Рефрейминг упражнения. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий - Ричард Бендлер, Джон Гриндер Упражнение

Вы делаете 6 карточек для речевых стратегий:

1. Трюизмы.

2. Предположения.

3. Противопоставления.

4. Вопросы.

5. Ложные выборы.

6. Все выборы.

Режиссер их будет показывать Клиенту, тот их будет вставлять в свою речь, а Гипнотизер должен ответить конструкцией такого же типа, но, по возможности, используя другие связки (или другие смысловые обороты). То есть если Клиент сказал: "Если ты посмотришь в окно, то увидишь там что-то интересное", то Гипнотизер может ответить: "Да, действительно, в связи с тем, что я туда смотрю, я могу увидеть там что-то интересное".

Или: "Люди умеют разговаривать". - "А животные - бегать".

Шаг 7. Возврат человека из транса (переориентация).

Начинающего гипнотизера может беспокоить, какую длительность должен иметь транс. Самый простой и в то же время сложный ответ заключается в том, что транс следует заканчивать тогда, когда проведены необходимые внушения и проделана необходимая работа. Некоторые трансы могут длиться несколько минут, но возможен транс, который длится и более часа. Как правило, продолжительность транса в среднем составляет 20-30 минут. Однако у разных людей она может быть больше или меньше.

Достаточно часто переживание транса приводит человека к нежеланию выходить из него, поскольку он внутри транса испытывает положительные эмоции, которых, возможно, уже не испытывал давно в реальной жизни. Попытка вывести его может вызвать недовольство гипнотизером, а иногда даже и определенную агрессивность.

Чаще это проявляется тем, что, несмотря на внушение на выход из транса, человек остается в нем и демонстрирует сохранение всех признаков транса. Для решения подобных трудностей существует несколько приемов, которые мы опишем ниже.

Рекомендуем Вам давать внушения на ощущения комфорта, уверенности, умение почувствовать себя отдохнувшим. Эти и другие внушения стоит относить к постгипнотическим, т.е. к тем ощущениям, действиям, пожеланиям, которые мы рекомендуем человеку на период после гипноза. Мы можем внушать сохранение приятных ощущений в течение какого-либо периода времени, продолжение бессознательной работы даже после открывания глаз и при более активном функционировании сознания, даем внушения, которые должны привести человека к амнезии того, что проходило внутри транса.

Заметим: в момент, когда человек открывает глаза и начинает с Вами говорить, на самом деле, он еще не полностью вышел из транса. Это очень благоприятное для Вас время, поскольку оно характеризуется повышенной внушаемостью, активной работой бессознательного, но при этом человек считает, что работа закончилась, и поэтому он снимает активный контроль сознания, давая себе и своему сознанию передышку от контролирующих функций. В этот момент мы можем обсудить то, что он ощущает в данный момент и дать внушение, коррегирующее состояние. Например, если человек ощущает головную боль, мы можем дать ему внушение на легкость, расслабленность, уверенность, гармонизацию, иногда даже пройдут прямые внушения, когда гипнолог говорит: "Это нормально. В течение минуты ваша голова научится испытывать приятные ощущения".

В это время удобно давать домашние задания, которые при этом могут носить характер постгипнотических внушений. Вы можете сказать: "Через некоторое время Вы отправитесь домой, в Вас будут происходить изменения: они происходят в каждом, но у кого-то они начинаются сразу, а у кого-то проявляются через некоторое время. Я попрошу Вас отметить, когда у Вас начнутся изменения и как быстро они будут распространяться и усиливаться". Формально, это некое предположение, на самом деле, это не что иное, как постгипнотическое внушение, которое будет определять дальнейшую жизнь человека до следующей встречи. Внушения могут быть разными и зависят от запроса человека, который он принес на встречу с Вами. В таком состоянии, в зависимости от глубины и длительности предшествующего транса, человек может находиться до 20 минут, а в ряде случаев и больше.

Помимо необходимости использования такого состояния, важно помнить, что в нем человек не полностью адаптирован к реальному миру. Если мы считаем, что человек недостаточно включен в режим настоящего ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, это может быть заметно по частичному погружению снова в транс, когда взгляд клиента фиксируется, обездвиживается и как бы уходит от нас, а через несколько секунд возвращается. Это говорит о том, что у него продолжается внутренняя работа, она не завершена, а сознание еще не приобрело значимой доминанты. В таком состоянии человека нежелательно отпускать, особенно, если он пойдет по оживленной улице или поедет домой за рулем собственного автомобиля. Подобное отключение может грозить ему серьезными неприятностями. Поэтому, в первую очередь, мы должны усилить и ускорить выведение человека из транса. Иногда имеет смысл задержать его, заботясь о его безопасности.

Важным приемом бывает похвала Вами человека за погружение в транс и за его работу. Ваше поощрение носит стимулирующий характер для всей работы и для последующего транса, а также укрепляет доверие человека к Вам.

Когда человек отказывается выходить из транса, могут быть применены несколько приемов. Если Вы склонны к директивному стилю, то можете попробовать способы выведения из транса, используемые в классическом гипнозе, на счет от одного до 3, 5, 10 или на какой-нибудь другой знак, предъявляемый Вами, например, на прикосновение или на щелчок. Однако, если весь сеанс проводился не в директивном тоне, то подобное директивное выведение может смазать эффект от транса. Поэтому желательны более косвенные, хитрые способы выведения. Описанный в руководствах способ, направленный на жадность человека (гипнотизер говорит, что с данной минуты стоимость транса удваивается, утраивается), по опыту, эффекта не приносит. Зато эффективен другой способ, описанный Эриксоном, когда он предлагает клиенту остаться в этом приятном состоянии и надеется лишь на то, что человеку не захочется в туалет. Этот прием приводит к внутреннему раздумью, хочется или не хочется ему в туалет; в конце концов человек понимает, что хочется, и выходит из транса.

Еще один способ связывает нежелание человека выходить из транса с последующей невозможностью войти в транс снова: "И то, что Вы не выходите из этого состояния, может означать только то, что Вам уже никогда не удастся войти в него еще раз".

И все-таки наиболее используемым является способ более настойчивого приглашения к выходу и предоставления времени для этого. Обычно дисциплинированность клиента играет нам на руку, так что его нужно пригласить к выходу из транса повторно через несколько минут после первого приглашения, сочетая слова с использованием аналогового маркирования: повышения тона голоса, собственной активизации, иногда с наклоном в сторону клиента.

Отметим, что теперь я прошу вас провести упражнение по рефреймингу смысла и контекста продолжительностью в двадцать минут. Соберитесь в группы по три человека. Важно заметить, что один из группы будет клиентом, другой будет его программировать, а третий - наблюдать. Периодически меняйтесь ролями.

Дело клиента - придумать некᴏᴛᴏᴩую жалобу. Вы можете сыграть роль одного из ваших клиентов и предложить какую-нибудь и в самом деле серьезную жалобу, какие вы часто слышите на практике от наших клиентов. Или сделайте вид, что играете роль клиента, но предложите жалобу, связанную с вашим личным развитием. Форма вашей жалобы подскажет вашему партнеру, какой вид рефрейминга лучше подходит.

Предложите вашу жалобу в форме комплексной эквивалентности, связывающей реакцию с некᴏᴛᴏᴩым классом событий: "Когда происходит X, я испытываю Y."

Предложите жалобу в форме сравнительного общения с удаленным контекстом, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к вам или к кому-нибудь другому: "Я слишком 3" или "Он слишком О".

Дело программиста - найти для предложенной проблемы способ рефрейминга, а затем рефреймировать ее таким образом ɥᴛᴏбы произвести воздействие. Поскольку ϶ᴛᴏ тренировочный семинар, не заставляйте себя реагировать немедленно. Сейчас я дам вам стратегию выполнения рефрейминга. Сначала определите форму жалобы, предложенной клиентом, - тем самым вы узнаете, какой вид рефрейминга вы будете применять. В случае комплексной эквивалентности рефреймируйте смысл, а в случае сравнительного общения вы рефреймируете контекст. На следующем шаге вы создаете внутреннее представление предложенной вам жалобы: зрительный образ ее, или кинестетическое описание, или слуховое.

В случае рефрейминга контекста спросите себя:

"В каком контексте ϶ᴛᴏ поведение, на кᴏᴛᴏᴩое человек жалуется, могло бы оказаться ценным?"

Представьте себе различные контексты, пока не найдете такой, где оценка поведения меняется.

В случае рефрейминга смысла спросите себя:

"Есть ли какая-нибудь более широкая рамка, где ϶ᴛᴏ поведение имело бы позитивную ценность?"

Какие другие аспекты той же ситуации, но не замечаемые данным человеком, могли бы придать такому поведению другую смысловую рамку, или проще: "Что еще могло бы означать, ϶ᴛᴏ поведение?" "Как еще мог бы я описать ту же ситуацию?"

Когда вы уже нашли новую рамку для поведения, подумайте немного об альтернативных способах рефрейминга, а затем выберите способ, кᴏᴛᴏᴩый должен вызвать, как вы полагаете, наибольшую реакцию. При выполнении рефрейминга чрезвычайно важны подстройка и ведение! В случае если ϶ᴛᴏ вызывает у вас трудности, отведите в сторону наблюдателя и посоветуйтесь с ним.

Обдумав способ рефрейминга, попросите клиента повторить его жалобу, а затем выполните рефреймирование.

По мере того, как он воспринимает сказанное вами, тщательно следите за его несловесными изменениями.

По мере того, как клиент переходит от жалоб на некᴏᴛᴏᴩое поведение к какому-то хотя бы частичному пониманию, какую ценность ϶ᴛᴏ поведение имело бы для него в другой рамке, наблюдатель и программист должны составлять себе основанное на сенсорных ощущениях описание происходящих у него несловесных изменений. Есть ли у вас вопросы?"

Зачем нужно делать паузу перед началом рефрейминга?

Вы должны воспользоваться данным временем, ɥᴛᴏбы выбрать один из предложенных мной специальных стратегий словесного рефрейминга содержания. В случае если вы уже имеете опыт такого рефрейминга и сразу же получаете информацию, очень хорошо. Приступайте к работе. Но если вы колеблетесь, сделайте перерыв. Погрузитесь во внутреннее переживание и используйте все системы представления, ɥᴛᴏбы решить, как вы будете словесно рефреймировать, пользуясь зрительным, слуховым или кинестетическим способом. В случае если у вас уже есть опыт рефрейминга, вы можете использовать ϶ᴛᴏт небольшой перерыв, ɥᴛᴏбы осознать, каков ваш типичный способ словесного рефрейминга содержания, а затем применить другой способ, ɥᴛᴏбы увеличить вашу гибкость. В случае если вы обычно применяете зрительный способ для ведения и для поиска альтернативных контекстов, попробуйте проделать ϶ᴛᴏ кинестетическим или слуховым способом.

Затем вы вернетесь ко мне, успешно выполнив рефрейминг содержания всех видов, с конкретными, основанными на сенсорных ощущениях описаниями увиденных у клиента изменений. Мы сравним данные описания и посмотрим, как можно обобщить ваши наблюдения. Есть ли еще вопросы по поводу упражнения… Хорошо приступайте.

Сам принцип изменения отношения к вещам на более позитивное и менее отягощающее присутствует во многих философских и психологических течениях, название рефрейминга и алгоритм этого процесса предложили создатели нейролингвистического программирования.

Сейчас мы рассмотрим теорию и возможность практического применения рефрейминга в повседневной жизни. рефрейминг

Наше восприятие во многом, если не во всём, определяет развитие наших жизненных сценариев. Наше отношение, оценка событий и действий, своих и окружающих людей, влияют на наше настроение, поведение и жизненные выборы. А значит, вся наша жизнь зависит от того, как мы относимся, как мы оцениваем всё происходящие с нами.

Например, человека, который зарабатывает разовыми заказами можно называть халтурщиком, у которого нет начислений в пенсионный фонд, нет стабильности и социального статуса, а можно называть его более нейтрально, фрилансером или предприимчивым человеком, который сам распоряжается своим временем и имеет возможности для развития бизнеса. рефрейминг

Так же и во всем остальном, со всеми происходят непредвиденные потери, трудности, кто-то относиться к этому, как к получению опыта и развитию, другие как к подтверждению несправедливости жизни и собственной неудачливости. Постоянное напоминание себе об ответственности за ежесекундный выбор своего отношения к чему-то, позволяют привить себе самый полезный навык – видеть во всем возможности, а не проблемы . рефрейминг

Речь не идет о том, чтобы пользоваться рефреймингом для бегства от реальности, закрывая глаза на свои проблемы и строя воздушные замки. Я говорю о тех ситуациях, когда уже невозможно что-то изменить вовне, понимаете, когда поезд уже ушел, или же в случаях, когда цена, которую нужно будет заплатить за изменение ситуации будет несоизмеримо выше ожидаемого результата. Именно в таких случаях полезно применять рефрейминг, он позволяет сберечь ваши силы, которые будут потрачены на внутреннюю борьбу, из-за несогласия с ситуацией. Именно пересмотр вашего отношения на более жизнеутверждающее, дающее возможности, позволяет эту сохраненную энергию из внутренней борьбы (фиксация на прошлом) направить на созидание чего-то (фокус в будущее). рефрейминг

Давайте рассмотрим немного больше примеров рефрейминга:

— Меня раздражает руководитель. рефрейминг
Если при всём этом ты продолжаешь выполнять свою работу – ты профессионал. рефрейминг

— Иногда я чувствую себя неудачником рефрейминг
— Хорошо что ты чувствуешь, если что-то не так, значит это не даст тебе прозябать и ты сможешь изменить это.

— Я часто обижаюсь на людей. рефрейминг
— Значит у тебя хорошо развита чувствительность, тебе просто нужно направить её в конструктивное русло. рефрейминг

— Меня уволили.
— Будет повод найти место получше или открыть свое дело, будет время отдохнуть, подумать куда двигаться дальше. рефрейминг

— Иногда я становлюсь очень агрессивным. рефрейминг
— Людям, которые держат эмоции в себе еще хуже, они болеют, а у тебя просто много энергии, займись спортом или начни публичные выступления.

Структура рефрейминга

Различают 2 вида рефрейминга:

Рефрейминг смысла – это когда меняется содержание всего сказанного. Например, когда речь идет о таких качествах как лень, жадность, агрессивность, мы не находим для их проявления какую-то положительную сторону проявления, мы просто меняем лень – на практичность, жадность – на бережливость, агрессию – на экспрессивность. рефрейминг

Рефрейминг контекста – в случае с изменением контекста, тем же самым определениям: жадности, агрессивности и лени, находятся положительные применения. Например, жадность может уберечь от лишних трат и позволит позаботиться о себе и семье в нужный момент. Агрессивность помогает не держать негатив в себе. А ленивый человек никогда не сделает лишнего движения, он может сохранять силы и жить себе в удовольствие. рефрейминг

Практическое применение. Алгоритм: рефрейминг

  • Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, приходя на консультацию к психологу, человек может думать: «Вместо того, чтобы зарабатывать сейчас деньги на летний отдых, сижу здесь и трачу время и деньги на разговорчики». Рефрейминг: «Те изменения, которые во мне произойдут после консультаций, позволят мне и зарабатывать больше и отдыхать полноценнее». Другой пример: «Сейчас я осваиваю новый язык программирования, ужасно скучно и долго». Рефрейминг: «Сейчас я работаю на перспективу, строю свое будущее, что позволит мне меньше работать и больше зарабатывать». рефрейминг
  • Использование «зато». Ошибся - зато теперь точно знаю, чего не стоит делать в будущем, получил хороший жизненный урок. Сейчас тяжелое время, меньше заказов на услуги - зато я могу больше времени проводить с семьей и прочитать книги, которые уже давно планировал. Этот человек слишком дотошный - зато грамотный и полезный в работе; у него многому можно научиться.
  • Сравнение. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни - два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас. рефрейминг

Формирование навыка. Измените свою жизнь рефрейминг

Это пожалуй, самая главная и сложная задача, приучить себя смотреть шире, видеть во всем возможности и позитивнее смотреть на жизнь. Если вы действительно устали от негативного мышления и хотите что-то кардинально поменять в вашей жизни, поставьте себе задачу, в течении 3-х недель сформировать навык позитивного восприятия. Для этого, запишите все ваши текущие проблемы, минусы, слабые стороны и сделайте рефрейминг описанными выше методами, чем больше положительный сторон вы найдете в каждой ситуации, тем лучше. А после этого, каждый день, перед сном, подводя итоги дня, проводите рефрейминг новых жизненных ситуаций. Со временем у вас начнет автоматически это получаться в реальном времени. рефрейминг

А теперь, для разминки, проведите рефрейминг этого списка самых распространенных негативных установок и качеств характера, так, как будто ими обладаете вы: рефрейминг

  • жадность, лень, раздражительность, придирчивость, навязчивость, влюбчивость, впечатлительность, трусость, пугливость, жадность, мнительность, робость, нерешительность, горделивость, скупость, дотошность, скрупулезность, стеснительность и т. д.
  • я неудачник, у меня ничего в жизни не выйдет, ничего не добьюсь, недостаточно умный, некрасивый, бездарный, уже поздно что-то менять, никто меня не уважает, все меня предали, от меня отвернулись, я никому не нужен и т.д. рефрейминг

С уважением к Вашему времени и психике,

Вся информация необходимая для записи ко мне на бесплатную ознакомительную консультацию по скайпу, находиться

Изменение стандартных формулировок с целью осознания своего выбора и изучения других имеющихся возможностей

Психологическое упражнение-тест “Волшебный рефрейминг»

Это психологическое упражнение-тест - одно из самых моих любимых и самых эффективных. Для его выполнения Вам понадобится ручка и несколько листов бумаги.

Сначала Вы будете - писать, честно отвечая на поставленные вопросы, ну а потом - переписывать то, что написали ранее, по предложенным правилам.

Переписывать долго не придётся, не бойтесь. Всего лишь поменять первые ДВА СЛОВА в каждом предложении . Но вот, однако, результаты будут впечатляющими.

Это один из очень немногих тестов-упражнений, которые сразу же и стопроцентно приводят к психотерапевтическому инсайту - пониманию истины, и, затем, к позитивным сдвигам в жизни. Так что - пробуйте.

Упражнение состоит из четырёх частей. Всё очень просто. Начинайте!

Часть Первая «Ты - Я»

У Вас есть претензии к конкретным людям? Обиды? А может, наоборот, кто-то вас очень сильно - обрадовал?..

Если Вы сейчас «на эмоциях», тогда сделайте вот что: запишите несколько предложений, адресованных этим людям, Вас обрадовавшим или огорчившим, и пусть все эти предложения начинаются со слова «ТЫ» . Составьте около пяти предложений.

Например:

Ты обо мне не заботишься.
Ты меня бесишь.
Ты меня порадовал.

А теперь - переписываем

А теперь, перепишите все эти предложения так, чтобы они начинались со слова «Я».

У Вас должно получиться вот что:

Я о себе не забочусь.
Я себя бешу.
Я себя порадовал.

Что мы должны уяснить себе из этого упражнения?

Никто нас «не радует» и не «огорчает». Всё это мы делаем себе сами. Эту базовую истину науки психологии, пытаются донести психологи до своих клиентов и в книгах, и при личных встречах и по-всякому, вплоть до изобретения «несерьёзных игр», весьма далёких от психологии - классической.

Часть Вторая «Не могу - не буду»

Точно по такому же принципу Вы должны придумать хотя бы пять (а лучше - десять) реальных фраз о себе и своей жизни, которые должны начинаться словами «Я не могу» . (Не пишите: «Я не могу летать». Это никто не может).

Подумайте хорошенько - это серьёзное психологическое упражнение, оно даёт потрясающий результат только, если отнестись к нему серьёзно!

А теперь - переписываем

А теперь перепишите эти фразы так, чтобы они начинались со слов «Я не буду!».

Подсказка : что при этом должно Вас «осенить»? А Вы почитайте: не кощунственно ли стали звучать теперь переписанные Вами фразы? Не страшно ли Вам стало?

Ответьте себе на вопрос: Вы действительно писали о НЕВОЗМОЖНЫХ вещах или же Вы просто отказываетесь их делать оп каким-то причинам (возможно, очень надуманным)?

Часть третья «Мне необходимо - я хочу»

Придумайте несколько реальных фраз, начинающихся со слов «Мне надо» или как вариант «Мне необходимо».

Напишите около двадцати фраз - не поленитесь.

А теперь - переписываем

А теперь перепишите все эти фразы так, чтобы они начинались словами «Я хочу».

Постарайтесь прочувствовать и продумать каждое предложение. Ответьте честно на вопрос: Вам действительно НЕОБХОДИМО то, что Вы написали? Или по каким-то причинам Вы просто ХОТИТЕ того, без чего Вы могли бы вполне обойтись без ощущения стресса, а также морального, и физического дискомфорта?

Часть четвёртая «Я должен - Я выбираю»

Напишите около двадцати фраз, начинающихся словами «Я должен» . Подумайте о всех сферах своей жизни, где Вы кому-то что-то должны.

А теперь - переписываем

Замените все слова «Я должен» на другой зачин: «Я выбираю» . Прочитайте все эти фразы вслух, с выражением. Скажите, что Вы почувствовали при этом?

Подсказка : У человека всегда есть право выбора - этому учит нас и биология, и философия, и психология, и все религии.

Даже когда человек поставлен перед очень жёстким выбором (выбрать из двух зол - наименьшее) он всё равно может выбирать.

Однако люди, которым хочется манипулировать окружающими, любят внушать этим окружающим ложную мысль о том, что «выбора у них нет» или выбор у них только - один (какой они скажут).

Подарить свободу человеку (свободу выбора в частности) это рассказать ему о том, что на самом деле у него всегда есть выбор, а значит он всегда - свободен.

Поэтому неправильно строить фразу «Я должна одна воспитывать своих детей» или «Я должен жить в браке с моей женой».

Правильно и терапевтично будет всегда строить свои фразы так:

«Я выбираю воспитывать своих детей одна» и «Я предпочитаю выбрать - остаться в браке с моей женой».

Что Вы почувствовали, выполняя это последнее задание нашего упражнения?

Это замечательное психологическое упражнение является тренажёром счастья и успеха. Но сначала оно приносит радость и облегчение, а успех уже сам приходит, потом.

Вначале человеку нужно хоть немного ослабить ремни, убрать от его глаз забытую кем-то табличку: «Выхода нет».

Потому что это - неправильная табличка. Её уже во всём мире давно сняли с производства.опубликовано .

Елена Назаренко

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Цели:

Освоить на практике методику рефрейминга, поз­воляющего отказаться от прошлого опыта и уви­деть предмет исследования по-новому, в много­образии признаков;

Помочь участникам тренинга преодолеть внут­ренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

Продемонстрировать в ходе игры различия, при­сущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие мето­ды и подходы к ее разрешению.

Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож­ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат­ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Можно было бы назвать это задание "Антирекла­ма" по аналогия со смыслом предыдущего упражне­ния. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличи­тельного. Напротив, оно поможет переосмыслить ве­щи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборот­ную сторону медали"...

Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению!

Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

"Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспекти­вах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других лю­дей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффектив­ное общение. Открытый подход к собесед­нику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, мож­но придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-со­бачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержа­тельном рефрейминги. Измените угол зре­ния, сфокусируйте внимание на иных аспек­тах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор".

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группы на пары. В каждой паре про­сим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком восприни­мается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 .минут каждому участнику пары необхо­димо будет приготовить свой взгляд на это качест­во с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчи­востью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природ­ной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеяд­ность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеаль­ного...

На следующем этапе методика рефрейминга долж­на быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, ко­микса и т.д. - в форме, которая максимально отра­жает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успеш­нее результат упражнения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: