Подготовка к егэ по химии с нуля. ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ по химии - это, как правило, и есть подготовка к ЕГЭ по химии с нуля.

Учебный план в обыкновенных школах построен так, что часов, отведенных на химию, категорически не хватает для того, чтобы начать что-то понимать.

Ученики запоминают из школьной программы разве что несколько шаблонных схем. Например: “Реакция идет до конца, если получается газ, осадок или вода”. Но какая реакция, какой именно осадок - этого никто из старшеклассников не знает! В школе в эти детали не углубляются. И в итоге даже за видимой успешностью, за школьными пятерками – не стоит никакого понимания.

При подготовке к ЕГЭ по химии с нуля стоит начать с самых обыкновенных школьных учебников за восьмой и за девятый класс. Да, в учебнике нет должного уровня объяснений, который нужен, чтобы понять происходящее. Готовьтесь, что часть информации вам придется просто заучить.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля и читаете школьный учебник - вы учите химию, как иностранный язык. Ведь в иностранном языке в начале изучения тоже какие-то непонятные слова, непонятные буквы. И надо потратить какое-то количество времени и сил на изучение «алфавита» и базового «словаря», иначе дальше просто ничего не получится.

Химия – эмпирическая наука, и в этом ее отличие от математики. Мы имеем дело с фактами, которые пытаемся объяснить. Сначала мы знакомимся с неким фактом, и когда он не вызывает сомнений, мы его объясняем. Фактов в химии много, и в них трудно разобраться, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля. Поэтому мы начинаем с обыкновенного школьного учебника. Например, учебник, авторы которого Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, или Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, В. В. Ерёмин.

И после этого надо переходить к серьезным книгам. Потому что, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля, попытка «прыгнуть» сразу в серьезную книгу может закончиться провалом. При этом одних школьных учебников для подготовки к ЕГЭ по химии не хватит!

Я написала пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. Оно называется “Химия. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. Это книга для тех, кто уже прочитал школьные учебники, кому не надо с нуля рассказывать, что такое валентность и каким символом обозначается какой элемент.

Еще один совет тем, кто готовится к ЕГЭ по химии с нуля.
В этой ситуации нет смысла «распыляться» на олимпиады, потому что почти не будет шансов что-то там решить. Если человек вы начали готовиться заранее, и к началу 11 класса он пишете пробные ЕГЭ по химии на 70 баллов, тогда есть смысл участвовать. Стоит изучить отдельные разделы физхимии, которые нужны для олимпиады, и пробовать свои силы.

Но что же делать, если старшеклассник хочет подготовиться к ЕГЭ по химии с нуля и при этом не понимает школьного учебника? Не может понять! Хочет стать медиком, а школьного учебника не понимает. Что тогда? Идти к репетитору?

Можно попробовать взять другой школьный учебник. Все они написаны разным языком, в них несколько разные подходы. Но если старшеклассник решил подготовиться к ЕГЭ по химии с нуля и не может осилить ни один учебник по школьной химии за 8-й класс… Может быть, тогда стоит подумать о специальности, с которой легче справиться? Такой абитуриент потратит очень много сил на поступление, но если пройдет, то, скорее всего, на платное, а потом еще и вылетит! Ведь учиться в медицинском намного тяжелее, чем подготовиться к ЕГЭ для поступления в медицинский. Если подготовка к ЕГЭ по химии вызывает неразрешимые трудности, совсем уж неразрешимые, то учиться в медицинском будет намного тяжелее! Помните об этом, когда готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля.

Учебное пособие содержит материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии.
Представлены 43 темы программы ЕГЭ, задания к которым отвечают базовому (28), повышенному (10) и высокому (5) уровням сложности. Вся теория структурирована в соответствии с темами и вопросами содержания контрольных измерительных материалов.
Каждая тема содержит теоретические положения, вопросы и упражнения, тесты всех видов (с выбором одного ответа, на установление соответствия, с множественным выбором или ответом в виде числа), задания с развернутым ответом.
Адресовано учителям и ученикам старших классов полной средней школы, а также абитуриентам вузов, преподавателям и слушателям химических факультетов (школ) довузовской подготовки.

Примеры.
Даны образцы металлов: свинец - медь - ртуть - натрий - золото - серебро - вольфрам.
Определите эти металлы по физическим характеристикам:
а) очень мягкий (режется ножом);
б) окрашен в желтый цвет;
в) имеет матовую поверхность;
г) обладает наибольшей тугоплавкостью;
д) жидкий при комнатной температуре;
е) окрашен в красный цвет;
ж) отличается металлическим блеском и высокой электрической проводимостью.

Образцы меди получены из исходных веществ: красный Си2O, черный СuО, белый CuSO4, голубой CuSO4 5Н2O, темно-зеленый Си2СO3(OН)2 и желто-бурый СиСl2. Должны ли (да, нет) полученные образцы меди отличаться:
а) по цвету,
б) по температуре плавления,
в) по способности покрываться черно-зеленым налетом в городском воздухе?

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1. Теоретические разделы химии
1.1. Современные представления о строении атома 8
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 17
1.2.1. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам 17
1.2.2-1.2.3. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по их положению в Периодической
системе и особенностям строения их атомов 24
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных
подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 30
1.3. Химическая связь и строение вещества 44
1.3.1. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Полярность и энергия ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 44
1.3.2. Электроотрицательность и степень окисления химических элементов. Валентность атомов 52
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 59
1.4. Химическая реакция 68
1.4.1-1.4.2. Классификация реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения 68
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 80
1.4.4. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 88
1.4.5. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 98
1.4.6. Реакции ионного обмена 108
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная 115
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от нее 128
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 144
2. Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 149
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа 170
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 177
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 189
2.5-2.6. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот 193
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 199
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 202
3. Органическая химия
3.1-3.2. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Гибридизация атомных орбиталей углерода 205
3.3. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений (тривиальная и международная). Радикал. Функциональная группа 213
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 220
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 239
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 247
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов, аминокислот 255
3.8. Биологически важные соединения: жиры, белки, углеводы (моно-, ди- и полисахариды) 259
3.9. Взаимосвязь органических соединений 267
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии 272
4.1.1-4.1.2. Правила работы в лаборатории. Методы разделения смесей и очистки веществ 272
4.1.3-4.1.5. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений 272
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 284
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 286
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) 292
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 298
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 298
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 300
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 302
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, каучуки, волокна 303
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 311
4.3.1-4.3.2. Расчеты объемных отношений газов и теплового эффекта в реакциях 311
4.3.3. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 315
4.3.4. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 321
4.3.5-4.3.8. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) или в виде раствора с определенной массовой долей вещества; практического выхода продукта, массовой доли (массы) вещества в смеси 324
4.3.9. Расчеты на нахождение молекулярной формулы вещества 328
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 333
ПРИЛОЖЕНИЯ 350.

Данный материал курса предназначена для учащихся 11 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность закрепить полученные знания; обратить внимание на особенности строения и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию расчетных задач. При разработке материала большинство задач и упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Основной целью подготовки к ЕГЭ является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий, знание окислительно-восстановительных реакций, основных классов органических и неорганических соединений, а также алгоритмы решения основных типов расчетных задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формулы органических веществ .

Формулы

Названия

CH 2 =CH 2

Этилен, этен

H 2 C=CH-CH=CH 2

Дивинил, бутадиен -1,3

Изопреновый каучук

Полихлоропреновые каучуки (наирит, неопрен)

Хлоропрен

Этин,ацетилен

Аллилен, пропин

Бензол, циклогесатриен-1,3,5

Метилбензол, C 7 H 8

Этилбензол

о-ксилол,
1. 2- диметилбензол

м-ксилол, п-ксилол,

Винилбензол, этенилбензол, фенилэтилен, стирол

Димети́ловый эфи́р (C 2 H 6 O) (метиловый эфир , метоксиметан ,) Н 3 С-О-СН 3

Диэтиловый эфир С 2 Н 5 ОС 2 Н 5

Фено́л (гидроксибензол , устар. карболовая кислота ) C 6 H 5 OH -

Бензойная кислота C 6 H 5 СООН

Бензойный альдегид (бензальдегид ) C 6 H 5 CHO

аминокислоты: NH 2 -C 2 H 5 -COOH аланин, NH 2 -CH 2 -COOH – глицин –

Эфиры муравьиной кислоты

HCOOCH 3 - метилформиат HCOOC 2 H 5 - этилформиат ,
HCOOCH 2 CH(CH 3 ) 2 - изобутилформиат HCOOCH 2 C 6 H 5 - бензилформиат

Эфиры уксусной кислоты

  • CH 3 COOCH 3 - метилацетат ,
  • CH 3 COOC 2 H 5 - этилацетат ,
  • CH 3 COOC 3 H 7 - н -пропилацетат , t кип = 102 °C; по растворяющей способности подобен этилацетату.

Эфиры масляной кислоты

  • C 3 H 7 COOCH 3 - метилбутират ,
  • C 3 H 7 COOC 2 H 5 - этилбутират .
  • C 3 H 7 COOC 4 H 9 - бутилбутират ,

Класс органического соединения

Общая формула

Молярная масса

Алканы

С n H 2n + 2

14n + 2

Алкены или циклоалканы

С n H 2n

Алкины, алкадиены или циклоалкены

С n H 2n - 2

14n - 2

Арены (бензол и его гомологи)

С n H 2n - 6

14n - 6

Спирты или простые эфиры

С n H 2n + 2 O

14n + 18

Альдегиды или кетоны

С n H 2n O

14n + 16

Монокарбоновые кислоты или сложные эфиры

С n H 2n O 2

14n + 32

Ароматические спирты

С n H 2n - 7 OH

14n + 10

Ароматические альдегиды

С n H 2n - 7 COH

14n + 22

Ароматические кислоты

С n H 2n – 7 COOH

14n + 38

Предварительный просмотр:

Гидролиз

Таблица 1. Изменение окраски индикатора в зависимости от концентрации иона водорода.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ИНДИКАТОРА

ТИП СОЛИ

ЛАКМУС

ФЕНОЛФТАЛЕИН

МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ

СРЕДА

сильное основание + слабая кислота

синий

малиновый

жёлтый

щелочная

слабое основание +сильная кислота

красный

не изменяется

красный

кислая

сильное основание + сильная кислота

не изменяется

не изменяется

не изменяется

нейтральная

Схема1 . Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и сильными основаниями- гидролиз по аниону. , среда щелочная рН> 7

PO 4 3- SO 3 2- CO 3 2- S 2- BO 3 3- PO 3 3- SiO 3 2- AsO 4 3- SnO 4 2-

HPO 4 2- HSO 3 - HCO 3 - HS - HBO 3 2- HPO 3 2- HSiO 3 - HAsO 4 2- HSnO 4 -

Примечание: Ме (активные, образующие щелочи)- Li, K, Na, Rb, Cs, , Ba , Sr.

Схема 2 . Гидролиз солей образованных сильными кислотами и слабыми основаниями- гидролиз по катиону, среда кислая, рН

Cl - Br - I – SO 4 2- NO 3 - IO 3 – ClO 3 - ClO 4 - MnO 4 - CrO 4 2- Cr 2 O 7 2-

Cl - Br - I – SO 4 2- NO 3 - IO 3 - ClO 3 - ClO 4 - MnO 4 - CrO 4 2- Cr 2 O 7 2-

Примечание: Ме- Mg…….Au и NH 4 +

Схема 3 . Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и слабыми основаниями гидролиз по катиону и аниону- необратимый гидролиз.

В этом случае продуктами гидролиза являются слабые кислота и основание: KtAn + Н 2 О = KtOH + HAn

Kt + + An - + H 2 O = KtOH + Han

где Kt + и An - - катион и анион слабых основания и кислоты соответственно.

Схема 4 .

Соли образованные сильными кислотами и сильными основаниями гидролизу не подвергаются. Среда нейтральная, рН=7

Сильные и слабые электролиты

Сильные

Слабые

1. Все растворимые соли.

1. Все труднорастворимые соли.

2. Неорганические кислоты:

2. Неорганические кислоты:

3. Щелочи:

3. Амфотерные основания:

4. Неамфотерные гидроксиды:

5. Органические кислоты:

1) Процесс гидролиза является обратимым , протекает не до конца, а только до момента РАВНОВЕСИЯ;

2) Процесс гидролиза – обратный для реакции НЕЙТРАЛИЗАЦИИ, следовательно, гидролиз - эндотермический процесс (протекает с поглощением теплоты).

KF + H 2 O ⇄ HF + KOH – Q

Какие факторы усиливают гидролиз?

  1. Нагревание – при увеличении температуры равновесие смещается в сторону ЭНДОТЕРМИЧЕСКОЙ реакции – гидролиз усиливается;
  2. Добавление воды – т.к. вода является исходным веществом в реакции гидролиза, то разбавление раствора усиливает гидролиз.

Как подавить (ослабить) процесс гидролиза?

Часто необходимо не допустить гидролиза. Для этого:

  1. Раствор делают максимально концентрированным (уменьшают количество воды);
  2. Для смещения равновесия влево добавляют один из продуктов гидролиза – кислоту , если идёт гидролиз по катиону или щёлочь, если идёт гидролиз по аниону.

Гидролиз других соединений, не относящихся к солям.

1) Бинарные соединения металлов: фосфиды, нитриды, гидриды, карбиды.

При их гидролизе образуется гидроксид металла и водородное соединение неметалла, а из гидрида – водород.

А) гидриды. СаН 2 + Н 2 О = Са(ОН) 2 + Н 2

Б) карбиды: карбиды при гидролизе могут образовывать метан (карбид алюминия, бериллия) или ацетилен (карбиды кальция, щелочных металлов):

Al 4 C 3 + H 2 O = Al(OH) 3 + CH 4

(H + OH - )

CaC 2 + H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2

В) остальные бинарные соединения: нитриды (выделяется аммиак), фосфиды (образуется фосфин), силициды (получается силан).

Са 3 Р 2 + Н 2 О = РН 3 + Са(ОН) 2

2) Галогенангидриды кислот.

Галогенангидрид – это соединение, которое получается, если в кислоте ОН-группу заменить на галоген.

Пример: COCl 2 – хлорангидрид угольной кислоты (фосген), которую можно записать как СО(ОН) 2

При гидролизе галогенангидридов, а также соединений неметаллов с галогенами - образуются две кислоты.

SO 2 Cl 2 + 2H 2 O = H 2 SO 4 + 2HCl

PBr 3 + 3H 2 O = H 3 PO 3 + 3HBr

Предварительный просмотр:

Таблица названий кислот и солей

Формула кислоты

Название кислоты

Название соответствующей соли

HAlO 2

Метаалюминиевая

Метаалюминат

HBO 2

Метаборная

Метаборат

H 3 BO 3

Ортоборная

Ортоборат

Бромоводородная

Бромид

HCOOH

Муравьиная

Формиат

Циановодородная

Цианид

H 2 CO 3

Угольная

Карбонат

H 2 C 2 O 4

Щавелевая

Оксолат

H 4 C 2 O 2
(CH3COOH)

Уксусная

Ацетат

Хлороводородная

Хлорид

HClO

Хлорноватистая

Гипохлорит

HClO 2

Хлористая

Хлорит

HClO 3

Хлорноватая

Хлорат

HClO 4

Хлорная

Перхлорат

HCrO 2

Метахромистая

Метахромит

HCrO 4

Хромовая

Хромат

HCr 2 O 7

Двухромовая

Дихромат

Иодоводородная

Иодид

HMnO 4

Марганцевая

Перманганат

H 2 MnO 4

Марганцовистая

Манганат

H 2 MoO 4

Молибденовая

Молибдат

HNO 2

Азотистая

Нитрит

HNO 3

Азотная

Нитрат

HPO 3

Метафосфорная

Метафосфат

HPO 4

Ортофосфорная

Ортофосфат

H 4 P 2 O 7

Двуфосфорная(Пирофосфорная)

Дифосфат(Пирофосфат)

H 3 PO 3

Фосфористая

Фосфит

H 3 PO 2

Фосфорноватистая

Гипофосфит

H 2 S

Сероводородная

Сульфид

H 2 SO 3

Сернистая

Сульфит

H 2 SO 4

Серная

Сульфат

H 2 S 2 O 3

Тиосерная

Тиосульфат

H 2 Se

Селеноводородная

Селенид

H 2 SiO 3

Кремниевая

Силикат

HVO 3

Ванадиевая

Ванадат

H 2 WO 4

Вольфрамовая

Вольфрамат

Предварительный просмотр:

ТРИВИАЛЬНЫЕ НАВАНИЯ НЕКОТОРЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

тривиальные названия веществ

формулы

алюмокалиевые квасцы

KAl(SO 4 ) 2 *12H 2 O

аммиачная селитра

NH 4 NO 3

английская соль

MgSO 4 *7H 2 O

бертолетова соль

KClO 3

бура

Na 2 B 4 O 7 *10H 2 O

веселящий газ

N 2 O

гашёная известь

гипосульфит

Na 2 S 2 O 3 *5H 2 O

глауберова соль

Na 2 SO 4 *10H 2 O

глинозём

Al 2 O 3

двойной суперфосфат

Ca(H 2 PO 4 )

едкий натр

NaOH

едкое кали

железный купорос

FeSO 4 *7H 2 O

жженая магнезия

индийская селитра

KNO 3

инертные газы

He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn

калиевый щёлок

калийная селитра

KNO 3

кальцинированная сода

Na 2 CO 3

каменная соль

NaCl

каустик

NaOH

кремнезём

SiO 2

медный купорос

CuSO 4 *5H 2 O

натронная селитра

NaNO 3

негашёная известь

CaO

никелевый купорос

NiSO 4 *7H 2 O

питьевая сода

NaHCO 3

поваренная соль

NaCl

поташ

K 2 CO 3

преципитат

CaHPO 4 *2H 2 O

сернистый газ

SO 2

селикагель

SiO 2 * X H 2 O

сулема

HgCl 2

угарный газ

CO

углекислый газ

CO 2

хромокалиевые квасцы

KCr(SO 4 ) 2 *12H 2 0

хромпик

K 2 Cr 2 O 7

цинковый купорос

ZnSO 4 *7H 2 O

чилийская селитра

NaNO 3

Предварительный просмотр:

Таблица – Продукты восстановления при взаимодействии металлов с кислотами

Кислоты Металл

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) с ознакомительной целью представил документы, регламентирующие структуру КИМ ЕГЭ. Узнать об основных нововведениях можно из спецификации . Как видим, новая версия варианта КИМ содержит 2 части, состоящих из 40 заданий разной сложности. К слову, произошло уменьшение максимального балла за выполнение всей работы - в 2015 году он составляет 64 (в 2014 году – 65).

Как подготовиться к ЕГЭ по химии?

Учим язык химии

Как и любой другой предмет, химию нужно понимать, а не зубрить. Ведь химия – это сплошное переплетение формул, законов, определений, названий реакций и элементов. Здесь важно усвоить химический «язык», а дальше будет проще – вы сможете заметить некоторые закономерности, научитесь понимать и составлять химические формулы, а также оперировать ими. Как известно, «дорогу осилит идущий».

Какие книги помогут успешно подготовиться к ЕГЭ – 2015 по химии? Обратите внимание на сборник заданий «ЕГЭ – 2015. Химия.» (2014 г. изд.) авторов Оржековского П.А., Богдановой Н.Н., Васюковой Е.Ю. Много полезного можно также почерпнуть из учебно-методического пособия «Химия, подготовка к ЕГЭ – 2015» (Книга 1 и 2) автора Доронькина В.Н.

Правильно используем таблицы – половина успеха

Для подготовки к ЕГЭ по химии «с нуля» важно тщательно изучить 3 таблицы:

  • Менделеева
  • растворимости солей, кислот и оснований
  • электрохимический ряд напряжений металлов

На заметку! Эти справочные таблицы прилагаются к каждому варианту экзаменационной работы. Умение правильно их использовать обеспечивает получение более 50% нужной на экзамене информации.

Выписывание формул и таблиц

Знание каких разделов химии будут проверяться на ЕГЭ? На сайте ФИПИ представлен доступ в открытый банк заданий ЕГЭ по химии – вы сможете попробовать свои силы в решении заданий. В кодификаторе содержится перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии.

Каждую изученную тему лучше конспектировать в виде кратких записей, схем, формул, таблиц. В таком виде значительно повысится эффективность подготовки к ЕГЭ.

Математика – как основа

Не секрет, что химия как предмет «насыщена» разными задачами на проценты, сплавы, количество растворов. Так что знание математики очень важно для решения химических задач.

Проверяем свой уровень знаний и умений с помощью демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2015 года по химии, подготовленного ФИПИ. Демоверсия дает возможность выпускнику получить представление о структуре КИМ, типах заданий и уровнях их сложности.

М.: 2013. - 352 с.

Учебное пособие содержит материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии. Представлены 43 темы программы ЕГЭ, задания к которым отвечают базовому (28), повышенному (10) и высокому (5) уровням сложности. Вся теория структурирована в соответствии с темами и вопросами содержания контрольных измерительных материалов. Каждая тема содержит теоретические положения, вопросы и упражнения, тесты всех видов (с выбором одного ответа, на установление соответствия, с множественным выбором или ответом в виде числа), задания с развернутым ответом. Адресовано учителям и ученикам старших классов полной средней школы, а также абитуриентам вузов, преподавателям и слушателям химических факультетов (школ) довузовской подготовки.

Формат: pdf

Размер: 3,5 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1. Теоретические разделы химии
1.1. Современные представления о строении атома 8
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 17
1.2.1. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам 17
1.2.2-1.2.3. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 23
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 29
1.3. Химическая связь и строение вещества 43
1.3.1. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Полярность и энергия ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 43
1.3.2. Электроотрицательность и степень окисления химических элементов. Валентность атомов 51
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 57
1.4. Химическая реакция 66
1.4.1-1.4.2. Классификация реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения 66
1.4.3. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов 78
1.4.4. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 85
1.4.5. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 95
1.4.6. Реакции ионного обмена 106
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная 112
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от неё 125
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 141
2. Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 146
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щёлочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа 166
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 172
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 184
2.5-2.6. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот 188
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 194
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 197
3. Органическая химия
3.1-3.2. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Гибридизация атомных орбиталей углерода 200
3.3. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений (тривиальная и международная). Радикал. Функциональная группа 207
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 214
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 233
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 241
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов, аминокислот 249
3.8. Биологически важные соединения: жиры, белки, углеводы (моно-, ди- и полисахариды) 253
3.9. Взаимосвязь органических соединений 261
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии 266
4.1.1-4.1.2. Правила работы в лаборатории. Методы разделения смесей и очистки веществ 266
4.1.3-4.1.5. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений 266
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 278
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 279
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) 285
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 291
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 291
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 292
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 294
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, каучуки, волокна 295
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 303
4.3.1-4.3.2. Расчеты объемных отношений газов и теплового эффекта в реакциях 303
4.3.3. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 307
4.3.4. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 313
4.3.5-4.3.8. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) или в виде раствора с определенной массовой долей вещества; практического выхода продукта, массовой доли (массы) веществав смеси 315
4.3.9. Расчеты на нахождение молекулярной формулы вещества 319
Типовой вариант экзаменационной работы
Инструкция по выполнению работы 324
Ответы к типовому варианту экзаменационной работы 332
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 334
ПРИЛОЖЕНИЯ 350



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: