Часть малый бизнес как платить минималку 3200. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы

В вторник народные депутаты одобрили и приняли за основу и в целом разработанный Кабинетом министров законопроект №5130, который позволит повысить с 1 января 2017 года минимальную заработную плату вдвое - до 3200 гривен. Вопреки тому, что этот законопроект уже окрестили «законом о зарплате 3200», в тексте самого документа эта цифра ни разу не звучит. И появляется много чего другого.

Конкретные исчисления мы увидим уже в Государственном бюджете на 2017 год. Что же предусматривает этот закон?

Он меняет в принципе всю систему начисления зарплаты — ликвидирует привязку должностных окладов чиновников к показателю минимальной зарплаты, которая будет установлена в Госбюджете (чтобы не повышать всем бюджетникам зарплаты вслед за «минималкой»). Но, кроме этого показателя, закон несет немало изменений к подходам стипендиального обеспечения и условий работы для частного бизнеса.

Итак, 8 главных новшеств закона.

1. Зарплату повысят по чуть-чуть

После того, как Рада утвердит бюджет на 2017 год с показателем минимальной зарплаты в 3200, действительно произойдет ее повышение. Но не для всех.

Так как ставки бюджетников зависят не от минимальной зарплаты, а от минимального тарифного разряда (его планируется повысить всего в 1,3 раза — до 1600 грн), то повышение зарплат до 3200 произойдет только для тех бюджетников, которые должны были по своей тарифной сетке получать менее 3200 гривен.

У остальных зарплата проиндексируется в 1,3 раза.

Объясняем на пальцах.

Если сегодня зарплата, например, санитара составляет 1500 грн, с 1 января будет 3200. Если медсестра сегодня получает 2200, то будет 3200. Врач сегодня получает 3200, будет получать 4160.

Существенное увеличение доходов почувствуют только самые низкооплачиваемые сотрудники.

2. С частников срубят больше налогов

Во внебюджетной сфере зарплаты всех сотрудников также должны быть подняты до 3200 гривен. Это приведет к росту сборов подоходного налога и единого социального взноса.

Это сулит перевод работников на неофициальное трудоустройство или массовые увольнения.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность предпринимателей на общей системе уплачивать минимальный страховой взнос по ЕСВ независимо от того, получен ли доход в отчетном периоде. Сейчас предпринимателям предоставлено право (а не обязанность) самостоятельно определять базу начисления ЕСВ, если отсутствует доход.

Сумма ЕСВ не может быть меньше минимального страхового взноса только при условии, если плательщик воспользуется этим правом.

3. Грядут сокращения

Дело в том, что этот закон не устанавливает повышение фонда оплаты труда бюджетных организаций. Если в бюджете не будет предусмотрено повышение фонда оплаты труда бюджетных организаций или будет незначительное повышение, то руководители бюджетных учреждений будут вынуждены или сократить штат или перевести работников на полставки.

4. Пенсии не поднимут и ограничат

Размер минимальной пенсии привязан к прожиточному минимуму для нетрудоспособных. Он никак не коррелируется с минимальной зарплатой. В проекте бюджета говорится о повышении пенсий на 10% по итогам 2017 года. То есть, пенсии увеличатся всего на 10%.

До 31 декабря 2017 года продлены ограничения относительно максимального размера пенсии в размере 10 740 грн.

5. Субсидий будет меньше

Если люди получат большую зарплату, то размер субсидии снизится, а за коммуналку придется платить выше. Коммунальные платежи не должны превышать 15% дохода. При зарплате в 1500 — это было 225 грн. При 3200 — это 480 грн. По итогу, реальный чистый доход семьи не изменится.

6. Стипендии назначат в ручном режиме

Закон отменил норму о приравнивании минимального размера стипендии к прожиточному минимуму и еще одна норму — о показателях количества студентов, имеющих право на получение академической стипендии. Эти показатели Кабмин будет устанавливать в ручном режиме.

Отныне студенты смогут получать социальные стипендии вузов, исходя из уровня дохода семьи и успехов в учебе. Академические стипендии будут получать те студенты, которые достигли значительных успехов в учебе или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабмином.

Количество таких студентов будет определять ученый совет вуза в рамках определенного Кабмином общего процента студентов, имеющих право на получение академических стипендий, и стипендиального фонда.

В переводе на человеческий язык все это означает резкое сокращение числа получателей стипендий, о чем мы уже неоднократно писали. Их оставят только самым бедным и самым успешным по учебе. На следующий год, предварительно, стипендии получат лишить 43% студентов. А в последующие годы, по планам Минфина, этот процент будет постепенно сокращаться до 15% до 2019 года.

7. Предприятия «закошмарят» проверками и штрафами

Закон расширяет перечень действий работодателя, который будут считаться правонарушениями:

— недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — штраф в трехкратном размере минзарплаты (9600 грн.);

— недопуск к проведению проверки, проводимой с целью выявления работников, которые допущены к работе без оформления трудового договора (контракта);

— оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;

— выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов — штраф в стократном размере минзарплаты (320 тысяч грн), установленной законом на момент выявления нарушения.

8. Тотальная слежка за гражданами

Принятый документ также вносит изменения к законодательству о защите персональных данных. Отныне Минфин сможет получать любые персональные данные из любого реестра, без согласия на то физического лица.

Основанием для предоставления такой информации, согласно тексту закона, будет осуществление полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, материальной помощи, субсидий, льгот и прочих социальных выплат.

Стремясь снизить себестоимость продукции и быть конкурентоспособными на рынке, недобросовестные предприниматели снижают оклады сотрудникам. Государство встает на защиту интересов работников: в законодательных актах регионального и федерального уровня прописана минимальная зарплата, опуститься ниже которой не вправе ни одна компания, независимо от сферы деятельности и места расположения. Нарушение этого правила влечет наложение штрафных санкций и проблемы с контролирующими органами.

Согласно положениям действующего законодательства, МРОТ – это минимально возможный размер зарплаты сотрудников, который может установить работодатель. Величина определяется на федеральном уровне ежегодно.

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;
  • уровня безработицы;
  • темпа инфляции;
  • производственных показателей;
  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

В с 01.01.2019 года минимальный размер оплаты труда в России составил 11 280 рублей.

МРОТ выполняет следующие функции:

  • Используется для регулирования доходов трудящихся.
  • Служит базой для определения размера пособий по больничным листам, беременности и родам.
  • Используется для исчисления страховых взносов.

Важно! Трудовое законодательство не допускает использование МРОТ в прочих целях, помимо перечисленных.

Ст. 133 ТК РФ гласит, что «минималка» не может устанавливаться ниже прожиточного минимума, также определяемого ежегодно на законодательном уровне. На практике это положение не выполняется: в 2019 году разброс между показателями составляет более 10 000 рублей. Однако ожидается, что в перспективе величины сравняются благодаря усилиям экономической политики государства.

Из чего складывается МРОТ?

Ст. 129 ТК РФ гласит, что в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;
  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);
  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);
  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно. Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией.

Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Если заработная плата сотрудника меньше «минималки», фирма-работодатель обязана сделать доплату. Например, если за специалистом закреплен оклад в 5 000, а компенсационные и стимулирующие выплаты отсутствуют, компания-наниматель обязана перечислить ему дополнительно (9 489 – 5 500) = 3 989 рублей. Если она этого не сделает, контролирующие органы применят штрафные санкции против организации.

Может ли зарплата быть ниже МРОТ?

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

  • человек отработал полный месяц;
  • исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании-нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Предприятие выполняет функции налогового агента, т.е. удерживает НДФЛ 13% из доходов, получаемых сотрудниками. Сумма, получившаяся после бюджетных перечислений, может оказаться меньше «минималки»: это не противоречит российскому праву.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ. Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, этот факт прописан в контракте или допсоглашении к нему, нарушений законодательства нет. Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства.

Что такое региональный МРОТ?

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2019 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

Законодательный минимум обязателен к соблюдению фирмами разных сфер деятельности и масштабов. Уклонение от требований, предписанных правовыми актами РФ, влечет административную ответственность.

В 2019 году размеры штрафных санкций к нарушителям установлены на уровне:

  • до 50 тыс. руб. – для организации;
  • до 5 тыс. руб. – для руководства компании;
  • до 5 тыс. руб. – для частного предпринимателя.

Если первое наказание не возымеет должного действия, и нарушитель продолжит выплачивать зп персоналу ниже положенной, штрафы увеличиваются. На сколько – решат проверяющие инспекторы. Например, юридическое лицо вместо 50 тыс. будет обязано уплатить в бюджет 70 тыс. руб.

Если организация не соблюдает минимальный порог, она становится объектом повышенного интереса со стороны налоговиков. Ее подозревают в выплате «серых» окладов и уклонении от перечисления НДФЛ и страховых взносов. Для «перевоспитания» недобросовестных нанимателей создаются специальные комиссии из представителей контролирующих органов.

В следующем году минимальная зарплата в Украине должна вырасти до 3200 гривен. Об этом на заседании правительства заявил премьер Владимир Гройсман. Однако в проекте бюджета, который правительство подало в парламент, предусматривалась вдвое меньшая сумма.

Пока ни министр финансов, ни эксперты не могут четко ответить, откуда взять средства на это, и как такой шаг повлияет на экономику.

Курс - на повышение

Накануне президент Порошенко, выступая на заседании Национального совета реформ, заявил, что снижение единого социального взноса (ЕСВ) с начала этого года позволило предпринимателям существенно поднять зарплаты своим работникам.

«Повышение зарплаты должно быть как минимум на 20-30%», - сказал Порошенко.

Вслед за ним о необходимости повышения зарплат заявил и премьер-министр Гройсман.

Он предлагает увеличить минимальную зарплату до 3200 грн в следующем году. Хотя в проекте бюджета на 2017 год правительство заложило минималку на уровне 1600 грн.

«Мы с вами обеспечим в стране двукратное увеличение минимальной заработной платы. Это означает одно - что с 1 января ни один гражданин Украины не будет получать меньше 3200 грн», - заявил премьер и добавил, что эта сумма впервые отвечать и минимальном потребительском корзине.

Глава правительства поручил Минфину учесть это повышение в расчетах прожиточного минимума в проекте бюджета на 2017 год. Это, в свою очередь, может повлиять на размеры пенсионных расходов.

Впрочем, Гройсман не уточнил, где правительство собирается брать на это деньги.

Ранее премьер неоднократно заявлял, что бюджетные расходы в следующем году можно будет увеличить только тогда, когда будет точно известно, откуда брать на это деньги.

Теперь Владимир Гройсман утверждает, что «это абсолютно соответствует нашим возможностям и мы можем это обеспечить с 1 января 2017 года».

Министр финансов Александр Данилюк также не смог назвать хотя бы каких-то цифр.

Данилюк предположил, что, возможно, благодаря повышению зарплаты уменьшится количество обращений по коммунальным субсидиями, а потому могут сократиться и расходы бюджета.

Ясно, что ничего неясно

За счет чего правительство будет поднимать зарплату и как это повлияет на экономическую ситуацию в стране - пока это трудно понять, говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Эксперт считает, что было бы неплохо, если бы правительство, объявляя такие инициативы, предоставил и некоторые базовые расчеты.

«Сейчас мы можем говорить только о каких-то общих эффектах. Например, это имеет несколько увеличить собственные поступления Пенсионного фонда, который сейчас в значительной степени субсидируется из госбюджета», - говорит эксперт.

Жолудь предполагает, что повышение минималки не приведет к автоматическому росту зарплат чиновников, как это было раньше.

Также, по его мнению, надо будет искать дополнительные деньги на увеличение и пенсий, которые привязаны к прожиточному минимуму. Но для этого сначала нужно внести соответствующие изменения в бюджет.

Неизвестно также, скольких украинцев коснется такое повышение. Поэтому, как повлияет такое решение правительства на инфляцию, тоже прогнозировать рано, считает экономист.

Жолудь фактически соглашается с тезисом министра финансов о том, что повышение зарплат может повлиять на выплату субсидий, ведь их назначение зависит от доходов тех, кто за ними обращается.

Повышение зарплат - это одна из ряда последних громких инициатив правительства.

На прошлой неделе премьер предложил предоставить людям возможность платить за отопление постепенно. Но до сих пор главные исполнители этого решения так и не объяснили, как оно будет воплощаться.

На следующей неделе, по словам Гройсмана, правительство примет решение «которые позволят обеспечить с 1 января 2017 справедливые цены на лекарства».

Спасибо за Вашу активность, Ваш вопрос будет рассмотрен модераторами в ближайшее время


Президент Порошенко вместе с премьером Гройсманом пообещали увеличить минимальную зарплату вдвое по сравнению с 1600 грн/мес, которые были заложены в проект бюджета, проголосованный в первом чтении.
Предложение с первого взгляда пугает и отдает популизмом без берегов. Но сколько тут популизма и сколько трезвого расчета, каковы потери и приобретения в чисто экономическом плане без политики? Попробуем хотя бы очень грубо оценить некоторые последствия такого шага

Скорректируем впечатления

Вот бюджетник получал 1600 - минималку, а теперь получит 3200. Сколько реально потеряет бюджет?
Из дополнительно потраченных 1600 в бюджет вернутся: 19,5% налогов на з/п, 22% ЕСВ (соцвзносы предприятия/организации) - 41.5%. Однако люди на минималке почти поголовно получают субсидию по коммуналке. А при расчете субсидии из общей суммы коммунальных платежей вычитаются 15% их дохода - это максимальная доля, которую человек должен уплатить сам. Значит еще бюджет получит сокращение расходов за счет субсидии на 15%.

Итого 56,5% в бюджет вернутся, удар по расходам бюджета существенно меньше "первого впечатления". Однако это еще не все.

В бизнес-сфере бюджет просто увеличит свои поступления - и увеличит ощутимо. Дело в том. что практика серых зарплат в Украине всегда была распространена. А с появлением субсидий на коммуналку она стал еще шире. Работники сами стали просить о переводе на минималку - ведь при этом они меньше платят за коммуналку, а разницу им работодатель компенсирует в конверте.
При этом работник получает несколько больше, а работодатель экономит на ЕСВ - все довольны, кроме бюджета. Конечно по этой практике удар будет серьезный, и он увеличит доход бюджета ощутимо.

Есть и "мелкие детали".

Например - уже планировали двойное повышение з/п учителям - повышение минималки до 3200 съест значительную часть этого повышения, т.е. уменьшит расходы на это постановление,т.к. эти расходы все равно бы наступили. Аналогичная ситуация с ростом з/п депутатам. Планировали двукратный рост з/п депутатам.

Далее есть категория граждан в Украине, которые в графе доходов пишут нуль, зеро. При этом на бирже труда они не регистрируются и живут очень прилично.
По постановлению кабмина доля таких граждан равна двойной минимальной з/п, тут тоже скачкообразный рост минимальной з/п тоже приведет к росту доходов бюджета.

Возрастет и единый налог на мелкий бизнес, хотя и не слишком значительно.

Это все компенсирующие факторы., которые смягчают удар.

Реальные угрозы

Есть, однако, и реальные угрозы.

Первая угроза - инфляция. Она, практически неизбежна и без того. Скачок в тарифах неизбежно потянет за собой рост всех цен, всех без исключения. Просто потому. что платить за воду электричество и тепло должны все предприятия и организации - а, следовательно, должны дорожать все товары и услуги.

Теперь на этот рост наложится одновременный рост платежеспособного спроса. Даже если не печатать денег, цены полезут вверх неотвратимо. И понятно. что рост производства и импорта будет. но не мгновенный, т.е. это тоже инфляционный толчок.
У меня нет уверенности, что тут все просчитано. Например что нужно именно 3200, а не скажем 2650 - что тоже вызвало бы все указанные явления.

Идем далее.
Вслед за скачком минималки неотвратимо поползут вверх все остальные зарплаты. Начнется с нижнего сегмента. Например один работник получал 1700 грн., а другой - 2500, различие между ними было очень большим. А тут они внезапно оба начнут получать 3200, очень скоро более квалифицированный начнет возмущаться. И поползут вверх зарплаты сначала в нижнем. а потом и в среднем сегменте. Ну а верхний сегмент сам озаботится ростом своих зарплат. И это тоже стимул нового витка инфляции. Причем все это произойдет неотвратимо. Как это учитывалось и учитывалось ли вообще - вопрос. Вообще неясно, кто, как, когда и на каких основаниях принимал это решение.

Далее мы получим тяжелейший удар по людям, живущим на социалку - пенсионеры. стипендии, социальная помощь и т.п. Потому что у работающих доходы скакнули, а у них остались прежними. И их положение катастрофически ухудшится - а оно и раньше было незавидным.

То же примерно произойдет и учеными. Они получают больше 3200 - но их стремительно догонят уборщицы. То же самое и в ряде других сфер интеллигентского труда.

Т.е. целый ряд социальных групп получат резкое падение и реальных доходов и что не менее важно - удар по авторитету, по социальному статусу.

Все пострадавшие группы населения составят приличную долю от всего населения - я думаю что не менее трети. Хорошо ли правительство учитывало социальные последствия своих шагов - смешной вопрос. С огромной степень вероятности никак не учитывало и социологов ни о чем не спрашивало. Как максимум все ограничивалось двумя компонентам: просчитывались более-менее аккуратно финансовые последствия первого порядка - непосредственный эффект. И чуть-чуть. примерно экономические (стимулирующий спрос) и вторичные финансовые - рост зарплат тех, кто окажется вровень с уборщицей, но ценит свой труд дороже.

И на этом все закончилось. Это видно по динамике. Проект бюджета подан и прошел первое голосование в Раде с минимальной з/п 1600.
И через кратчайший промежуток времени - вдруг 3200. Значит просто по времени получается, что только прикидки и только первый порядок. И дай Бог, чтобы хоть инфляцию посчитали грамотно - я и в это не верю. По общему мнению, по квалификации этот кабинет слабее кабинета Яценюка и чуть ли не самый слабый за последние 15 лет: кадровая политика Президента и Гройсмана - это козлиная песнь Украины.

Потому последствия такого шага, которые проявятся к весне, могут оказаться сюрпризом, достаточно неприятным для власти. Впрочем, за нею собственных шагов, которые привезли неприятности, уже что блох на бродячей собаке.
Иногда мне кажется, что там уже смотрят так - а, одной больше, одной меньше...

В правительстве нашли способ одним махом решить несколько проблем: провести детенизацию зарплат, снизить пенсионный дефицит и повысить средний уровень зарплат в стране. С января 2017 года минимальная зарплата составит 3200 грн. По оценкам экономистов, расходы частного сектора на выполнение требований власти будут выше, чем новые бюджетные затраты, а пострадать от инициативы может низкоквалифицированная рабочая сила.

Ничего себе, все – людям

Минимальная зарплата уже через два месяца будет поднята более чем вдвое: с 1 января 2017 года она составит 3200 грн, увеличившись на 121% от текущего уровня в 1450 грн. Такое заявление сделал премьер-министр Владимир Гройсман в ходе заседания Кабмина. «Эта инициатива предварительно была обсуждена с президентом, представителями фракций коалиции парламента, в правительстве. Работа украинских граждан является недооцененной. Поэтому нужно создать систему, при которой работающие граждане начнут получать надлежащую зарплату», – заявил премьер. Согласно текущему госбюджету, с 1 декабря 2016-го МЗП вырастет на 100 грн. Ожидалось, что с января добавят еще 50 грн, теперь же речь идет о росте на 1650 грн.

Резкое повышение минимальной зарплаты, по словам главы государства, поможет в борьбе с бедностью. «Это решение касается больше 4 млн работающих украинцев, уровень оплаты которых составляет 1450 грн. Для выплат в госсекторе будут найдены соответствующие ресурсы госбюджета, а в частном секторе это четкое правило, которое запрещает выплачивать украинцу меньше 3200 грн в месяц. Украинцу, который работает», – подчеркнул Петр Порошенко.

Это уточнение не случайно, ведь прожиточный минимум для нетрудоспособных, к которому привязана минимальная пенсия, будет повышен всего на 10%. «Мне трудно представить, что будет проголосовано решение о минималке в 3200 грн, но оставят без изменений минимальную пенсию в 1372 грн, как предусмотрено проектом бюджета. Такого разрыва этих социальных стандартов в Украине никогда раньше не было», – утверждает экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Поскольку в бюджете нет денег, чтобы поднять зарплаты всем, инициируется отмена привязки зарплат чиновников, депутатов и судей к МЗП, а также «отвязка» первого разряда единой тарифной сетки от МПЗ. Первый разряд составит в начале года не 3200 грн, а 1600 грн (+20% к плану в 1335 грн). Это приведет к уравниловке зарплат неквалифицированной и квалифицированной рабочей силы. «Средняя зарплата сейчас в 3,6 раза превышает минимальную. Минималка завязана на тарифной сетке. В таком случае мы должны выйти на среднюю зарплату почти 12 тыс. грн. Экономика такую зарплату обеспечить не может», – говорит Виктор Пинзеник.

Минималка о двух концах

Министр финансов Александр Данилюк считает, что повышение минимального дохода украинцев позволит снизить количество получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ с нынешнего уровня в 6 млн семей. Но, по словам вице-премьер-министра Павла Розенко, повышенный доход украинцев будет учтен при расчете субсидий только в следующий отопительный сезон 2017/2018.

Инициатива правительства была оценена экспертами неоднозначно. «Примерно 40% населения получает официально заработную плату меньше 3200 грн. В реальности большинство из них просто получает ее неофициально. Поэтому поднятие минималки – это способ заставить население заплатить налоги с зарплаты в бюджет», – считает экономист Марьян Заблоцкий.

Еще в начале 2016 года ставка единого социального взноса была снижена почти вдвое – со среднего уровня 40% до 22%, но работодатели не подняли всем зарплаты на размер возникшей экономии. Поступления в Пенсионный фонд с начала года упали на 29%. Поэтому в правительстве рассчитывают новым де-факто административным методом расширить базу налогообложения. «40-60% фонда оплаты труда, а это приблизительно 220-250 млрд грн, крутятся в «теневом» секторе», – утверждает Павел Розенко. Легализация даже части зарплат увеличит поступления единого социального взноса (ставка 22%) в Пенсионный фонд и социальные фонды, налога на доходы физлиц (18%) в госбюджет и местные бюджеты, а также 1,5% военного сбора. Рост взносов в Пенсионный фонд сократит его дефицит, который мог составить 156 млрд грн в 2017-м.

Возникают опасения, что повышение МЗП вынудит работодателей еще больше уходить в тень (формально увольнять сотрудников и начинать платить им всю сумму в «конверте»; или переводить на полставки), либо сокращать штат не только на бумаге, но и реально. «Опыт Венгрии свидетельствует, что самой первой реакцией является сокращение неквалифицированной рабочей силы. Правительству придется предусмотреть дополнительное финансирование для оплаты мер повышения занятости», – считает ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. В зоне риска – малый бизнес, а также бизнес в областях с самыми низкими зарплатами: в Тернопольской, Черновицкой, Кировоградской и Херсонской.

Расчеты дополнительных расходов госбюджета на повышение зарплат «бюджетникам» Минфин пока не публиковал, но морально власть к этому была готова еще полгода назад, когда вступил в силу закон «О государственной службе». Закон предусматривает увеличение окладов чиновников. В сентябрьском проекте бюджета расходы на оплату труда увеличивались на 16,75%, или 14,62 млрд грн. «Лишь 20% работающих в госуправлении и обороне получают заработную плату до 3200 грн, то есть вдвое ниже, чем в частном секторе. Зарплату надо поднять для 100 тыс. чиновников и силовиков. Плюс еще где-то 1 млн учителей, врачей и других бюджетников», – подсчитал Марьян Заблоцкий.

Виктория Руденко, Вячеслав Садовничий

Подписывайтесь на финансовые новости FinClub в соцсетях



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: