наш праздник. Давайте спросим у нашей книги, каково ее настроение сейчас?

Книга: (Поднимается на сцену) Ребята, я очень рада, что побывала на вашем замечательном празднике! Вы такие умные, талантливые и так любите литературу. Я думаю, что нашла здесь преданных и верных друзей, с которыми мы будем долго-долго дружить!

Ведущий 1. Ребята, посмотрите, наша Книга выздоровела и преобразилась. Давайте пообещаем ей, что мы больше никогда её не обидим, хорошо?

Ведущий 2. Подошел к концу наш литературный вечер. Мы надеемся, что каждый из вас любит книгу и не устанет путешествовать по удивительной стране Литературии вместе с замечательными героями сказок, рассказов, повестей и романов.

Под музыку «Возьмите в руки книгу, дети!» идет показ мультимедийной презентации «Фото с любимой книгой»

Все выходят на сцену

Ведущий 1. Книга – учитель, книга - наставник.

Ведущий 2 .Книга – близкий товарищ и друг.

Книга: Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Ведущий 1: Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Ведущий2: Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга. Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Ведущий 1. Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Учитель: Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать - нужно, полезно и модно.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек в высоком смысле слова становится человеком благодаря литературе Все ценности человек ч е рпает из книг. Книга - источник всех знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В России в Год литературы было проведено большое количество мероприятий. Наша школа не исключение: проводились презентации книг, встречи с писателями, викторины, конкурсы чтецов. Мы принимали участие в разнообразных конкурсах сочинений, олимпиадах, фестивалях и других мероприятиях. Но главная наша задача - привлечь внимание к чтению. Ведь современный человек не может считать себя образованным, если он не читает. Чтобы быть в курсе всех новостей, открытий, поспевать за новинками в литературе, современному ученику необходимо читать не менее ста страниц в день. К сожалению, этим похвастать мы не можем. Многие ребята даже не записаны в библиотеку. Вы скажете, что все можно найти в Интернете. Но компьютер не может заменить настоящую книгу, в настоящем переплете и с настоящими страницами.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Я думаю, несмотря на то, что Год литературы завершился, мы обратимся к сокровищнице мирового искусства - литературе, научимся читать, любить книгу и понимать её. Надеюсь, что у каждого из вас появится так называемая «золотая полка» с любимыми книгами наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

И в конце нашего праздника мы хотим обратиться к высказыванию К.Г.Паустовского: «Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги».

Приложение 1

СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
45 Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

75 Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнёт,
80 Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
85 Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
90 Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
95 Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».

Приложение 2

Крылов И.А «Квартет»

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Приложение 3

Антон Чехов

Лошадиная фамилия

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, - сказал он, - лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена...

Где же он теперь?

А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает... Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

Ерунда! Шарлатанство!

А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

Пошли, Алеша! - взмолилась генеральша. - Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Ну, ладно, - согласился Булдеев. - Тут не только что к акцизному, но и к чёрту депешу пошлешь... Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик. - Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...

Ну?

Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии... А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Чёрт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил... Позвольте-с...

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

Ну, что же? Скорей думай!

Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло...

Жеребятников?

Никак нет. Постойте... Кобылицын... Кобылятников... Кобелев...

Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкпн... Всё не то!

Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...

Коренников? - спросила генеральша.

Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!

Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? - рассердился генерал. - Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

Ой, батюшки! - вопил он. - Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко... Нет, не то! Лошадинский... Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...

Немного погодя его позвали к господам.

Вспомнил? - спросил генерал.

Никак нет, ваше превосходительство.

Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию...

Приказчика то и дело требовали в дом.

Табунов? - спрашивали у него. - Копытин? Жеребовский?

Никак нет, - отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух. - Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...

Папа! - кричали из детской. - Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...

Гнедов! - говорили ему. - Рысистый! Лошадицкий!

Но наступил вечер, а фамилия всё еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Не Меринов ли? - спросил он плачущим голосом.

Нет, не Меринов, ваше превосходительство, - ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.

Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Утром генерал опять послал за доктором.

Пускай рвет! - решил он. - Нет больше сил терпеть...

Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...

Буланов... Чересседельников... - бормотал он. - Засупонин... Лошадский...

Иван Евсеич! - обратился к нему доктор. - Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

На-кося! - сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша. - Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Приложение 5

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки, письма – все виды литературы, к которым прикасался А.С.Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики.

Тема дружбы проходит через всю лирику АС.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Дружба для Пушкина – щедрость душевная, благородность, доброта. По словам А.С.Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям – все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.

Читает стихотворение «Пирующие студенты»

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».

Читает стихотворение «К Чаадаеву»

Любовная лирика Пушкина - это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделенная, - огромное счастье, облагораживающее человека.

Читает стихотворение «Я помню чудное мгновение»

. Пушкин был первым русским поэтом, который не только сам знал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится стихотворение «Осень», в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года.

Читает отрывок из стихотворение «Осень»

. А.С.Пушкин считал поэзию «ангелом-утешителем». Она не раз спасала поэта, давала ему силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина.
В своем творчестве Пушкин выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «нерукотворного памятника» – поэтические манифесты: стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836).Для поэта главное – служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Именно об этом напишет в стих. –ии «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»


Чаще всего литературные вечера посвящают юбилейным датам, например, столетие со дня рождения какого-нибудь поэта или писателя. Но можно и, не дожидаясь юбилея, устроить вечер памяти конкретному литературному деятелю или посвятить целому жанру - например, любовной лирике в .

Местом проведения выбирают библиотеку, дом-музей, актовый зал школы или театра. Помещение украшают портретами поэтов и писателей согласно тематике. Литературный вечер можно провести даже дома для близких друзей, но атмосфера должна быть уютной и располагающей к беседе. Для превращения квартиры в литературный клуб можно украсить столы зеленой плотной скатертью, а светильники - красным абажуром.

Выбрав тему, необходимо тщательно изучить биографию героя (или героев) вечера, акцентируя внимание на примечательных моментах. Заранее изготавливаются пригласительные билеты на красивой бумаге. Для полного погружения в эпоху прошлого, рекомендуется приобрести костюмы и соответствующие атрибуты. Можно отрепетировать и представить публике сценки из некоторых произведений.

По возможности гостей вечера рассаживают за столом (или столами). Необходимо позаботиться о безалкогольных напитках (чай, кофе) и легких угощениях. У любого вечера обязательно должен быть ведущий в изысканном костюме и с приятной речью. Остальные участники должны отработать навык выразительного художественного чтения, чтобы зачитывать отрывки из произведений.

Примерный сценарий литературного вечера

Монотонное перечисление фактов биографии литературной личности мало кому понравится. Разрабатывая сценарий вечера, необходимо продумать активное участие слушателей. Отлично подойдут беседы в форме «вопрос-ответ» и совместные философские рассуждения. Заинтересовать слушателей можно, если провести параллель между творчеством того времени и проблемами современной жизни.

После биографии должно идти знакомство с творчеством выбранного поэта или писателя. Переодетые в соответствующие костюмы участники зачитывают стихотворения, разыгрывают сценки и т.д.

Оживить вечер призваны игры, конкурсы и романсы. Превратите помещение в салон светского общества. Романсы под гитару и игры должны соответствовать общей теме. Можно предложить гостям сыграть в фанты. В шляпу-цилиндр (или любой красивый плотный мешок) складывают записки с заданиями согласно теме. Каждый по очереди вытаскивает записку и выполняет задачу.

Напоследок можно раздать небольшие сувениры: открытки, календари с изображением героя (героев) вечера и прочее. Детям будет интересно нарисовать собственные впечатления, чтобы затем из рисунков сделать выставку. Вместо рисунков можно сделать копилку впечатлений - большой стеклянный куб или красивую коробку, куда будут складываться записки с впечатлениями и мнением о том, как повлияло творчество того или иного писателя на жизнь общества. Чтобы записки были единого формата, гостям необходимо раздать листы бумаги одинакового размера, цвета или стиля.

Музыкально-поэтическая гостиная "Все начинается с любви"

На сцене полумрак. Звучит музыка Е. Доги “Мой ласковый и нежный зверь”. Луч высвечивает двух ангелов (танцующих). Они появляются с разных сторон, выполняют несколько танцевальных движений. Спускаются в зал, зажигая свечи на столах. “Голос” за кулисами читает:

1-й ведущий: Как мир поживает?

2-й ведущий:

А что с ним случится
История тащит его колесницу

1-й ведущий: Как жизнь протекает?

2-й ведущий:

Да, в общем, все то же,
Но сердце страдает,
И морщины на коже.

1-й ведущий: А как же с любовью?

2-й ведущий:

От частых дождей
Пути к ней размыты,
Покончено с ней.

Мигание света. Танец??. Выход ведущих.

1-й ведущий:

Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?

2-й ведущий:

Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?

1-й ведущий:

Как объяснить бедняге,
Рожденному с холодной кровью,
Тайну земного чуда,
Названному любовью.

Т.Е: Добрый день! Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем всех присутствующих у нас в гостях, в нашей гостиной.

Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем извечной теме – Теме любви. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце. О любви написано множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, кому-то – Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией Пушкина, а кому-то нравятся стихи Маяковского.
Поэты всех времён и народов писали о любви. Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

Ученик:

Все начинается с любви...

Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

Песня _____________ переходят в зал за стол.

1-й ведущий: Любовь…! Трудно установить, когда она появилась на Земле! Очевидно, вместе с человеком. Это самое древнее и самое великое чувство.

2-й ведущий: А все-таки, как же зародилась любовь на земле?

1-й ведущий: А вот как считает поэт серебряного века Константин Бальмонт в своем стихотворении «Рождение Любви»

Звучит стихотворение

К. Бальмонта « Рождение любви» в исполнении ученика.

Любить - живых учила красногрудка.

Вся серая была она в Раю.

Сидела на утёсе, на краю.

А мир кругом был смех, и всклик, и шутка.

И думала крылатая малютка:

« О чём они? О чём и я пою?

Любить не нужно всё. А лишь мою».

И в этот миг у ней зарделась грудка.

И птичка полетела по кустам.

Тогда впервые заалели розы,

Гвоздики, маки, целый алый храм.

И кровь любовью брызнула к сердцам.

И молния, узор небесной грёзы,

Велела быть грозе и лить дождям.

2-й ведущий: Любовь – самое поэтическое, возвышенное, чистое и прекрасное чувство.

1-й ведущий: Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается это чувство.… В душе все ликует потому, что из окружающих людей, как–то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек.

2-й ведущий: Как точно описала пробуждающуюся любовь поэтесса Анна Ахматова: “Здесь все – ожидание, трепетное волнение, тайна, а главное – музыка еще неведомого чувства”.

Ученик:

То змейкой, свернувшись клубком
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дремли левкоя,
Но верно и тайно ведет
От радости и покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

(“Ноктюрн” – музыкальный фон).

1-й ведущий: Любовь самое благородное и созидательное чувство. В порыве любви люди совершают благородные поступки, создают великие творения. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве.

2-й ведущий: Любовь подарила нам великие произведения искусства, бессчетное множество сказок, песен, баллад, сонетов, од, поэм, драм, трагедий, легенд и, конечно же, имен: Елена Прекрасная, Беатриче, Татьяна Ларина, Джульетта, Шагане, Наталья Ростова, Анна Снегина, Ассоль, А вместе с ними появились замечательные стихи, созданные в их честь:

Эти строки звучат так, словно сказаны сегодня. В них выражено уважение к любимой ее чувствам. Эти строки – воплощение глубокой человечности, высшего благородства

Чтец 1:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений Чистой красоты

(А.С. Пушкин)

Чтец 2:

Исполнились мои желанья,
Творец, тебя мне ниспослал, тебя,
Моя Мадонна.
Чистейший прелести – чистейший образец.

(А.С. Пушкин)

Чтец3:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Чтец4:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Ведущий: Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

Инсценировка из третьей главы романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Ведущий: Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах...
(Появляются на сцене Татьяна и няня.Сцена оформлена в стиле того времени: лавка, стол, свеча на столе, чернильница, бумага, кувшин с водой). Ведущий: Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:

Татьяна: Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Няня: Что, Таня, что с тобой?

Татьяна: Мне скучно,
Поговорим о старине.
Няня: О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти немало
Старинных былей, небылиц.

Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло...

Татьяна: Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?

Няня: И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
Няня: Дитя мое, ты не здорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь...
(Няня брызгает на Татьяну водой )

Татьяна: Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена.
Няня: Дитя мое, господь с тобою!
Ведущий: И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

…………………………..

Вдруг мысль в уме ее родилась...
Татьяна: Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости.

Ведущий: И вот она одна.
Все тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет
…(Татьяна, сидя за столом, пишет письмо Онегину. Затем встаёт, ходит по сцене и читает часть письма)
Татьяна: Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя …(Татьяна вновь садится за стол, продолжает писать и говорит ) Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю...

Ведущий: Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке…. Вот утро: встали все давно, Моей Татьяне все равно.

Она зари не замечает, Сидит с поникшею главой… Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. Няня: Пора, дитя мое, вставай: Да ты, красавица, готова! О пташка ранняя моя! Вечор уж как боялась я! Да, слава богу, ты здорова! Тоски ночной и следу нет, Лицо твое как маков цвет. (Артисты кланяются и уходят).

1-й ведущий: Великий гений Федор Иванович Шаляпин сказал: “Все лучшее, что я сделал – во имя любви к женщине!”

2-й ведущий: Окрыленный великим чувством любви Михаил Глинка сочинил одно из ярких своих произведений “Вальс-фантазия”

П.И. Чайковский – “Вальс цветов”. Стихотворения Сергея Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству

На фоне музыки читают стихи.

Стихотворение Есенина «Не гляди на меня ты с упреком»

Не гляди на меня с упреком,

Я презренья к тебе не таю,

Но люблю я твой взор с поволокой

И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,

И, пожалуй, увидеть я рад,

Как лиса, притворившись мертвой,

Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.

Только как бы твой пыл не погас?

На мою охладевшую душу

Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,

Ты лишь отзвук, лишь только тень.

Мне в лице твоем снится другая,

У которой глаза - голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой

И, пожалуй, на вид холодна,

Но она величавой походкой

Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,

И не хочешь пойти, да пойдешь,

Ну, а ты даже в сердце не вранишь

Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,

Я смущенно откроюсь навек:

Если б не было ада и рая,

Их бы выдумал сам человек

Или

Я спросил сегодня у менялы

Я спросил сегодня у менялы,

Что даёт за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы,

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы,

В сердце робость глубже притая,

Как сказать мне для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи рдеют,

Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду.

"Ты - моя" сказать лишь могут руки,

Что срывали чёрную чадру.

2-й ведущий: Истинная любовь облагораживает человека, делает его лучше, обостряет в нем чувство ответственности за свои поступки и действия. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит:

Чтец: Девочка была как дикая роза, черные глаза в половину нежного лица, душа гордой птицы. Она жила в прошлом веке в Грузии и носила звучную фамилию Чавчавадзе, она была дочерью поэта, просветителя, общественного деятеля Грузии, Александра Чавчавадзе.
Нине Чавчавадзе было 16 , когда ее назвали женой Грибоедова, в 18 она стала вдовой великого поэта России, а в 50 внезапная болезнь прервала ее жизнь. Но не было ни одного дня, чтобы она не думала об Александре Грибоедове, живя в Тифлисе, она каждый день приходила на могилу, разлука с которым, была нестерпимой. Нина не совершала военных подвигов, не прославилась на театральных подмостках, не сочиняла стихов: она осталась в памяти народной потому, что у нее был великий дар – умение любить.

2-й ведущий: Как сохранить любовь, пронести ее через всю жизнь, через жизненные трудности. Есть люди, которые сумели это сделать и сохранили это самое великое чувство на Земле.

Чтец: Примером преданности любимому человеку являются жены декабристов. Молодые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни и отправились в далекую суровую Сибирь на каторгу, куда были сосланы их мужья – декабристы, чтобы делить с ними изгнание, своей любовью поддерживать в них мужество и волю к борьбе.

Песня “Ты меня на рассвете…”???.

Чтец: Любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Благодаря стихотворению «Жди меня» Константин Симонов стал известен всей стране. Миллионы людей в войну твердили его строки как заклинание: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...» Именно так хотели бы выразить свои чувства к возлюбленным уходившие на фронт солдаты второй мировой, именно таких слов ждали от них оставшиеся в тылу невесты и жены. Симонов нашел «эти слова» не потому, что поставил перед собой задачу написать стихи для миллионов, а потому, что сам уходил на войну и покидал женщину, которую любил. И написал «Жди меня» К. Симонов не для миллионов, а для одной, Единственной. Звали ее Валентина Серова, и была она известной актрисой.

Ученики в военной форме читает стихотворение К. Симонова « Жди меня».

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь.

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет - повезло!

Не понять не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

2-й ведущий: Так что же такое любовь? Тайна, чудо, нежность, верность, самопожертвование, ответственность, творчество, сострадание, радость…

Чтец : Какой бы ни была любовь, надо ценить её как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались порядочными людьми. Следующее стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова было написано в 1932 году. Появлению этих строк предшествовала удивительная история: отсрочив свою поездку в Москву ради любимой, уже на следующий день поэт узнаёт о крушении того самого поезда, в котором он должен был следовать, и гибели всех пассажиров.

Стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова читают парень и девушка.

Он: Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями -

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

Она: Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы, -

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду,

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Он: Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Она: За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

Он: Но если я безвестно кану -

Короткий свет луча дневного, -

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, млечный дым?

Она: Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне,

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали...

Она: С любимыми не расставайтесь,

Он: С любимыми не расставайтесь,

Всей кровью прорастайте в них, -

Он: И каждый раз навек прощайтесь,

Она: И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг!

Ведущий: Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нём творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков. Любовь обостряет чувство ответственности за свои действия и поступки. Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей, большой любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо учиться беречь любовь и умению любить.

Ученик читает стихотворение С. Щипачёва « Любовью дорожить умейте».

Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.

Любовь - не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить

1-й ведущий:

Любовь настолько велика,
Настолько неземно ее отличье.
Что нам, земным, не подобрать слова,
Чтоб стало ясно все ее величье.
Её нельзя открыть, нельзя принять,
Нельзя купить и прочь нельзя прогнать.
Любовь – образованье неземное.
Любовью невозможно обладать.
И ей противны плотские влеченья.
Её носитель – только сильный дух.
Она не может всколыхнуть озареньем.
Любовь рождается не сразу и не вдруг.

2-й ведущий:

Что любовь – божий дар,
Знает каждый из нас.
Так храните ее, чтоб огонь не угас,
От морозов и вьюг, от жестоких ветров,
От напрасных обид, необдуманных слов.

Т.Е.:О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ - значит сказать „Ты не умрешь“». Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам Бог, чтобы и вы испытали это чувство.

Песня “________”. В конце песни все ангелы, танцуя, выходят и выполняют танцевальные движения. На фоне проигрыша песни, выходят ведущие и завершают программу.

1-й ведущий: Как мир поживает?

2-й ведущий:

Ты знаешь, живет.
Уже повстречал он
Двухтысячно четырнадцатый год.

1-й ведущий: Как жизнь протекает?

2-й ведущий:

Она быстротечна,
Порою строга,
А порою бесконечна.

1-й ведущий: А как же с любовью?

2-й ведущий:

Воскресла она!
Родилась из пепла
И снова жива
О ней вновь мечтают.
Ее снова ждут, её воспевают
И ею живут.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: