Статистика исследования государственных финансов. Назначение классификации Информационное обеспечение статистики государственного бюджета

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства. Схема финансовой системы РФ в общем виде может быть представлена следующим образом:

Финансовая система


Государственный бюджет – это основополагающее звено финансовой системы, он охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Бюджетные отношения характеризуют финансовые отношения, возникающие между предприятиями, населением и государством, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением, и заключаются в перераспределении национального дохода, образовании и использовании денежного фонда на осуществление экономической и социальной политики, развитие культуры, науки, образования, обеспечение обороны страны и управление обществом.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерной мобилизации части национального дохода и ее использование в интересах общества. Основными задачами статистики госбюджета являются:

Анализ выполнения плана доходов и расходов государственного бюджета;

Статистическое изучение объема, структуры и закономерностей изменения составных частей госбюджета: доходной части, расходной части;

Статистическое определение факторов, способствующих исполнению доходной и расходной части;

Статистическое исследование связи доходов бюджета с важнейшими показателями развития экономики.

Динамика мобилизации денежных средств в бюджет и их расходование изучается в территориальном, отраслевом разрезах, по формам собственности, по социальным группам населения.

Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Практическая значимость статистики госбюджета выражается в обобщении и подготовке информации, необходимой для анализа и принятия управленческих решений органами государственного и местного управления, для выработки основных направлений экономической и социальной политики.

Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Определение этих категорий важно для правильного отражения экономических операций.



Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц – государственных организаций и учреждений, - доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах или являются государственными корпорациями.

Поступления или платежи;

Поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

Поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

Текущие или капитальные поступления (платежи);

Приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

Приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Первые две категории касаются всех операций, две последующие – только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с государственными активами.

Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой – от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах – уменьшаются.

Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратным. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.

Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными. Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.

По целевому назначению платежи связаны или с текущей деятельностью, или с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

Возвратные финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.

К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:

Официальные трансферты;

Расходы;

Кредитование минус погашение (чистое кредитование);

Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

Официальные трансферты (в государственном бюджете) – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Получение безвозмездны, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

Расходы – это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитование минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг – неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной предпосылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств – обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Законом «О бюджетной классификации РФ», принятом Госдумой 7 июня 1996 г.

В ней учтены рекомендации международных финансовых организаций и принята во внимание российская специфика. Отличительными чертами новой классификации являются более широкое число показателей, используемых в процессе построения и исполнения бюджета, а также изменение общей структуры бюджетной классификации.

Действующая российская классификация доходов государственного бюджета отличается от международных стандартов. В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не соответствует международным стандартам и отнесение к неналоговым доходам платежей за использование природных ресурсов. Однако введение в действующую классификацию доходов государственного бюджета Российской Федерации категорий налоговых и неналоговых доходов свидетельствует о сближении отечественной классификации с международной классификацией.

Бюджетная классификация это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов госбюджета, степени исполнения государственного бюджета, выявление закономерностей формирования размеров и структуры доходной и расходной части бюджета, исследование связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями.

Анализ выполнения плана осуществляется путем определения относительных величин выполнения плана по доходам и расходам госбюджета в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Это позволяет охарактеризовать степень выполнения плана по каждой группе доходной и расходной частей бюджета, произвести детальный анализ той группы доходов или расходов, по которой выявлены существенные отклонения фактических данных от запланированных.

После общей оценки выполнения плана по доходам необходимо установить, чем было обусловлено отклонение фактических поступлений от запланированных. Исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки.

Влияние первого фактора на абсолютный прирост налоговых доходов можно рассчитать по формуле: .

Абсолютный прирост налоговых доходов, обусловленный изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:

где и размер налоговой базы соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде;

и – уровень налоговой ставки соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде.

Алгебраическая сумма прироста налоговых доходов в результате этих двух факторов равна общему приросту суммы налоговых доходов по анализированному виду налогов.

Анализ динамики доходной и расходной части бюджета предполагает построение динамических рядов и расчета аналитических показателей динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное содержание 1% прироста.

При необходимости выявления тенденций изменения отдельных показателей бюджета во времени используют методы аналитического выравнивания ряда динамики бюджетных показателей.

При анализе динамики бюджетных показателей в условиях меняющихся масштабов цен в результате инфляции необходимо использовать метод дефлятирования. Реальные темпы роста доходов и расходов определяются путем деления темпов роста в фактически действующих (текущих) ценах на индекс цен.

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС–93. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС–93 путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций. Статистика государственных финансов ведет учет и обеспечивает анализ доходов и расходов прежде всего сектора государственного управления. Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий. Эти изменения связаны, прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Кассовый метод предполагает использование следующих понятий: признание операций в момент получения или выплаты денежных средств; доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления; расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства; финансовый результат: превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Содержание этих понятий по методу начислений следующее: признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств; доходы – это операции, увеличивающие чистую стоимость активов; расходы - это операции, уменьшающие чистую стоимость активов; финансовый результат: разница активов и обязательств, т. е. чистая стоимость активов.Таким образом, переход с кассового метода учета к учету по месту начислений вызывает следующие изменения в основных категориях статистики бюджета: возникает понятие "запаса" (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств; содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к увеличению, а расходы – к уменьшению чистой стоимости активов. При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например, продажа земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично, к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами. Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Предусмотренные Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ меры по совершенствованию Плана счетов позволят на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода произвести учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определить объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ – обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить долгосрочную устойчивость этих мер. Например, меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов. С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а, во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны. Государственные корпорации (организации) могут проводить опера¬ции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно, государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители. Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления в Руководстве МВФ рекомендуется вести статистику государственного сектора. Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода в российской СГФ к международному стандарту. В Руководстве МВФ подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам, независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

16.2. Показатели статистики государственного бюджета

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Задачи статистики государственного бюджета состоят в следующем: характеристика структуры и соотношения доходов и расходов; анализ сбалансированности бюджетов; учет по операциям со средствами Стабилизационного фонда; отражение поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга; изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями; прогнозирование доходов и расходов госбюджета.

Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, который базируется на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Отчетность об исполнении бюджета по срокам предоставления может быть: оперативной; ежеквартальной; полугодовой; годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контролирующий орган, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в учреждения Федеральной службы государственной статистики. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса развития соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год; темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего). Статистика государственного бюджета охватывает все уровни бюджетной системы: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Консолидированный бюджет- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. В настоящее время в составе отдельных категорий доходов бюджета выделяют: налоговые поступления – налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налог на добавочную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.; неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы. На основе этой классификации изучается структура доходной части бюджета, и формируется система макроэкономических показателей. Показатели доходов государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Отношение доходов бюджета к ВВП

Характеризует перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства

2. Доля доходов разных уровней в консолидированном бюджете

Характеризует развитие межбюджетных отношений

3. Отношение сумм налоговых поступлений к ВВП

Характеризует налогоемкость ВВП

4. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в доходах консолидированного бюджета

Используется при решении проблем бюджетного выравнивания

5. Отношение налоговых доходов к численности населения

Используется в качестве косвенной оценки уровня жизни населения

6. Доля недополученных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов

Выполняет контрольную функцию

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Расходы государственного бюджета классифицируются по-разному, в зависимости от цели и направления вложения средств. Основой функциональной классификации бюджета является классификация всех расходов органов государственного управления по функциям КФОГУ в системе национальных счетов. К основным категориям КФОГУ относятся: государственные услуги общего характера, деятельность и услуги в области обороны, по обеспечению общественного порядка и безопасности, в области образования и здравоохранения, досуга и культуры, другая экономическая деятельность и услуги.

Классификация расходов государственного бюджета может быть представлена следующим образом:

Виды классификации

Назначение классификации

Функциональная

Разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства

Экономическая

Разграничивает:

  • текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплату процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи);
  • капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая приобретение основного капитала, товаров для создания запасов, приобретения земли и нематериальных активов, капитальные трансферты).

Позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства

Ведомственная

Отражает распределение денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Позволяет контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления

Итог финансовой деятельности органов государственного управления определяется на основе сопоставления доходной и расходной частей бюджета: если доходы превышают расходы, то имеется профицит; если доходы меньше расходов, то имеется дефицит бюджета. Статистические показатели, расчет которых предполагает сопоставление доходов и расходов бюджета, формируются в соответствии с такими принципами бюджетной системы, как принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых для его покрытия.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники – кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные кредиты (бюджетные ссуды), полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; платежи в счет погашения основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным ценным бумагам; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в валюте РФ. Внешние источники –государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией, изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, а также курсовая разница.

Характеристика общего итога деятельности дополняется расчетом относительных показателей дефицита государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Коэффициент покрытия расходов бюджета его доходами (отношение доходов бюджета к расходам)

Используется при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровня его дефицита

2. Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов)

Характеризуют уровень дефицита

3. Соотношение дефицита бюджета и ВВП

Характеризует финансовое положение страны. Принято считать нормальным финансовое положение страны, если это соотношение не превышает 3%

Дальнейший статистический анализ деятельности органов государственного управления включает классификации и характеристики государственного долга. Данные о внешнем долге экономики имеют принципиальное значение для анализа ее устойчивости к внешним воздействиям. По международной методологии внешний долг на отчетную дату представляет собой невыплаченную сумму текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует выплаты процентов и/или основного долга в будущем. В расчет принимается задолженность всех секторов экономики перед нерезидентами независимо от вида валюты, в которой эта задолженность номинирована. Задолженность по обращающимся инструментам корректируется на операции вторичного рынка между резидентами и нерезидентами и охватывает только обязательства перед последними. Такой подход обеспечивает сопоставимость данных по внешнему долгу с другими макроэкономическими системами внутри страны (платежный баланс, международная инвестиционная позиция, система национальных счетов) и на международном уровне.

16.3. Налоговые доходы и их структура. Система показателей состояния и динамики налогообложения

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Основой статистического изучения налоговых доходов бюджета является предусмотренное в Налоговом кодексе РФ определение общих условий установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срока уплаты налога. Эти вопросы рассматриваются применительно к конкретным сборам и предопределяют, таким образом, виды статистической классификации налогов и сборов. Так, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Статистическое изучение эффективности системы налогообложения включает анализ структуры и динамики задолженности по налогам и сборам. В составе задолженности выделяют: недоимки (сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок); отсроченные платежи; приостановленные к взысканию платежи. При изучении динамики показателей налогов и сборов необходимо учитывать возможную несопоставимость уровней соответствующего динамического ряда в силу изменения нормативных актов по отдельным элементам налогообложения, а также в связи с инфляцией. Макроэкономический анализ влияния налогов на результаты экономической деятельности предполагает использование соответствующих классификаций системы национальных счетов. Налоги в СНС включают текущие и единовременные (капитальные). К текущим налогам относятся налоги на производство и импорт и налоги на доходы и имущество.

Выводы

Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует существенной трансформации отечественной статистики государственного бюджета, и в частности, гармонизации рассмотренных выше классификаций и показателей с основополагающими концепциями системы национальных счетов 1993 г., а также с другими международными системами макроэкономических показателей, такими как платежный баланс и денежно-кредитная статистика. Осуществление этих задач позволит существенно расширить систему показателей, повысить их аналитические возможности, интегрируя показатели потоков и запасов в связи с переходом к оценке результатов деятельности сектора государственного управления на начисленной основе.

Вопросы для самопроверки

  1. Что определяет информационную базу статистики государственного бюджета?
  2. Какие относительные показатели характеризуют доходы бюджета?
  3. Какие признаки используются при классификации расходов бюджета?
  4. Какие показатели характеризуют сбалансированность бюджета?
  5. Какая информация используется для составления проекта бюджета?
  6. Что отличает отчетность статистики государственных финансов, согласно требованиям МВФ?
  7. Какие классификации налогов используются в статистике?
  8. Какие показатели характеризуют состояние налоговой системы?

Библиография

  1. Иванов Ю. Н., Казаринова С. Е., Карасева Л. А. Основы национального счетоводства: Учебник/ Ю. Н. Иванов, С. Е. Казаринова, Л. А. Карасева. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Курс социально-экономической статистики/ Под ред. проф. М. Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002.
  3. Руководство по статистике государственных финансов// Международный валютный фонд, 2000.
  4. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике// Международный валютный фонд, 2000.
  5. Система национальных счетов.1993. Т1–2. – Брюссель/Люксембург, Вашингтон, О.К., Нью-Йорк, Париж,1998.
  6. Статистика: Учебник/ Под ред. В. С. Мхитаряна. – М.: Экономист, 2005.
  7. Статистика финансов/ Под ред. проф. В. Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Статистика финансов: Учебник/ Под ред. М. Г. Назарова-М.: Изд-во Омега-Л, 2005.
  9. Экономическая статистика. Учебник/ Под ред. ЮН. Иванова. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА, 2003.
  10. Статистика для менеджеров с использованием Microsoft Excel / Д. М. Левин, Д. Стефан, Т. С. Кребиль, М. Л. Беренсон. - 4-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
  11. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов/ Е. М. Четыркин. - М.: Дело ЛТД., 1995

Версия для печати

Хрестоматия

Презентации

Название презентации Аннотация

Государственные финансы -- важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Важной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.

Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Государственный бюджет -- основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы -- бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.

В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов.

Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции Украины в мировое экономическое сообщество являются:

Дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международными стандартами;

Определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;

Изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;

Анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

Анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

Определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;

Изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений.

Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином: форма № 1 "Бухгалтерский баланс"; форма № 2 "Отчет о финансовых результатах"; форма № 3 "Отчет о движении капитала"; форма № 4 "Отчет о движении денежных средств"; форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"; форма № 2-2 "О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете"; форма 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации"; форма 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования"; форма 2-2 "Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием"; форма 2-3 "Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)"; формы 4,4-сводная "Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам"; "Отчет об исполнении планов по сети, штатам".

Бюджетная классификация -- это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления, направлена на выполнение функций государственного управления, заключающихся в предоставлении услуг нерыночного (коллективного) характера, а также в перераспределении доходов и национального богатства. В основном перераспределение доходов происходит Посредством налогообложения институциональных единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций, которые осуществляются учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К ним относятся:

* поступления или платежи;

* поступления (платежи) возвратные и невозвратные;

* поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

* поступления (платежи) текущие и капитальные;

* приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

* приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям. Приобретение финансовых активов, принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям. Последняя позиция касается только операций с государственными финансовыми активами.

В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж).

Посредством этих операций осуществляется воздействие на увеличение или уменьшение финансовых активов органов государственного управления, причем поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи их уменьшают.

Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательств). В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.

При невозвратных платежах или поступлениях обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными либо безвозмездными. Возмездные невозвратные поступления (платежи) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров а услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу).

Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги;

безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг).

Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получения взамен эквивалента в какой-либо форме.

Целевое назначение поступлений и платежей может быть связано как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капитальных затрат. К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи из государственных источников для приобретения капитальных активов относят к официальным трансфертам капитала. К капитальным трансфертам относят безвозмездные платежи на приобретение капитальных активов, если они получены из негосударственных источников.

Среди возвратных финансовых операций различают два вида: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.

Классификация доходов государственного бюджета ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета -- это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.

Налоговые доходы -- это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характере налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

Текущие неналоговые поступления -- это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

Официальные трансферты -- это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с рекомендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).

Налоговые доходы -- это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются статистикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.

Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источников.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) -- заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

* функциональному назначению;

* экономическому назначению;

* ведомственному назначению.

Бюджетная классификация -- важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.

Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:

* государственное управление;

* обеспечение внутренней и внешней безопасности;

* международная деятельность;

* содействие научно-техническому прогрессу;

* социальное развитие.

В Украине действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:

* государственное управление;

* судебная власть;

* межгосударственная деятельность;

* национальная оборона;

* правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

* промышленность, энергетика и строительная индустрия;

* сельское хозяйство и рыболовство;

* охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;

* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

* развитие рыночной инфраструктуры;

* жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

* предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

* образование;

* культура и искусство;

* средства массовой информации;

* здравоохранение и физическая культура;

* социальная политика;

* обслуживание и погашение государственного долга;

* пополнение государственных запасов и резервов;

* региональное развитие;

* утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

* прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Некоторые функциональные разделы имеют временный характер (например, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве главных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и;вязи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.

Текущие расходы -- это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.

Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель "Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)" впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Для того чтобы придать адресный характер процессу распределения финансовых ресурсов государственного бюджета, статистика предусматривает группировку расходов бюджета по ведомственному признаку. Она дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) -- федеральным министерствам и ведомствам.

В ходе группировки расходов бюджета по ведомственному признаку денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам. Направления расходов данного министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет органам законодательной власти сделать заключение о необходимости данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать его осуществление. Для отражения ведомственной структуры федеральных расходов выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме этого в соответствии с международными стандартами в ведомственной группировке расходов бюджета в качестве самостоятельных организационных структур показаны органы законодательной и судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Высокая степень детализации расходов осуществляемых группировок позволяет установить на уровне видов расходов целевых статей бюджетов отдельных министерств и ведомств их связь с конкретным подразделом функциональной группировки либо отнести данный вид расходов к одной из экономических статей.

Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными для всех нижестоящих бюджетов. Однако ведомственная структура нижестоящих бюджетов будет различна в силу того, что у каждого уровня власти свои органы и целевые направления деятельности.

Консолидированный бюджет, отражающий аккумуляцию и использование финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы, можно представить также в единой функциональной и экономической структуре.

Статистические методы анализа показателей государственного бюджета

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов. При этом принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов государственного бюджета за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, включенных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показателей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчисленных в рамках одной классификации.

Показатели дефицита государственного бюджета характеризуют результаты финансовой деятельности государства. Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Если отношение бюджетного дефицита к показателю ВВП не превышает 3%, финансовое положение страны считается нормальным. В целях характеристики масштабов перераспределительных процессов в стране посредством государственного вмешательства рассчитывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.

Статистические данные о государственном бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налоговым платежам, а также недоимки по отдельным видам налогов.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени. Кроме того, исчисляются темпы прироста показателей. В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей государственного бюджета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей. Важной задачей статистики государственного бюджета являются изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств государственного бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономические показатели:

* объем валового внутреннего продукта;

* объем использованного национального дохода;

* объем налоговых поступлений в государственный бюджет и т.д.

К числу факторов, существенно влияющих на изменение объема налоговых доходов государственного бюджета, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы. Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета будет одной из составных частей статистики финансов.

В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:

  1. государственный бюджет;
  2. внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.)

Государственный бюджет – ϶ᴛᴏ один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.

Объект изучения статистики государственного бюджета – ϶ᴛᴏ основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а также финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Главная задача статистики государственного бюджета состоит в характеристике его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи, выделяют также более конкретные подзадачи:

  1. определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
  2. анализ структуры доходов государственного бюджета;
  3. анализ структуры расходов государственного бюджета
  4. определение источников финансирования бюджетного дефицита;
  5. расчет размеров государственного внутреннего долга;
  6. характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;
  7. анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

В ходе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. В статистике государственного бюджета РФ демонстрируется организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в ϶ᴛᴏй области.

В международной статистической практике выделяют следующие направления статистики государственных финансов:

1. Бюджеты органов государственного управления:

  1. статистика бюджетного хозяйства:
    • статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования. Плановые данные ϶ᴛᴏго направления рассчитываются по видам расходов и доходов и группам задач;
    • статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);
  2. статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);
  3. статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством;
  4. статистика государственных служащих.
Основными задачами будет учет численности служащих, их группировки по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда, изучение текучести персонала, численности получателей пособий.

2. Налоговая статистика:

  1. статистика налоговых поступлений. Уместно отметить, что определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;
  2. статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и др. продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и оϲʙᴏбожденные от них на отдельные виды продукции;
  3. статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом; стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т. д.)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: