Доклад использование икт на уроках технологии. Применение икт на уроках технологии – как фактор повышения активизации познавательной деятельности Применение икт на уроках технологии девочки

  • Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
  • Библиографический список:
  • Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
  • Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
  • Библиографический список:
  • К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
  • Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
  • Библиографический список:
  • Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
  • Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
  • Библиографический список:
  • Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
  • Библиографический список:
  • Современные подходы развития одаренных детей
  • Библиографический список:
  • Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
  • Библиографический список
  • Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
  • Библиографический список:
  • Информатизация учебного процесса
  • Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
  • Библиографический список
  • Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
  • Библиографический список:
  • Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
  • Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
  • Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
  • Библиографический список:
  • Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
  • Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
  • Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
  • Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
  • Библиографический список:
  • Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
  • Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
  • Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
  • Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
  • Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
  • Библиографический список:
  • Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
  • Библиографический список:
  • Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
  • Библиографический список:
  • Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
  • Библиографический список:
  • Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
  • Библиографический список
  • Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
  • Специфика системы образования в Китае
  • Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
  • Библиографический список:
  • Исследовательская деятельность на уроках технологии
  • Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
  • Библиографический список:
  • Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
  • Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
  • Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
  • Библиографический список
  • Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
  • Библиографический список
  • Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
  • Библиографический список:
  • Развитие критического мышления на уроках технологии
  • Базовая модель технологии развития критического мышления
  • II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
  • III. Стадия рефлексии (или размышления)
  • Библиографический список:
  • Современные условия преподавательской деятельности в вузе
  • Библиографический список:
  • Педагогическая практика в школе
  • Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
  • Библиографический список:
  • Экологический дизайн во внеурочной деятельности
  • Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
  • Библиографический список:
  • ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
  • Библиографический список:
  • О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
  • Библиографический список:
  • Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
  • Библиографический список:
  • История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
  • Эпоха Итальянского Возрождения
  • Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
  • Влияние искусства Японии на современный дизайн
  • Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
  • Великое прошлое дизайнерам настоящего
  • Библиографический список:
  • Роль искусства в жизни современного человека
  • Библиографический список:
  • Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
  • Идеал женской красоты в Древнем Египте
  • Соотношение дизайна и искусства
  • К вопросу о значимости графического дизайна
  • Формирование культуры личности ребенка
  • Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
  • Application Development Environment for eTrobocon
  • Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
  • Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
  • Библиографический список:
  • Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
  • Библиографический список:
  • Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
  • Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
  • Библиографический список:
  • Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
  • Методика испытаний (измерений)
  • Описание конструкции охлаждаемой пробки
  • Результаты испытаний
  • Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
  • Теплообмен в существующей конструкции кокиля
  • Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
  • Библиографический список:
  • Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
  • Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
  • Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
  • Библиографический список:
  • Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
  • Библиографический список:
  • Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
  • Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
  • Исследование процесса деформации пористых материалов
  • Сведения об авторах
  • Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.
  • Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

    Иванов Ю.С., ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

    Черемухин П.С., МОУ СОШ №14,

    г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

    Information and communication technologies in education, their advantages, problems of implementation in the educational process. Software used in class technology.

    Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

    В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

    Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю технологии. Ведь предмет « Технология» - это один их тех предметов, которые позволяют очень лаконично соединять современную технику и процесс обучения. Именно поэтому мы в своей практике пытаемся соединять информатику и технологию.

    Достоинства ИКТ в процессе обучения

    Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, позволяют учителю:

      повысить интерес к предмету;

      сделать урок современным;

      сделать урок доступным для усвоения материала учениками;

      дает возможность эмоционально и образно подать материал;

      способствует установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и учителем;

      повысить профессионально-педагогическую компетенцию учителя.

    Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.

    В связи с этим необходимо вспомнить великого педагога К.Д. Ушинского, который считал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

    В работах А.А. Богуславского , В.М. Казакевича , В.А. Колесникова , Г.А. Мочалова , Г.Н. Некрасовой , Г.М. Пташкина, А.В. Лызлова , А.Н. Терёхина , Н.П. Шипицина и др. обоснованы дидактические проблемы теории и практики применения информационных технологий как дидактического средства в технологическом образовании.

    Из этих работ следует, что применение ИТ особенно актуально в образовательной области «Технология», т.к. необходимость использования ИТ в процессе технологического и допрофессионального обучения школьников обусловлена тем, что ИТ являются:

      основой в системах автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР);

      основой работы технологических, транспортных роботов.

      единственным современным методом обработки информации, необходимой для обучения технологиям создания изделий или услуг.

      необходимой составной частью метода проектов - одного из основных методов обучения технологии.

    Использование ИТ на уроке

    Возникает вопрос: А когда же использовать ИКТ на уроке. Ответ - в любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фрагментарно.

    Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения.

    При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

      Языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя-предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат.

      Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении технологии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

      Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

      Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

      Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

      Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе с информацией.

      Интерактивные системы моделирования позволяют не только рассмотреть какой-либо процесс, но и принять в нем участие.

    Рассмотрим несколько примеров применения современных ИКТ на уроках технологии.

    Огромное внимание в учебных программах по технологии уделяется изучению технологий важнейших отраслей промышленности. Так, например, урок в 5 классе «Профессии столяра и плотника в современном мире. ХКК ГОС. Фанера. Получение, свойства», многие подобные темы можно наглядно показать средствами экскурсий. Но зачастую это оказывается довольно трудновыполнимой задачей из-за отсутствия подобного рода предприятий поблизости. Но что мешает учителю технологии найти в глобальной сети интересный фильм по данной тематике и показать его учащимся? Сложно найти - «Спроси у Гугла». http://trudovik.ucoz.ua/load/13-4-2

    В 5 классе в четвертой четверти один из уроков посвящен защите собственных изделий, которую можно организовать в виде конкурса с буклетами и мультимедиа презентациями, выполненными учениками.

    Зачастую на протяжении всего курса технологии учителю приходиться объяснять устройства сложных технических устройств. С использованием интерактивных обучающих материалов данные темы становятся нагляднее и интереснее.

    Если же технологию рассматривать не как предмет, а как предметную область, в совокупности с черчением и изобразительным искусством, то можно отметить следующее.

    Уроки рисования можно дополнить посещением виртуальных выстовок и музеев.

    Нами было перечислена лишь малая часть возможностей ИТ на уроках технологии, ведь все ограниченно лишь фантазией учителя и ИКТ компетентностью.

    Проблемы внедрения ИТ в образовательный процесс

    Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования.

    Массовый учитель, в принципе, ориентирован на сохранение существующей системы образования, на использование традиционных методов обучения. Переориентировать его на меняющуюся, учащуюся школу - основная проблема, но это сложная и трудновыполнимая задача.

    Для решения ее необходимо, в первую очередь, обеспечить информационную грамотность учителя.

      У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

      Отсутствие контакта с учителем информатики.

      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

    Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

    Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении технологии достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету технологии.

    Использования ИКТ на уроках технологии.

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

    1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроках

    2. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

    Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ MicrosoftOffice.

    На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют MicrosoftPowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

    В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи

    Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа: «Определение свойств разных видов и сортов чая»), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

    Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

    Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

    Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

    В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. [Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. // Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.] Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

    Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 7 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on- line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

    Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

    Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр - все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно производят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелкопряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.

    В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают занимательные аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов чая проводятся аналогии между формой листочков чайного дерева и веками человека, что делает легенду о возникновении чайного дерева еще более занимательной. При изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде.

    Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека.

    Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

    Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

    Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, зачетная игра по «Кулинарии» в 6 классе «Съехались на конкурс повара» (приложение 3, приложение 4).

    Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

    По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

    Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

    Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

    Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

    Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

    Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

    С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

    3. Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ

    Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

    Для более глубокого восприятия учебного материала;

    В проектной деятельности;

    В презентационной деятельности;

    При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

    При работе в локальной и глобальной сети.

    На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.

    Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

    Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

    I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

    Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

    II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

    III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в MicrosoftPublisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

    4. Обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей с применением ИКТ

    Использование учебника по технологии под редакцией О.А.Кожиной предполагает изучение темы «Информационные технологии», что на более низком уровне дублирует курс «Информатики и информационных технологий». В старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.

    Наиболее интересные презентационные проекты преподаватели включают в свои уроки.

    Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

    Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

    Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

    Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

    беспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

    5. Развитие коммуникативных способностей

    Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

    Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения рубахи – трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи – национальной одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

    Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

    Пакет MicrosoftOffice, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-8-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, AdobePhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

    Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

    Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

    6. Заключение

    «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

    Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

    Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.

    Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

    В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

    Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

      визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;

      осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;

      индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;

      осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

      развивать межпредметные связи.

    Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Целью работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

    Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.

    Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

    Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять обучающиеся. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.

    Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

      содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

      представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

      удобен в использовании и хранении;

      позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;

      позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;

      дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

    Урок-практикум . На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса.
    Урок контроля знаний . Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.
    Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
    Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах
    Урок – игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе.
    Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д.
    Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
    Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

      Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

      Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

      Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

    Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

    Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

    При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

    Литература

    1. ИКТ в образовании – http://www.ict.edu.ru

    2. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru

    3. Новые педагогические технологии – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html

    Обобщение опыта по применению ИКТ на уроках технологии

    Статья по обобщению опыта

    Использование ИКТ на уроках технологии

    учитель технологии МАОУ СОШ №1

    г. Лабытнанги. ЯНАО

    Тема: Использование ИКТ на уроках технологии

    Время, в котором мы живём, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только образовательными предметами, но и трудовым обучением.

    Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия по технологии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 70% из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Это оказалось несколько неожиданным и для самих учителей. Довольно высоко стремление школьников к самостоятельной творческой деятельности. Вместе с этим учителя озабочены тем, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения. В связи с этим ведётся поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы учение школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. С возрастом интерес к урокам технологии у многих учащихся зависит в большей степени от методики проведения занятия, от того насколько умело, построена работа. Именно поэтому перед учителями стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях по технологии каждый ученик работал головой и руками активно и увлечённо и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

    Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования социально значимых качеств личности школьника. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. В целях развития мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. Стало значимым на уроке выступления учителя, учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. В этом случае достаточно использовать Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

    Для решения обучающей задачи, например, на уроке «Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком» 7 класс используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

    Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

    Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

    Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

    Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

    Например, на уроке по теме «Натуральные растительные волокна» - увлекательный рассказ о тканях и ткачах. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 8, 9 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и в теме «Кружево», «Вышивка» (8 класс), где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

    Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

    Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

    Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

    Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

    Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

    Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. (Приложение 3) Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

    Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

    По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

    Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

    Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

    1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
    2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
    3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
    4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

    Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Абасова З.А. Познавательная активность школьников.-/Советская педагогики № 7, 1939.

    3.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение. 1985.

    4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1987.

    5.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984.

    6.Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

    7.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

    1. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.

    Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

    Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

    Применение современных информационных технологий на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

    • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
    • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
    • Обеспечить широкую вариативность обучения.
    • Оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
    • Визуализировать учебный материал.
    • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
    • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

    Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

    Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять девочки. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила Т/Б (запись в тетрадь с экрана), создать игровую ситуацию при проверке знаний Т/Б (тест).

    Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

    • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
    • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
    • удобен в использовании и хранении;
    • позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
    • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
    • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

    Например, презентация по кулинарии 5 класс по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила Т/Б и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы.
    Урок-практикум . На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов. Для раздела «Творческий проект» – использовать ПК как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки.
    Урок контроля знаний . Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработан тестовый контроль по всем блокам-модулям программы для 5-7 классов на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик тестов». При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока. Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный) . А также для проверки знаний в форме викторины.
    Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР. Например, при изучении в 5 классе темы: «Декоративно-прикладное творчество» продемонстрировать видеоролик с диска. В рамках межпредметных связей с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов» использовать энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории.
    Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах. При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.
    Урок с элементами историзма. Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков. Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с рязанским костюмом 17-19 в.
    Используя проект-презентацию учащейся школы, учащиеся знакомятся с таким видом ДПТ крестьян села Борки как кружевоплетение, что усиливает воспитательные задачи обучения - патриотизм и любовь к своей малой Родине.
    Урок –игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет повторить сведения по этой теме. При проведении урока-конкурса «Горшочек каши» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Новый импульс приобретают учебные компетенции. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения.
    Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает учителю провести такой урок.
    Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её использовать с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку.
    Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
    Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д. (проект «За чашкой чая»).

    В своей работе учитель может использовать разные формы ИКТ:

          • Дидактический материал.

    При подготовке различного материала к урокам технологии используются возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся, видеофильм «Вязание крючком».

    • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.

    Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

    • Методический материал.

    В своей работе учитель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

    • Использование готовых ЦОР.

    Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. Например, электронное издание «Выкройки одежды» Леко, «Современная энциклопедия моды», «Виртуальный стилист», «Текстильное творчество», «Уроки лоскутного шитья» и др.
    Итак, использование ИКТ на уроках технологии дало возможность:

    • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
    • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
    • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
    • осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
    • развивать межпредметную связь с информатикой


    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: