Психологические проблемы клиентов. Общие проблемы психологического консультирования

4.1. Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения

Проблемы, связанные с межличностными отношениями людей, встречаются довольно часто в практике психокоррек­ции. Зачастую клиенты прямо не говорят о них, высказывая жалобы на другие проблемы личностного плана, однако это не означает, что на самом деле у них нет проблем, связанных с межличностными отношениями.

При этом необходимо отметить, что есть и обратная зависи­мость: если клиента беспокоит состояние дел в области меж­личностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера 201 .

Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотноше­ниям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Многоаспектность проблем связана со сложнос­тью реально существующей системы человеческих взаимоот­ношений. Соответственно? эти проблемы могут быть связаны с:

Личными взаимоотношениями человека и касаться его взаимоотношений с близкими и родными;

Деловыми взаимоотношениями: коллегами, начальника­ми и подчиненными.

Помимо типа взаимоотношений проблемы могут быть обус­ловлены возрастными особенностями, например, могут возни­кать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старше­го возраста, чем он сам 202 .

Проблематика межличностных отношений также может быть связана с тендерными особенностями женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (раз­личных по половому составу) социальных группах.

Проблемы сферы межличностных отношений, как правило, обусловлены степенью сформированное™ коммуникативных особенностей человека. Коммуникативные черты характера у человека проявляются в следующих умениях и навыках 203:

В умении правильно воспринимать и оценивать людей,
включая их индивидуальные характерологические особеннос­ти, цели, мотивы, намерения, состояния;

В умении правильно оценивать сложившуюся жизненную ситуацию и действовать с ее учетом;

В умении выбирать такие стиль, средства, приемы обще­
ния, которые бы с минимальными затратами приводили к. на­ меченной цели общения;

В умении сочувствовать, сопереживать людям;

В гибкости мышления, проявляемой в выборе эффектив­ных средств убеждения и оказания влияния на партнеров по общению.

К коммуникативным чертам характера можно отнести ряд волевых и деловых черт характера человека, проявляемых в его общении с людьми, например таких как уверенное поведение.

В процессе групповой психокоррекционной работы важно обучить клиентов некоторым коммуникативным умениям и на­выкам. К этим умениям и навыкам можно отнести следующие*


1. Умение правильно воспринимать и оценивать людей. Для этого необходимо:

Научиться внимательно наблюдать за людьми, целена­правленно находить и умело использовать информацию, позво­ляющую судить об индивидуальных особенностях людей, с ко­торыми человек вступает в общение;

Научиться сверять свои собственные впечатления о лю­дях с мнениями и оценками других людей.

2. Умение психологически правильно оценивать сложив­шуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней. Для этого необходимо:

Научиться обращать внимание на сложившуюся обста­новку (ситуацию), особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора подходящего стиля, средств и способов общения;

Научиться наблюдать за теми людьми, кому общение
удается, стараться им подражать, обучаться на их примерах, а
также чаще экспериментировать над самим собой, усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения;

Внимательно, наблюдать за самим собой, за тем, что и как человек делает в процессе общения с людьми, быть всегда готовым ответить на вопрос, почему одни средства и приемы общения предпочтительнее других.

3. Умение предотвращать и эффективно разрешать конф­ликтные ситуации, находить способы Конструктивного выхода из сложных ситуаций.

4. Развитие эмпатических способностей человека.

5. Развитие интеллектуальных коммуникативных способно­стей зависит, во-первых, от общего уровня умственного разви­тия человека, во-вторых, от активности его участия в обменеинформацией с людьми, в-третьих, от того, находятся ли ря­дом с этим человеком другие люди, представляющие для него своим поведением хорошие образцы для личного подражания.

Если конкретизировать проблемы, связанные с межличнос­тными отношениями, и методы их коррекции, то необходимо остановиться на самых распространенных из них (табл. 6).

4.2. Основные проблемы, связанные с эмоциональной сферой людей,

причины их возникновения

Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера, могут быть следующими 204:

1. Слишком сильно выраженная эмоциональность, которую клиент хотел бы снизить, научившись сдерживать проявление своих эмоций. Причинами желания снизить эмоциональность могут выступать следующие:

Человек, сравнивая себя с другими людьми, которых он признает за образец для подражания, в том числе и в эмоцио­нально-экспрессивном плане, приходит к выводу о том, что он сам чрезмерно эмоционален и что его собственные эмоции не­обходимо умерить.

Слишком частые замечания в адрес данного человека со стороны значимых для него людей, их указания на то, что его эмоции слишком неумеренны.

Информация из самых разных источников. Например, чтение литературы может навести на мысль, что слишком эмо­циональные люди - это не вполне полноценные люди. Можно, скажем, иногда столкнуться с мнением о том, что быть эмоци­ональным для мужчины предосудительно.

2. Слишком слабо выраженная эмоциональность, фактиче­ски граничащая с безразличием и холодностью. Как отмечает Р.С. Немов, эта проблема возникает в сфере внутрисемейных взаимоотношений, особенно в молодых семьях, где один из суп­ругов жалуется на отсутствие эмоций у другого супруга. С пря­мыми или косвенными жалобами на этот же недостаток к пси­хологу могут обратиться и деловые люди, и политики, которые
хотели бы оказывать более сильное влияние на окружающих людей, чем их конкуренты. Иногда причиной жалоб на слабо выраженную эмоциональность становятся довольно заметные неблагоприятные изменения, происходящие в душе и поведе­нии человека под влиянием тех или иных событий в его жиз­ни. Они приводят к снижению общего жизненного тонуса че­ловека и, следовательно, его эмоциональности, порождая апа­тию, депрессию, безразличие и холодность во взаимоотношениях людьми, в том числе и достаточно близкими для данного че­ловека 205 .

3. Неадекватность внешнего выражения эмоциональных ре­акций, несоответствие внутренних переживаний их внешнему проявлению в жестах, мимике человека. Причины этого могут быть следующие:

Человек переживает за другого человека, стремится выра­зить ему поддержку, однако делает это неуверенно и неумело, поэтому другой воспринимает его поведение как двуличное, лицемерное, издевательское и т.п.

Человек, который внутренне чем-то или кем-то недоволен, внешне выражает свое недовольство не вполне адекватно. Он ли не в состоянии открыто продемонстрировать другому свое недовольство, или же делает это столь выразительно и подчерк­нуто, что другому человеку кажется, что его ненавидят.

Телодвижения и экспрессия человека, его мимика и жесты
не вполне соответствуют реально переживаемым им эмоциям.

4. Преобладание эмоций над разумом в поведении челове­ка. Там, где необходимо действовать спокойно и разумно, при­нимая продуманные и взвешенные решения, человек действу­ет импульсивно, под влиянием эмоций. Это может проявлять­ся в следующих часто встречающихся особенностях человече­ского поведения:

Сталкиваясь с теми или иными препятствиями на пути к
достижению некоторой цели, человек, вместо того чтобы спо­койно проанализировать, объективно оценить сложившуюся ситуацию, принять разумное решение и далее исходить из него, реагирует на ситуацию слишком эмоционально и действует под
влиянием сиюминутных эмоций.

Человек жалуется на то, что из-за чрезмерно сильных эмо­ций, овладевающих им помимо его сознания и воли, он не в состо­янии здраво мыслить и контролировать свое поведение, причем то происходит во многих значимых жизненных ситуациях 206 .

Эмоциональная саморегуляция в межличностных отношениях 107

Причинами неудовлетворенности, подавленности, напряжен­ности человека могут быть как особенности внутреннего, психологического мира человека, так и взаимоотношения, скла­дывающиеся у него с окружающими людьми.

Это могут быть «внутренние» и «внешние» причины.

К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:

1. Борьба между собой равнозначных, равносильных моти­вов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива. Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду
ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с дру­гом конкурируют два или более разных мотивов, две или более трудно совместимых друг с другом потребности, причем каж­дая из них актуальна и достаточно сильна. Для того чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое поведение, и в каждый момент вре­мени оно фактически окажется подчиненным задаче реализа­ции одной мотивационной тенденции.

2. Слабость воли человека. Это неумение человека прини­мать или выполнять уже принятые решения. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании по­ чти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его
разумности и сознательности.

3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт
характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность. Это проблема, суть которой выражает­ся в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут актуализировать различные поведенческие тен­денции, связанные, например, с конкурирующими чертами характера, противоположными друг другу (доброта и злость, экстраверсия и интроверсия). Данную проблему можно попытаться решить за счет выработки у человека полезной привыч­ки действовать рационально, не под влиянием эмоций, ситуа­ционно возникающих импульсов.

4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с кото­рой он сам не в состоянии успешно справиться. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения
поставленной цели, он довольно быстро приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и долго не может успокоиться. В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет только одним путем
- изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникнове­ние в будущем физической перегрузки и фрустрации.

5. Неуверенность человека в себе. Неуверенность человека в себе - это особое психологическое состояние, которое может быть порождено сочетанием нескольких различных причин. Прежде чем давать клиенту практические рекомендации по это­
му поводу, необходимо выяснить, в чем на самом деле состоит
причина его неуверенности в себе. Например, если эта причина
заключается в низкой самооценке, то необходимо повысить ее. Этого, в частности, можно добиться за счет обнаружения у кли­ента таких способностей и качеств личности, по которым он не только практически не уступает другим людям, но определенно
их превосходит. Если же причина неуверенности клиента в себе состоит в твердой установке на ожидание неудач, то необходимо так-то изменить эту установку на ожидание успеха.

6. Медлительность в принятии и реализации решений. Для
человека со сравнительно медленными естественными реакци­ями полезно находить и усваивать некоторые стандартные, оп­тимальные способы действий, требующие минимума времени, и в дальнейшем стараться следовать им.

К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены 208:

1. Слишком большая зависимость человека от складыва­ющихся жизненных обстоятельств.

2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.

3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.

4. Сложные, противоречивые отношения человека с окру­жающими людьми.

Потребностно-мотивационные проблемы 209

Потребностно-мотивационными проблемами считаются та­кие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходяще­му вокруг него.

Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни.

При возникновении таких проблем несомненно страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддержи­вающие на нормальном уровне его человеческое существование.

Теряя интерес к людям, человек фактически лишается воз­можности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологичес­кого благополучия. Все это в конечном итоге приводит к воз­никновению одиночества.

Проблемы именно мотивационно-потребностной сферы можно определить по следующим частным признакам.

Во-первых, человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естествен­ным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него.

Во-вторых, человек мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются дру­гие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружа­ющих его людей именно своими неэмоциональными реакция­ми на происходящее.

В-третьих, человек довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, прило­жив небольшие усилия.

Выделяют некоторые типичные причины возникновения у человека проблем мотивационного характера:

1. Отсутствие у человека интереса к тому, к чему он есте­ственно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки. (Од­ной из вероятных причин появления у человека такой пробле­мы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интере­сами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее.)

2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существо­ ания.

3. Отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к прак­тическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.

А.В. Фокина, канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

П роцесс психологического консультирования в значительной мере является искусством, однако некоторые его составляющие могут быть реализованы даже начинающим специалистом. В основном это относится к технике, т. е. к специальным приемам психологического консультирования, ориентированным на достижение общей цели - оказание клиенту помощи в решении психологических проблем.

Понятие психологической проблемы

Прежде чем перейти к рассмотрению техники консультативного процесса, остановимся на сущности психологической проблемы, имеющей ряд свойств, первое из которых - субъективность. Психологическая проблема - это субъективное неблагополучие : не само событие, произошедшее с человеком, а то, как он к нему относится. Субъективный характер психологической проблемы в практике школьного педагога-психолога отлично демонстрирует успеваемость учащихся: для кого-то тройка или четверка - долгожданная победа, для кого-то - провал.

Субъективный характер психологической проблемы обычно становится понятен уже с первых слов клиента, формулировки его жалоб и запросов, обращенных к педагогу-психологу. Обрисовывая некие составляющие проблемы, клиент делает акцент на том, что является субъективно наиболее тяжелым или даже непереносимым именно для него. Например, мама учащегося со слабой успеваемостью может просить у педагога-психолога помощи в развитии у ее ребенка тех или иных способностей; ожидать, что педагог-психолог простимулирует в нем желание учиться; она может хотеть, чтобы успеваемость повысилась; может искать способ снизить уровень требований, предъявляемых педагогами к ребенку; бессознательно ожидать подтверждения отсутствия собственной вины в трудностях, испытываемых ребенком с учебой. Субъективный характер психологической проблемы отражается через повторяющиеся в жалобах обозначения того, что, по мнению клиента, подлежит исправлению. Приведем некоторые высказывания родителей, консультировавшихся по поводу учебных трудностей детей: «Делает всё невозможно медленно, слишком копается, всё тянет, всё откладывает…», «Как я бабушке скажу, что у нее тройки есть, она же меня съест…», «Я болею, мне плохо, еле хожу, а тут еще это!», «Мне уже стыдно учителям в глаза смотреть, я на родительские собрания перестала ходить…», «Я знаю, что он может лучше…».

Вторая черта психологической проблемы - неполучение желаемого , неудовлетворение некоторой значимой потребности. Типичный пример - неспособность познакомиться и начать общаться с кем-то не из-за реального отсутствия возможности сделать это, а из-за психологических препятствий, например из-за сформированного убеждения о себе как о заведомо неинтересном и непривлекательном человеке, а о другом - как о критичном и отвергающем. Другой пример: неспособность ответить на уроке или в какой-либо другой значимой ситуации, когда знания и мнение есть, а произнести их по каким-то внутренним причинам представляется невозможным. В качестве типичного варианта желаемого, но так никогда и не получаемого можно привести потребность в поддержке, прямая просьба о которой многим кажется постыдной; потребность в уединении, в защите от разных форм домашнего насилия. У взрослых людей к неудовлетворяемым потребностям часто относятся работа по душе, брак, отдых, защита от чьего-то некорректного поведения, разрешение самому себе наесться досыта и т. п. Парадоксальным образом то, чего очень хочется, в силу наличия психологической проблемы отодвигается, переносится в разряд грез, а не действий. Например, часто подросток, вместо того чтобы завести хотя бы короткий диалог с одноклассниками, хмуро сидит в стороне и только мечтает о том, чтобы его признали и полюбили; или человек, обиженный кем-то из близких и желающий услышать извинения, никак не дает понять, что обижен ими.

Психологическая проблема лишает человека разумности, рациональности в понимании некоторых ситуаций или отношений, т. е. включает избирательную рациональность . Как правило, это означает несоразмерное ситуации реагирование на некоторый стимул, тип стимулов или непонимание реальной ситуации при полной сохранности интеллекта и критичности в отношении к другим ситуациям. Приведем типичные примеры из практики: глубокая обида и ощущение униженности у девочки-подростка в ответ на реплику подруги «Ты что, дура?»; вспышка ярости и избиение ребенка отцом за то, что тот потерял в школе телефон; непонимание матерью того факта, что сыну как минимум обидно, когда отчим бьет его в лицо; убежденность подростка в том, что его молчаливость в классе оценивается сверстниками как таинственность, а не как неготовность к контакту или замкнутость; непонимание женщиной, что она одевается несоответственно возрасту; отказ супруги признать факт развода, несмотря на то что ее бывший муж уже несколько лет живет с другой женщиной; отрицание матерью проблем у ребенка-второклассника, не освоившего ни один учебный предмет. То есть из-за психологической проблемы человек, даже обладающий очень высокими интеллектуальными способностями, не может понять, что в чем-то он ошибается , несуразен, нелеп, карикатурен, действует во вред себе и ситуации. Самые простые примеры этого: игнорирование родителем проблем ребенка (например, известный каждому практическому психологу отказ признать очевидные нарушения развития), наличие явно разрушительных отношений, карикатурный внешний облик подростков, принадлежащих к неформальным группам. Избирательно рациональный человек слеп к чему-то в себе или в близком ему человеке.

Обобщенно психологическую проблему можно назвать внутренней проблемой, субъективной невозможностью преодолеть некоторую преграду, не обязательно имеющую рациональное основание. Как правило, следствием психологической проблемы является выбор неадекватных, деструктивных способов достижения цели. Типичные примеры: слежка родителей за взрослеющим подростком с целью преодоления его скрытности, что, наоборот, только провоцирует еще большую скрытность; истеричность, шумливость, эпатажное поведение подростка с целью завоевать симпатию, что часто ведет только к формированию определенного «шутовского» имиджа; молчание как способ показать обиду и т. п.

Наконец, психологическая проблема почти всегда для чего-то нужна, т. е. на профессиональном языке это означает извлечение вторичной выгоды от существования проблемы . Согласно современным взглядам психологическая проблема может быть необходима, во-первых, как способ указания на неэффективное решение других проблем. Например, болезнь или трудности ребенка - бессознательно применяемый им способ привлечения внимания родителей. Агрессия - способ избегания контактов, выражение нежелания, чтобы кто-либо слишком приближался. Слабость - способ заставить кого-то рядом помогать, участвовать в выполнении собственной деятельности. Например, беспомощность ребенка перед заданием в прописях - способ заставить родителя участвовать в его выполнении. Психологическая проблема может, как ни странно, выполнять определенную защитную функцию , например переключать негативное внимание родителей с их конфликта между собой на конфликт ребенка с учителем или сверстниками. Проблемы со здоровьем могут временно ослаблять требования к достижениям, снижая тем самым и напряжение по поводу неуспехов. Ночной энурез ребенка может «спасать» одного из родителей от нежеланного секса: надо быть начеку, вставать, проверять, сушить, переодевать. Наконец, психологическая проблема может неявно олицетворять власть: она позволяет по-своему строить отношения, не проявляя напрямую никакой доминантности. Например, болезнь и слабость могут использоваться для того, чтобы контролировать внимание и времяпрепровождение членов семьи. Разные формы зависимости и темп действий (например, медлительность) часто понимаются в психотерапии как способ наказать партнера : ты справишься с чем угодно, но с этим - нет. Так, считается, что алкоголизм или игровая зависимость одного из супругов - бессознательный способ наказать другого супруга, открыто не проявляя агрессии к нему. Или достаточно распространенная проблема мотовства, «шопоголизма» - способ досадить партнеру, вырваться из-под его власти, бессознательно негативно воспринимаемой.

Психологическая проблема невероятно сложна по своей природе: за внешне «объективными» симптомами, такими как уровень успеваемости, количество друзей и т. п., всегда стоят причины сложного субъективного характера.

Задача психолога-консультанта - помочь клиенту осознать механизмы возникновения и действия проблемы . Для этого могут использоваться самые разнообразные рациональные и символические техники, диагностические процедуры, психологические упражнения, но в первую очередь предполагается грамотная профессиональная консультативная беседа.

Исследование психологической проблемы в ходе беседы

Рассмотрим основные шаги, составляющие беседу по исследованию проблемы.

1. Определение контекста проблемы. Необходимо понять, что именно является для клиента проблемой, сузить ее с размытого описания до конкретных поведенческих проявлений.

Вопросы, предлагаемые в современной консультативной психологии для прояснения контекста проблемы:

Что в этом хуже всего для вас? Как именно проявляется проблема? Какие способы поведения имеют отношение к проблеме? Где проблема возникает наиболее часто? Где она не возникает? Рядом с кем проблема проявляется ярче всего? С кем она не возникает или почти не возникает? Когда проблема появляется и когда исчезает? Как именно он ведет себя с NN? Какой из описанных вами поступков вызывает у вас наибольшее раздражение? Что вы имеете в виду под …? Как понять ваше высказывание о том, что …? В чем конкретно проявляется его …? А как вы сами охарактеризовали бы его поведение? А что вы думаете по этому поводу? (Если есть попытка спрятаться за мнение других людей.)

2. Изучение видения проблемы клиентом. После того как получены сведения о ситуациях и лицах, которые в большей степени связаны с проявлением проблемы, необходимо заняться изучением видения проблемы клиентом.

Полезные вопросы:

Кто впервые назвал это проблемой? Для кого данная проблема значит больше? Кто ведет себя так, будто отвечает за возникновение и решение проблемы? Проблема ли это для NN? Как видит проблему каждый из членов системы (участников ситуации)? Для кого это не является проблемой?

3. Изучение околопроблемного взаимодействия. Здесь подразумевается изучение отношения к проявлениям проблемы тех людей, которые вовлечены в нее.

Кто больше всех реагирует на проблемное поведение? Кто меньше всех? Кому проблема мешает, а кому нет? Кто как реагирует на проблему? Какова реакция на реакцию?

Поскольку психологическая проблема может быть кому-то выгодна и нужна, необходимо также исследовать ее значение для отношений:

Что изменилось в отношениях с появлением проблемы? Что изменится в отношениях, если проблемы не будет?

Кроме того, полезно узнать, как сам клиент объясняет проблему: почему она появилась и почему не исчезает, может ли она вообще исчезнуть, способен ли он повлиять на это.

  • Как вы объясняете возникновение проблемы, в связи с чем она возникла?
  • Как эту проблему объясняют ваши близкие?
  • Почему проблема существует до сих пор?
  • Эта проблема кому-то нужна?
  • С чем связано возникновение проблемы именно тогда, а не позже и не раньше?
  • Как вы думаете, если бы тогда не было таких событий, возникла бы проблема?
  • Скажите, какие методы воздействия вы уже использовали?
  • Что вы уже пробовали делать для решения данной проблемы?
  • Как вы до сих пор выходили из положения?
  • Что еще вы пробовали делать?

4. Конкретизация запроса. Не следует забывать о том, что запрос необходимо конкретизировать, т. е. прояснить, чем именно психолог может помочь клиенту.

  • Что я как психолог, по вашему мнению, могу сделать?
  • Как, по-вашему, я могу это сделать?
  • Какой помощи вы ждете от меня?
  • Как вы себе это представляете?
  • Как вы думаете, если я сделаю то, чего вы ждете, это действительно снимет проблему и NN впредь всегда будет… или вы планируете каждый раз приводить его ко мне для воздействия? Что вы будете делать, если в данный момент меня или другого психолога не окажется рядом?

5. Изучение субъективных критериев решения проблемы. Это очень важный аспект консультативной беседы. Его значимость заключается в том, что критерии разрешения психологической проблемы, избавления от нее, как ни странно, неочевидны. Скажем, если клиента беспокоит одиночество, он может считать критерием избавления от него прекращение этого переживания (без изменения объективных условий, т. е. хотеть перестать чувствовать себя одиноким, невзирая на фактическое одиночество), а может ожидать помощи в налаживании близких отношений - и тогда работа психолога будет нацелена совсем на другие результаты, чем в первом случае. Другой пример: подростки обратились к психологу в связи со сложностями в романтических отношениях. При внешне сходной картине жалоб все они ожидают разных результатов, например повышения самооценки; развития навыков общения с противоположным полом; сохранения отношений, которые стали разрушаться; самопонимания; поиска утешения и поддержки. Этот аспект работы консультанта имеет прямое отношение к запросу (т. е. к формулировке того, чего клиент ожидает от психолога) и к выбору направлений и методов работы с клиентом.

  • По каким признакам вы сможете понять, что наступило улучшение?
  • Что конкретно изменится в поведении, настроении и что позволит вам сказать, что работа прошла успешно?
  • Что будет иначе?

В одном из направлений современной психотерапии - краткосрочной терапии - вопрос о критериях улучшений и о содержании этих улучшений отнесен к числу так называемых чудесных вопросов , т. е. направленных на быстрое продвижение клиента в исследовании его проблем. Это действенный способ работы с психологической проблемой. Приведем примеры:

1. Представьте себе, что вы пришли после консультации домой, поужинали и легли спать. И вот ночью произошло чудо: ваша проблема вдруг исчезла. Утром вы встали, а проблемы нет. Как вы будете себя чувствовать? По каким признакам вы определите, что произошло чудо? Каким будет ваше настроение? Что вы будете делать? Как будете вести себя по-новому? Что сделаете иначе? Что вы сделаете потом?

Эта группа вопросов часто выявляет скрытые препятствия на пути к цели, например сопротивление близких или отсутствие картины преодоления проблемы; самообман, выражающийся в том, что ключевой проблемой является вовсе не та, которая декларируется.

2. Кто первый заметит, что с вами произошли изменения? Что именно он заметит? Какова будет его реакция? Как это скажется на ваших отношениях? Как прореагируют другие? Кто больше всех удивится? Кого ваши изменения застанут врасплох? Что они скажут, сделают, подумают? Какими будут ваши отношения через месяц, через год?

Согласно положениям краткосрочной терапии, ожидаемая реакция близкого человека или семьи часто настолько отрицательная, что клиент отказывается от цели. Нередко бывает, что оптимизация одного человека будет означать некоторое нежелательное состояние другого, т. е. один принесен в жертву другому.

3. Представьте, что прошел год и проблема осталась позади. Как вы думаете, что больше всего помогло решить ее?

Этот вопрос направлен на активизацию представлений клиента о его ресурсах, то есть о возможностях по оптимизации жизни, достижению целей, преодолению трудностей, в том числе и о тех ресурсах, которые он по каким-то причинам игнорирует.

4. Что вы сделали для того, чтобы не повторять ошибок своих родителей?

Этот вопрос направлен на прояснение информации о семейных ролях и сценариях, «спасении» семьи проблемой, повторяемости негативного опыта из поколения в поколение. Как правило, напрямую он не связан с первой заявленной проблемой, но является очень быстрым проводником к более серьезным и более замаскированным психологическим проблемам.

Все перечисленные вопросы направлены на исследование проблемы и психологом, и клиентом. Это только начало работы с проблемой, но весьма содержательное, обеспечивающее каждому участнику возможность в ходе консультативного диалога понять, почему возникла и зачем продолжает существовать та или иная психологическая проблема.

Психологические оценки, согласно Kleinmuntz (1982; цит. по: Gelso, Fretz, 1992), -- это системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. По существу, оценками занимается большинство психологов. На основании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе.

Психологическая оценка -- это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:

нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);

психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);

экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).

В общем, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях людей: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п. Далее мы поговорим об этом подробнее.

Проблемы и их вербализация

Хотя книга посвящена работе консультанта с самыми разными проблемами людей, установление их конкретного характера позволяет выделить и некоторые универсальные аспекты затруднений клиентов.

Каждая проблема человека -- это констелляция его чувств, мыслей и интенций. Поэтому ее можно разрешить, меняя свою жизнь -- ее образ, отношения, внутреннюю ориентацию. Иногда возникает соблазн во всех своих проблемах обвинять окружение (или наследственность). Окружение бесконечно важно как арена, на которой человек борется за себя, однако думать, что окружение является причиной трудностей личности, -- неконструктивно и неправильно. Как говорит May (1967), окружение представляет собой шахматную доску и фигуры, однако по доске и фигурам нельзя предвидеть, как будет происходить игра. May продолжает:

"Некрасивая девушка может жаловаться, что такой родилась, однако надо помочь ей понять, что некрасивость появляется из-за неумения подать свою внешность в выгодном свете вследствие ошибочных установок".

Каждый из нас имеет трудности в жизни. May (1967) признается: "Откровенно говоря, я не встречал клиента, проблем которого не усматривал бы и у себя, по крайней мере потенциально". Поэтому первое и важнейшее положение в консультировании (о котором консультант должен сообщить клиенту): наличие проблем -- это нормальное явление. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними.

Расстройство в одной сфере жизни, как правило, вызывает нарушения и в других сферах. Например, нарушение межличностных отношений в семье обычно приводит к расстройству сексуальной сферы партнеров. Можно найти бесконечное множество таких примеров. Поэтому обычно нет оснований говорить об одной проблеме, они существуют своеобразными "гроздьями". Этот взгляд противоречит распространенному в практике консультирования положению, когда делается попытка идентифицировать именно конкретную проблему. Однако попытка свести сложности и трудности жизни к какой-либо одной проблеме часто обусловливает неправильное понимание их истинных причин.

Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, является неповторимой и обязательно требует индивидуального подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдельных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.

Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, имеют свою историю возникновения и развития. Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои проблемы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем.

Иногда работа над проблемами клиента уподобляется доказательству геометрических теорем. Не следует забывать, что каждая проблема имеет глубокие личные корни. Если мы будем излишне интеллектуализировать и объективировать проблему, то столкнемся с угрозой недооценки значения чувств в ее возникновении и разрешении.

Каким же образом можно установить иерархию проблем? Прежде всего важно выяснить, насколько неудовлетворенная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блокируется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длинную историю, клиент уже мог найти много способов (чаще всего непригодных) компенсации, которые затрудняют выявление подлинных причин трудностей. Очень значимо понимание истоков проблемы самим клиентом. Если понимание ошибочно, клиент уже построил целый ряд объяснений, не соответствующих реальности и затрудняющих развязку.

Существенную роль в консультировании играет идентификация и вербализация проблем. Передать свои затруднения словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы скорее всего находятся "в голове". Это похоже на нередко встречающийся феномен, когда мы знаем слово, но назвать его не можем; в таких случаях говорят "слово вертится на кончике языка". В консультировании бесконечно важно точно обозначить проблему, поскольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется, что мы знаем в действительности, а что нам только кажется известным. Вербализация проблем также придает реальность несформулированным мыслям, чувствам, фантазиям, мечтам. Наименование устраняет эфемерность. Вербализация выполняет еще одну функцию. Она помогает клиенту в определённой степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Высказывания о себе создают психическую дистанцию от самости; такая дистанция необходима при желании понять, контролировать, а также изменять себя. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства. Высказать то, что чувствуешь, -- это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому вербализация проблем очень важна, даже если они представляются неразрешимыми.

Диагностика: "за" и "против"

Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Corey, 1986).

С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага:

установление симптомов;

установление их причин;

нахождение эффективных способов лечения этих симптомов.

Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики.

Представители разных теоретических ориентаций, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист -- поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии -- субъективному миру. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный диагноз практически всегда предполагает специфическое лечение, соответствующее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента (Gelso, Fretz, 1992).

Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологическом консультировании и психотерапии.

Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентаций), утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. По их мнению:

диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения;

диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях;

диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения;

диагноз определяет границы научно-исследовательских работ (Corey, 1986).

Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально-гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы:

диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий;

диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers (1951), большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации;

при попытке вместить человека в рамки диагностических категорий он принижается, потому что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной категории; у них существуют трудности приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать возникающие проблемы; наилучший способ понять другого человека -- это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям;

диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирования -- ориентация на потенциальные возможности человека, рост личности, развитие;

диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента -- оценивать его по поставленному диагнозу; по мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумасшедший. Так что вы можете ждать от меня?" По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько разрешает проблемы, сколько обостряет их: когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия.

О некоторых опасностях диагностики говорят и не слишком радикальные ее противники (Bramer, Shostrom, 1982):

на основе недостаточных данных можно сделать ошибочные выводы;

консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам;

у консультанта возникает соблазн передовериться результатам тестирования;

при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни;

диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно считаются доминирующие культурные стереотипы. Sue (1981) приводит пример, когда клиенты азиатского происхождения в американской среде оценивались как сильно заторможенные, поскольку неохотно раскрывались, проявляли неуверенность и эмоциональную сдержанность. В американской культуре одобряются совсем противоположные стандарты поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление эмоций и скрытность вне семейного круга, кажутся американцам странными.

По мнению Kennedy (1977), диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто-то пытается причислить его к одной из категорий вместо попытки понять.

Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика -- составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

Что происходит сейчас в жизни клиента?

Что ожидает клиент от консультирования?

Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента.

Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, например, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психических расстройствах человек опасен для себя и окружающих.

По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

Психологический анамнез

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

Демографическая информация:

возраст клиента;

семейное положение;

профессия;

образование.

Актуальные проблемы и нарушения:

возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

возраст, в котором возникли проблемы;

изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

непосредственная причина обращения клиента;

предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

употребление лекарств;

семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.

Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

информации о его социальном поведении;

информации по данным самооценки;

информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);

информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

Использование тестов

Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза. Точка зрения представителей экзистенциальной и роджерианской ориентаций на тестирование соответствует их взглядам на диагностику. Тестирование, по их мнению, инструмент внешнего понимания и не способствует успешному консультированию. Эти доводы ясно сформулировала Arbuckle (1975):

"Если придерживаться традиционной научной парадигмы и рассматривать человека как существо, которое можно измерить, опираясь на внешние критерии, тогда постановка диагноза и тестирование должны быть составной частью процесса консультирования. При рассмотрении человека изнутри, с позиций экзистенциализма, тестирование и диагноз, наоборот, уводят в сторону от понимания человека".

Представители более умеренных взглядов пытаются обосновать использование тестов в процессе консультирования тем, что они позволяют получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию самому клиенту, чтобы тот смог принимать более реалистичные решения. Уже упомянутые Bramer и Shostrom (1982) являются сторонниками активной роли клиентов в тестировании и приглашают их участвовать в выборе тестов. Они внедряют в практику следующие положения:

клиент и консультант во время беседы решают, какая информация, доступная с помощью тестов, может оказаться необходимой при решении проблем клиента;

консультант знакомит клиента с разными типами тестов;

консультант дает возможность клиенту высказать свои сомнения и отрицательные чувства по отношению к отобранным тестам; сомнения и чувства обсуждаются совместно.

Подобной модели участия клиентов в тестировании соответствуют и представленные Corey (1986) соображения:

клиенты должны участвовать в процедуре отбора тестов и сами решать, какого типа тесты выполнять;

обсуждаются причины, по которым клиенты выбирают определенные тесты, а также опыт прежнего тестирования;

консультант обязан знать, для чего предназначены конкретные тесты, и разъяснить клиентам целесообразность их использования и возможные ограничения;

консультант должен помочь клиентам понять, что тесты не могут дать окончательных ответов, а лишь предоставляют дополнительную информацию, которую следует обсудить в ходе консультирования;

консультант обязан подробно ознакомить клиентов с результатами тестирования и совместно их обсудить; интерпретируя результаты, консультант должен быть нейтрален, не следует забывать, что тестирование является лишь одним из способов получения сведений о клиентах и полученные результаты следует проверить и подтвердить другими данными;

представляя результаты, консультант по возможности должен воздерживаться от оценок и позволить клиентам самим делать выводы.

Такой способ использования тестов в консультировании, когда консультант не абсолютизирует их значение, а интерпретацию полученных результатов интегрирует в процесс консультирования, помогает выбирать валидные и надежные тесты в целях улучшения консультативного контакта и повышения эффективности консультирования.

Практическое консультирование клиентов. Реальные психологические консультации. Все имена изменены, описание случаев приведено с согласия клиентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

Приводится описание клиента по формальным социальным признакам, дается описание заявленной проблемы в том виде, как ее видит клиент на начало курса психологической консультации. Вкратце упоминаются основные вопросы, заданные терапевтом в течении сессии и соответствующая реакция клиента, разумеется, в том случае, если она, представляется психологу значимой. Перечисляются основные техники, используемые в течение консультации, а также заданные клиенту как домашнее задание. Далее дается описание результата, если таковой имел место, с точки зрения психолога.

ВИКТОР (февраль-март 2008 года)

37 лет

Образование высшее.

Религиозная принадлежность-затрудняется определить.

Социальное положение — безработный.

Неженат. Детей нет.

1. Консультация (1,5 часа)

Заявленная проблема-чувство пустоты и бессмысленности в жизни. Мысли о самоубийстве.

Путем расспросов выясняю, что основная эмоционально значимая тема – утрата отношений с любимой женщиной, которая произошла 2 года назад.

Я попросил рассказать историю отношений, с целью обнаружить наиболее эмоционально сильные моменты, для того, чтобы впоследствии, путем использования различных практик, возможно таких, как практики осознания и приятия, дать клиенту возможность прожить эти моменты заново, и, как возможное следствие, завершить «зависшую» ситуацию.

В ходе довольно длинного и подробного рассказа обнаружил довольно любопытную вещь, клиент рассказывает о значимых событиях вроде бы подробно и хронологически последовательно, но детали как бы растворяются или «замыливаются», и на мою просьбу пересказать подробно и детально определенную ситуацию следует выраженное, но завуалированное нежелание это делать.

То есть клиент честно пытается пересказать события, но детали постоянно ускользают из рассказа, чувствуется недоумение и легкое раздражение: « А зачем это нужно? Какая в этом необходимость», на что я даю объяснение, что детали важны потому, что это объективная картина произошедшего события, которые и определили в общем-то ту ситуацию, в которой находится клиент сейчас, и для того, чтобы понять эту ситуацию, надо как минимум понять ее причины, которые лежат в прошлом, в том числе и в поведении клиента.

Объяснение принято благосклонно (интеллектуальный уровень клиента довольно высок для того, чтобы «с ходу» объяснять некоторые подробности работы психолога), но от этого ясности в деталях не прибавилось.

Из чего я сделал промежуточный вывод о том, что,возможно, клиенту не хочется восстанавливать истинный ход событий, и легче (удобнее?) на данный момент пользоваться собственной интерпретацией.

В ходе расспросов также выясняется, что в отношениях с женщиной значимым моментом было то, что по мнению клиента, она принадлежит к другому социальному кругу, нежели принадлежал мой клиент, более высокому, и, по его мнению, он сильно проигрывал ей в смысле социально-культурного положения.

Несмотря на то, что объективно это безусловно не так. Также клиент делал в эти моменты акцент на значимые для него качества, которые проговаривались по сути как позитивное, но не принимаемое обществом противопоставление качествам женщины и ее круга.

Здесь можно обратить внимание на две детали: первая — это то, что клиент очевидно стремится идеализировать женщину, второе — это то, что клиент сам же противопоставляет этой идеализации (но уже не так явно) свои собственные качества, которые, по его мнению, не работают из-за неприятия их обществом.

По моему мнению, этими качествами клиент завуалированно «бравирует» и стремится выставить напоказ, получая обычно результат, по его же словам, довольно странной реакции со стороны общества. Из дальнейших расспросов выяснилось, что в момент расставания инициатива все закончить принадлежала клиенту.

Интерпретация клиента звучала как: «Все равно я все испортил бы». Завершение отношений происходит на фоне внутреннего обещания продолжать любить ее всегда. На мой вопрос об отношении к любви вообще клиент ответил, что верит, что любовь только одна. На мой вопрос о том, было ли так всегда, ответ был, что такое мнение сформировалось после всей этой истории.

Промежуточная интерпретация с точки зрения психолога.

Возможно, у клиента страх ответственности за отношения. Так или иначе, завершение отношений явно имело для клиента большую ценность, чем их продолжение, возможно, на фоне завышенных требований к себе и, соответственно, к своему положению в мире. Очевидно стремление «не копать» глубже собственной интерпретации событий своей жизни. Очевидная склонность к аффекту и на этом фоне формированию сверхценной идеи.

Внутренняя сверхценность заменяет реальную жизнь и становится более значимой, чем реальность. Еще одной возможной внутренней сверхценностью в данном случае, возможно, является стремление быть «не как все» за счет выраженного поведения, отличающегося от общественно принятого. Обращает на себя внимание и факт возможной проекции своих собственных невостребованных качеств на другого человека, в данном случае, на женщину.

Вероятные действия – поиск альтернативных ценностей в жизни, формирование позитивного отношения к ним. Проработка и завершение прошлых отношений через техники осознания и приятия. Выявление «скрытых» внутренних причин конфликтов.

Вероятно, клиенту следует в дальнейшем предложить использовать технику противоположностей для выявления и последующего осознание проецируемых качеств.

Домашнее задание — написание автобиографии, рисуночный тест «несуществующее животное»

Возможные вопросы на следующую сессию:

По ключевым моментам автобиографии.

Понять какие черты характера выходили на первый план в критические моменты автобиографии, возможно, с точки зрения субличностей.

Более расширенно поговорить о том, что же такое, по его мнению, любовь.

Перевести в контекст любви к себе и к миру вообще. Рассмотреть любовь в контексте возникновения привязанностей. Определить те качества, которые для клиента являются значимыми в других людях.

Можно также поговорить о смысле жизни вообще, как он понимается клиентом.

2. Консультация (1час 20 минут)

Сразу выяснилось, что биография не готова. Клиент столкнулся, по его словам, с большими трудностями в написании биографии. Я спросил, почему так, и получил сначала весьма размытые общие ответы о том, что, вроде бы непонятно зачем все это и вообще, «типа не получается и все». Я настоял все же на более детальном ответе и выяснилось, что проблема связана с тем, что писать о некоторых моментах было просто неприятно и фактически это и сделало невозможным написание автобиографии вообще.

Я расспросил о этих моментах и поросил, как и на прошлой консультации, подробно описать некоторые из них.

Два момента были описаны, один из которых — школьная история с влюбленностью в клиента девушки, с которой, по словам клиента, он вел себя «по-свински», и теперь испытывает чувство вины и неприязни к себе.

Другой момент был связан с отношениями с родителями, когда, по словам клиента, они часто вторгались, довольно беспардонно, в его личную жизнь.

Я опять, как и в прошлый раз, попросил клиента описать совершенно конкретную ситуацию, связанную с вмешательством родителей в жизнь клиента, и опять встретился с той же трудностью, что и на прошлом сеансе: давая общую картину, клиент как бы «замыливал» детали, и было фактически невозможно понять, какие чувства он испытывал в этой ситуации, а на прямой вопрос вспомнить и осознать испытанные чувства, клиент отвечал так, что будто бы описывал происходящее с другим человеком.

Из данной ситуации я понял, что, возможно, клиент не совсем готов к реальной и глубокой работе, возможно, это связано с подсознательным страхом потери тех ценностей, которые хоть и травмирующие, но являются сверх-значимыми на данный момент.

После беседы по автобиографии я задал вопрос о том, если рассматривать его будущее в позитивном аспекте, как он его видит. На это я получил следующий ответ:

«Свобода в средствах, экстремальные развлечения, путешествия по миру, возможность общения с друзьями».

На вопрос какие качества, как он считает, необходимо ему развить, то, чего не хватает он ответил:

«Открытость, целеустремленность, собранность, способность доводить дело до конца, целостность, интуиция».

К сожалению, я не увидел среди значимых целей пункта о создании каких-либо отношений с женщинами. Однако в целом сделал вывод, что для первоначальной работы, есть определенный набор значимых альтернатив, что позволяет увидеть ситуацию не в таком безнадежном аспекте.

Домашнее задание.

Вопросы на следующую консультацию.

Отношения с родителями, выявление черт характера, сложившихся в тот период под влиянием отца и матери, выявление проблемных точек соприкосновения с родителями и их возможный анализ.

Промежуточная интерпретация.

Сопротивление клиента, стремление все свести к собственной интерпретации и нежелание видеть события под другим углом. Попытка свести все к логическим рассуждениям.

Вероятные действия.

Работа с прошлым, с ключевыми точками биографии, отношения с родителями.

Необходимо, чтобы клиент сам, для начала, хотя бы на формально-логическом уровне вывел хотя бы несколько причин, по которым он оказался в такой ситуации,это могло бы послужить поводом для иного (альтернативного) понимания.

Следовательно, надо продолжать более углубленную работу с прошлым клиента. Одновременно необходимо прорабатывать те значимые цели, которые были заявлены, что, возможно позволит сместить акцент с внутренней ситуации на внешнюю.

В одну из последующих консультаций предложить технику противоположностей.

По мнению психолога, прежде чем приступать к медитативым техникам, таким как символдрама и работа с субличностями, необходимо будет проводить работу в основном на понятном для клиента уровне формальной логике, попутно, работая с повышением осознанности. Вероятно, следует дать технику медленных движений и, в дальнейшем, добавить технику осознанности этих движений.

После второй консультации прошло более 2 месяцев, до настоящего момента клиент не высказывал желания продолжать. Он не выходит на связь и я узнаю о нем только через наших общих знакомых. К сожалению, следует сказать, что здесь налицо случай сильнейшего сопротивления ментальной матрицы клиента.

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования – по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.

Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самых известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И. Козлов – доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра «Синтон», главный редактор портала «Психологос», самого популярного психологического портала рунета.

При этом известно, что проводить подобную работу в ситуации, когда жизнь уже ударила, когда душа уже болит – поздновато. Более эффективно и менее болезненно выполнять ее профилактически и комплексно, не по каждому конкретному поводу, а по всем ситуациям этого круга в целом. «Декларация принятия реальности» и есть список контрверований, которые любому здоровому человеку стоит обдумать заранее, чтобы в случае жизненных ударов быть к ним готовыми.

Неверно думать, что «Декларация» как защита от душевных ран и боли нужна только слабым людям. Даже известнейшим спортсменам, олимпийским чемпионам, людям, которые умеют держать удар, те или иные варианты аналогичной работы оказывались необходимыми. Слабым людям больно от слабого удара, но ведь и сильные люди получают такие удары, что дополнительные средства защиты оказываются полезными.

Когда же защита сработала и ваша душа в безопасности, вы переходите в другую ситуацию, где в обороне оставаться уже неправильно: пора идти вперед, искать возможности стать сильным, чтобы сделать мир красивее и добрее. Итак, «Декларация принятия реальности»:

Мир несправедлив и никогда не брал обязательств быть справедливым. Как бы достойно я ни жил, в любую секунду я могу потерять все, что мне дорого. Мир так устроен: лично обо мне он не заботится.

Мир недобр и никогда не обещал мне счастья. Сколько бы я ни заработал, в любую минуту жизнь может у меня это отнять. Если я умру, мир этого не заметит. Мир ко мне равнодушен.

От моих переживаний и расстройств мир другим не станет, ему нет дела до меня. Я не буду расстраивать себя, мне нужны собранность и энергия, чтобы многое сделать в этом мире.

Люди, в том числе и близкие мне, живут так, как у них получается, а не так, как хочу я.

Я знаю, что люди часто оказываются эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, ленивы, нечестны, неблагодарны и т. д., и я выбираю принимать это как данность; выбираю принимать и людей, и их поступки; принимать так же естественно, как я принимаю зиму и холод, весну и грязь. Что есть, то есть, что происходит, то происходит.

Я приму, что близкие и любимые люди могут жить без руководства разума, коверкать свою жизнь и делать непоправимые поступки, глупости: я не могу прожить за них их жизнь, не всегда могу «пришить» другому человеку свою голову.

Я отнесусь с внутренним пониманием к тому, что каждый, в том числе и близкий мне человек может соврать или нарушить данное мне слово, может причинить мне зло, в том числе и намеренно – он просто человек со своими слабостями, глупостями и желанием отомстить.

Я вычеркну из внутреннего лексикона слово «предательство». Я приму тот факт, что у людей меняются взгляды, планы, и они не всегда считают нужным заботиться обо мне. Тот, кто оставит меня в беде, будет для меня человеком, смотрящим на все иначе, чем я.

Я знаю, что совершаю ошибки, за которые расплачиваются дорогие мне люди. Я несовершенен и никогда не успею стать таким в полной мере. Я в курсе, что это нормально. Но я могу быть сильным человеком, могу многое сделать в этом мире.

В этом мире мне есть что сказать и сделать. Мне не нравится быть Жертвой, мне нравится быть Деятелем и Творцом. Я могу привнести в этот мир справедливость и доброту, создать радость и счастье и себе, и многим людям вокруг меня. Я могу воспитать человеком хотя бы себя, я сделаю себя человеком порядочным, живым и развивающимся.

Если я буду справедлив, в мире появится хоть немного справедливости. Если я налажу добрые отношения, в мире появятся люди, которые живут по-доброму. Если я кого-то воспитаю, в мире будет больше приличных и воспитанных людей. Я беру на себя обязательство вырастить здоровых и умных детей, которые так же будут считать себя обязанными заботиться о людям, вырастить здоровых и умных детей, которые так же будут хотеть здоровых и умных детей.

Я буду сильным, чтобы сделать в этом мире больше. Этот мир – моя мастерская, и что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Если я буду работать головой, душой и руками, я смогу сделать многое, смогу подарить людям после меня мир еще более красивым и совершенным. Я сделаю это!

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого» (молитва Кристофа Фридриха Ойтенгера).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: