Сообщение на тему жак ив кусто. Жак-ив кусто - биография, информация, личная жизнь

Океанограф, изобретатель, исследователь, фотограф и человек, имя которого прочно ассоциируется с романтикой океанских глубин Жак-Ив Кусто был рожден во Франции в 1910 году в семье успешного адвоката. Семья много путешествовала и с малых лет Жак-Ив влюбился в воду и ее глубины. В возрасте 7 лет он заболел энтеритом, воспалением тонкой кишки и врачи не рекомендовали ему активный образ жизни. Несмотря на это и чрезмерную худобу из-за болезни, Кусто обожал плавать и буквально не вылезал из воды.

После завершения Первой мировой войны семья вслед за отцом перебралась из Франции в Штаты, где адвокат нашел работу. Здесь же Кусто впервые совершил погружение под воду. Время, проведенное в Америке, научило его также хорошему английскому и дало любовь к механике. Это увлечение сначала не было связано с океаном, однако опосредованно привело его к океанографии. Увлекаясь механикой, Кусто сконструировал машину, работающую на батареях, что позволило ему немного заработать. На свой гонорар он купил первую кинокамеру. Помимо механики, съемок и плавания Кусто занимался еще многими другими вещами, будучи весьма увлекающейся натурой и очень одаренной, ведь в каждом из увлечений он добивался успеха.

Единственное, что его совершенно не интересовало – это учеба и по решению семьи Жак-Ив отправился на службу в военно-морскую академию. В составе боевого крейсера молодой Кусто совершил свое первое кругосветное путешествие, постиг искусство морской навигации и управления судном, что много раз пригодилось в его последующей жизни.

В 37 году Кусто женился в первый раз на Симоне Мельхиор, такой же любительнице моря, как и он сам. Она была дочерью и внучкой адмирала и, связав свою жизнь с Кусто, выходила вместе с ним в море. Она была комиссаром «Калипсо» и принимала участие в большинстве экспедиций капитана Кусто. Жена Жака-Ива Кусто родила ему двоих сыновей.

В 38-м Кусто начал погружения уже с целью изучения подводного мира, но для полноценных исследований ему недоставало ласт и маски и он начал заниматься разработкой акваланга вместе с другом Эмилем Ганьяном. В 43 году он создал первый прототип современного акваланга и смог посвятить себя изучению глубин морей и океанов. С 50-го года Кусто путешествует только на судне «Калипсо», которое, как и команда Кусто стали символом океанографии. Кусто снимает фильмы, пишет книги, возглавляет Океанографический музей, занимается исследованиями обитателей океана и занимается разработкой новых механизмов для исследования толщи воды.

В 90-м году супруга Кусто Симона скончалась от рака, ее прах был развеян над морем, а уже через год, в 91-м Кусто женится повторно, на Франсине Триплет. Примечательно, что к моменту брака у Кусто и Франсины уже было двое детей.

Знаменитый Жак-Ив Кусто прожил очень долгую насыщенную жизнь, полную удивительных приключений и открытий. Скончался великий океанограф в 97 году от инфаркта миокарда.

Основные события

в 1943 году совместно с Эмилем Ганьяном изобрел и испытал акваланг

Вершина карьеры

океанограф, фотограф, писатель, кинорежиссёр, изобретатель

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто

Биография

Ранние годы

Жак Ив родился в 1910 г. близ Бордо в городке с длинным названием Сен-Андре-де-Кубза в семье адвоката Даниэля Кусто и домохозяйки Элизабет Кусто. Его отец много ездил не только по Франции, но и за границу. Благодаря этому Жак побывал в Нью-Йорке и Эльзасе, где выучил английский и немецкий языки. Из-за переездов мальчик учился в разных школах. После получения аттестата он решил связать свою жизнь с флотом и поступил в Военно-морскую академию. Несмотря на бессистемность полученного среднего образования, Кусто с блеском сдал экзамены и прошел по конкурсу - был 22-м по списку из тысячи кандидатов, претендовавших на место в академии. Во время учебы на корабле «Жанна д"Арк» ему удалось побывать в кругосветном плавании. Однако в то время юноша еще не помышлял о путешествиях, тем более с целью исследований.

Служба в армии

в 1930 году Кусто поступил в Брестское военно-морское училище. В чине прапорщика он закончил военную академию, и по распределению его отправили на военно-морскую базу в Шанхае. Во время 2-ой мировой войны Жак Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком, был бойцом французского сопротивления, в частности на оккупированной фашистскими войсками территории Франции в г. Тулон вместе с разведчиками сопротивления проник в комендатуру и выкрал важные документы. По окончании войны был удостоен ордена святого легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

Этапы жизни

В 1935 году Жак Ив Кусто решил пойти в академию морской авиации но он попал в автокатастрофу, и от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал пальцы на левой руке, несколько ребер а правую руку у него парализовало, также были повреждены легкие. Ему приходится потратить восемь месяцев на курс интенсивной физиотерапии. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон.

В 1936 году впервые Жак-Ив плавает под водой с защитными очками. Изумленный тем, что видит, он решает посвятить свою жизнь подводным исследованиям.

В 1937 году он женился на Симоне Мелихор и вскоре у них родилось два сына, Жан-Мишель (в 1938-м) и Филипп (в 1940-м).

В 1943 году работая в сложных условиях оккупированной немцами франции, Жак Кусто и Эмиль Ганьян изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом (от лат. aqua, вода + англ. lung, лёгкое = aqua-lung, «водяное лёгкое»), который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий. Это изобретение стало поистине легендарным. В 1946 году производство аквалангов было запущено в промышленном масштабе.

В 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году получил списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо» Жак-Ив преобразовал корабль в экспедиционное судно. На корабле появилась посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, одно- и двухместные мини подводные лодки, подводные мотоциклы и десятки аквалангов. Именно на борту «Калипсо» прославленный капитан совершил множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.

В 1953 году Жак Ив приобрел мировое признание и как писатель. Капитан Кусто выпустил свою первую книгу "Безмолвный Мир", а через два года она была экранизирована. Триумф фильма был невообразимый: публика аплодировала стоя более получаса, а пресса называла его произведением века. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и «Оскар» были получены безоговорочно.

В 1956 году Жак Ив Кусто уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана

В 1957 году Кусто был назначен директором океанографического музея в Монако.

В 1959 году капитан Кусто принимает участие в создании и строительстве “ныряющего блюдца” sp350 – первой маленькой подводной лодки для научной работы в океане. она вмещает двух человек, с ее помощью можно вести наблюдения и киносъемку на глубине около 370 метров, “ныряющее блюдце” позволяет ему опускаться еще глубже и проводить исследования под водой еще дольше, чем прежде.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди награждает капитана Кусто золотой медалью национального географического общества. на медали выгравированы слова: “Человеку земли, который дал людям ключ от мира безмолвия”

С 1962 по 1965 годы капитан и его друзья проводят первые эксперименты по изучению возможности проживания под водой. Члены команды работают от одной до четырех недель в сконструированных ими так называемых подводных домах.

В 1968 году США состоялась премьера новой телевизионной серии «Подводный мир Жака Кусто», посвященной красоте морских глубин. Несколько программ получают премии Еmmy .

В 1973 году для того чтобы поддерживать и защищать природные ресурсы земли, в США было образовано «Общество Кусто». В этом же году капитан проводит несколько крупных экспедиций, чтобы запечатлеть суровую красоту Антарктики.

в 1979 году погиб младший сын Филипп Кусто он участвовал в съемках на гидросамолете "Каталина" и, во время приводнения, самолет упала в море.

В 1981 году в Париже создается фонд Кусто. Капитан собирает многонациональную группу ученых для изучения бассейна реки Амазонки. В 1985 году совершив первый трансатлантический переход на своем новейшем судне “Алкиона”, которое движется с помощью электроветровой двигательной системы, капитан Кусто прибывает в Нью-Йорк. И после чего оба его судна отправляются на десять лет в кругосветную экспедицию, а капитан получает «Медаль Свободы» из рук президента США Рональда Рейгана

В декабре 1990 года от рака внезапно скончалась жена Жака-Ива - Симона Кусто. через год прославленный капитан женился на своей давней возлюбленной Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980г.р.) и сын Пьер (1982г.р.), рождённые до женитьбы

В 1990 году команда Кусто, чтобы привлечь внимание всего мира к тому факту, что уникальная природа Антарктики должна быть сохранена для будущих поколений доставляют 6-х детей (по одному от каждого континента) на Антарктиду

В 1994 году команда Кусто направляется с научной экспедицией к уникальному народу острова Мадагаскар.

В 1996 году в порту Сингапур корабль «Калипсо» при столкновении с баржей получил пробоину и затонул. Когда судно подняли со дна, оказалось, что восстановить его для дальнейшей океанографической работы было невозможно. И в том же была начата большая кампания по строительству нового судна «Калипсо-2».

Жак Ив Кусто умер в Париже 25 июня 1997 года, в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда и был похоронен на кладбище Сен-Андре-Де-Кюбзак.

Влияние на потомков

Жак Ив Кусто для многих людей открыл «голубой континент». Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Легендарный корабль «Калипсо» ушел на заслуженный отдых, его поместили в морской музей города Ла Рошеля. В соответствии с желанием капитана «Калипсо» стал неотъемлемой частью музея, доказывая, что дело Кусто продолжает жить, поэтому команда с радостью и благодарностью предоставила для экспонирования снаряжение и другие предметы, связанные с жизнью и работой капитана. Чтобы защитить наиболее уязвимые водные участки по всему миру, «общество Кусто» разработало и осуществляет проект “вода мира”. Они надеются, что народы планеты примут активное участие в осуществлении проекта “вода мира”, и уже через несколько лет на земле создастся целая сеть “зон Кусто”. 1998 год провозглашен генеральной ассамблеей ООН международным годом океана. Совместно с межправительственной океанографической комиссией Юнеско «общество Кусто» работает над несколькими проектами. Один из них – научно-исследовательская экспедиция на каспийское море, природная уникальность и экологические проблемы которого общеизвестны. В ноябре 2003 года корабль “Альсиона” вышел из порта Монако и взял курс к берегам Красного моря. Целью экспедиции общества Кусто, которая продолжалась несколько месяцев, было изучение экологического состояния суданского побережья и мер по его охране. С особым трепетом ее участники посетили места, где в 1955 и 1963 годах Жак-Ив Кусто снимал фильмы "В мире безмолвия" и "Мир без солнца".

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Мне довелось два дня назад побывать в Океанографическом музее Монако, где 32 года директором был Жак Ив Кусто. Меня удивило, что в этом музее нет даже фотографии этого великого человека. С этим именем связана целая эпоха океанографических исследований. Я всегда восхищался тем, что он делал и как с блеском он это делал. Кусто показал всему миру, каким может быть путь человека, идущего против течения, открывающего новые страницы в книге жизни, побеждающего самого себя, собственную лень, нерешительность и статичность, а самое главное - собственный страх. Каково это - опуститься на одноместной подводной лодке на глубину более 500 метров в полной темноте? Он умер в 1997 году, и вместе с ним закончилась его эпоха. Фильмы Кусто не показывают, а новые исследователи не могут достигнуть его уровня понимания океанских глубин. Молодая жена (а он женился во второй раз уже в глубокой старости) не любила его настолько, чтобы посвятить себя сохранению его дела. Младший сын погиб в авиакатастрофе, а старший стал бизнесменом и тоже мало делает для увековечивания памяти своего отца. Жак Ив Кусто во многом сам определил судьбу своих творений, закрутив роман со стюардессой авиакомпании Air France Франсин Трипле, с которой он встретился в 1976-м, - этому роману суждено было продлиться до самой его смерти. В то время как фанаты Капитана по всему миру по-прежнему видели в его фильмах погружающихся с аквалангом сыновей Симоны - Жана-Мишеля и Филиппа, стюардесса Франсин и двое детей, которых она родила Капитану, оставались в тени. Долгих 15 лет Кусто лишь изредка появлялся в обществе с Франсин, представляя ее своей племянницей. Через полгода после смерти от рака первой жены Симоны Жак Ив Кусто торжественно зарегистрировал брак с Франсин. 81-летний Капитан вывел под руку из мэрии Парижа новую мадам Кусто - ей было 36. В тот день их общие дети, 10-летняя Диана и 8-летний Пьер-Ив, впервые были представлены широкой публике. Новая мадам Кусто стала планомерно избавляться от всего, что ассоциировалось с именем прежней. «Это месть оскорбленной женщины за 15 лет, прожитых в тени со своими детьми. Она стирает историю, в которой не принимала участия», - уверен журналист Бернар Дюссоль, автор книги «Последнее приключение «Калипсо». Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто», а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны Филипп погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе? На место экологов-романтиков, жаждущих новых открытий, в Общество Кусто пришли менеджеры, жаждущие увеличить доходы компании. Типичные гангстеры - новые менеджеры Общества Кусто, которое возглавляет молодая вдова.! Они чуть что сочиняют письма с угрозами: «Берегитесь! Мы вас засудим за нарушение авторских прав!» Если популяризация Кусто не приносит денег, ее менеджеры тормозят любые начинания. Один американский издатель попросил у вдовы фотографию Кусто для публикации в школьном учебнике - она отказала.

К талантливым людям, положившим собственную жизнь на алтарь науки или искусства, как-то сложно применять обычное мерило среднестатистического члена общества, поскольку оно как прокрустово ложе слишком узко и коротко для человека, в полной мере раскрывшего свой внутренний потенциал. Такие люди во все времена оставались не понятыми окружающими, и даже если обретали мировую известность, все равно оказывались в глубоком одиночестве наедине со своими душевными порывами, открытиями и опережающими время пророческими мыслями. Так произошло и с Жак-Ивом Кусто, который, даже получив всеобщее признание, массу призов, премий и званий, остался не понятым как человек, ставший первооткрывателем иной реальности. Акванавт, заглянувший в сердце Океана, медиум, услышавший низкий голос стихии воды, породившей самую жизнь, странник между миром людей и рыб, проводник в царство Посейдона — эпитетов для этого необыкновенного человека придумано немало, но ни один из них не может претендовать на полновесность и объемность передачи образа великого исследователя морских глубин.

Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) - знаменитый французский океанограф, один из изобретателей акваланга, энтузиаст подводных исследований. Родился 11 июня 1910 года во французском городке Сан-Андре-де-Кузбак. Его отец был выходцем из Белоруссии, уехал в Европу на заработки и стал адвокатом. В 1933 году Кусто окончил Французскую Морскую Академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере, видел себя капитаном военного крейсера. Кусто был назначен на учебный корабль "Жанна Д"Арк", на котором ему удалось поплавать по всему свету. Однако в 1936 году он попал в автомобильную аварию, которая навсегда закрыла путь военной карьере. Во время продолжительного периода реабилитации Кусто изобрел очки для подводного плавания.

В 1937 году Кусто познакомился с Филиппом Тайе - морским офицером, поэтом, гуманистом, человеком, влюбленным в море. Именно он стал для Кусто "крестным отцом" в свободном погружении. С момента их знакомства Кусто навсегда посвящает себя познанию тайн подводного мира. Жак-Ив Кусто, Филипп Тайе и вскоре присоединившийся к ним Фредерик Дюма с тех пор почти неразлучны - их даже прозвали "три мушкетера". Они совершают погружения, ищут способ продлить пребывание под водой при помощи всех известных им средств.

В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с Эмилем Гальяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой - первый акваланг. Уже в 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: он придумал "подводное блюдце" - маленькую маневренную подводную лодку, а также различные виды видеокамер для подводной съёмки.

В 1950 году он приобрел списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съёмки, фотографии.

В 1953 году Кусто получил мировое признание и как литератор.Мир Безмолвия" - первая книга, которая открыла мир океана для широкой публики. Экранизация этой книги была удостоена Золотой Пальмовой ветви на Каннском фестивале 1957 года и "Оскара". Второй "Оскар" Кусто получил за сценарий фильма "Золотая рыбка" ("Golden Fish"). Среди других его книг следует отметить "Живое море" (1963), "Дельфины" (1975), "Жак Кусто: мир океана" (1985). Перу Кусто принадлежат десятки книг (часть из них переведена на русский язык), он также снял 104 фильма из серии "Одиссея команды Кусто". В 1956 году Жак-Ив Кусто уволился из Военно-Морских сил Франции в ранге капитана.

1957 году принц Монако Ренье предлагает Кусто стать директором знаменитого Океанографического музея княжества. Тот принимает предложение, и это превосходно устраивает обе стороны: государство с выгодой использует кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив может поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать иные его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых

Здесь самое время вспомнить о детях Жака Ива Кусто. У него два сына. Старший Жан-Мишель в I960 году становится архитектором. Вскоре он уже выполняет несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время — на Высшие кинематографические курсы. Оц принимает самое активное участие в исследовательской деятельности отца. В1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции «Преконтинент I», в ходе которой два пловца — Аль-бер Фалько и Клод Уэсли будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м. под водой.

Результаты работ обнадежили, ив 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м последовала «Преконтинент III»... Пять человек, среди которых «ветераны» первого «Преконтинента», участвуют во втором опыте и шестеро — в третьем. Среди них и Филипп Кусто.И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. Интересный документальный фильм был снят в 2010 году об этом замечательном непревзойденном человеке.

Вот какие мысли возникли у меня после поскщения океанографического музея Монако.

Монументальное здание Океанографического музея Монако, будто выточенное из скалы, вот уже почти сто лет возвышается на скалистом берегу Средиземного моря как памятник человеческому гению.

Впервые идея о создании подобного музея возникла в 1899 году. Основатель музея - князь Монако Альберт I, страстный мореплаватель и океанограф-любитель.

Огромные коллекции князя, добытые во время морских экспедиций, включающие различные экспонаты от морских приборов до обитателей морских глубин требовали особых условий хранения, поэтому было решено создать для их содержания специализированный музей с библиотекой, аудиториями и лабораторией.

Благо, проблемы финансирования научных исследований в те времена в Монако не существовало - огромные доходы от деятельности казино "Монте-Карло", щедро тратились на содержание музея и новые морские экспедиции.

Смерть князя в 1922 году, мировые войны и послевоенный экономический кризис поставили музей под угрозу закрытия. Но возникший вновь в послевоенный период интерес туристов к Монако сделал невозможное: Океанографический музей Монако стал первым в мире учреждением подобного рода, которое могло полностью покрыть свои расходы за счёт средств вырученных от продажи билетов.

Кроме того, в это же самое время, международный комитет музея принял решение пригласить на должность его директора знаменитого в то время учёного-океанолога Жака Ив Кусто. Который сумел возродить традиции князя Альберта I и дал новый виток жизни музея, который не перестаёт совершенствоваться по сей день.

Сегодня, 90 аквариумов музея представляют посетителям возможность заглянуть в воды абсолютно всех морей и океанов земного шара. В музее представлена редчайшая коллекция состоящая из 4000 видов рыб, 200 видов беспозвоночных и 100 видов тропических кораллов.

Внутри музей представляет собой череду залов оснащённых прекрасными аквариумами, которые сами по себе являются технологическим прорывом в этой области.

Этот рассказ о человеке, жизнь которого вышла за рамки обыденного, она была предрешена на нечто более значительное.

Этот рассказ о французском исследователе Жаке-Иве Кусто. Он изучал моря и океаны путем непосредственного погружения в подводный мир. Кусто наблюдал, исследовал и рассказывал людям о диковинах и красотах подводного царства.

Жак-Ив Кусто родился в начале XX века, 11 июня 1910 года, в небольшом французском городке Сен-Андре-де-Кубзак. Так как работа его отца, Даниэля, требовала постоянных разъездов, Жак-Ив с детства полюбил путешествия. Он увлекался спортом, занимался регби, так же, как и его старший брат Пьер-Антуан. Жак-Ив рано научился плавать, ему так понравилось это занятие, что впоследствии без водной стихии он себя уже не представлял. Образование будущий знаменитый исследователь морей и океанов получил в Морской школе.

Был в жизни Жака-Ива Кусто период, когда он увлекся небом, но судьба его сложилась так, что он стал работать в мире без солнца, под водой.

Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Кто же он всё-таки такой?

— французский океанограф, взявший у ирландского миллионера Томаса Лоэла Гиннесса в аренду корабль. Кусто переделал его в научно-исследовательское судно, наполнил оборудованием для погружений и исследований и занялся изучением Мирового океана.

— талантливый организатор, собравший команду из 12 человек, 10 из которых были исследователи, бороздившие все моря и океаны мира,

— ученый, исследователь флоры и фауны подводного мира, человек, подробно описавший жизнь и поведение жителей морских глубин – лангустов, акул, мероу, черепах, а также птиц — пеликанов, чаек, олушей, фрегатов и многих других,

— режиссер, сценарист, создатель фильмов о море (самый известный фильм — «Мир тишины»), обладатель Оскара и Золотой пальмовой ветви за картины о море,

— романтик, знаток моря,

— борец за экологию, за чистую воду и прозрачный воздух, противник варварского уничтожения животных, сторонник мысли о необходимости личной ответственности в деле сохранения многообразия жизни,

— конструктор, создающий и испытывающий маски, очки, ласты, акваланги, автономные подводные аппараты, а также разработчик подводного батискафа, подводной телевизионной системы,

— писатель, чьи книги издавались огромными тиражами. Книги Кусто переведены на десятки языков мира (двадцатитомная «Энциклопедия океанов», «Сюрпризы моря», «Жизнь на краю земли», «В мире безмолвия», «Могучий властелин морей» и др.)

Кусто донес до нас информацию о подводных мирах так, как никто другой. Он с любовью описывал морские чудеса и с негодованием рассказывал о фактах хищнической ловли и охоты.

За что мы ценим великого океанографа Кусто?

— за то, что он не просто глубокий исследователь морей и океанов, но и замечательный популяризатор красот, сюрпризов и чудес подводного царства (он создал 120 фильмов, написал 50 книг),

— за то, что он – блестящий фотограф и мы, благодаря этому факту, можем любоваться отличными снимками океанических глубин,

— за то, что он неутомимый экспериментатор. Те технические новинки, к которым Кусто имел самое прямое отношение, произвели настоящую революцию в изучении морей и океанов. Кусто сразу понял, что без инновационных технических средств изучение Мирового океана невозможно,

— за то, что он всесторонне изучал нашу голубую планету Земля,

— за то, что он был смелым, увлекающимся человеком, с пытливым разумом и добрым сердцем.

Кусто жил и дышал морем. Его жизнь была сплошным морским путешествием. Он умел удивляться сам и удивлял других.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: