Составные части эпидемического процесса. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекции

Такое понятие, как "эпидемический процесс", начало употребляться с начала 19 столетия. Одно из ранних представлений о данном явлении было сформулировано Озанамом в 1835-м году. Далее целый ряд ученых занялись развитием идеи. Сам термин "эпидемический процесс" был введен Громашевским в 1941 году. Далее Беляков уточнил содержание определения. Позже им же было выдвинуто положение о саморегуляции в эпидемическом процессе.

В этом смысле отмечается, что городское пространство напрямую связано с состоянием здоровья населения, имея в виду объяснить, что, согласно Мендесу. Здоровье рассматривается как социальный продукт, то есть результат отношений между биологическими, экологическими, культурными и социально-экономическими процессами, происходящими в данном обществе и создающими условия жизни населения.

Здоровье, в этой широкой концепции, больше, чем отсутствие болезни, - это адекватное состояние физического, умственного и социального благополучия, которое позволяет людям идентифицировать и выполнять свои устремления и удовлетворять их потребности. Затем идея ухода и лечения включается в аспект укрепления здоровья, который, в свою очередь, характеризуется.

Разделы

Из всего три. Различают следующие разделы эпидемического процесса:

  • Условия и причина.
  • Механизм развития эпидемического процесса.
  • Проявления.

Первый раздел раскрывает сущность процесса. В нем отражены внутренние причины формирования и условия, в рамках которых он протекает. Систематизация сведений этого раздела дает возможность в общих формулировках ответить на вопрос о том, каковы основы эпидемиологии. В клинической медицине - в сфере, где на организменном уровне осуществляется исследование патологических состояний, - аналогичный раздел носит название "этиология". Второе звено отражает ход формирования явления. В этом разделе дается ответ на вопрос о том, каким образом оно начинается. В клинической медицине аналогичная сфера носит название "патогенез".

В третьем разделе раскрыты проявления, которыми сопровождается эпидемический процесс; систематизируются сведения, отражающие признаки явления. В клинической медицине аналогичный раздел именуется семиотикой. Далее рассмотрим категории более подробно.

Процесс, посредством которого население наделено полномочиями, и изыскивает средства для контроля факторов, которые способствуют их благополучию и обществу, или которые могут подвергать их риску, делая их уязвимыми к болезни и ухудшают качество их жизни.

Укрепление здоровья - это набор мероприятий, процессов и ресурсов, институциональный, правительственный или гражданский характер, направленных на улучшение условий благосостояния и доступа к социальным товарам и услугам, которые способствуют развитию знаний, поведение, способствующее охране здоровья, и разработка стратегий, которые позволяют населению более эффективно контролировать свое здоровье и условия их жизни на индивидуальном и коллективном уровнях.

Условия и причины

Взаимодействие возбудителя и организма человека протекает в пространстве и времени непрерывно. Существуют различные факторы эпидемического процесса. К ним относят, например, биологические. Эти факторы эпидемического процесса формируют причины, по которым начинается патологическое взаимодействие. Существует также и вторая категория. Природные и социальные факторы обеспечивают регулирование условий, при которых протекает процесс. Взаимодействие возможно исключительно при наличии причины и условий.

Этот комплекс действий прямо или косвенно затрагивает контекст урбанизации и города. Например, создание благоприятных для здоровья условий предполагает признание сложности обществ и, следовательно, городов, а также взаимозависимых отношений между различными секторами. Защита окружающей среды и сохранение природных ресурсов, систематический мониторинг воздействия изменений в окружающей среде на здоровье, а также обеспечение окружающей среды, которая способствует и способствует здоровью, например, работа, досуг и дом, школы и самого города, начинают централизованно составлять повестку дня здравоохранения населения.

биологического характера

Социальные силы

К этим факторам относят комплекс общественных условий, которые способствуют либо препятствуют ходу эпидемического процесса. Среди них выделяют:

  • Санитарное обеспечение населенных пунктов.
  • Активность жителей.
  • Социальное развитие.

Активность населения

Санитарное благоустройство

Его уровень непосредственно влияет на интенсивность, с которой протекает эпидемический процесс. В понятие санитарного благоустройства входит частота сбора и удаления пищевых и твердых отходов. Также к нему относят состояние систем водоотведения и водоснабжения.

Из взаимодействия между этими измерениями реальности создаются благоприятные условия и условия для развития человеческой жизни, но в значительной степени возникают неприятные, деградированные и очень проблемные среды. В последнем живет большое количество людей, и мы должны искать пути их улучшения. Корпоративная логика производства городского пространства фокусируется на тех областях, которые уже составляли основные экономически производительные полюсы их соответствующих государств, многие из которых по-прежнему являются интенсивными иммиграционными центрами, которые были нацелены на пунктуальные действия, независимо от планирования целого.

Социальный прогресс

Уровень производственного и общественного развития обладает опосредованным влиянием на условия, в которых протекает эпидемический процесс. При этом он может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Примерами первого можно считать улучшение питания и качества жизни населения и, как следствие, повышение иммунитета жителей, а также изменения в культуре поведения, гигиеническом воспитании, технологический прогресс. Отрицательное влияние проявляется в увеличении числа наркоманов и алкоголиков, изменениях в сексуальной культуре (распространение вирусного гепатита, ВИЧ-инфекции), ухудшениеи экологических условий, ослаблении защитных сил организма.

Эта практика привела к бесчисленным проверкам противоречий и городской дихотомии: «планируемый город и незапланированный город», «королевский и формальный город», «юридический город и незаконный город» или «благородный бедные районы», морфология которых характеризуется хорошо обслуживаемыми центральными районами и обширными бедными районами, нерегулярными занятиями в экологически уязвимых районах, фавелах и трущобах. С учетом кризиса и переноса этой модели развития в процесс открытия и повышения гибкости рынков крайности этой двойственности не только подчеркиваются, но и кристаллизуются пространственно.

Природные условия

К этим факторам относят абиотические и биотические компоненты. Последние представляют собой элементы живой природы. В качестве примера регулирующего воздействия биотических компонентов можно привести изменение в интенсивности хода эпидемического процесса на фоне разной численности грызунов при инфекциях природно-очагового типа. При трансмиссивных зоонозах миграции и количество членистоногих обладают регулирующим влиянием на выраженность явления. К абиотическим компонентам относят ландшафтные географические условия и климат. К примеру, при приближении к экватору повышается многообразие патологий.

Это подразумевает более сложный подход и должно пониматься как инновационная формулировка как концепции здоровья, так и концепции государства и его роли в обществе. Новая концепция здравоохранения импортирует позитивное видение, которое идентифицирует его с благосостоянием и качеством жизни, а не просто с отсутствием болезни.

Здоровье перестает быть статическим состоянием, биологически определенным, понимаемым как динамическое, социально созданное государство. В этом контексте географы, основанные на географии здоровья, городской географии, социально-экологической географии и других областях знаний географической науки, вносят важный вклад в систематизацию предписаний общественного здравоохранения с уделением особого внимания городскому пространству, учитывая, что сами городские планы составляют объекты исследования и аналитические переменные этой науки.

Эпидемиология инфекционных болезней

  • Источник возбудителя.
  • Механизм передачи.
  • Восприимчивый организм.

Последние звенья эпидемического процесса имеют свою классификацию.

Источник возбудителя

Он представляет собой зараженный человеческий, животный либо растительный организм. От него может происходить инфицирование восприимчивых людей. Комплекс источников формирует резервуар. Для антропонозов в качестве возбудителя выступает человек, у которого присутствует бессимптомная либо манифестная форма патологии, для зоонозов - животные (дикие, синантропные или домашние). А для сапронозов это будут абиотические элементы окружающей среды.

География может способствовать углублению исследований, связанных с окружающей средой и здоровьем, с помощью сопоставлений и пространственного анализа, может определять условия репрезентативности точек отбора проб, при разработке критериев для создания регионов или пространственных единиц анализа, режимов и пространственные диффузионные процессы события здоровья, места и образа жизни индивидуумов в сочетании пространственных масштабов.

Исходя из вышесказанного, было отмечено, что после 1980-х годов наблюдалось увеличение дебатов и подходов к идее здоровых городов и устойчивых городов, терминология, достигающая высших достижений в общих целях и восстановление условий жизни людей в городских условиях. Биологическое состояние человека налагает на него необходимость сосуществования с элементами природы в его неразвитом состоянии, поскольку человеческая жизнь осуществляется, особенно с большими трудностями, в условиях ухудшения состояния воздуха, воды и почвы, а также в отсутствие рельефа и растительности.

1. Аэрозольный путь. Он включает в себя следующие способы:

Воздушно-капельный (так передается ОРВИ, менингококковая инфекция);

Воздушно-пылевой (по этому пути проходят возбудители туберкулеза, скарлатины).

2. Фекально-оральный способ. К нему относят такие пути, как:

Контактно-бытовой;

Пищевой.

3. Контактный путь. Он включает в себя прямой и непрямой способы передачи.

Здоровое и устойчивое состояние города затем проходит поиск и поддержание этих условий, а урбанизация нынешнего, особенно в неразвитых странах, показывает отсутствие или неустойчивость тех, что у большинства населения. По словам Хэнкока и Дуля, здоровый город - это не только город с высоким уровнем здоровья, измеряемый показателями смертности и заболеваемости, но и город, приверженный целям здоровья своих граждан и участвующий в непрерывной работе по его достижению, им.

Это также борьба за стиль устойчивого развития, в его самом честном и последовательном смысле, возможном с социальной справедливостью, который отвечает потребностям нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущего удовлетворять свои собственные потребности. Связанный со слабыми местами служб здравоохранения, описанными выше, была проверена хрупкость отдельных действий по защите коллективного здоровья, поскольку с увеличением производства отходов и несколькими контейнерами и мусором, полученными из нефти, которые накапливаются на открытом воздухе, накапливаются дождевой воды и способствуют распространению москитов.

4. Трансмиссивный путь. К этой категории относят такие способы, как:

Искусственный (связан с медицинскими манипуляциями: ассоциированный с операцией, инъекционный, трансплантационный, трансфузионный, обусловленный диагностическими процедурами);

Естественный (при контаминационном типе возбудитель выделяется с экскрементами переносчика, при инокуляционном - вводится со слюной).

В настоящее время городской сценарий отличается от того, что число жителей больше, чем во времена Освальдо-Круса, около 80% людей живут в городах, в которых преобладает производство неорганического мусора, что создает условия и условия размножение комаров; к этому добавляются все социально-экономические, политические, культурные, экологические и географические различия, связанные с городской средой, а также сложность городской жизни, упомянутая выше.

Перед лицом этих вопросов встает вопрос о том, как планировать интервенционистские действия, направленные на минимизацию воздействия этой эпидемии на общественное здравоохранение, а также на контроль за его заболеваемостью у бразильского населения, особенно с учетом того факта, что это заболевание, лишенное клинического контроля.

Дополнительная классификация

  • Выделение из организма-переносчика.
  • Пребывание во внешней среде.
  • Проникновение в предрасположенный к патологии организм.

Восприимчивость

  • Индивидуальную (фено- и генотипическую).
  • Видовую.

Иммунитет выступает в роли специфического ответа на проникновение чужеродного агента. Устойчивость (резистентность) является комплексом защитных реакций неспецифического типа.

Нынешняя и тревожная ситуация с денге в Бразилии отражает сложный контекст, в котором взаимодействуют общие неэффективности общественной власти и общества в целом. В этом контексте Тейшейра, Баррето и Герра отмечают, что. Из них около 550 000 нуждаются в госпитализации и по меньшей мере 20 000 человек умирают.

Именно в этот период появляются первые записи геморрагической лихорадки денге. В последующие годы вирусный оборот быстро расширяется и в другие районы бразильской территории, и все государства заражают муниципалитеты. Только во второй половине 1990-х годов центрально-западные и северные регионы страны регистрировали эпидемии денге.

Характеристика эпидемического процесса

Интенсивность

Спорадическое распространение свойственно определенному коллективу, сезону, территории. Эпидемическая заболеваемость представляет собой временное увеличение уровня зараженности. Последующая классификация в этом случае осуществляется в соответствии с временными и территориальными параметрами. Эпидемическая вспышка представляет собой кратковременное усиление заболеваемости в рамках конкретного коллектива. Продолжается она на протяжении одного-двух Эпидемия является повышением уровня заболеваемости до области или региона. Как правило, она охватывает один сезон в году. Пандемия характеризует уровень заражения, продолжающегося в течение нескольких лет или десятилетий. Распространяется патология в данном случае на континенты.

В этот период, в Южном регионе, государство Парана было тем, кто представил большинство уведомлений о предполагаемых случаях денге. Это увеличение видно из данных, зарегистрированных в юго-восточном, среднем и южном регионах. С другой стороны, в Северном и Северо-Восточном регионах произошло сокращение числа случаев.

В отношении этих смертей 64% имели место в этих же странах. Однако в стране был самый высокий показатель заболеваемости в стране, который характеризуется высокой распространенностью лихорадка денге. В том же году было зарегистрировано 757 случаев лихорадки денге на Среднем Западе, и были подтверждены геморрагические случаи, в результате чего погибло 35 человек. Принимая во внимание эту ситуацию, необходимо включить уроки национальных и международных экспериментов по контролю лихорадки денге, подчеркнув необходимость изменений в заранее разработанных моделях, особенно в отношении укрепления эпидемиологического надзора в расширении потенциала прогнозирования факторы риска и раннее выявление вспышек заболеваний; и улучшение качества векторных действий.

Неравномерность проявления

Она может касаться территорий, времени, групп населения. В первом случае в основе классификации лежит зона распространения резервуара. В частности, выделяют:

  • Глобальный ареал. В этом случае взаимодействие осуществляется между человеком и резервуаром антропонозов.
  • Региональный ареал - это природно-очаговые зоонозы.

Неравномерность по времени:

Помимо лучшего знания экологических факторов, необходимо также углубить понимание социальных условий и бороться с бедностью и городскими страданиями. Важность участия учебных и исследовательских институтов, которые способствуют многодисциплинарным и многодисциплинарным научно-техническим знаниям, с учетом всех областей знаний, участвующих в этом процессе. В этом контексте география представляет собой вклад в перспективу, которая показывает пространственный аспект процесса болезни и здоровья населения.

Следует отметить, что лихорадка денге, несмотря на то, что она входит в число новых болезней, по-прежнему относится к числу болезней, которые игнорируются доминирующими экономиками и их научно-техническим аппаратом. Несмотря на его обостряющее воздействие на человечество, он, как представляется, неоднократно подвергался маргинализации как в государственном, так и в частном секторах, поскольку его рост не сопровождался инвестициями, способными обеспечить контроль.

  • Цикличность.
  • Сезонность.
  • Нерегулярность подъемов заражения.

Неравномерность по группам населения классифицируется по эпидемически значимым и формальным признакам. К последним относят группы:

  • Возрастные.
  • Профессиональные.
  • В зависимости от места жительства (городская или сельская местность).
  • Неорганизованные и организованные.

Распределение в соответствии с эпидемически значимыми признаками проводится на основании логических умозаключений специалистов. Оно может включать разные факторы, такие, например, как привитость.

Процесс урбанизации и город сегодня являются фундаментальными непредвиденными обстоятельствами для вспышки и активизации эпидемио-пандемических процессов в самых разных населенных пунктах земного шара, объясняя явное импликацию между местным и глобальным масштабами в подходе к здравоохранению. Взаимосвязь между экологическими аспектами и корпоративной урбанизацией, которая преобладает в неразвитых странах, требует нового акцента на проблемах здоровья городского населения. В этом контексте город изменяет как природную среду, так и социальную среду, создаваемую культурными, политическими и экономическими непредвиденными обстоятельствами общей и поздней современности, и ее необходимо рассматривать с точки зрения городской социальной среды.

Социально-экологическая концепция

Иерархическая структура

Она отличается многоуровневым характером и включает в себя несколько соподчиненных слоев:

Высшим в структуре эпидемического процесса считается соцэкосистемный уровень, в который экосистема входит в качестве одной из внутренних подкатегорий. Вторая представлена в виде социальной организации общества. В качестве причины появления и дальнейшего развития эпидемического процесса выступает именно взаимодействие этих двух подсистем. При этом явления в экоструктуре регулируются посредством социального подразделения.

Пример

В феврале 2014 года в Гвинее началась эпидемия Эбола. Продолжается она и по сей день. При этом эпидемия Эбола вышла за пределы государства и распространилась на прочие страны. В зону заражения вошли, в частности, Сьерра-Леоне, Либерия, США, Сенегал, Мали, Испания, Нигерия. Данный случай уникален, поскольку заболевание началось впервые в Западной Африке. Врачи в странах, куда распространилась патология, не имеют опыта борьбы с ней. Ситуацию усугубляет вероятность возникновения паники среди населения вследствие дезинформации. На помощь гвинейскому правительству были направлены средства и персонал различными международными и национальными организациями. В частности, содействие оказывали: Центр эпидемиологии США, России, Роспотребнадзор, Помощь отправило и Экономическое сообщество государств На территории Гвинеи работала лаборатория эпидемиологии. Специалисты собирали и анализировали информацию о заболевании. Центр эпидемиологии оказывал поддержку населению, изолировал зараженных от здоровых жителей. Как отмечал гендиректор ВОЗ Кейдзи Фукуда, случившаяся вспышка стала сильнейшей из всех в практике.

Контрольные вопросы

Литература

Контрольные вопросы

Литература

Классификация инфекционных заболеваний

Литература

Литература

Основная:

Дополнительная:

6. Контрольные вопросы:

1. Дайте определение «эпидемиологии».

2. Эпидемиология как общемедицинская наука.

3. Цели и задачи эпидемиологии.

4. Методы эпидемиологии – это…?

5. Предмет эпидемиологии – это…?

6. Эпидемический процесс – это……..

Лекция №2

1. Тема: «Учение об эпидемическом процессе»

2. Цель:

3. Тезисы лекции:

Учение об эпидемическом процессе. Л.В.Громашевский определил эпидемиологию как науку о закономерностях эпидемического процесса. Предмет изучения эпидемиологии – эпидемический процесс – сложное социально-биохимическое явление.

Эпидемический процесс – это цепь непрерывных, следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных форм, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эпидемических очагов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства.

Популяция хозяина гетерогенна по степени восприимчивости, в том числе по способности вырабатывать иммунный ответ, а также по возрасту, полу, неспецифической резистентности, питанию и т.д.

Этим обуславливается и саморегулирующаяся смена фаз резервации возбудителя и его активности (эпидемического распространения). Фаза резервации возбудителя обеспечивается различными формами заразоносительства (а также персистенцией возбудителя, вертикальной передачей), субклиническими, бессимптомными или абортивными формами проявления инфекционного процесса. Переход от фазы резервации к фазе активации (или эпидемического распространения) обеспечивается как ростом популяции возбудителя и повышением его патогенности, так и изменениями восприимчивости популяции хозяина (человеческого коллектива), обусловленными миграцией (перемешивание и формирование новых коллективов, отсутствие поствакцинального иммунитета), различными другими социальными и природными явлениями, приводящими к активации механизма передачи. Фаза активации, в силу отрицательной обратной связи вновь переходит в фазу резервации.

Таким образом, саморегуляция эпидемического процесса представляет собой приведение взаимодействующих элементов в динамическое соответствие с меняющимися условиями их существования.

Эпидемический процесс локализуется на базе социо-экосистемы. Выделяют локальную социо-экосистему, социально детерминирующую эпидемический процесс на определенной ограниченной территории (в коллективе, в любом человеческом обществе в пределах одного государства), и глобальную социо-экосистему, в которой эпидемический процесс принимает пандемическую форму и обусловлен международными миграционными процессами, межгосударственными разнообразными связями и обменами.

Эпидемический очаг (по Л.В.Громашевскому) – это место пребывания источника инфекции с окружающей территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной инфекции передавать заразное начало окружающим. Очаг существует в пространстве и во времени; может считаться угасшим (ликвидированным) в том случае, когда в его пределах прерывается циркуляция возбудителя, полностью исчезает заразное начало.

Эпидемический процесс состоит из трех звеньев (и существует тоже только при наличии всех трех звеньев):

1 звено – источник инфекции – человек или животное, которое в результате жизнедеятельности выделяет возбудителя в окружающую среду;

2 звено – механизм передачи возбудителя – способ, с помощью которого возбудитель выделяется от источника инфекции и попадает к здоровому человеку. Механизм включает в себя пути и факторы передачи. Путь передачи – это конкретный способ попадания возбудителя к здоровому человеку. Факторы передачи – предметы окружающей среды, которые способны сохранять возбудителя;

В природе различают 4 механизма передачи:

1) фекально-оральный (пищевой, водный путь и через предметы окружающей среды);

2) аэрогенный (воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути);

3)парентеральный (трансмиссивный, вертикальный, половой, трансфузионный, трансплантационный и инструментальный пути);

4)контактный (через кожные покровы, чаще с нарушенной целостностью).

3 звено – восприимчивый организм.

Итак, предметом эпидемиологии являются:

Процесс возникновения и распространения любых патологических со­
стояний среди людей (в популяции),

Состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения
патологических состояний).

Эпидемический очаг - место пребывания источника инфекции с окружаю­щей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен пере­даваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении с ними.

Существует два понятия, которые характеризуют эпидемический очаг. Это границы очага и продолжительность его существования.

Границы очага определяются особенностями механизма передачи кон­кретной инфекционной болезни и специфическими особенностями сре­ды, в которой пребывает источник инфекции.

Продолжительность существования очага определяется временем пре­бывания источника и сроком максимального инкубационного периода конкретной инфекции. После убытия больного или его выздоровления очаг сохраняет свое значение в течение максимального инкубационного периода, так как возможно появление новых больных.

Метод эпидемиологического обследования очагов - специфическая совокупность приемов, которая предназначена для изучения причин возник­новения и распространения инфекционных заболеваний в этом очаге. Это означает, что целью эпидемиологического обследования очага является выявление источника возбудителя инфекции, путей и факторов его переда­чи и контактных, подвергшихся риску заражения.

Эпидемиологическое обследование очагов является одним из важных разделов деятельности эпидемиолога и оперативно осуществляется сразу после установления факта существования эпидемического очага.

Очаги могут возникать в квартирах, детских дошкольных учреждени­ях, образовательных учреждениях, различных промышленных предприя­тиях, на определенных территориях и т. п.

Количество случаев в очаге может ограничиваться одним заболевшим либо множеством заболевших (вспышки). Эта работа проводится экст­ренно, потому что без эпидемиологического диагноза невозможно разра­ботать целенаправленные противоэпидемические мероприятия по лик­видации очага (рецепт эпидемиолога).

В современной эпидемиологии для определения проявлений эпидемического процесса используют два вида терминов и понятий:
1) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе;
2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.
Терминами, отражающими проявления эпидемического процесса на качественной основе (традиционными эпидемиологическими понятиями), являются: эндемическая заболеваемость, экзотическая заболеваемость, спорадическая заболеваемость, эпидемическая заболеваемость.

4. Иллюстративный материал:

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

4. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

6.Контрольные вопросы:

1. Что такое эпидемический процесс?

2. Из каких звеньев состоит эпидемический процесс?

3. Что такое эпидемический очаг?

4. Методы обследования эпидемического очага.

Лекция №3

3. Тезисы лекции:

Источник инфекции первое звено эпидемического процесса. Источником возбудителей инфекционных заболеваний является организм человека или животного, в котором данный возбудитель нашел среду обитания, размножения и из которой он выделяется жизнеспособным во внешнюю среду. Источником инфекции могут быть больной человек, бактерио-, вирусоноситель, реконвалесцент, животные и птицы.

Из источника инфекции посредством соответствующих механизмов передачи возбудитель попадает в восприимчивый организм.

Механизм передачи возбудителя является вторым звеном эпидпроцесса, при этом возбудитель из зараженного организма попадает в восприимчивый организм. В процессе эволюции патогенные микроорганизмы выработали способность проникать в организм через определенные органы и ткани, которые получили название входных ворот инфекции. После внедрения возбудитель локализуется в определенных органах или системах. В зависимости от входных ворот и локализации возбудителя в организме выделяют следующие основные механизмы передачи инфекционных заболеваний.

Фекально-оральный механизм передачи. Попадание возбудителя в здоровый организм происходит через рот; локализуется он в желудочно-кишечном тракте человека; выводится из организма с испражнениями. Фекально-оральный механизм реализуется водным, пищевым и бытовым путями. Факторами передачи инфекции являются вода, пищевые продукты, загрязненные руки, почва, предметы обихода, мухи. Человек заражается кишечными инфекциями при питье инфицированной воды, использовании ее в хозяйственных целях или при купании в загрязненных водоемах; при употреблении инфицированных молока и молочных продуктов, яиц, мяса и мясных продуктов, немытых овощей и фруктов.

Аэрогенный (аспирационный) механизм передачи. Заражение происходит при вдыхании инфицированного воздуха. Возбудитель локализуется на слизистых оболочках верхних дыхательных путей; выделяется с выдыхаемым воздухом, мокротой, слизью, при кашле, чихании, разговоре. Аэрогенный механизм передачи реализуется воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями; факторами передачи служат инфицированный воздух, предметы обихода (книги, игрушки, посуда, белье).

Трансмиссивный механизм передачи . Возбудитель находится в крови. Естественный путь передачи происходит через кровососущих насекомых (вши, комары, блохи, клещи, москиты); искусственный - при переливании крови и ее препаратов, парентеральных вмешательствах через медицинский инструментарий.

Контактный механизм передачи возникает при локализации возбудителя на кожном покрове и слизистых оболочках. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным человеком или его личными вещами (одежда, обувь, расческа) и предметами обихода (постельные принадлежности, общий туалет и ванну).

Трансплацентарный (вертикальный) механизм передачи. Передача возбудителя от матери плоду осуществляется через плаценту или во время родов (при прохождении плода через родовые пути).

Восприимчивый организм – третье звено эпидемического процесса. Восприимчивость людей к инфекционным заболеваниям зависит от иммунологической реактивности организма. Чем больше иммунная прослойка (люди, переболевшие данной инфекцией или вакцинированные), тем меньше восприимчивость населения к данной инфекции. Выключение одного из звеньев эпидемической цепи позволяет ликвидировать очаг инфекции.

Существует много классификаций инфекционных болезней. Общепризнанной является классификация Л.В.Громашевского , в которую укладываются все известные инфекционные болезни. Она основана на механизме передачи инфекционного начала:

I - кишечные инфекции (сальмонеллез, дизентерия);

II – инфекции дыхательных путей (грипп, корь, ветряная оспа);

III – кровяные инфекции (вирусные гепатиты парентерального генеза, сыпной тиф, ВИЧ-инфекция);

IV – инфекции наружных покровов (чесотка, ящур, столбняк);

V – смешанные инфекции (сибирская язва, чума).

Существуют и другие классификации инфекционных болезней:

По источнику инфекции:

I - антропонозы (источник – человек);

II – зоонозы (источник – животное);

III – антропозоонозы (источник – и человек и животное);

IV – сапронозы (возбудители инфекции – свободноживущие организмы, например, легионеллы).

По контагиозности:

I - неконтагиозные или незаразные болезни (ботулизм, отравление стафиллококковым энтеротоксином и др.);

II – малоконтагиозные (инфекционный мононуклеоз, орнитоз, ГЛПС, бруцеллез и др.);

III – контагиозные (дизентерия, грипп, брюшной тиф и др);

IV – высококонтагиозные (натуральная оспа, чума и др.).

По этиологическому принципу: бактериозы, отравления бактериальными токсинами, вирусные болезни, риккетсиозы, хламидиозы, микоплазмозы, протозойные болезни, микозы, гельминтозы и др.

Общепринятой является классификация Л.В.Громашевского, в основу которой положен единый принцип - локализация возбудителя в организме. В соответствии с этим признаком, определяющим механизм передачи возбудителя, все инфекционные заболевания делятся на 4 основные группы:

Кишечные инфекции . Возбудителиэтой группы болезней в организм человекапопадают через пищеварительный тракт, вызывая в нем специфические изменения, ведущие к появлению характерных клинических симптомов. К группе кишечных инфекций относятся брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, сальмонеллез, холера, пищевые токсикоинфекции, вирусный гепатит А, кишечный иерсиниоз и др.

Инфекции дыхательных путей . Их возбудителилокализуются на слизистой верхних дыхательных путей. Важнейшими болезнями этой группы являются грипп, парагрипп, острые респираторные вирусные заболевания, менингококковая инфекция, корь, краснуха, коклюш и др.

Кровяные инфекции включают заболевания, возбудители которых передаются через кровососущих насекомых (малярия, боррелиозы, геморрагические лихорадки, чума, вирусные энцефалиты); при переливании крови и ее препаратов или через медицинский инструментарий (вирусный гепатит В и С, ВИЧ-инфекция и т.д.).

К инфекциям наружных покровов относятся болезни, которые развиваются при проникновении возбудителя через кожу и/или слизистые оболочки в результате их повреждения. Такими заболеваниями являются бешенство, рожа, столбняк, сибирская язва, ящур, сап и др.

По этиологическому фактору инфекционные болезни можно разделить на следующие группы: вирусные, микробные, протозойные, грибковые и гельминтозы.

Согласно биологическому принципу в зависимости от среды обитания возбудителя - организм человека, животного или объекты окружающей среды, различают 4 основные группы инфекционных заболеваний:

антропонозы – резервуаром инфекции и восприимчивым организмом является человек (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, корь, холера и др.);

зооантропонозы - резервуаром инфекции являются животные, а восприимчивым организмом – человек;

зоонозы - резервуаром инфекции и восприимчивым организмом являются животные (бруцеллез, бешенство, сибирская язва и др);

сапронозы – резервуаром возбудителя являются объекты окружающей среды (вода, почва и др).

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

5. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

6. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

7. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

9. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2001.

10. Программа по противодействию эпидемии СПИД - а в РК на 2001-2005 гг., утв. постановлением Правительства РК № 1207 от 14.09.01г.

11. Приказ № 349 МЗ РК от 15.08.2006. “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы и медицинского обеспечения при проведении инфекционного контроля за внутрибольничными инфекциями в медицинских организациях Республики Казахстан».

12. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

9. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

1. Кто является источником инфекции?

2. Перечислите три звена эпидемической цепи.

3. Какие существуют механизмы передачи инфекции?

4. Что взято за основу в классификации Л.В.Громашевского?

5. Какие заболевания называются «антропонозами», «зоонозами», «зооантропонозами», «сапронозами»?

Лекция № 4

1. Тема: «Эпидемиологические методы исследования»

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ об эпидемиологических методах исследования

3. Тезисы лекции:

Эпидемиология – это общемедицинская наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа особенностей ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, и использующая эти данные для разработки способов профилактики и ликвидации заболеваемости. Из этого определения понятны предмет и задачи эпидемиологии.

Метод эпидемиологии – это комплексный подход к изучению эпидемического процесса, который включает в себя:

4) Эпидемиологическое обследование :

· эпидемическое обследование заболевания с целью выявления причин его возникновения и условий, благоприятствующих распространению заразного начала. Обследование начинается с опроса больного и окружающих, затем производят санитарный осмотр бытовой обстановки, условий труда, берут материал для лабораторных исследований;

· разнообразные микробиологические, аллергологические и санитарно-химические анализы с целью уточнения диагноза и выявления путей распространения инфекции; серологические методы исследования для определения иммунологической структуры населения;

5) Сравнительно-эпидемиологическое описание, включающее в себя статистический анализ заболеваемости, что позволяет провести сравнительный анализ во времени, по половой принадлежности, возрасту и т.д.

6) Эксперимент:

1. опыты на животных с целью проверки новых профилактических и лечебных средств;

2. проверка эффективности новых инсектицидов, средств дезинфекции и дератизации;

3. проверка на людях новых вакцин и профилактических мероприятий;

4. эпизотоологические опыты по выявлению некоторых сторон эпидемического процесса.

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

7. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

8. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

9. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

10. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

1. Какие существуют эпидемиологические методы исследования?

2. С какой целью проводится эпидемиологическое обследование?

3. Медицинская статистика – это….?

4. На чем основывается анализ эпидемиологической ситуации в очаге?

Лекция №5

1. Тема: «Система профилактических и противоэпидемических мероприятий и средств».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемическом процессе.

3. Тезисы лекции:

Профилактика инфекционных заболеваний направлена на их предупреждение и включает проведение общих и специальных мероприятий.

К общим относятся государственные мероприятия социально – экономического характера, направленные на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан, улучшение условий труда и отдыха, медицинского обеспечения населения (улучшение материально-технического обеспечения медицинских учреждений, повышение квалификации персонала), санитарно-технические (коммунальное благоустройство) и мелиоративные мероприятия.

К специальным мероприятиям относят своевременное выявление и обезвреживание источника инфекции. Различают активные и пассивные методы выявления.

К активным методам выявления относятся: обход медицинскими работниками населенных квартир; выявление больных по сигналам санитарного актива; выявление больных при профилактических осмотрах и обследованиях; выявление больных в период медицинского наблюдения в очагах.

К пассивному выявлению относятся случаи обращения за медицинской помощью самого пациента или его родственников.

При проведении санитарно-просветительной работы необходимо пропагандировать раннее обращение больных. Лихорадящие пациенты должны вызывать врача на дом. При выявлении инфекционного больного подается экстренное извещение (форма 58), больной изолируется на дому или госпитализируется в стационар. Особое внимание уделяется декретированному контингенту – работникам питания, водоснабжения, детских дошкольных учреждений.

Показания к госпитализации могут быть клинические и эпидемиологические. К последним относятся: особенности профессии пациента - работник пищевого предприятия или лицо, к нему приравненное; проживание больного в общежитии, отсутствие коммунальных удобств, наличие детей, посещающих детские учреждения.

Госпитализация инфекционных больных проводится в инфекционный стационар (отделение), где пациент получает адекватное лечение. Выписка переболевших из стационара производится после нормализации клинических и лабораторных показателей под наблюдение врача КИЗа.

Санитарно-просветительная работа среди населения занимает существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний.

Особую роль играет пропаганда здорового образа жизни, включающая рациональное питание, занятия физкультурой и спортом, закаливание, борьбу с вредными привычками (курение, наркомания, алкоголизм), гигиену труда и отдыха.

Различают устные, печатные и наглядные методы санитарного просвещения. К средствам устной санитарно-просветительной работы относятся лекции, беседы, радиовещание; печатной – издание брошюр, буклетов, памяток, листовок, выпуск стенгазет и санбюллетеней; наглядной – плакаты, муляжи, слайды, кино-, видеофильмы, выставки, телепередачи и др.

Не менее важным мероприятием профилактики инфекционных заболеваний является установление карантина.

Карантин включает комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, предупреждающих занос инфекции на благополучную территорию, и препятствует распространению инфекции за пределы эпидемического очага.

Дезинфекция - уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде.

Различают два вида дезинфекции - очаговую и профи­лактическую. Очаговая дезинфекция проводится в эпиде­мических очагах и подразделяется на текущую (в присутствии источника) и заключительную (после удаления источника).

Текущая дез­инфекция проводится для немедленного уничтожения возбудителя инфекции после его выведения из организ­ма больного или носителя. С этой целью обеззараживают в первую очередь выделения, с которыми возбудители вы­водятся из организма.

Заключительную дезинфекцию про­водят в очаге (обычно однократно) после удаления источника инфекции (гос­питализация, выздоровление, смерть). Заключительную дезинфекцию в обязательном поряд­ке проводят в очагах чумы, холеры, возвратного тифа, эпи­демического сыпного тифа, болезни Брилля, лихорадки Ку (легочная форма), сибирской язвы и других высококонтагиозных заболеваний (вирусных геморрагических лихорадок, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллеза и др.).

Профилактическую дезинфекцию выполняют, когда источник инфекции не обнаружен, но возбу­дители могут накапливаться во внешней среде. При ее проведении предполагают, что инфекцион­ный больной может находиться среди здоровых людей.

Дезинфекционные мероприятия в ЛПУ направлены на предупреждение внутрибольничных инфекций среди персонала и пациентов. Различают механические, физические, химические, биологические способы дезинфекции.

Механические способы включают обмывание, вытряхивание, подметание, проветривание, стирка белья и др.

Физические способы дезинфекции предусматривают использование электроэнергии, ультразвука, холода, кипячение, сжигание. К химическим способам дезинфекции относится использование хлорсодержащих препаратов (хлорная известь, гипохлорит натрия, хлорамин Б, деохлор и др.), фенолсодержащих средств (лизоформин, лизетол, лизафин и др.).

Дератизация - комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками и пере­носчиками возбудителей инфекционных болезней. Дератизационные ме­роприятия могут проводиться с профилактической целью инаправлены на создание условий, препятствующих проникновению, засе­лению и размножению грызунов в жилых домах и хозяй­ственных постройках. Дератизация включает следующие способы: механические (капканы, ловушки, давилки), химические (применение ядохимикатов) и биологические (применение микроорганизмов- бактерий и вирусов, патогенных для грызунов).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: